Надежность коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и изучение надежности коммерческого банка и определение ее методов, рассмотрение данной цели на примере ОАО «ТрансКредитБанк».
С целью наиболее полного рассмотрения и изучения надежности коммерческих банков поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие надежности коммерческих банков.
2. Выявление факторов определяющих надежность коммерческого банка.
3. Определить функция Центрального Банка направленные на поддержание надежности коммерческих банков

Файлы: 1 файл

банк.docx

— 81.63 Кб (Скачать файл)

В апреле 1999 года лицензию на проведение банковских операций имели более 600 московских организаций.

Реструктуризация банковской системы  – это управляемый мерами Правительства  Российской Федерации и Банка  России, действиями учредителей и  руководителей кредитных организаций  процесс преодоления финансовых трудностей банков, проявившихся в  период финансового кризиса. Целями реструктуризации банковской системы  являются:

  • выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной экономики;
  • выделение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих перспектив дальнейшего существования;
  • выделение и реформирование крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки;
  • восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, корпоративных клиентов и иностранных партнеров;
  • восстановление способности банковской системы проводить расчеты;
  • защита вкладов населения, размещенных в банках;
  • недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности в среднесрочной перспективе;
  • отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на профессиональных банковских менеджеров, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов и акционеров банка;
  • привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;
  • восстановление нормального функционирования финансовых рынков, валютного, ценных бумаг, производных финансовых инструментов, межбанковского кредитного рынка.

В процессе реструктуризации банковской системы Правительство России, Банк России и российские банки должны были руководствоваться следующими основными принципами:

  • приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;
  • равное отношение к корпоративным кредиторам, в том числе к иностранным;
  • открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков перед кредиторами, вкладчиками и органами надзора;
  • первоочередная экономическая ответственность старых собственников банка, выраженная в сокращении принадлежащего им банковского капитала;
  • привлечение кредиторов к управлению банками, подлежащими реструктуризации;
  • оказание государственной поддержки только тем банкам, которые самостоятельно стараются решить свои проблемы, принимают и  успешно реализуют собственные программы финансового оздоровления.

Удачный выбор банка потребителями  банковских услуг – предприятиями  и частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными критериями выбора банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент  предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец, самое главное – надежность (устойчивость) банка.

Как уже говорилось ранее, под надёжностью банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов.

Надёжность банка зависит от множества различных факторов. Условно  их можно разделить на внешние  и внутренние.

Факторы устойчивости банка.

Устойчивость банков определяется внешними и внутренними факторами. В качестве наиболее существенных внешних факторов, на которые сами банки влиять не могут, можно выделить следующие:

1) социально-политическая  ситуация в стране (регионе) —  устойчивость правительства, корректировки  финансово-экономической и социальной  политики, социальная стабильность  или напряженность в регионах, политические ориентации;

2) общеэкономическое положение  в стране (регионе) — потенциал  реального сектора экономики,  обновление и выбытие производственных  мощностей, конкурентоспособность  товаропроизводителей, состояние платежного  баланса страны, возможности межотраслевого  перелива капитала, инвестиции (приток/отток  капитала);

3) положение на финансовом  рынке (федеральном или региональном) – процентная ставка привлечения  ресурсов, доходность денежного  рынка и рынка ценных бумаг,  обменный курс национальной валюты, объем спроса/предложения валюты, операции на валютной бирже  (объем торгов, спрос/предложение  валюты), денежная эмиссия, темпы  инфляции и инфляционные ожидания, объем и стоимость обслуживания  государственного долга, денежная  и кредитная политика Банка  России, предложение денежной массы,  конкуренция на рынке банковских продуктов;

4) политика Правительства  и Банка России в отношении  коммерческих банков (банковского  сектора страны или региона).

Основная проблема устойчивости, весьма острая для российских банков, порождена нестабильностью экономики  страны в целом, и прежде всего  ее реального сектора, а также  нестабильностью «правил игры»  на рынках.

В тех рамках, которые  задаются внешними факторами, устойчивость каждого банка находится в  его собственных руках, т.е. зависит  от факторов внутреннего характера  — от качества менеджмента, профессионализма кадров и т.д.

Экономическое содержание устойчивости банка может быть представлено как  сложное явление, включающее в себя несколько составных частей (видов устойчивости).

Финансовая устойчивость может быть раскрыта через интегральные финансово-экономические параметры  и результаты деятельности банка, такие, как объем и структура собственных  средств, уровень доходов и прибыли, норма прибыли на собственный  капитал, достаточность ликвидности, а также параметры деятельности по информационной, аналитической и  технологической поддержке управления банком.

Организационно-структурная  устойчивость банка. Организационная  структура банка и управление ею должны соответствовать как целям  деятельности банка, так и конкретному  ассортименту его услуг, выполняемых  функций, реализуя которые банк обеспечивает достижение своих стратегических целей. Важнейшим параметром данного вида устойчивости банка является организационно-технологическая  дифференциация отдельных видов  осуществляемой им деятельности на основе внутренней документации, регламентирующей такую деятельность.

