Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей кредитования физических и юридических лиц и их учета на примере ОАО «Сбербанк РФ».
Для достижения заданной цели были поставлены для выполнения следующие задачи:
- рассмотреть сущность, виды и механизм кредитования физических лиц.;
- изучить понятие и особенности кредитования юридических лиц;
- рассмотреть организационную характеристику ОАО «Сбербанк РФ»;
-рассмотреть порядок учета кредитов, предоставленных физическим лицам
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава І. Теоретические основы кредитования физических и юридических лиц…………………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность, виды и механизм кредитования физических лиц……….….5
1.2. Понятие и особенности кредитования юридических лиц………………9
Глава ІІ. Учет и анализ кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»……………………………………………………………………..11
2.1. Организационная характеристика ОАО «Сбербанк РФ»……………...11
2.2.Характеристика счетов и порядок учета кредитов, предоставленных физическим лицам…………………………………………………………………14
2.3. Анализ кредитования физических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………...19
2.4.Порядок выдачи и учета кредитов, предоставленных юридическим лицам………………………………………………………………………………25
2.5. Анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………29
Глава ІII. Направления совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»…………………………………………..31
3.1. Проблемы кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»……………………………………………………………………..32
3.2. Пути совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………………………………………………………….33
Заключение…………… ………………………………………………………39
Список использованных источников ………………………………………..41
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава І. Теоретические основы
кредитования физических и юридических
лиц………………………………………………………………………
1.1. Сущность, виды и механизм кредитования физических лиц……….….5
1.2. Понятие и особенности кредитования юридических лиц………………9
Глава ІІ. Учет и анализ кредитования
физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк
РФ»…………………………………………………………………….
2.1. Организационная характеристика ОАО «Сбербанк РФ»……………...11
2.2.Характеристика счетов
и порядок учета кредитов, предоставленных
физическим лицам…………………………………………………………………
2.3. Анализ кредитования физических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………...19
2.4.Порядок выдачи и
учета кредитов, предоставленных
юридическим лицам…………………………………
2.5. Анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………29
Глава ІII. Направления совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»…………………………………………..31
3.1. Проблемы кредитования физических
и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»…………………………………………………………………….
3.2. Пути совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………………………………………………………….33
Заключение…………… ………………………………………………………39
Список использованных источников ………………………………………..41
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной экономике России банки играют неотъемлемую роль и являются основным элементом банковской системы. Кредит занимает ведущее место в деятельности многих банков и в экономике страны в целом.
На данный момент актуальность кредитования как физических, так и юридических лиц значительно возросла. Все факты экономического развития России говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы.
Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные акты ЦБ РФ; внутрибанковские инструкции и положения; данные статистической и бухгалтерской отчетности: годовые балансы, отчеты о прибылях и убытках, ведомости; работы российских и зарубежных ученых таких, как Е.П.Жарковская, О.И. Лаврушин, Г.Г. Коробова, Е.Ф. Жуков, А.М. Тавасиев и др.
Вместе с тем, вопрос кредитования нельзя отнести к разряду решенных как на практическом, так и на теоретическом уровнях. Это обусловливает необходимость дальнейших исследований в указанном направлении.
После финансового кризиса в РФ вопрос кредитования в стране стал еще более актуальным, поэтому данная курсовая работа имеет значительную практическую значимость, поскольку в ней будут разработаны меры по совершенствованию механизма кредитования в конкретном банке на основе анализа тенденций его развития, включая и кризисный период.
Целью работы является исследование особенностей кредитования физических и юридических лиц и их учета на примере ОАО «Сбербанк РФ».
Для достижения заданной цели были поставлены для выполнения следующие задачи:
- рассмотреть сущность, виды и механизм кредитования физических лиц.;
- изучить понятие и особенности кредитования юридических лиц;
- рассмотреть организационную характеристику ОАО «Сбербанк РФ»;
-рассмотреть порядок учета кредитов, предоставленных физическим лицам;
- провести анализ кредитования физических лиц ОАО «Сбербанк РФ»;
-рассмотреть порядок учета кредитов, предоставленных юридическим лицам;
- провести анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»;
- рассмотреть
проблемы кредитования физических
и юридических лиц ОАО «
- предложить пути совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».
