Введение
Как любой хозяйствующий
субъект, российские кредитные
организации действуют в определенной
экономической среде, которая
оказывает решающее влияние на
функционирование всей кредитной
системы. Формирование нового
типа хозяйственных связей в
рамках проводимой экономической
реформы характеризуется радикальным,
охватывающим почти все сферы
экономики, быстрым переходом
к экономике рыночного типа. В
такой экономике важная роль
отводится формированию полноценного
рынка, который не может существовать
без конкуренции.
С последнего десятилетия
XX в. коммерческие банки стали практически
единственным институтом по распределению
финансовых ресурсов на рыночных принципах,
в основном через банковские кредиты и
депозиты. Современная ситуация характеризуется
развитием новых финансовых инструментов,
таких как: государственные долговые обязательства,
акции и долговые ценные бумаги предприятий,
депозитные и сберегательные сертификаты
и т.д. Все сильнее усиливается роль на
финансовом рынке небанковских финансовых
институтов (страховые компании, инвестиционные
и паевые фонды, и т.д.).
Сокращение государственного
вмешательства в экономику и
финансовая либерализация, конкуренция,
меняющаяся структура цен, нестабильность
экономики повышают риски финансовой
системы. Перед государственным
регулированием стоят три основные
задачи – безопасность, стабильность
и поддержание конкуренции.
Одновременно происходят
процессы концентрации и централизации
капитала: слияние банков, поглощение
более сильными мелких, придание банкам,
не отвечающим стандартам статуса небанковских
кредитных учреждений.
Интернационализация финансовой
сферы за счет появления на российском
рынке финансовых организаций с
участием иностранных капиталов
и проникновения отечественных
банков за рубеж позволяет России
подключиться к происходящим глобальным
организационным, экономическим и
технологическим изменениям в финансовых
системах многих стран мира.
Среди авторов классических
трудов, имеющих непосредственное отношение
к созданию теоретических основ
современных систем денежного регулирования,
особое место занимают Дж.М. Кейнс, И.
Фишер, М. Фридмен. В Российской Федерации
среди ученых, занимающихся исследованиями
по теме, можно выделить А.В. Аникина, В.В.
Ивантера, Л.Н. Красавину, В.М. Усоскина,
В.Н. Шенаева, Р.М. Энтова. Разработками
в этой области занимаются специалисты
института экономики РАН, института экономики
переходного периода и др. Среди зарубежных
экономистов и специалистов необходимо
отметить Б. Бернанка, Ч. Гудхарта, Г. Дебелля,
М. Кинга, Б. МакКаллума, Ф. Мишкина, Л. Свенссона,
Дж. Тейлора, С.Фишера, Б. Фридмена. Над
рассматриваемой проблемой работают специалисты
международных финансовых организаций,
среди которых особое место занимает Международный
Валютный Фонд, Европейского Центрального
банка и центральных банков различных
стран.
Одним из необходимых условий
устойчивого равновесного развития
народного хозяйства в рамках
смешанной экономики является формирование
четкого механизма денежно-кредитного
регулирования. Денежно-кредитная (монетарная)
политика государства - очень демократичный
инструмент воздействия на смешанную
экономику, не нарушающий суверенитета
большинства субъектов системы
бизнеса. В идеале денежно-кредитная
политика должна обеспечивать стабильность
цен, полную занятость и экономический
рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Главной целью денежно-кредитной
политики является помощь экономике в
достижении объема производства, характеризующегося
полной занятостью, отсутствием инфляции
и ростом. В РФ на данном этапе рациональная
денежно-кредитная политика должна минимизировать
инфляцию и спад производства, не допустить
роста безработицы. Несмотря на всю ее
скромность, задача эта достаточно сложная.
Таким образом, обусловлена
актуальность анализа направлений и механизма
функционирования банковской системы.
Целью работы является исследование проблем
функционирования и перспектив развития
банковской системы РФ на современном
этапе.
В связи с этим необходимо
рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть понятие банковской системы;
- провести анализ банковской система РФ;
- проанализировать текущее состояние и дать сравнение с банковскими системами других стран;
- выделить проблемы функционирования банковской системы РФ;
Глава 1.
