Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение международных валютно-финансовых отношений. Для изучения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) изучить теоретические основы международной валютно-финансовой системы и ее основных составляющих;
б) рассмотреть особенности функционирования различных типов международных валютно-финансовых систем;
в) рассмотреть элементы международной валютно-финансовой системы и ее особенности в современных условиях;
в) обозначить перспективы развития международной валютно-финансовой системы.
Введение 3
1. Понятие международной валютно-финансовой системы как результата развития валютно-финансовых отношений между странами 4
2. Особенности функционирования различных типов международных валютно-финансовых систем 7
2.1 Роль Парижской международной валютно-финансовой системы в установлении валютных отношений между странами 7
2.2 Трансформация валютных отношений, основанных на золотом стандарте при функционировании Генуэзской и Бреттон-Вудской валютных систем 9
2.3 Принципы функционирования Ямайской валютной системы 16
3. Элементы международной валютно-финансовой системы и ее особенности в современных условиях 19
3.1 Основные формы мировых денег как основа международной валютно-финансовой системы 19
3.2 Валютный рынок, конвертируемость валют и порядок установления валютного курса 21
3.3 Организация валютного регулирования и валютного контроля 25
3.4 Деятельность международного валютно-финансового фонда в сфере регулирования валютных отношений 27
4. Перспективы развития международной валютно-финансовой системы и место Российской Федерации в ней 31
4.1 Трансформация международной валютно-финансовой системы в связи с появлением евро и формирование Европейской валютной системы 31
4.2 Место России в системе международных валютно-финансовых отношений 35
Заключение 39
Библиографический список 40
Однако одновременно Евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами 11 стран ЭВС – он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования.
В правовых актах ЕС, касающихся Евро, выделяются следующие положения:
После краха Бреттон–Вудской системы и Смитсоновского соглашения 1973 года у центральных банков оказались развязаны руки. Они напечатали денег, которые пошли на финансирование социальных расходов государства в соответствии с идеей так называемого «государства всеобщего благосостояния» и поддержку нерентабельных предприятий. Предприятия эти либо непосредственно принадлежали государству, либо жили на государственные субсидии. Кроме того, центральные банки открыли коммерческим банкам весьма «гибкие» кредитные линии, так что эти последние смогли выдавать огромные кредиты региональным и муниципальным властям.
Для тех, кто первым получил доступ к новым деньгам, наступили золотые дни. В Германии от эмиссии выиграли в первую очередь банки, металлурги, производители автомобилей, чиновники, профсоюзы и производители лекарств. Однако были и побочные эффекты, причем даже для наиболее привилегированных групп.
Во-первых, вызванный эмиссией рост цен (иначе говоря, инфляция) привел к «бегству от денег», что ударило по рынку кредитов. Это, естественно, вызвало недовольство со стороны банков и промышленности.
Во-вторых, инфляция ударила по людям с фиксированными доходами и обесценила сбережения населения. Это вызвало недовольство со стороны среднего класса, особенно госслужащих.
В-третьих, инфляция привела к тому, что граждане стали менее охотно делать сбережения. Во многих странах эта тенденция только начала намечаться, однако все заинтересованные лица ясно понимали, что рост темпов инфляции неизбежно вызовет резкое сокращение сбережений. Поскольку в то время существовали гораздо более жесткие, чем сейчас, ограничения на передвижения капиталов, то эта перспектива вызывала законную тревогу у бизнесменов. Государства в лице руководителей своих органов, и те забеспокоились ввиду возможного сокращения налоговых поступлений.
В-четвертых, возникла новая проблема – скачки валютных курсов.
В новой системе, основанной на необеспеченных бумажных деньгах, всё было по–другому. Национальные валюты утратили всякую связь с золотом, поэтому центральные банки стали сами решать, сколько им напечатать денег. Так как франков печаталось больше, чем немецких марок, а немецких марок – больше, чем швейцарских франков и т.п., то пропорции, в которых валюты обменивались одна на другую, стали постоянно меняться, причем непредсказуемым образом. Это негативно сказалось на международной торговле, в особенности, на движении капиталов.
На этом фоне повсюду возникли
новые группы интересов, требовавшие
возврата к системе фиксированных
курсов. В 1979 году их усилия привели
к созданию Европейской валютной
системы. На Бременской конференции
в конце 1978 года правительства Франции,
Германии, Италии, Голландии, Бельгии,
Люксембурга, Дании и Ирландии договорились
об установлении «коридоров» для
национальных валют. В результате на
свет появилась претенциозная
EBС соответствовала тем
требованиям, выполнение
В то же время ЕВС не предусматривала погашения национальных валют золотом. В этой системе вообще не было денежного товара, подобного золоту. Национальные валюты продолжали быть необеспеченными бумажными деньгами, ЕВС регулировала исключительно курсы, по которым они обменивались друг на друга.
