Общая характеристика Центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение общей характеристики центральных банков, их организационную структуру и методы денежно-кредитной политики.
В работе были поставлены следующие задачи:
Дать общую характеристику центральных банков и их роли в экономике;
Изучить функцию центрального банка и денежно-кредитное регулирование;
Изучить организационную структуру центральных банков;
Рассмотреть центральные банки западных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БНАКОВ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Общая характеристика Центральных банков
1.2. Цели, задачи и функции Центральных банков
1.3. Денежно-кредитное регулирование
1.4. Организационная структура Центральных банков
2. БАНК АНГЛИИ
3. БАНК ФРАНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИЧОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

банковское дело курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ  БНАКОВ И  ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ                                                          

   1.1 Общая характеристика Центральных банков

   1.2. Цели, задачи и  функции Центральных банков

   1.3. Денежно-кредитное регулирование

   1.4. Организационная структура Центральных банков

2. БАНК АНГЛИИ

3. БАНК ФРАНЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИЧОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральные банки возникли на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. Он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались на равнее с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается  созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Идея центрального банка  зародилась в условиях относительно развитых капиталистически рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность. Когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка как одного из органов государственного (общественно организованного) управления и надзора чревато глубокими потрясениями и неоправданными потерями.

 В большинстве западных  стран функции центрального банка  были закреплены за определенными  банками с середины XIX — начала XX века. Так, Банк Франции стал  единым эмиссионным центром страны в 1848 г., Рейхсбанк и Банк Испании — с 1874 г., Федеральная резервная система США (ФРС) — с 1913 г. Государственный (центральный) банк России был учрежден в 1860 г. Однако самые первые центральные банки возникли значительно раньше: шведский Риксбанк — в 1668 г., Банк Англии — в 1694 г., Банк Финляндии – в 1811 году.

Актуальность данной темы заключается в том, центральные  банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности – укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Таким образом, значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом.

Объектом исследования является методы денежно-кредитной  политики.

Субъектом исследования выступают центральные банки  западных стран.

Целью является изучение общей характеристики центральных  банков, их организационную структуру  и методы денежно-кредитной  политики.

В работе были поставлены следующие задачи:

    • Дать общую характеристику центральных банков и их роли в экономике;
    • Изучить функцию центрального банка и денежно-кредитное регулирование;
    • Изучить организационную структуру центральных банков;
    • Рассмотреть центральные банки западных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЗАПАДНЫХ  СТРАН И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

 

    1. Общая характеристика Центральных банков.

 

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные, просто банк (например, Англии, России или Японии).

Центральные банки возникли на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим  эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. Он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались на равнее с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается  созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Впоследствии кроме  эмиссии банкнот за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах  действуют законы, в которых закреплены задачи и функции центрального банка,  а также определены инструменты  и методы их осуществления. В некоторых  государствах главная задача центрального банка законодательно закреплена в конституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. Таким законом определяются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны и другие его обязанности.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральном банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности, который определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью понимается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты  без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов.

К субъективны факторам относятся сложившиеся взаимоотношения  между центральным банком страны и правительством с учетом нормальных контактов руководителей.

Среди множества объективных  факторов оценки независимости центральных  банков можно выделить пять важнейших:

  1. участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
  2. процедура назначения руководства банка;
  3. степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  4. права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  5. правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Что касается первого  фактора оценки, то состав собственников  капитала центрального банка при  проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и главным образом отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости центрального банка от органов государственного управления.

Значение третьего фактора  заключается в том, что он определяет законодательные рамки свободы деятельности центрального банка. В ряде стран в законодательстве дана только общая формулировка задач центрального банка. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора  политическая независимость центрального банка зависит в значительной мере.

Пятый фактор независимости  центрального банка – законодательное  ограничение кредитования правительства. Этот фактор влияет как на экономическую, так и на политическую независимость  центрального банка. Данный фактор имеет значение только при условии существования системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран.

 

    1. Цели, задачи и функции центральных банков.

 

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности – укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно центральный  банк должен решать пять основных задач  – он призван быть:

  1. эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
  2. органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную политику;
  3. «банком банков», т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты; осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе.
  4. Банком правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить золотовалютные резервы.
  5. Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов. 

В большинстве стран  эти задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые – самые главные, о денежно-кредитном  регулировании.

В качестве «банка банков»  центральный банк предоставляет  кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

Из многообразия функций  центрального банка целесообразно  выделить основные, без которых невозможно достижение главной цели – сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные, способствующие достижению этой цели.

К основным функциям целесообразно  отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные  являются дополнительными функциями.

К регулирующей функции  относятся: регулирование денежной массы в обращении и управлении совокупными денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведение дисконтной политики и др., а также путем организации платежно-расчетных от Денежно-кредитная политика и ее инструменты. Монетарная политика Республики Казахстан.

ДКП – совокупность государственных  мероприятий в области денежного обращения и кредита, целью которой является регулирование экономической активности и достижения уровня производства, характеризующегося минимальным уровнем безработицы, а также борьба с инфляцией. Она может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии, либо на их сдерживание и ограничение.

Инструменты денежно-кредитной  политики: операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной (дисконтной) ставки. Политика дешевых денег сводится к: покупке ценных бумаг на открытом рынке, снижению резервной нормы и снижению учетной ставки. Политика дорогих денег состоит в: продаже ценных бумаг на открытом рынке, увеличении резервной нормы, увеличении учетной ставки.

Центральный банк РК с  помощью находящихся в его распоряжении инструментов реализует  определенные цели ДКП. Ее основные разновидности – поддержание денежной массы на определенном уровне, это – жесткая монетарная политика, или ставки процента – это гибкая монетарная политика. Жесткая политика предполагает поддержание денежной базы на некотором целевом уровне. Гибкая монетарная политика соответствует поддержанию определенной целевой ставки процента. На практике обычно реализуется некоторый промежуточный вариант.

ношений коммерческих банков.

Контролирующая функция тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работной кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль над их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят уполномоченные на это органы.

Информация о работе Общая характеристика Центральных банков