Методологические основы построения банковской
системы
1.1.
Понятие и сущность банковской системы
РФ
- Банковская система -
это совокупность различных
видов национальных банков, банковских
институтов и кредитных учреждений, действующих
в рамках общего денежно-кредитного механизма,
существующая в той или иной стране в определенный
исторический период; составная часть
кредитной системы. Банковская система
включает Центральный банк, сеть коммерческих
банков и других кредитно-расчетных
центров. Центральный банк проводит государственную
эмиссионную и валютную политику, является
ядром резервной системы. Коммерческие
банки осуществляют все виды банковских
операций.
- Российская банковская система
сегодня - это банковская система переходного
хозяйства, отличающегося нестабильностью
и резкими структурными сдвигами. Как
важнейшая инфраструктура формирующейся
рыночной экономики России, она направлена
на обслуживание процессов становления
новых рынков, демонополизацию, приватизацию,
техническую и технологическую перестройку
национальной экономики. []
- Сущность банковской системы
заключается в том, что банки принимают
депозиты и сбережения от частных лиц,
предприятий и других организаций, осуществляют
переводы денежных средств из одного банка
в другой и оказывают своим клиентам другие
финансовые услуги. Банки выдают кредиты
для различных заемщиков и инвестируют
средства в корпоративные и государственные
ценные бумаги. Банковская система является
частью более широкой финансовой системы
и оказывает огромное влияние на функционирование
«денежной экономики» страны. Банковские
депозиты занимают центральную позицию
в формировании национальной денежные
массы в обращении, поэтому банковская
система находится под пристальным контролем
со стороны учреждений, ответственных
за ее функционирование.
- В России двухуровневая банковская
система, но она не может быть, естественно,
полностью адекватна классической двухуровневой
системе, созданной в большинстве стран
с развитой рыночной экономикой.
- Законодательство России в
настоящее время закрепляет двухуровневую
банковскую систему, в которой первый
уровень представлен Центральным банком,
принадлежащим государству, а второй состоит
из многочисленных негосударственных
(чаще всего коммерческих) банков, находящихся
в частной, корпоративной и муниципальной
собственности. [1, с. 21]
- Организационная структура
Банка России представлена в приложении
1. Двухуровневая банковская система отражает
сложившуюся практику распределения функций
и объема полномочий между ее различными
уровнями. Несмотря на законодательное
закрепление за Центральным банком права
проведения всех видов банковских операций,
его главной функцией выступает надзор
за негосударственными банками и поддержание
стабильности и надежности банковской
системы в целом. В то же время максимальный
объем проводимых в стране банковских
операций концентрируется в коммерческих
и иных негосударственных банках, работающих
непосредственно на рынке финансовых
услуг. Формальным признаком наличия двухуровневой
банковской системы являются два самостоятельных
нормативных акта, отдельно регулирующих
правовое положение Центрального и коммерческих
банков: федеральные законы от 10 июля 2002
г. «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» в редакции от 29 июля 2004
г. и от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской
деятельности» в редакции от 30 декабря
2004 г.
- В настоящее время деятельность
Центрального банка Российской Федерации
(Банка России) определяется Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)», принятом Государственной
Думой 27 июня 2002 года и другими федеральными
законами.
- Денежно-кредитное регулирование,
осуществляемое ЦБ, является одним из
элементов экономической политики государства
и представляет собой совокупность мероприятий,
направленных на изменение денежной массы
в обращении, объема кредитов, уровня процентных
ставок и других показателей денежного
обращения и рынка ссудных капиталов.
Оно нацелено на достижение стабильного
экономического роста, низкого уровня
инфляции и безработицы. В законах о центральных
банках особо подчеркивается их ответственность
за стабильность денежного обращения
и курса национальной валюты.
- Правовой статус кредитной
организации регулируется конституционным,
гражданским и банковским правом. Конституция
РФ1
устанавливает определенные нормы, которые
регулируют основы правового положения
юридического лица, которые тем самым
являются основами правового положения
и кредитной организации. Следовательно,
следует различать конституционный, гражданско-правовой,
а также - банковский статусы кредитной
организации.
