Международные резервы РФ и их регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – провести анализ международных резервов РФ и определить наиболее эффективные методы регулирования резервов. Для ее достижения решались следующие задачи:
охарактеризовать понятие и содержание категории международные резервы;
раскрыть функции и состав международных резервов;
выявить особенности и методы регулирования международными резервами Банка России;

Файлы: 1 файл

курсовая Ямбаева Международные резервы и их регулирование.doc

— 972.00 Кб (Скачать файл)

К тому же центральные банки часто  не хранят золото, но и осуществляют с ним операции, самыми распространенными  из которых являются свопы и срочные депозиты.

Как правило, центральные банки  официально не публикуют отчеты о  размещении золота в депозиты, однако данные Банка международных расчетов и Лондонской ассоциации участников рынка золота позволяют предположить, что ликвидность мирового рынка золота во многом обеспечивается присутствием на нем центральных банков.

Менее распространены производные  финансовые инструменты, главным образом  фьючерсы и опционы, а также различные  структурные инструменты, такие  как облигации, привязанные к  цене золота.

Доход инвестора в этом случае зависит  от колебания цены на золото. Эти  инструменты открывают большие  перспективы диверсификации и дают возможность минимизировать затраты  на хранение золота.

Наиболее активно против золота в качестве резервного актива выступают денежные власти США, которые перманентно ведут войну против золота, пытаясь передать его основные функции доллару США.

Другие специалисты полагают, что  роль золота в мировой экономике  как «денег в последней инстанции» сохранится, а в условиях нестабильности мировой экономики может и возрасти.

Многие инвесторы по-прежнему большое  внимание уделяют золоту как резервному активу, неоспоримые преимущества которого доказала многовековая история.

Средства международных  резервов расходуются только при наступлении заранее оговоренных событий. Если последние не происходят, неизрасходованные резервы используются для накопления финансовых ресурсов Банка России, повышая устойчивость финансовой системы страны. Международные резервы Банка России могут также восполнять недостаточность финансирования национальных проектов из бюджетных средств государства.

Для международных резервов Банка России большое значение имеют  изменения, происшедшие со Стабилизационным фондом Правительства РФ. Первоначальный объем Стабфонда составил порядка 106 млрд руб. По замыслу Минфина России, он должен был обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении мировой цены на нефть ниже базовой, а также являться инструментом связывания излишней ликвидности, уменьшения инфляционного давления и снижения зависимости экономики от неблагоприятного колебания денежных поступлений от экспорта сырьевых товаров. С 1 февраля 2008г. он был разделен на две части. Первая часть – Резервный фонд РФ, страхующий федеральный бюджет. Определено, что денежные средства Резервного фонда будут неприкосновенными и могут изыматься для поддержания федерального бюджета только в случае существенного падения средств на нефть. Вторая часть – Фонд национального благосостояния, который выступает в роли государственного инвестиционного фонда. Его денежные средства планируется использовать также для поддержания пенсионной системы страны. На момент создания Резервный фонд равнялся 125,4 млрд дол., Фонд благосостояния – 32 млрд дол. Планируется, что суммарный объем этих фондов в 2010г. составит    332,3 млрд руб.

Соответствующими постановлениями  Правительства РФ предусмотрена  передача денежных средств указанных  фондов на баланс международных резервов Банка России в целях формирования инвестиционных портфелей с практически идентичными условиями. Если раньше средства Стабфонда полностью инвестировались в казначейские обязательства и долговые ценные бумаги иностранных государств, то теперь в них должно быть размещено от 50% до 100% средств данных фондов. Максимальные доли депозитов в иностранных банках, долговых обязательствах иностранных государственных агентов и Центробанков установлены на уровне 30%, в обязательствах международных финансовых организаций – 15%. Определена структура индексов, используемых для расчета процентов по счетам по учету средств указанных фондов: долговые обязательства иностранных государств – 80%; долговые обязательства иностранных государственных агентов и центральных банков – 15%; долговые обязательства международных финансовых организаций – 5%11.

Таким образом Минфин России в будущем не станет вкладывать денежные накопления в иностранные бумаги, а будет перечислять их на счета  Банка России. Тот, в свою очередь, начнет приобретать на них разрешенные  Правительством РФ облигации компаний и прочие обязательства зарубежных стран по следующей схеме:

- капиталы Резервного  фонда и Фонда национального  благосостояния переводят в валюту: доллары (45%), евро (45%), фунты (10%);

- валюту размещают на  депозитные счета Банка России;

- в целях капитализации депозитов (получения дохода) финансисты Банка России вкладывают пассивы в разрешенные Правительством РФ высоконадежные активы – долговые ценные бумаги.

В списке Минфина присутствуют 15 эмитентов облигаций: Агентство  государственного кредитования, Испания  (Instituto de Credito Oficial); Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (ASFINAG); Группа банков реконструкции и развития, Германия (KwF); Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada); Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Geneenten); Общество финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance); Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank); Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Freddie Mac); Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Fannie Mae); Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (FHLBanks); Федеральные банки фермерского кредита, США (FFCB); Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group); Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (CADES); Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France); Австрийский экспортно-импортный банк (OKB).

Таким образом, на основе правительственных новаций денежные средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния совместно с золотовалютными резервами Банка России существенно пополнят международные резервы Банка России, используемые для эффективного выполнения следующих основных функций:

    • формирование суверенных накоплений;
    • извлечение прибыли в результате размещения накоплений в долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств, центральных банков и международных финансовых организаций;
    • обслуживание внешнего государственного долга;
    • проведение валютных интервенций;
    • обеспечение импорта12.