Функциональная устойчивость банка имеет два возможных  варианта: специализация банка, что  позволяет ему более эффективно оказывать выбранный ассортимент  услуг; широкая универсализация  банка, предпосылкой чего является представление об устойчивости исходя из того, что большинство клиентов предпочитает удовлетворять весь набор своих потребностей в банковских продуктах в одном банке. Каждый из названных вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

Коммерческая устойчивость банка. В основе этого вида устойчивости лежит мера участия банка в рыночных отношениях: широта и прочность связей с банковским миром, участие в межбанковских отношениях и место в банковской системе (секторе) в целом, контроль большей или меньшей доли финансовых потоков в стране (регионе), качество отношений с кредиторами, клиентами и вкладчиками, теснота связей с реальным сектором экономики, социальная значимость банка (сосредоточение в банке той или иной доли активов и частных вкладов).

Капитальная устойчивость банка  определяется размерами его собственного капитала.

Устойчивостью банка необходимо управлять во всех ее аспектах. Такое  управление предполагает разработку соответствующих  механизмов и реализацию с их помощью  целого комплекса практических мер.

Поскольку деятельность банков проходит в условиях постоянно изменяющейся общеэкономической и социально-политической ситуации, изменений состояния финансового  рынка, которые оказывают существенное влияние на экономическую устойчивость кредитных организаций, то основное внимание банка должно быть сосредоточено  на организационно-экономических мероприятиях (реинжиниринг), комплексной оценке своей политики (управление денежными потоками и рисками), на совершенствовании своего информационно-аналитического и функционально-технологического обеспечения. Это предполагает наличие в нем согласованной совокупности документов (аналитических, организационно-технологических, функционально-технологических), регламентирующих его деятельность, направленную на достижение устойчивости (равновесного состояния).

 Каждый из субъектов рынка  (ЦБ, коммерческие банки, предприятия  и организации, аудиторские фирмы,  местные и центральные органы  власти, физические лица) преследуют  собственные цели при анализе  финансового состояния банка.  Однако общей целью анализа  для всех субъектов является  определение эффективности деятельности  и степени надёжности банка.

Анализ финансового состояния  коммерческого банка можно представить  как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых  рейтинговых агентств, потенциальных  клиентов (вкладчиков, акционеров), и  внутренний - внутренними аналитическими службами банка.

Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со стороны  ЦБ, на основе рейтинговой системы  и на основе публикуемой отчетности.

1.3. Анализ надежности банков Банком России. Функции ЦБ направленные на поддержание надежности коммерческих банков

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы.

В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

  • разработка и проведение кредитно-денежной политики;
  • регулирование денежного обращения;
  • регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
  • осуществление безналичных расчетов;
  • хранение золотовалютных резервов страны.

Одной из основных функций ЦБ является надзор за деятельностью коммерческих банков. В успешном решении этой задачи большую роль играет система  оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:

  • расчете обязательных нормативов;
  • анализе общей финансовой отчетности.

В последнее время также были разработаны и рекомендованы  к широкому применению:

  • анализ критериев проблемности коммерческих банков;
  • анализ системы показателей деятельности коммерческого банка при принятии решений о выдаче ему кредитов Центробанка.

Как правило, в текущей работе подразделений  ЦБ эти системы оценок используются комплексно. Информационной базой для  анализа служат данные балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая, данные о  выполнении установленных экономических  нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных изданиях). Так как основным синтезирующим источником информации о деятельности коммерческого банка является баланс, анализ начинается с его «чтения».

В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка, состояние ликвидности, доходности степени рискованности отдельных  банковских операций.

Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о  деятельности банка производятся:

-в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с началом года и другими отчетными датами за период, не менее одного года;

-в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).

Основными направлениями анализ деятельности банка являются:

  1. Соответствие выполняемых банком операций оговоренным в выданной ему Банком России лицензии.
  2. Выполнение банком установленных экономических нормативов (количество случаев нарушений каждого норматива, причин этого, принимаемые меры).
  3. При появлении в балансе банка новых балансовых счетов, ранее им не используемых, а также при значительном (в несколько раз) росте остатков по тем или иным балансовым счетам, значительном удельном весе отдельных балансовых счетов к итогу баланса необходимо рассмотрение правомерности причин этого с получением от банков, при необходимости, дополнительных справок, расшифровок.
  4. Полнота сформированного банком резервного фонда, источники его увеличения. При анализе баланса банка необходимо обращать внимание на источники формирования резервного фонда банка. В резервный фонд могут также перечислятся единовременные взносы акционеров, пайщиков банка (при этом банком должны быть обязательно уплачены налоги на прибыль и на добавленную стоимость), но только на безвозвратной основе.
  5. Достаточность созданного банком резерва на возможные потери по ссудам исходя из качества кредитного портфеля банка.
  6. Анализ структуры доходов, расходов и прибыли коммерческих банков производится на основе отчета о прибылях и убытках и баланса. При анализе доходов (расходов) следует определить удельный вес каждого вида доходов (расходов) в их общей сумме. Динамика доходных (расходных) статей может анализироваться на основе их сравнения с предыдущим периодом или плановыми показателями. Увеличение доли доходов от небанковских операций или прочих доходов свидетельствует об ухудшении качества управления активными операциями банка.
  7. Состояние платежной дисциплины банка: анализ остатков в кассе банка и на его корреспондентском счете в РКЦ, наличие просроченной задолженности по централизованным кредитным ресурсам и полученным межбанковским кредитам, наличие не оплаченных банком исполнительных документов и расчетных (платежных) документов в рублях и иностранной валюте, неудовлетворительных претензий вкладчиков и т.п.

Информация о работе Надежность коммерческих банков