- В банковской системе сложились
различные типы кредитных учреждений,
качественно отличающиеся друг от друга
по источникам ресурсов, характеру размещения,
стратегиям развития и т.п. Важнейшие «типовые»
различия между банковскими институтами
предопределялись следующими обстоятельствами: типом интеграции банка с производственным
капиталом; размером банка; хозяйственным
профилем корпоративной клиентуры банка;
наличием или отсутствием участия государства
в управлении [2, с. 23]
- Фактор вмешательства государства
в кредитную политику банка, как правило,
обуславливает высокую долю заведомо
безвозвратной задолженности в кредитном
портфеле, даже в случае, когда банк позиционируется
в обслуживании сравнительно благополучного
сегмента экономики. Исходя из отмеченных
обстоятельств, в банковской системе сложились
следующие ключевые, отличные друг от
друга группы банков (см. приложение 2).
Эти группы характеризуются различной
структурой деятельности и стратегиями
развития (см. приложение 3).
- Помимо отмеченных групп, в
качестве двух резко отличающихся и глубоко
обособленных от остальных сегментов
банковской системы выделяются Сбербанк
РФ и дочерние банки иностранных банков.
Первый - находящийся под контролем ЦБ
РФ монополист на рынке частных вкладов
(72-75% рынка) и крупнейший оператор на рынке
государственных ценных бумаг (62-65% от
совокупного банковского портфеля). Доля
других видов активных и пассивных операций
в балансе этого банка незначительна.
Вторая группа представляла собой канал
для размещения ресурсов, поступающих
из-за рубежа от материнских компаний,
в рублевые финансовые инструменты (ГКО-ОФЗ),
кредиты российским экспортерам, импортерам
и подразделениям иностранных компаний. [3, с. 26]
- Развитие российской банковской
системы происходит на фоне позитивных
изменений общей макроэкономической ситуации
в стране, обусловленных, прежде всего,
благоприятными условиями для осуществления
внешнеэкономической деятельности и выгодной
мировой конъюнктурой на традиционные
товары российского экспорта. Отмечаются
рост производства товаров и услуг, стабилизация
ситуации на валютном рынке, увеличение
реальных доходов населения, повышение
инвестиционной активности. Позитивным
фактором стало также снижение темпов
инфляции.
- Наметились позитивные сдвиги
в бюджетной сфере, которые проявились
в увеличении налоговых поступлений в
бюджет и превышении доходов бюджета над
его расходами. Улучшение состояния государственных
финансов позволило не прибегать к широким
заимствованиям на внутреннем рынке.
- В целом же состояние банковской
системы России отражает общее состояние
экономики, финансовой сферы и правового
регулирования. Банковская система слабо
защищена от многочисленных, в том числе
системных, рисков и в силу этого обладает
низким функциональным потенциалом.
1.2.
История банковской системы РФ
- Изучение истории развития
банковской системы РФ целесообразно
начать с государственной монополии
на банковское дело, установленной
после революции 1917 г. и реализованной
путем национализации частных коммерческих
банков и других кредитных институтов
и их слияния с Государственным банком.
В результате этого образовался так называемый
Народный банк РСФСР, переданный в подчинение
Наркомфина (декрет ВЦИК от 14 (27) декабря
1917 г.). Однако, в период гражданской войны,
когда большинство предприятий было переведено
на сметное финансирование (все доходы
предприятия забирало государство, а потом
в соответствии с составленной для этого
предприятия сметой выделяло ему необходимые
для его функционирования средства), смысл
в проведении нормальных банковских операций
пропал, и, в конце концов, деятельность
Народного банка свелась к осуществлению
расчетно-кассовых операций. В итоге в
январе 1920 г. он был ликвидирован как самостоятельная
организация и объединен с Центральным
бюджетно-расчетным управлением Наркомата
финансов.
[6. c. 62]
- С переходом к НЭПу и, следовательно,
с реабилитацией денежного хозяйства,
декретом ВЦИК от 7 октября 1921 г. был вновь
учрежден Государственный банк РСФСР
(позже — Госбанк СССР), подчинявшийся
Наркомфину. Первоначально в круг его
обязанностей входило проведение кредитных
(выдача целевых кредитов, учет векселей),
расчетных (банковские переводы и аккредитивы),
кассовых и даже торговых операций. Таким
образом, на первых порах Государственный
банк был обычным коммерческим банком
со стандартным кругом операций.