Понятно, почему ЕВС была устроена именно таким образом. Наличие денежного товара (золота) резко ограничивает возможность эмиссии необеспеченных денег. Но правящие круги стран, создавших ЕВС, как раз больше всего были заинтересованы в том, чтобы иметь возможность допечатывать «пустые» деньги. Именно приоритетный доступ к новым деньгам обеспечивал укрепление их экономических позиций. Поэтому ЕВС могла быть основана только на бумажных деньгах.
Национальная валютная система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. Национальная валютная система России формируется с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство и вступила в июне 1992 года в МВФ. Вот некоторые элементы современной валютной системы России:
Основой валютной системы
России является российский рубль, введенный
в обращение в 1993 году и заменивший
рубль бывшего СССР. Тем самым
было завершено обособление
Фактически рубль является частично конвертируемой валютой по текущим операциям платежного баланса при сохранении валютных ограничений по ряду операций. Россия, являясь членом МВФ, ставит целью принятие обязательств по Статье VIII Устава МВФ об отмене валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса.
Курс рубля официально не привязан к какой–либо западной валюте или валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который зависит от соотношения спроса и предложения валютных биржах страны, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным Банком России по результатам торгов на ММВБ. Курс других валют определяется на основе кросс–курса. При этом в качестве промежуточной (третьей) валюты используется курс этих валют к доллару.
Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, которая определяет обеспеченность международных расчетов необходимыми платежными средствами. Одним из компонентов международных ликвидных средств России является резервная позиция в МВФ в размере более 1 млрд. долл. (25% квоты) и счет СДР.
Следующий элемент валютной системы – режим валютного рынка. Валютное законодательство России установило, что операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию ЦБ России. Их роль на валютном рынке России возрастает. Но ведущее место занимают ММВБ и пять других валютных бирж, которые объединены в Ассоциацию валютных бирж России.
Рынка золота в России практически нет. Скупка золотых изделий и золотого лома у населения производится через сеть специальных скупочных пунктов по государственной цене. Признанием за золотом роли валютного металла явился выпуск МИНФИНа в 1993 г. золотых сертификатов, каждый из которых обеспечен 10 кг. золота 0,99999 пробы. Цена таких сертификатов корректируется с учетом изменения цены золота на Лондонском рынке и курса рубля к доллару.
Надо сказать, что в России регулируются валютные отношения с другими странами. Руководство валютной политикой осуществляет президент, правительство, государственная дума. Они принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Банк России осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на главных валютных биржах (Москва и Санкт–Петербург) и с помощью различных нормативных документов. Валютное регулирование осуществляют также МИНФИН, МВЭС, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и некоторые другие учреждения. Валютное законодательство России регулирует операции в иностранной и национальной валюте. Валютное регулирование в России включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль.
С углублением мирохозяйственных
связей процесс глобализации движения
валютных и финансовых потоков оказывает
все более существенное влияние
на экономическое развитие всех стран.
Постоянно нарастающая в
Эффективность деятельности МФО в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран–участниц. Это связано с тем, что практически до последнего времени отношения государств – заемщиков с МФО развивались спонтанно, без определенной стратегии. Полученные финансовые средства расходовались нецелесообразно, без четко проработанной программы их применения. Практика показала, что кризис в одной части глобальной финансовой системы моментально распространяется на другие ее части. Поэтому МФО на сегодняшний день ставят своей задачей реконструкцию системы регулирования и контроля над международными финансами. Важной рекомендацией и условием сотрудничества МФО с различными странами являются меры по оздоровлению национальных финансовых и банковских систем. Среди всех МФО ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), организованные на основе бреттон-вудского соглашения стран – участниц международной конференции.
В настоящее время МВФ и МБРР не только влияют на экономическую политику большой группы стран, включая Россию, но и в какой–то мере определяют ее. МВФ фактически выступает в роли посредника между главными своими инвесторами (прежде всего США, Германией, Японией) и заемщиками, в том числе Россией. Поэтому экономические и политические интересы этих главных источников средств МВФ оказывают важнейшее влияние на его решения. Взаимодействие России с МФО в наибольшей степени получило развитие в направлении клиентских отношений, т. е. РФ является получателем кредитов, гарантий, инвестиций, технического содействия.
Международные валютно-финансовые отношения представляют совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег как мировых денег. Деньги, как мировые деньги, обслуживают внешнюю торговлю и услуги, миграцию капитала, перевод прибылей на инвестиции, предоставление займов и субсидий, научно – технический обмен, туризм, государственные и частные денежные переводы. Международная валютная система (МВС) является формой организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она возникла в результате эволюции мирового капиталистического хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.
Информация о работе Международная валютно-финансовая система