Международная валютно-финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение международных валютно-финансовых отношений. Для изучения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) изучить теоретические основы международной валютно-финансовой системы и ее основных составляющих;
б) рассмотреть особенности функционирования различных типов международных валютно-финансовых систем;
в) рассмотреть элементы международной валютно-финансовой системы и ее особенности в современных условиях;
в) обозначить перспективы развития международной валютно-финансовой системы.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие международной валютно-финансовой системы как результата развития валютно-финансовых отношений между странами 4
2. Особенности функционирования различных типов международных валютно-финансовых систем 7
2.1 Роль Парижской международной валютно-финансовой системы в установлении валютных отношений между странами 7
2.2 Трансформация валютных отношений, основанных на золотом стандарте при функционировании Генуэзской и Бреттон-Вудской валютных систем 9
2.3 Принципы функционирования Ямайской валютной системы 16
3. Элементы международной валютно-финансовой системы и ее особенности в современных условиях 19
3.1 Основные формы мировых денег как основа международной валютно-финансовой системы 19
3.2 Валютный рынок, конвертируемость валют и порядок установления валютного курса 21
3.3 Организация валютного регулирования и валютного контроля 25
3.4 Деятельность международного валютно-финансового фонда в сфере регулирования валютных отношений 27
4. Перспективы развития международной валютно-финансовой системы и место Российской Федерации в ней 31
4.1 Трансформация международной валютно-финансовой системы в связи с появлением евро и формирование Европейской валютной системы 31
4.2 Место России в системе международных валютно-финансовых отношений 35
Заключение 39
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

курсовая по дкб.docx

— 83.57 Кб (Скачать файл)

Фиксация валютного курса осуществляется или согласно золотому паритету (гарантированному золотому содержанию национальной денежной единицы), или по международному договору. При классическом золотом стандарте, то есть при свободном размене  валют на золото в центральном  банке, валютный курс устанавливается  в пропорциях к его золотому содержанию.

В той или иной степени правительство  страны устанавливает официальные  обменные курсы, регулярно публикующиеся  в специальных бюллетенях. В России официальный курс рубля устанавливается  Центральным Банком РФ для использования  в расчетах доходов и расходов государственного бюджета, всех видов  платежно-расчетных отношений государства  с организациями и гражданами, а также целей налогообложения  и бухгалтерского учета.

Фиксирование национальной денежной единицы в иностранной называется валютной котировкой. Принято различать  прямую и обратную (косвенную) котировку. Прямая котировка — это цена иностранной валюты, сложившаяся на национальном рынке. Она показывает количество валюты-измерителя, приходящегося на единицу котируемой валюты. Обратная (косвенная) котировка отражает количество единиц котируемой валюты, приходящееся на единицу валюты-измерителя. Курс одной валюты по отношению к другой может быть определен также через третью валюту. В этом случае он называется кросс-курсом. Необходимость в таких котировках возникает в тех случаях, когда объем прямых обменных операций между двумя валютами относительно мал, и, следовательно, не складываются достаточно представительные прямые котировки. Кроме того, даже при наличии надежных прямых котировок расчет кросс-курса может дать несколько отличную величину курса.

3.3 Организация валютного регулирования и валютного контроля

 

Система валютного регулирования  и контроля предназначена для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий.  

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными  операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению  использования иностранной валюты.

От валютного регулирования  следует отличать валютный контроль.

Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими  лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

Органами валютного регулирования  является ЦБР и правительство РФ; они имеют полномочия выпускать нормативные акты по данному кругу вопросов, но лишь в рамках, предусмотренных самим законом. В основном полномочия этих органов сводятся к установлению резервных требований и требований по использованию спецсчетов по определенным видам валютных операций.

Органами валютного контроля являются ЦБР, а также уполномоченные правительством федеральные органы (прежде всего, Государственный таможенный комитет). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг и др. Все вместе они контролируют соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами.