- Лишь с началом денежной реформы
1922—1924 гг. декретами СНК РСФСР от 25 июля
и 11 октября 1922 г. Госбанку было предоставлено
монопольное право выпуска банкнот —
червонцев. Позже он стал выпускать и казначейские
билеты. В результате Государственный
банк превратился в центральный эмиссионный
банк, отвечающий за регулирование денежного
обращения. По сути дела, на заре своей
деятельности советский Госбанк был копией
российского Государственного банка,
выполняя примерно те же функции и обладая
теми же полномочиями.
- С того же 1922 года в СССР возрождается
многоуровневая и многоукладная банковская
система, напоминавшая во многом дореволюционную
и включавшая Государственный банк, акционерные
отраслевые и территориальные, кооперативные,
коммунальные и сельскохозяйственные
банки, сберегательные кассы, кредитные
кооперативы и общества взаимного кредита.
Большинство вновь появившихся кредитных
институтов, исключая общества взаимного
кредита и кооперативные кредитные товарищества,
находилось в государственной собственности.
Коммунальные банки — аналог российских
городских общественных банков — находились
в муниципальной собственности; общества
сельскохозяйственного кредита по составу
своего капитала были смешанными — в нем
участвовало государство и в незначительной
степени крестьяне-пайщики; наконец, сберегательные
кассы, как и до революции, принадлежали
государству в лице Наркомата финансов.
[6. c. 72]
- Господствующее положение
занимали Госбанк и так называемые специальные
банки, которые, как явствовало из их названия,
должны были обслуживать отдельные отрасли
народного хозяйства. Формально спецбанки
были акционерными обществами, однако
акции эти «не могли быть предметом купли
и продажи и были закреплены за определенными
акционерамиОб общей структуре банковского
сектора в 1920-х гг. можно составить представление
по нижеследующей таблице (см. табл. 1.1).
- Таблица 1.1
- Сводный баланс советской банковской
системы в 1924 и 1928 гг.
-
- Следующим шагом на пути к делиберализации
отношений в кредитно-денежной сфере была
так называемая кредитная реформа 1930—1932
гг. Реформа сводилась к двум главным преобразованиям.
Во-первых, было запрещено взаимное кредитование
предприятий, чем почти до предела суживался
маневр предприятий в сфере обращения.
Вторая составляющая кредитной реформы
– дальнейшее разграничение функций банков.
Частные банки как-то незаметно сошли
на нет.
- Еще более радикальные изменения
последовали в 1990 г., когда в РСФСР и СССР
одновременно вышли законы о банковской
системе. Менее чем через год после выхода
в свет этих законов СССР прекратил свое
существование. 2 декабря 1990 г. вступили
в силу два закона «О банках и банковской
деятельности в РСФСР» и «О Центральном
банке РСФСР (Банке России)». Они заложили
базу современной двухуровневой банковской
системы, функционирующей ныне в России.
[6. c. 37]
Глава
2. Анализ современного состояния
банковской системы РФ
2.1. Конкурентная
среда в современном банковском секторе
и тенденции в её изменении
В общем виде конкуренцию
можно определить как соперничество
рыночных субъектов, заинтересованных
в достижении одной и той же
цели. Такими рыночными субъектами являются
либо продавцы, либо покупатели. Характерные
признаки конкуренции: существование
рынков с альтернативными возможностями
выбора для покупателей (продавцов); наличие
большего или меньшего количества покупателей
(продавцов), соревнующихся между собой
и использующих различные инструменты
рыночной политики; чередование применения
этих инструментов одними конкурентами
и ответных мер других конкурентов.[4. c.12]
Аналогично банковская конкуренция
- это совершающийся в динамике
процесс соперничества коммерческих
банков и прочих кредитных институтов,
в ходе которого они стремятся обеспечить
себе прочное положение на рынке кредитов
и банковских услуг.2
Банковская конкуренция
- понятие достаточно условное, так
как конкурируют на банковском рынке
не только банки. Даже в финансовом
секторе этого рынка можно
выделить три уровня конкурентной борьбы:3
- конкуренцию между коммерческими банками;
- конкуренцию банков с небанковскими финансовыми институтами;
- конкуренцию банков с нефинансовыми организациями.
