Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение международных валютно-финансовых отношений. Для изучения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) изучить теоретические основы международной валютно-финансовой системы и ее основных составляющих;
б) рассмотреть особенности функционирования различных типов международных валютно-финансовых систем;
в) рассмотреть элементы международной валютно-финансовой системы и ее особенности в современных условиях;
в) обозначить перспективы развития международной валютно-финансовой системы.
Введение 3
1. Понятие международной валютно-финансовой системы как результата развития валютно-финансовых отношений между странами 4
2. Особенности функционирования различных типов международных валютно-финансовых систем 7
2.1 Роль Парижской международной валютно-финансовой системы в установлении валютных отношений между странами 7
2.2 Трансформация валютных отношений, основанных на золотом стандарте при функционировании Генуэзской и Бреттон-Вудской валютных систем 9
2.3 Принципы функционирования Ямайской валютной системы 16
3. Элементы международной валютно-финансовой системы и ее особенности в современных условиях 19
3.1 Основные формы мировых денег как основа международной валютно-финансовой системы 19
3.2 Валютный рынок, конвертируемость валют и порядок установления валютного курса 21
3.3 Организация валютного регулирования и валютного контроля 25
3.4 Деятельность международного валютно-финансового фонда в сфере регулирования валютных отношений 27
4. Перспективы развития международной валютно-финансовой системы и место Российской Федерации в ней 31
4.1 Трансформация международной валютно-финансовой системы в связи с появлением евро и формирование Европейской валютной системы 31
4.2 Место России в системе международных валютно-финансовых отношений 35
Заключение 39
Библиографический список 40
Фиксация валютного курса
В той или иной степени правительство
страны устанавливает официальные
обменные курсы, регулярно публикующиеся
в специальных бюллетенях. В России
официальный курс рубля устанавливается
Центральным Банком РФ для использования
в расчетах доходов и расходов
государственного бюджета, всех видов
платежно-расчетных отношений
Фиксирование национальной денежной
единицы в иностранной
Система валютного регулирования и контроля предназначена для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий.
Валютное регулирование - деятельность
государственных органов по управлению
обращением валюты, контролю за валютными
операциями, воздействию на валютный
курс национальной валюты, ограничению
использования иностранной
От валютного регулирования следует отличать валютный контроль.
Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.
Органами валютного
Органами валютного контроля являются ЦБР, а также уполномоченные правительством федеральные органы (прежде всего, Государственный таможенный комитет). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг и др. Все вместе они контролируют соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами.
Что касается текущих валютных операций
резидентов с нерезидентами, они
проводятся без ограничений, но под
контролем государства. Закон сохраняет
обязательность репатриации резидентами
валютной выручки и ее частичной
продажи. Фиксируется также действующая
система паспортов сделок и валютного
контроля со стороны уполномоченных
банков в отношении
Физическим лицам-резидентам разрешено без ограничений приобретать у нерезидентов (а также продавать и производить другие операции) внешние ценные бумаги на сумму до 150 тыс. долл. в год.
Валютные операции между резидентами запрещены. Зато резидентам разрешено открывать счета в зарубежных банках, но с обязательным уведомлением своего налогового органа.
Кроме того, разрешены без ограничений многие валютные операции резидентов с уполномоченными банками. Например, получение и возврат кредитов; внесение средств на банковские счета и получение их со счетов; банковские гарантии, исполнение обязательств по поручительству и залогу.
Отдельно регулируются валютные операции между самими банками.
Нерезиденты могут открывать как
валютные, так и рублевые счета
в уполномоченных банках РФ. Режим
счетов устанавливает ЦБР. При этом
нерезиденты могут без
Валютные операции между нерезидентами также регулируются рассматриваемым законом РФ. (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Операции с рублевыми ценными бумагами нерезиденты производят в рамках законодательства РФ. Порядок ведения операций устанавливается ЦБР, при этом возможно введение для них спецсчетов. Операции в рублях между нерезидентами производятся через их банковские счета, режим которых устанавливает ЦБР.
Купля-продажа валюты в РФ разрешена только через банки. Порядок оформления сделок устанавливает ЦБР.
Что касается юридических лиц, для них порядок купли-продажи валюты устанавливает ЦБР. Он может потребовать как использования спецсчета, так и резервирования (до 100% на срок до 60 дней или до 20% на срок до года).
Продажа валюты в некоторых случаях обязательна. Речь идет об обязательной продаже валютной выручки, то есть валюты, полученной резидентами по сделкам с нерезидентами. Долю обязательной продажи устанавливает ЦБР, но не более 30%.
Физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, имеют право ввезти любое количество наличной валюты (с оформлением таможенной декларации). Вывезти же они могут лишь 10 тыс. долл. единовременно, причем до 3 тыс. – без декларации.
Юридические лица (резиденты и нерезиденты) ввозят и вывозят валюту и внешние ценные бумаги по декларации, а рубли и внутренние бумаги – в порядке, устанавливаемом правительством по согласованию с ЦБР.
Фонд, являющийся специализированным учреждением ООН, начал осуществлять операции в 1946 году.
Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением специальных прав заимствования – СДР. СДР – международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ.), в 1976–1978 гг. (с ликвидацией Бреттон – Вудской валютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции – приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ).
Два основных момента в Уставе МВФ обеспечивают гибкость в достижении внешнего равновесия:
Каким образом МВФ осуществляет кредитование? При вступлении в МВФ новый член вносит квоту, которая определяет как его вклад в общий резервный фонд, так и его право привлекать ресурсы МВФ. Каждый член вносит в Фонд золото в количестве, равном по стоимости ј квоты. Остальные ѕ квоты вносятся в его собственной национальной валюте. Страна–член наделяется правом использования собственной валюты для временных закупок золота или иностранной валюты у Фонда в размере, равном по стоимости ее членскому взносу в золоте. Государство может брать у Фонда дополнительные ссуды в золоте и иностранной валюте, однако лишь при условии все более жесткого надзора Фонда за макроэкономической политикой заемщика. Такой надзор за политикой стран–членов, являющихся крупными заемщиками ресурсов Фонда, называется обусловленностью займов МВФ.
Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту страны–должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиков за СКВ или СДР. Базой кредитных сумм является квота уставного фонда МВФ, которая приходится на страну, члена организации. Так, квота России составляет 2,99 % (4,3 млрд. СДР). Для сравнения, квота США=18,2 % (26,5 млрд. СДР).
Эта организация оказывает
Цели:
Функции:
Стоимость СПЗ определяется ежедневно на основе рыночного обменного курса 5 основных валют мира (доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены). Будущая роль СПЗ в настоящее время обсуждается.
Все началось с того, что в декабре 1991 г. руководители государств – членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты. После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств – членов Европейского Союза – Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза – Великобритании, Дании, Швеции и Греции – является делом времени. [11].
1 января 1999 г. страны – участницы ЭВС ввели единую валюту Евро. Новая валюта заменила ЭКЮ (Европейская валютная единица ECU ( European Currency Unit ) – синтетическая валюта (currency busket – валютная корзина), взвешенная комбинация двенадцати Европейских валют, принятая в 1979 г. Заслуживает на сегодняшний день особого внимания, так как служит основой Европейского режима обменных курсов (ERM – exchange rate mechanism), который укажет ориентиры при введении международной валюты Евро) и уже заняла преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза. Хотя национальные валюты пока еще сохраняют физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность, и будут все более тесно привязываться к Евро.
Правовой статус Евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами – членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на принципах и нормах международного частного права.
Информация о работе Международная валютно-финансовая система