Надежность коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и изучение надежности коммерческого банка и определение ее методов, рассмотрение данной цели на примере ОАО «ТрансКредитБанк».
С целью наиболее полного рассмотрения и изучения надежности коммерческих банков поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие надежности коммерческих банков.
2. Выявление факторов определяющих надежность коммерческого банка.
3. Определить функция Центрального Банка направленные на поддержание надежности коммерческих банков

Файлы: 1 файл

банк.docx

— 81.63 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Переживаемый в настоящее время  тяжелый финансовый кризис, поразивший банковскую систему России свидетельствует о том, что банковская система оказалась в целом парализованной и неспособной ни проводить платежи своих клиентов, ни своевременно рассчитываться с кредиторами. Стало очевидно, что в России появилась необходимость не просто укреплять или совершенствовать имеющуюся банковскую систему, а в скорейшие сроки создать качественно иную систему, адекватную имеющимся реалиям.

В сегодняшних условиях для каждой кредитной организации, а не только для банков, становится актуальным разработать свой собственный путь вхождения в новую систему, позволяющий  занять в будущем стабильное положение. Для этого необходимо, во-первых, четко осознать что же все-таки произошло с банковской системой на самом деле, в чем состоят ее основные недостатки, какие ошибки были допущены самими банками. Во-вторых, следует понять, какие полезные элементы необходимо развивать в обновляемых и вновь создаваемых коммерческих банках и в каком направлении им целесообразно развиваться. Не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов указанных выше вопросов, попробуем рассмотреть некоторые практические подходы к решениям, которые могут оказаться полезными для банков.

Быстрое разрастание российских коммерческих банков на государственных средствах  и спекулятивных операциях без  твердой опоры на реальную экономику  обрекало их на неминуемые проблемы в  будущем. То, что с надежностью  крупных банков не все обстоит  так просто, как принято считать, были основания говорить еще пару лет назад1. Не зря же некоторые банки, возглавляемые опытными руководителями, сознательно тормозили темпы своего роста, а точнее, его количественные показатели2.

Чтобы крепко стоять, надо прежде всего, чтобы была опора. На что же должен опираться банковский бизнес в России на очередном этапе жизни страны? Реальной опорой надежного банковского бизнеса может быть только реальная экономика.

В российском банковском законодательстве используются такие термины, как «стабильность  банковской системы, «устойчивость  кредитных организаций», «финансовая  надежность кредитной организации». Законодатель не раскрыл содержание данных терминов, однако из контекста  законов видно, что между устойчивостью  банка и его финансовой надежностью  нет принципиальных различий. Несколько  иной смысл имеет «стабильность», но только в той части, в которой  термин относится к банковской системе  в целом.

Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена  недостаточной теоретической и  практической разработкой вопросов оценки надежности деятельности коммерческих банков и развитием рынка банковских услуг.

Целью написания  данной курсовой работы является рассмотрение и изучение надежности коммерческого банка и определение ее методов, рассмотрение данной цели на примере ОАО «ТрансКредитБанк».

С целью наиболее полного рассмотрения и изучения надежности коммерческих банков поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть  понятие надежности коммерческих  банков.

2. Выявление  факторов определяющих надежность  коммерческого банка.

3. Определить  функция Центрального Банка направленные  на поддержание надежности коммерческих  банков.

4. Раскрыть  и систематизировать методы анализа  ликвидности банка.

5. Выявить  и изучить методы анализа надежности  коммерческого банка.

6. Проанализировать  финансовое состояние банка.

7. Оценка  надежности ОАО «ТрансКредитБанк»

Объектом  исследования курсовой работы является банковская система России, в которую входят Центральный банк, коммерческие банки, сберегательные банки, ипотечные банки.

Предметом исследования является совокупность средств и  способов направленных на достижение и поддержание надежности коммерческих банков.