Существуют следующие
виды банковской конкуренции:
а) Конкуренция продавцов
и конкуренция покупателей.
Нельзя сказать однозначно
является ли банковский рынок рынком
покупателей или рынком продавцов,
так как с одной стороны, банковский
рынок не является чем-то единым и
неделимым, а складывается из множества
частных рынков; с другой стороны,
любой банк может выступать как
в роли продавца, так и в роли
покупателя.
б) Внутриотраслевая и межотраслевая
конкуренция.
Внутриотраслевая конкуренция
- это конкуренция между фирмами
одной отрасли, производящими аналогичные
товары, которые удовлетворяют одну
и ту же потребность, но различаются
по цене, качеству, ассортименту. Межотраслевая
конкуренция - это конкуренция между
предприятиями разных отраслей.
Внутриотраслевая банковская
конкуренция. На этапе разработки своей
конкурентной стратегии каждый кредитный
институт должен решить, будет ли он
специализированным или универсальным,
взвесить преимущества и недостатки
альтернативных стратегических решений.
В наши дни сложилось представление
о том, что универсальные банки
при прочих равных условиях обладают
конкурентным преимуществом, заключающемся
в возможности рассеивания риска
на широкий ассортимент реализуемых
товаров. Следовательно, при наличии
достаточных финансовых ресурсов решение
должно приниматься однозначно в
пользу универсализации.
Внутриотраслевая конкуренция
в экономике может существовать
в двух основных формах: предметная
и видовая конкуренция.
Предметная банковская конкуренция
возможна в предоставлении услуг
так называемого массового ассортимента,
являющихся в основе своей стандартизированными,
однородными. Так, в настоящее время практически
все коммерческие банки принимают от населения
вклады до востребования, сберегательные,
срочные вклады и т.д. По этим стандартизированным
услугам в разных банках имеются только
ценовые отличия (разная величина процентной
ставки).
Однако далеко не все банковские
услуги являются стандартизированными.
Многие из них носят индивидуальный
характер, ориентированы на решение
финансовых проблем конкретного
клиента. Здесь появляется видовая
конкуренция.
Таким образом, внутриотраслевая
конкуренция в банковском деле существует
в основном в форме видовой
конкуренции. С точки зрения составления
конкурентной стратегии это означает,
что разработка новых ассортиментных
единиц в рамках существующего вида
ещё не обеспечивает конкурентного
преимущества, если она не подкрепляется
мерами по формированию потребительских
предпочтений.
Межотраслевая банковская конкуренция.
Если внутриотраслевая конкуренция
в банковском деле осуществляется между
действующими в той или иной банковской
отрасли институтами, то межотраслевая
конкуренция развёртывается между
субъектами, интересы которых ранее
не пересекались.
Межотраслевая конкуренция
в экономике может осуществляться
в формах конкуренции посредством
перелива капитала или функциональной
конкуренции (конкуренции субститутов).
Конкуренция посредством
перелива капитала возникает при
смене предприятием профиля своей
деятельности или её диверсификации.
Она вызывается различиями конъюнктуры
и нормы прибыли в разных отраслях.
Функциональная конкуренция,
в отличие от этого, не предполагает
перехода в другую отрасль. Она основывается
на том факте, что совершенно разные
товары, производимые предприятиями
различных отраслей, могут выполнять
для потребителя одинаковые функции
и выступать в качестве взаимозаменяемых
товаров (товаров-субститутов).
Для банковского дела явно
доминирующим видом межотраслевой
конкуренции является перелив капитала.
Он происходит при проникновении
новичков на исконно банковские рынки,
а также при попытке банков
завоевать себе место в новых
для них отраслях.
Важной особенностью входных
барьеров в банковских отраслях является
отсутствие патентной защиты нововведений.
В связи с этим любая финансовая
инновация, любая новая банковская
услуга, внедрённая одним кредитным
институтом, может быть в течение
короткого времени воспроизведена
его конкурентами.