Надежность коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и изучение надежности коммерческого банка и определение ее методов, рассмотрение данной цели на примере ОАО «ТрансКредитБанк».
С целью наиболее полного рассмотрения и изучения надежности коммерческих банков поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие надежности коммерческих банков.
2. Выявление факторов определяющих надежность коммерческого банка.
3. Определить функция Центрального Банка направленные на поддержание надежности коммерческих банков

Файлы: 1 файл

банк.docx

— 81.63 Кб (Скачать файл)
  • Результирующий финансовый показатель. Рассчитывается на основе балансовых данных и расшифровок к ним, позволяет оценить структуру и использование привлеченных средств, достаточность капитала, степень зависимости баланса от заемных средств, коэффициенты достаточности резервов, ликвидности и т.д.
  • Показатель динамики управления фондами банка. Проводится учет и анализ финансовых потоков с точки зрения их периодичности и значительности для финансового состояния.
  • Профессионализм банка. Учитывается уровень квалификации кадров, их данные.
  • Структура банка. Учитывается количество филиалов, количество сотрудников.
  • История банка.
  • Имидж банка.

Третий этап – экспертный. На нем  определяется экспертный показатель кредитоспособности на основе всех полученных показателей  и информации, публикуемой в печати или поученной из других источников. В результате банку присваивается  определенная категория в соответствии с действующей классификацией.

Точность и качество полученных результатов во многом определяются компетентностью эксперта, проводящего  анализ. Этот фактор является определяющим при использовании данного метода.

Бухгалтерский подход. Анализ проводится строго на основе финансовой отчетности по формализованной схеме расчета  коэффициентов и определению  общего (рейтингового) балла.

Условно можно выделить три основных этапа анализа.

На первом проводится отсев банков через «фильтры», то есть по формальным признакам определяются банки, о  которых с высокой долей вероятности  можно сказать, что их финансовое состояние сомнительно или достоверность  представляемой отчетности вызывает большое  подозрение.

На втором этапе проводится расчет используемых в методике коэффициентов, определяющих соотношение отдельных  статей в балансе банка.

На третьем этапе определяется итоговый балл надежности (как правило путем суммирования рассчитанных коэффициентов, каждому из которых придан определенный удельный вес).

Качество полученного результата определяется тем, насколько глубоко  и комплексно оценивается рейтинговая  характеристика финансового состояния  банка и на сколько корректно и обоснованно рассчитывается итоговый балл надежности.

Коммерческие банки в законодательном  порядке должны публиковать данные годового бухгалтерского баланса и  счета прибылей и убытков. Консолидированный  баланс всех коммерческих банков России представляет возможность охарактеризовать состояние экономики в целом и различных областей и регионов в частности. Данные балансов коммерческих банков являются основным источником для выработки ЦБР основных направлений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности первых.

Под платёжеспособностью понимается способность банка своевременно погашать свои финансовые обязательства  в соответствии с наступающими сроками  платежей.

Под ликвидностью понимается способность  превращать активы банка в денежные или другие платёжные средства для  оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платёжных средств для этого не хватает.

Детализированный анализ. Его цель – более подробная, всесторонняя оценка финансового состояния банка как за рассматриваемый период, так и на перспективу. Он конкретизирует и дополняет результаты экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

В общем виде детализированный анализ финансового состояния включает следующие этапы.

Подготовка к анализу (предварительный  этап):

  • характеристика направлений деятельности банка;
  • проверка правильности оформления финансовых документов;
  • проверка баланса на достоверность;
  • проверка соблюдения обязательных нормативов ЦБ РФ;
  • проверка общей финансовой отчетности;
  • уточнение схемы анализа (структура и коэффициенты);
  • уточнение схемы анализа.