Что касается текущих валютных операций резидентов с нерезидентами, они  проводятся без ограничений, но под  контролем государства. Закон сохраняет  обязательность репатриации резидентами  валютной выручки и ее частичной  продажи. Фиксируется также действующая  система паспортов сделок и валютного  контроля со стороны уполномоченных банков в отношении внешнеэкономических  контрактов.

Физическим лицам-резидентам разрешено без ограничений приобретать у нерезидентов (а также продавать и производить другие операции) внешние ценные бумаги на сумму до 150 тыс. долл. в год.

Валютные операции между резидентами  запрещены. Зато резидентам разрешено  открывать счета в зарубежных банках, но с обязательным уведомлением своего налогового органа.

Кроме того, разрешены без ограничений  многие валютные операции резидентов с уполномоченными банками. Например, получение и возврат кредитов; внесение средств на банковские счета и получение их со счетов; банковские гарантии, исполнение обязательств по поручительству и залогу. 

Отдельно регулируются валютные операции между самими банками.

Нерезиденты могут открывать как  валютные, так и рублевые счета  в уполномоченных банках РФ. Режим  счетов устанавливает ЦБР. При этом нерезиденты могут без ограничений  переводить валюту на свои счета в  РФ и обратно за границу, а также  рубли из-за границы в РФ (но не наоборот).

Валютные операции между нерезидентами  также регулируются рассматриваемым  законом РФ. (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Операции с рублевыми ценными бумагами нерезиденты производят в рамках законодательства РФ.  Порядок ведения операций устанавливается ЦБР, при этом возможно введение для них спецсчетов. Операции в рублях между нерезидентами производятся через их банковские счета, режим которых устанавливает ЦБР.

Купля-продажа валюты в РФ разрешена  только через банки. Порядок оформления сделок устанавливает ЦБР.

Что касается юридических лиц, для них порядок купли-продажи валюты устанавливает ЦБР. Он может потребовать как использования спецсчета, так и резервирования (до 100% на срок до 60 дней или до 20% на срок до года).

Продажа валюты в некоторых случаях  обязательна. Речь идет об обязательной продаже валютной выручки, то есть валюты, полученной резидентами по сделкам с нерезидентами. Долю обязательной продажи устанавливает ЦБР, но не более 30%. 

Физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, имеют право  ввезти любое количество наличной валюты (с оформлением таможенной декларации). Вывезти же они могут лишь 10 тыс. долл. единовременно, причем до 3 тыс. –  без декларации.

Юридические лица (резиденты и нерезиденты) ввозят и вывозят валюту и внешние  ценные бумаги по декларации, а рубли  и внутренние бумаги – в порядке, устанавливаемом правительством по согласованию с ЦБР.

3.4 Деятельность международного валютно-финансового фонда в сфере регулирования валютных отношений

 

Фонд, являющийся специализированным учреждением ООН, начал осуществлять операции в 1946 году.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с  введением специальных прав заимствования  – СДР. СДР – международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ.), в 1976–1978 гг. (с ликвидацией Бреттон – Вудской валютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции – приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ).

Два основных момента в Уставе МВФ  обеспечивают гибкость в достижении внешнего равновесия:

  1. Кредитные услуги МВФ. МВФ готов предоставлять валютные кредиты своим членам, чтобы дать им возможность преодолеть период, на протяжении которого баланс текущих операций находится в дефиците, а проведение более жесткой кредитно–денежной или бюджетной политики оказало бы нежелательное воздействие на занятость в стране. Общий резерв золота и валюты, формируемый членами, представляет ресурсы МВФ, используемые в этих кредитных операциях.