Предметом работы является учет кредитования физических и юридических лиц.
Объектом работы является банк ОАО «Сбербанк РФ».
Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основная часть работы включает в себя 3 главы. В первой главе исследуются теоретические основы кредитования физических и юридических лиц: его сущность, виды и механизм осуществления. Во второй главе будет представлена организационная характеристика исследуемого банка,порядок учета кредитов, предоставленных физическим и юридическим лицам, а также будет проанализировано состояние и механизм кредитования физических и юридических лиц в Сбербанке. В третьей главе будут разработаны практические рекомендации по развитию кредитования в банке.
Глава І. Теоретические основы кредитования физических и юридических лиц.
В России к кредитованию физических лиц относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочие. В отличие от российской трактовки потребительские ссуды в западной банковской практике определяют несколько иначе, а именно: потребительскими называют ссуды, предоставляемые частным заемщикам для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг.
Специфические черты кредитования физических лиц, отличающие его от иных форм, таковы – рис. 1.1.
Рис. 1.1. Особенности потребительского кредита.
Как видим с рис. 1.1., к основным специфическим особенностям потребительского кредита относят:
Классификация кредитов физическим лицам может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и т.д. – рис. 1.2.2
Рис. 1.2. Классификация потребительского кредита.
Рассмотрим виды потребительского кредита, которые пользуются большим спросом и интересом на сегодняшний день.3
Ипотечный кредит - это кредит (заем), предоставленный для приобретения недвижимости под залог данной недвижимости в качестве обеспечения обязательства.
2. Кредит по банковской карте (овердрафт).
Сущность заключается в том, что выданная банком кредитная карточка дает право ее владельцу в пределах разрешенной суммы покупать товары в тех магазинах, с которыми банк имеет соглашение на их продажу в кредит на основе кредитных карточек.4
3. Автокредитование
Автокредит - целевой
кредит на покупку автомобиля. Автокредитование
- составная часть
4. Экспресс-кредитование частных клиентов.
Услуга экспресс-кредитования позволяет приобрести товары и услуги в магазинах – партнерах банка в кредит, первоначально оплатив 20% стоимости. Экспресс-кредиты предоставляются на определенную сумму.5
5. Кредит на обучение.6
Кредит на обучение,
как и рассмотренный
Исследование механизма потребительского кредитования в коммерческом банке начнем с изучения этапов кредитного процесса:
1. Знакомство с потенциальным заемщиком.
2. Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей кредита. Изучается репутация заемщика, его кредитная история.
3. Документальное оформление и выдача кредита.
4. Кредитный мониторинг. Схему кредитного мониторинга можно рассмотреть на рис. 1.3. 7
Рис. 1.3. Схема кредитного мониторинга.
Как видим с рис. 1.3., контроль осуществляется за выполнением условий каждого кредитного договора, за соблюдением лимита кредитования, за целевым использованием кредита, за сохранностью обеспечения, за полнотой и своевременностью уплаты процентов за кредит и погашения кредита, за кредитоспособностью клиента.
5. Погашение кредита.
Погашение кредита физическими лицами производится путем перечисления денежных средств с их банковских счетов на основании их письменных распоряжений; перевода денежных средств через органы связи или другие кредитные организации; взноса наличных денег в кассу удержания из сумм, причитающихся на оплату труда (для заемщиков, являющихся работниками банка-кредитора).
Кредитование юридических лиц (корпоративных клиентов) – предоставление кредитов банками предприятиям.
К наиболее значимым видам кредитования корпоративных клиентов относят следующие:
Рассмотрим подробнее наиболее популярные из них.
Кредитная линия
- это юридически оформленное обязательство
Банка перед Заемщиком
Невозобновляемая
кредитная линия – лимит
Возобновляемая
кредитная линия – лимит
Мультивалютная кредитная линия – позволяет получить средства в нескольких валютах.
Мультилимитная
кредитная линия –
Овердрафт – вид краткосрочного кредитования клиентов банка, который предоставляется на покрытие временной нехватки оборотных средств для проведения текущих расчетов путем установления лимита сверх фактического остатка на счете.
Банковская гарантия – обязательство Банка перед другой организацией или банком по первому их требованию выплатить определенную сумму средств (обеспечение исполнения договорных обязательств клиента перед третьим лицом).