Расчет показателей по финансовой отчетности (расчетный этап):

На предварительном этапе производится подготовка отчетности к дальнейшей аналитической работе: оценивается  правильность составления и степень  достоверности предоставленных  данных, структурируются отдельные  статьи актива и пассива баланса, отчета о прибылях и убытков, аналитических  таблиц, отдельных нормативных показателей. Далее на основе первичной структурированной  информации производится выбор абсолютных и относительных показателей, характеризующих  ту или иную сторону финансового  состояния банка, и определяется порядок их расчета. Затем все  показатели группируются в аналитические  таблицы по направлениям проводимых исследований.

Расчетный этап включает в себя определение  видов и необходимого числа аналитических  таблиц, выбор методов анализа, форм отображения динамики и структуры  исследуемых показателей, проведение необходимых расчетов.

На заключительном (аналитическом) этапе анализа проводится описание полученных результатов расчета, делаются выводы, готовятся аналитические  записки, комментарии доклады. При  этом надо иметь в виду, что (как  и в экспресс-анализе) результаты выполненных аналитических процедур не должны являться единственным и  безусловным критерием для окончательного заключения о финансовом состоянии  банка.

Финансовое состояние банков характеризуется  достаточностью капитала, качеством  активов, ликвидностью баланса, эффективностью деятельности, уровнем управления (менеджмент) банка.

Качество активов оценивается  с точки зрения их возвратности (для  кредитного портфеля) и способности  своевременно и без потерь обращаться в платежные средства (для ценных бумаг и основных средств).

Так как выдача ссуд составляет основу активных операций банка, то они (по мере возвращения) являются основным источником для погашения обязательств перед клиентами. Поэтому затруднения при возврате средств банку могут вызвать наиболее серьезные сбои в его работе. Ликвидность оценивается на основе способности банка превращать свои активы в денежные или другие платежные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличие платежных средств для этого не хватает.

Банки должны иметь доступные ликвидные  активы, которые можно легко обратить в наличность или возможность  увеличить свои фонды при малейшем намеке на требование выполнения обязательств.

Управление ликвидностью банка  включает в себя проведение как активных, так и пассивных операций, подразумевая наличие доступных ресурсов для  быстрого увеличения ликвидности.

 

Глава 3: Общая характеристика деятельности ОАО «ТрансКредитБанк»

 

3.1 Краткое описание истории создания и развития Банка

 

ОАО «ТрансКредитБанк» было образовано в ноябре 1992 года (лицензия Банка России № 2142 получена 2 декабря 1992 года) 7. За прошедшие годы Банк стал одним из крупнейших в России и в настоящее время входит в топ-15 банков по активам. ТрансКредитБанк – стратегический партнер ОАО «Российские железные дороги». Крупнейшим акционером ТрансКредитБанка является ОАО Банк ВТБ (99,59579809% голосующих акций); 0,07261845% голосующих акций принадлежат ВТБ24 (ЗАО); 0,33158346% голосующих акций принадлежат юридическим и физическим лицам. ВТБ сегодня – системообразующий российский банк, построивший международную финансовую группу. Группа ВТБ обладает уникальной для российских банков международной сетью, насчитывающей более 30 банков и финансовых компаний в 19 странах мира.

ТрансКредитБанк занимает лидирующие позиции в сегменте услуг для транспортной и смежных с ней отраслей. Банк также активно сотрудничает с эффективными компаниями из различных отраслей (включая крупнейшие российские компании и предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе энергетической, добывающей, инфраструктурной отраслей, промышленного производства и торговли). Всего Банк обслуживает около 35 тысяч предприятий всех сфер экономики.

Развивается и розничный бизнес Банка. ТрансКредитБанк обслуживает порядка 2 млн частных лиц, входит в топ-10 российских банков по количеству карт в обращении, а также в «пятерку» крупнейших операторов корпоративных зарплатных проектов. Банком выпущено 2,4 млн карт.

По состоянию на 1 февраля 2013 года сеть Банка состоит из 2 574 банкоматов и 6 128 POS-терминалов. Региональная сеть ТрансКредитБанка насчитывает 276 подразделения, действующих в 197 населенных пунктах России.