Методологическую  основу данной курсовой работы составляют широкий спектр методов научного познания: сравнение, анализ, исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Надежность коммерческих банков

 

1.1 Понятие надежности  коммерческого банка

 

В российском банковском законодательстве используются такие термины, как  «стабильность банковской системы» (Закон «О Центральном банке РФ», ст. 56)3, «устойчивость кредитных организаций» (там же, ст. 62), «финансовая надежность кредитной организации» (Закон «О банках и банковской деятельности», ст. 24)4. Законодатель не раскрыл содержание данных терминов, однако из контекста законов видно, что между устойчивостью банка и его финансовой надежностью нет принципиальных различий. Несколько иной смысл имеет «стабильность», но только в той части, в которой термин относится к банковской системе в целом.

В банковской литературе чаще всего используется термин «надежность». Под этим в общем случае понимается комплексная (интегральная) характеристика текущего финансово-экономического состояния  банка и его перспектив на обозримое  будущее, полученная, как правило, на базе более или менее глубокого  дистанционного («бесконтактного») анализа  его официальной и публикуемой  отчетности.

Такая оценка банка обычно дается в баллах (следовательно, она  неизбежно несет на себе печать субъективизма), значения которых или интерпретируются непосредственно, или могут сопоставляться с нормативными уровнями соответствующих  показателей (такие нормативы могут  предложить регулирующие органы либо их разрабатывают сами «оценщики» надежности — банковские аналитики, независимые  эксперты, рейтинговые агентства). При  этом могут учитываться разные наборы показателей. Например, широко распространен  подход, при котором о надежности банков, судя по тому, как ведут себя рассчитанные для каждого конкретного банка показатели достаточности капитала, качества активов, ликвидности, качества управления, доходности. В соответствии с этим подходом банк будет считаться надежным, если его индивидуальные значения перечисленных или иных показателей укладываются в нормативные требования, а при отсутствии таковых — не ниже средних по банковскому сектору значений тех же показателей, и если нет убедительных оснований предполагать, что в обозримом будущем указанная оценка банка может оказаться существенно ниже.

Следует иметь в виду неотъемлемые сложности, связанные с таким  пониманием надежности банка, делающие эту оценку во многом условной, а  ее практическое применение — проблематичным. Во-первых, такая оценка должна быть интегральной, учитывающей самые  разные стороны функционирования банка. И если даже каждая из этих сторон сама по себе может быть как-то оценена, до конца не ясно, как все эти разнородные  оценки свести к некоему общему знаменателю. Во-вторых, не всем показателям деятельности банка можно дать строгую количественную оценку. В первую очередь это касается качества управления. В-третьих, много  вопросов всегда связано с полнотой, достоверностью и сопоставимостью  представляемой банками информации, на основе которой приходится судить об их нынешнем состоянии и складывающихся тенденциях. В-четвертых, балльные оценки — это всегда значения сугубо «авторские», произвольные (строго доказать их обоснованность или необоснованность в принципе невозможно). То же можно сказать  и об официально утверждаемых регулирующими  органами нормативах надежности или  устойчивости. В-пятых, не может не быть произвольным также набор показателей, которым придается критериальное значение. Наконец, в-шестых, крайне низка вероятность того, что в условиях функционирования банков ничего существенно нового появиться не может и, следовательно, в значительной мере условным и искусственным выглядит распространение характеристик, сформулированных на базе анализа информации, отражающей вчерашний день банков (а другой информации банковская отчетность не дает), хотя бы на ближайшее их будущее.

Понятие «надежность банка» отражает как бы взгляд на него извне, прежде всего со стороны клиентуры. Взгляд самих банков на собственную  надежность и способы ее обеспечения  лучше всего выражается понятием «устойчивость».

В Законе о банках (ст. 24 и 25) указаны следующие способы  обеспечения банком своей финансовой надежности:

-создание собственных резервов (фондов);

-классификация активов с выделением сомнительных и безнадежных долгов и создание резервов (фондов) на покрытие возможных убытков;

-соблюдение обязательных экономических нормативов;

-организация внутреннего контроля;

-выполнение норматива обязательных резервов, депонируемых в ЦБ.

Это правильные рекомендации, но их недостаточно. Для любого банка, прошедшего первоначальный этап своего развития, главными становятся задачи:

• освоения всего спектра  банковских операций безотносительно  того, какую долю в тот или иной момент занимает в общем объеме показателей  деятельности банка та или иная операция;

• развития системы корреспондентских  отношений;

• перехода к активному  использованию привлеченных средств;

• постоянной готовности правильно  реагировать на изменения ситуации.