Международные резервы выступают важной составной  частью валютно-финансового сегмента финансовых ресурсов страны. Они представляют собой высоколиквидные активы, которые  служат гарантией исполнения Россией внешних обязательств. Чем выше величина международных резервов, тем большим доверием иностранных инвесторов и кредиторов пользуется государство. Кроме того, в странах с формирующейся рыночной экономикой международные резервы являются важным условием доверия населения и отечественного бизнеса к экономической политике государства.

 

 

 

 

 

Глава  II.  Регулирование международных резервов ЦБ РФ на современном этапе

2.1 Особенности и методы формирования международных резервов Банка России

 

В условиях глобального  кризиса, затронувшего все основные сектора экономики, особое значение приобретает анализ особенностей и  методов управления международными резервами центральных банков.

Наличие международных  резервов обеспечивает решение ряда важнейших задач:

    • выступает в качестве обеспечения внутренней валюты;
    • является инструментом проведения валютной политики (как элемента денежно-кредитной политики в целом);
    • участвует в обслуживании валютных обязательств;
    • является потенциальным инвестиционным фондом страны и пр.

При этом следует учитывать, что при формировании международных  резервов Центральным Банком одной  из целей является решение задачи по устранению диспропорций в денежно-кредитной  сфере.

При управлении международными резервами Банк России руководствуется целями монетарной политики. Центральный банк воздерживается от масштабных вложений средств в малообеспеченные активы, такие как депозитные сертификаты и векселя.

В связи со значительным ростом объема международных резервов Центральный банк принял новую инвестиционную директиву, согласно которой формируется долгосрочный инвестиционный портфель. Значительно диверсифицировалась структура инвестиционного портфеля. В целом процесс диверсификации конвертируемых валют, обращающихся на валютном рынке России, носит объективный характер.

В перспективе это  будет оказывать влияние на структуру  международных резервов в плане  уменьшения доли долларов США и увеличении запасов евро, английского фунта, швейцарского франка и свободно конвертируемых валют других промышленно развитых стран. Основная цель данной директивы – добиться максимальной доходности на активы.

В соответствии с Федеральным  законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»13 золотой запас РФ, состоящий из аффилированного золота в слитках, находящийся в федеральной собственности и являющийся частью международных резервов, предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей РФ при чрезвычайных ситуациях.

Часть золотого запаса РФ, хранящегося в Центральном банке, учитывается на его счетах. Часть золотого запаса, находящегося в государственном фонде драгоценных камней и драгоценных металлов, учитывается на счетах специально уполномоченного органа исполнительной власти.

График 1

Международные резервы РФ (млн. долл. США)14

Сост. по данным бюллетеня банковской статистики. – М. – 2009. - №8.

 

Глобальные изменения  в структуре мировых финансов в последнее время ставят перед  монетарными властями более серьезные  проблемы. Сам факт необходимости  формирования международных резервов уже не подвергается сомнению, также актуальной остается тема достаточности имеющихся международных резервов и оптимальности их структуры.

Начиная с 1994г., т.е. с Бреттон-Вудской  валютной конференции, на которой были заложены основы современной фидуциарной финансовой системы, и по настоящее время сформулировано несколько критериев или методов определения достаточности (или оптимальности) величины международных запасов. К их числу относятся:

    1. Традиционный критерий достаточности МВФ (порогом достаточности является трехмесячный импорт товаров и услуг);
    2. Правило Гвидотти – Гринспена (1999г.) (международные резервы должны покрыть годовой объем государственного внешнего долга и процентов по нему);
    3. «Узкий критерий», или критерий Редди (является комбинацией традиционного метода и правила Гвидотти – Гринспена);
    4. «Широкий критерий» (международные резервы должны составлять примерно 33% широкой денежной массы).

Кроме того, существуют точки  зрения, что размер международных  резервов должен:

    • Быть не меньше 8% ВВП;
    • Гарантировать исключение возможности дефолта по государственным внешним обязательствам. Для этого минимальный объем резервов должен быть не меньше суммы, складывающейся из стоимости покрытия импорта и размера стоимости платежей по внешнему государственному долгу;
    • Позволять обходиться без внешних заимствований в течение одного года;
    • Быть достаточным для предупреждения резких девальваций и ревальвации национальной валюты. Для этого резервы должны превышать денежную базу в широком определении;
    • Быть достаточным для покрытия государством в случае кризиса потребностей частного сектора в средствах для уплаты внешних долгов.

В таблице 1 отражены объемы достаточных валютных резервов, которые  определены с помощью различных  критериев за период с 01.01.2007г. по 01.01.2009г. При этом важно отметить, что с позиции экономического роста возрастающая доля неработающих средств (а именно таковым является страховой запас) означает снижение эффективности воспроизводственного процесса в экономике.

Таблица 1

Необходимый объем международных резервов при различных подходах их определения в период с 01.01.2007г. по 01.01.2009, (млн долл.)

 

№ п/п

Критерий

01.01.2007

01.01.2008

01.10.2008

01.01.2009

1

Традиционный  метод

64677

86769

107348

56158

2

Критерий Гвидотти

10700

14400

9000

3000

3

Критерий Редди

183785

286669

335562

280470

4

Широкий критерий

52200

75270

69770

40770


Сост.: Рамазанов С.А. Особенности  управления золотовалютными (международными) резервами Банка России // Финансы  и кредит, - М. – 2009. - № 26.

 

Данные таблицы 1 показывают, что за анализируемый период самые  незначительные международные резервы  обусловлены требованиями критерия Гвидотти. При этом подходе величина достаточных резервов составляет от 10,7 млрд долл. до 3 млрд долл. за анализируемый  период, что в среднем в 100 раз меньше, чем совокупный внешний долг. Второе место по минимальности требований к международным резервам занимает «традиционный метод», причем максимальное значение требуемых международных резервов составляет 107,3 млрд долл. США на 01.01.2008г15.

Информация о работе Международные резервы РФ и их регулирование