Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей кредитования физических и юридических лиц и их учета на примере ОАО «Сбербанк РФ».
Для достижения заданной цели были поставлены для выполнения следующие задачи:
- рассмотреть сущность, виды и механизм кредитования физических лиц.;
- изучить понятие и особенности кредитования юридических лиц;
- рассмотреть организационную характеристику ОАО «Сбербанк РФ»;
-рассмотреть порядок учета кредитов, предоставленных физическим лицам
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава І. Теоретические основы кредитования физических и юридических лиц…………………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность, виды и механизм кредитования физических лиц……….….5
1.2. Понятие и особенности кредитования юридических лиц………………9
Глава ІІ. Учет и анализ кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»……………………………………………………………………..11
2.1. Организационная характеристика ОАО «Сбербанк РФ»……………...11
2.2.Характеристика счетов и порядок учета кредитов, предоставленных физическим лицам…………………………………………………………………14
2.3. Анализ кредитования физических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………...19
2.4.Порядок выдачи и учета кредитов, предоставленных юридическим лицам………………………………………………………………………………25
2.5. Анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………29
Глава ІII. Направления совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»…………………………………………..31
3.1. Проблемы кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»……………………………………………………………………..32
3.2. Пути совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………………………………………………………….33
Заключение…………… ………………………………………………………39
Список использованных источников ………………………………………..41
Дт 40702, 30102, 20202
Кт 70601
Если дата начала периода начисления и дата получения начисленных % приходится на разные месяцы, то в последний рабочий месяца начисленные за истекший месяц % отражаются:
Дт 47427 «Требования по получению %»
Кт 70601
7.В момент фактической уплаты ежемесячно:
Дт 40702, 30102, 20202
Кт 47427
Пример. Взят кредит сроком на 4 года в сумме 150 тыс.руб. Дышековой А.А.
Дт |
Кт | |
Выдача |
45507810860000314550 |
30301810060002196033 |
Начисление % |
47427810360000470788 Отнести на доходы |
70601810560001115000 |
Погашение |
47427810360000470788 30302810360002196033 30302810360002196033 |
70601810560001115000 47427810360000470788 45507810860000314550 |
2.5. Анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».
ОАО «Сбербанк РФ» особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса. Он так же призывает клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их как можно раньше — вместе будет гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической.
В этих условиях банк будет придерживаться следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:
Основным направлением деятельности Банка в сфере предоставления кредитных услуг в первом квартале 2011 года оставалась, прежде всего, реализация мер, направленных на повышение эффективности реализации действующих кредитных продуктов.
На рис. 2.7. представлены данные о динамике кредитного портфеля банка.
Как видим с рис. 2.7., портфель кредитов клиентам увеличился на 13,7% в 2010 году в связи с ростом объема кредитования как физических, так и юридических лиц на фоне растущего спроса.
Рис. 2.7. Динамика кредитного портфеля Сбербанка.
Кредитный портфель корпоративных клиентов в декабре увеличился на 94 млрд руб. до 4 766 млрд руб. За месяц банк предоставил российским предприятиям около 640 млрд руб., что явилось максимальным показателем за последние два года. Совокупный объем выдачи кредитов за 2010 год превысил 4,35 трлн руб., в то время как в 2009 году было выдано около 4 трлн руб. Банк практически удвоил темпы роста кредитного портфеля по сравнению с предыдущим годом: 12,2% в 2010 году против 6,7% в 2009 году – рис. 2.8.
Как видим с рис. 2.8., в 2009 году в структуре кредитования юридических лиц коммерческое кредитование и специализированное кредитование занимали приблизительно одинаковые части – 52% и 48% соответственно, а в 2010 году часть специализированного кредитования еще снизилась к 44%.
Рис. 2.8. Структура портфеля кредитов юридическим лицам.
Глава ІII. Направления совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».
3.1. Проблемы кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».
Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.
Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения кредитной политики Банка. Эти условия характеризуются следующими факторами:
По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет.
Исходя из этого, Сбербанк особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса.
Банк также призывает клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их с нами как можно раньше — вместе будет гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической.
Если же критическая ситуация все же возникнет, Сбербанк России сделает все для того, чтобы и клиент, и Банк вышли из нее с наименьшими потерями.
3.2. Пути совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».
Осознавая особую
ответственность перед
Для этого усиливает внимание:
Основным недостатком оценки кредитоспособности Сбербанка является ориентация на финансовый анализ заемщиков. При этом не учитываются нефинансовые показатели, которые тоже оказывают значительное влияние на кредитоспособность заемщика.
На сегодняшний
день проблема оценки кредитоспособности
заемщика становится все актуальнее.
Высокий процент риска
Если же банк планирует разворачивать масштабную программу, то для того чтобы преуспеть на рынке в условиях постоянного ужесточения конкуренции и, как следствие, сокращения доходности, необходимо искать пути сокращения операционных расходов и минимизации рисков.
Обязательным условием здесь будет правильное построение механизма, который будет осуществлять эту деятельность. Образно говоря, нужно создать своеобразный конвейер, состоящий из определенного количества сотрудников, взаимодействующих с заемщиками и между собой по определенным четко обозначенным правилам и алгоритмам. В число таких алгоритмов входят методики анализа заявок и принятия решений о выдаче кредита.
Используемую банком технологию оценки заемщиков физических лиц предлагается модернизировать следующим образом (рис.3.1.).
Рис. 3.1. Модернизированная схема проведения оценки заемщика физического лица Сбербанком.
Система должна состоять из двух аналитических блоков: блока анализа данных и блока принятия решений.
В блоке анализа системы осуществляется анализ данных о заемщиках банка, о выданных кредитах и истории их погашения. Блок анализа необходимо дополнить следующими запросами:
1) получаемые доходы (используя базу банных Пенсионного фонда РФ);
2) имеющаяся
недвижимость, земельные участки,
их площадь и
3) наличие автотранспорта,
его возраст (база данных ГБДД)
4) подтверждение данных о регистрации (несмотря на предъявление паспорта, т. к. данные о регистрации могут быть фальшивыми – база данных ПВС);
5) привлечение
данных специализированных
Подобные запросы должны осуществляться на договорной основе, в режиме реального времени, в максимально быстрые сроки.
Конечно, на первых порах функционирования модернизированной системы проверки данных затраты банка на проведение такой операции увеличатся. Но по мере налаживания системы обмена информацией и снижения кредитного риска банк будет получать ощутимую отдачу.
В процессе анализа
данных о заемщиках и кредитах
применяются различные
Блок принятия решений используется непосредственно для получения заключения системы автоматизированного банковского ритейла о кредитоспособности заемщика, о возможности выдачи ему кредита, о максимально допустимом размере кредита. С данным блоком работает сотрудник банка, который либо вводит в него анкету нового заемщика, либо получает ее из торговой точки, где банк осуществляет программу потребительского кредитования.
Предлагаемые
подходы совершенствования
Сейчас основным инструментом оценки кредитоспособности заемщиков в российских банках остаются скоринговые системы. Но скоринг пропускает значительное количество неблагонадежных клиентов. В то же время скоринг может не только пропустить в банк «плохого» заемщика, но и отвергнуть «хорошего».
Для пробного тестирования
можно приобрести для Сбербанка
новый революционный
К группе высокого риска относятся заемщики, которые:
HR1-Кредит - это полностью автоматизированная система тестирования, которая за 10 минут осуществит проверку потенциального заемщика, а так же оценит кредит. Работа системы проверки заемщика HR1-Кредит основана на запатентованной технологии SENSE.