Последнее можно считать  важнейшим свидетельством того, что  у банка хороший потенциал  устойчивости. Важнейшей чертой экономического содержания устойчивости является соответствие стратегии (политики) банка объективным  характеристикам реальной среды, в  которой ему приходится работать, и соответствие текущих параметров деятельности банка его собственным  стратегическим целям.

Другими словами, «устойчивость  банка» выражает состояние банка  в условиях реальной экономической и социальной среды и во многом определяется стабильностью последней. Если перевести это на язык практических действий, то, видимо, правильно будет утверждать, что под экономической устойчивостью банка понимается достижение им равновесного состояния на каждый конкретный момент времени за счет саморегулирования собственной деятельности, адаптации к внешним и внутренним условиям функционирования. Это качество банка включает в себя:

• адекватную оценку банком состояния и тенденций экономики  в целом и ее отдельных секторов;

• умение вовремя уточнить или пересмотреть свою стратегию  развития, политику и реализующие  ее необходимые конкретные меры;

• способность вовремя  и точно определить наиболее соответствующие  текущему моменту основные направления  своей специализации (наиболее прибыльные и наименее рисковые операции);

• способность своевременно и на качественном уровне осваивать  новые финансовые инструменты;

• понимание необходимости  и возможность использовать более  совершенные технические средства, обеспечивающие проведение банковских операций;

• способность своевременно перегруппировать кадры в соответствии с принятой банком политикой, изменить, если надо, его организационные структуры.

Во втором параграфе будут  рассмотрены факторы устойчивости банка, к которым относятся: финансовая устойчивость, коммерческая устойчивость и капитальная устойчивость.

Под надёжностью коммерческого  банка понимается его способность  без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов. Надежность банка во многом будет определяться двумя величинами – размером кредитного портфеля (как основного источника риска) и объемом просроченной задолженности (потерянные активы).

Достигнутые банком высокий уровень  финансового оборота и размер капитала, несомненно, создают определенный запас прочности, но это не может  автоматически обеспечить ему постоянный успех и быть синонимом устойчивости без детального анализа.

Под устойчивостью банка понимается стабильность его деятельности в  средней и долгосрочной перспективе. Она может быть оценена качеством  активов, достаточностью капитала и  эффективностью деятельности.

Несколько важных функций в ежедневной деятельности и для обеспечения  долгосрочной жизнедеятельности коммерческого  банка выполняет капитал (собственные  средства).

Во-первых, капитал служит для защиты от банкротства, компенсируя текущие  потери до решения возникающих проблем.

Во-вторых, капитал обеспечивает средства, необходимые для создания, организации  и функционирования банка до привлечения  достаточного количества депозитов. Новому банку нужны средства еще до его  открытия.

В-третьих, капитал поддерживает доверие  клиентов к банку и убеждает кредиторов в его финансовой силе. Капитал  должен быть достаточно велик для  обеспечения уверенности заемщиков  в том, что банк способен удовлетворить  их потребности в кредитах, даже если экономика переживает спад.

В-четвертых, капитал обеспечивает средства для организационного роста, предоставления новых услуг, выполнения новых программ и закупки оборудования. В период роста банк нуждается  в дополнительном капитале для поддержки  и защиты от риска, связанных с  предоставлением новых услуг  и развитием банка (в том числе  созданием филиалов).

 

1.2. Факторы, определяющие надежность коммерческого банка.

В 1998 году была составлена  «Программа реструктуризации банковской системы России»5, в которой были отмечены основные проблемы большинства  российских банков, накопившиеся в течение 5-6 лет и приведшие банковскую систему страны к глубокому системному кризису. Этими проблемами являются:

  • значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в результате чего значительный объем банковских активов оказался обесцененным и иммобилизованным;
  • тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных групп клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других кредиторов;
  • низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев – личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров;
  • использование некоторыми московскими банками значительных государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к нерациональному использованию государственных средств.

Информация о работе Надежность коммерческих банков