Каким образом МВФ осуществляет кредитование? При вступлении в МВФ  новый член вносит квоту, которая  определяет как его вклад в  общий резервный фонд, так и  его право привлекать ресурсы  МВФ. Каждый член вносит в Фонд золото в количестве, равном по стоимости  ј квоты. Остальные ѕ квоты  вносятся в его собственной национальной валюте. Страна–член наделяется правом использования собственной валюты для временных закупок золота или иностранной валюты у Фонда в размере, равном по стоимости ее членскому взносу в золоте. Государство может брать у Фонда дополнительные ссуды в золоте и иностранной валюте, однако лишь при условии все более жесткого надзора Фонда за макроэкономической политикой заемщика. Такой надзор за политикой стран–членов, являющихся крупными заемщиками ресурсов Фонда, называется обусловленностью займов МВФ.

  1. Регулируемые паритеты. Хотя валютный курс страны зафиксирован, его можно изменить – девальвировать или ревальвировать, если МВФ признает, что платежный баланс страны находится в состоянии “фундаментального не равновесия”. В Уставе нет определения фундаментального не равновесия, однако этот термин применяется по отношению к странам, постоянно испытывающим неблагоприятное воздействие международных изменений на спрос на их товары. Без девальвации в таких странах была бы более высокая безработица и больший дефицит баланса текущих операций до тех пор, пока внутренний уровень цен не упал бы достаточно низко, чтобы восстановить внутренний и внешний баланс. С другой стороны, девальвация может одновременно улучшить ситуацию и с занятостью и со счетом текущих операций, исключая, таким образом, длительный и болезненный процесс восстановления равновесия, в ходе которого международные резервы все равно утекли бы. Помня о британском опыте завышенной оценки валюты после 1925г., основатели МВФ встроили в систему механизм изменения валютных курсов. Однако это не допускалось в отношении американского доллара.

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту страны–должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиков за СКВ или СДР. Базой кредитных сумм является квота уставного фонда МВФ, которая приходится на страну, члена организации. Так, квота России составляет 2,99 % (4,3 млрд. СДР). Для сравнения, квота США=18,2 % (26,5 млрд. СДР).

Эта организация оказывает воздействие  на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ  руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны–члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

 

Цели:

  1. содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;
  2. создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли;
  3. содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;
  4. оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;
  5. предоставление на временной основе финансовых средств странам–членам для корректировки их платежных балансов без применения мер, деструктивных для процветания на национальных и международных уровнях;
  6. сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств–членов.

Функции:

  1. поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования;
  2. Специальные права заимствования (СПЗ) – международные резервные активы, созданные Фондом в 1969 г. в целях удовлетворения долгосрочных глобальных потребностей в обеспечении средств, дополняющих существующие международные резервы.

Стоимость СПЗ определяется ежедневно  на основе рыночного обменного курса 5 основных валют мира (доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены). Будущая роль СПЗ в настоящее  время обсуждается.

МВФ является гарантом безопасности экономики стран, которые  в нем состоят. Данный Фонд помогает странам во время спада или  нестабильности экономики. Он особенно эффективен во время кризисов различного характера.  
4. Перспективы развития международной валютно-финансовой системы и место Российской Федерации в ней

4.1 Трансформация международной валютно-финансовой системы в связи с появлением евро и формирование Европейской валютной системы

 

Все началось с того, что в декабре 1991 г. руководители государств – членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты. После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств – членов Европейского Союза – Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза – Великобритании, Дании, Швеции и Греции – является делом времени. [11].

1 января 1999 г. страны – участницы ЭВС ввели единую валюту Евро. Новая валюта заменила ЭКЮ (Европейская валютная единица ECU ( European Currency Unit ) – синтетическая валюта (currency busket – валютная корзина), взвешенная комбинация двенадцати Европейских валют, принятая в 1979 г. Заслуживает на сегодняшний день особого внимания, так как служит основой Европейского режима обменных курсов (ERM – exchange rate mechanism), который укажет ориентиры при введении международной валюты Евро) и уже заняла преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза. Хотя национальные валюты пока еще сохраняют физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность, и будут все более тесно привязываться к Евро.

Правовой статус Евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами – членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на принципах и нормах международного частного права.

Информация о работе Международная валютно-финансовая система