ТрансКредитБанк входит в топ-15 крупнейших банков по размеру совокупного кредитного портфеля. Банк также является одним из крупнейших игроков рынка торгового эквайринга. Начав в 2007 году с обеспечения платежного шлюза сайта http://ticket.rzd.ru/, на данный момент ТрансКредитБанк предоставляет услугу интернет-эквайринга более 2000 российским интернет-магазинам.

Совокупные активы банка по МСФО на 30 сентября 2012 года составили 529,4 млрд руб., кредитный портфель (до вычета резервов под обесценение) — 393,9 млрд руб., средства клиентов 292,6 млрд руб., собственные средства банка — 52,1 млрд руб., чистая прибыль ОАО «ТрансКредитБанк» за 9 месяцев 2012 года составила 8,5 млрд руб.

Банку присвоены долгосрочные кредитные  рейтинги Moody’s (Baa3/Prime-3, прогноз: Стабильный) и Standard & Poor’s (BBB/A-2, прогноз: Стабильный).

Основной целью создания Банка  является привлечение свободных  денежных средств юридических и  физических лиц и их приоритетное использование для содействия развитию малого и среднего бизнеса, финансовая поддержка инновационной, производственной, внешнеэкономической деятельности, решение социально-экономических  программ и практическая отработка  современного финансово-кредитного механизма. В своей работе Банк руководствуется  действующим законодательством  Российской Федерации, настоящим Уставом  и решениями органов управления Банка.

Основной стратегической целью  Банка является прирост стоимости  бизнеса в долгосрочной перспективе. Среди текущих задач можно  выделить следующие:

• развитие современного, клиентоориентированного, универсального, конкурентоспособного банка, нацеленного на обслуживание розничных клиентов, малого и среднего бизнеса;

• переход к корпоративной модели управления, соответствующей передовой  зарубежной практике, способствующей улучшению качества управления рисками  в современных условиях ведения  банковского бизнеса;

• дальнейшее развитие и повышение  эффективности региональной сети;

• постоянное качественное улучшение  обслуживания клиентов посредством  инвестиций в информационные банковские технологии и персонал Банка.

Филиалы Банка не являются юридическими лицами и действуют от имени Банка, объем выполняемых ими функций  устанавливается Банком.

Филиал банка в городе Твери  функционирует с 2007 года, 31 октября 2012 года филиал был реструктурирован по стандартам ВТБ248.

Деятельность Банка ведется  в трех основных областях: розничный  бизнес, корпоративный бизнес, инвестиционная деятельность и финансовые рынки.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Организационная характеристика Банка

А) Внутренние документы Банка

Специфические структуры, процессы и  практика корпоративного управления Банка  регулируются Уставом и внутренними  документами Банка, включая9:

  • Учредительный договор;
  • Положение об Общем собрании Участников;
  • Положение о Совете директоров;
  • Положение о Комитете по аудиту Совета директоров;
  • Положение о Правлении;
  • Положение о Корпоративном секретаре
  • Положение об организации системы внутреннего контроля;
  • Положение о службе внутреннего контроля;
  • Политика управления банковскими рисками;
  • Положение об Информационной политике.

Вышеперечисленные внутренние документы  Банка разрабатываются в соответствии с действующим законодательством, а также с учетом основных положений  Кодекса ФКЦБ и признанных в международной  практике принципов корпоративного управления.

Б) Общая  структура корпоративного управления Банка

Система органов Банка включает в себя:

  1. Общее собрание Участников (ОСА) - высший орган управления Банком, обеспечивающий участие Участников в управлении;
  • Совет директоров - орган управления, отвечающий за разработку стратегии Банка, руководство и контроль над деятельностью Правления. Совет директоров Банка может также создавать комитеты по аудиту, стратегическому планированию и финансам, корпоративному управлению, кадрам и вознаграждениям;
  • Президент - постоянный представитель Совета директоров в Банке, осуществляющий контроль над функционированием системы управления рисками и системы внутреннего контроля, распределением полномочий при совершении банковских операций, за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности;

Информация о работе Надежность коммерческих банков