Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа
Современные коммерческие банки, выступая в роли финансовых
посредников, выполняют важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая
межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала.
Банковский механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и
отраслям позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных
потребностей производства и содействует структурной перестройке экономике.
В данной работе я старалась раскрыть сущность понятия «коммерческий
банк», через основные функции и операции, выполняемые коммерческим банком,
попыталась проанализировать развитие и деятельность банковской системы в
нашем государстве, разобрать принципы организации и структуру управления
коммерческим банком.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….3
1. Коммерческий банк – основной элемент банковской
системы………………………………………………...4
1. Сущность коммерческих банков и их значение в банковской системе РК
………………………….4
2. Принципы организации коммерческих банков..6
3. Структура управления коммерческим банком...7
4. Функции коммерческих банков………………...9
2. Основные операции коммерческих банков………..12
2.1. Пассивные операции коммерческих банков....12
2. Активные операции коммерческих банков…..14
3. Прочие операции коммерческих банков……...19
3. Новые банковские продукты и услуги……………..23
3.1. Пластиковые карты………………………….....23
2. Банкомат как элемент электронной системы
платежей……………………………………...…25
3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых
организациях....26
4. ’’HOME BANKING’’ – банковское обслуживание клиентов на дому и на
их рабочем месте……………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….31
Список использованной литературы…………………33
управлением денежной собственностью клиентов и другими финансовыми
инструментами.
Инкассовые операции – это операции по получению банками для клиентов
денег по их поручению и за их счет по различным документам. Инкассовые
операции осуществляются с чеками, векселями, товарными документами и
ценными бумагами. При инкассировании ценных бумаг клиент передает их банку
для реализации на рынке той страны, где они эмитированы.
Получил
также распространение
практике под названием "факторинг", то есть (в узком смысле слова) покупка
банком или его дочерней специализированной компанией платежных требований
клиента. Тем самым банк практически берет на себя посредническую и
предоставляет дополнительные (по сравнению с простым коммерческим
кредитованием) услуги, взимая за них комиссионные.
В современных условиях сфера факторинговых операций значительно
расширилась, включив в себя ведение бухгалтерских счетов компании-клиента,
организацию транспортировки продукции и ее сбыта, страхование и т.д. Банк,
осуществляющий факторинговое обслуживание, информирует покупателя о
возможностях перехода к более выгодным формам расчетов, помогает клиентам
наиболее полно использовать при заполнении своих деклараций существующие
налоговые льготы, предоставляет доверительные услуги и т.д. Крупнейшие
банки предлагают крупным транснациональным компаниям комплексное
обслуживание их текущих расчетов по международным операциям: сбор платежей,
погашение требований, выплата зарплаты и т.д. Денежные поступления и
расходы по всем этим операциям могут сводиться в едином балансе (в
пересчете на выбранную клиентом валюту).
Банки
играют важную роль в
научно-технических нововведений, обеспечивая механизм финансирования
рискового (венчурного) бизнеса в наукоемких отраслях. Для этого многие
коммерческие банки США выделили из своего состава дочерние венчурные
финансовые компании, а западноевропейские банки создают особые фонды
венчурного капитала. Материальная заинтересованность банков в
финансировании рискового бизнеса основана на перспективе получения крупной
учредительной прибыли при выходе акций венчурной компании на фондовую биржу
или включении этих акций в сферу организованного оборота.
3. Новые банковские продукты и услуги.
3.1. Пластиковые карты.
Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на
применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые
при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых
организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на
рабочем месте.
Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обозначает все виды
карточек, различных по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг,
так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим.
Важнейшая особенность всех пластиковых карточек независимо от степени
их совершенства состоит в том, что на них хранится определенный набор
информации, используемый в различных прикладных программах. Карточка может
служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, водительским
удостоверением, использоваться для оплаты телефонных разговоров и т.д. В
сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из
прогрессивных
средств организации
В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на
Западе была создана организация ISO (International Standarts Organisation),
которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт;
порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат
сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO
являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American
Express.
В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в
платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты
являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в
банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают
ключевым элементом электронных банковских (и других) систем. Они вышли на
передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых
стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.
Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов, могут
подразделяться на личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки
частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после
анализа «кредитной истории» последних и открытия ими текущего счета в этом
банке либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются
юридическим лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа
платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными
карточками могут сотрудники организации, получившей карточку.
По функциональному признаку их можно условно разделить на несколько
групп:
Карты
с фиксированной
карточки. Обычно на них нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя
владельца и его идентифицирующий код. Все это напечатано или выполнено с
рельефом на передней стороне карты. Оборотная сторона может содержать
подпись владельца.
Магнитные карты выглядят так же, но имеют на оборотной стороне
магнитную полосу, способную хранить около 100 символов (байтов) информации.
Информация на магнитной полосе совпадает с записями на передней стороне
карты (имя, номер счета владельца, дата окончания действия) и может
считываться специальным считывающим устройством на обрабатывающих машинах
(устройство может также распечатать чек).
Магнитные карточки появились более 30 лет назад, первоначально для
обслуживания путешествующих бизнесменов. В настоящее время в странах Запада
находится в обращении более 2 млрд. таких карточек.
Микропроцессорная
карта была изобретена в
в конце 80-х гг. появились реальные возможности ее практического
использования. К концу 1993 г. было выпущено примерно 250 млн. электронных
пластиковых карточек. В настоящее время их количество превысило 1млрд.
Наибольшее распространение
микропроцессорные карты
В Казахстане рынок пластиковых карт находится в стадии оживления и
дальнейшего развития.
Основные виды пластиковых карт
|
Магнитные
|1 |Кредитные карты | |Многофункциональные карты |
|2 |Платежные (дебетовые)
карты |1 |Микропроцессорные:
|3 |Экзекьютивные (исполнительные) |а |Карты памяти («memory cards»); |
| |карты
|4 |Чековые гарантийные
карты |
|cards»)
|5 |Карты с фиксированной |в |Суперинтеллектуальные карты |
| |покупательской способностью («store| |(«supersmart cards») |
| |value») – телефонные
и проч. |2 |Лазерные
карты
|
Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих
соображений:
- Они позволяют
увеличивать объемы
во-первых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои
спец.счета в банке. Во-вторых, это могут быть страховые депозиты, к
которым
банки прибегают для
операций.
- За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование)
банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за
получение самой карточки.
- Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции
вытеснения
из платежного оборота не
растет авторитет банка как участника инновационных процессов.
Что касается менее приятной стороны «карточного» бизнеса, то для банка она
связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками
(вступление в уже существующую систему или организация собственного
процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение,
налаживание связи с магазинами и т.д.).
Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи,
без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие
обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях
переходной экономики
рискованными.
2.
Банкомат как элемент
Банкоматы (АТМ. – Automated Teller Machine) – это многофункциональные
автоматы, так называемые автобанки, управляемые последним поколением
магнитных пластиковых карточек. Первые АТМ появились в конце 60-х гг.
Большинство первых автоматов выдавало лишь небольшие суммы наличных денег.
В конце 60 – начале 70-х гг. наблюдались большие трудности с использованием