Общая характеристика Центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение общей характеристики центральных банков, их организационную структуру и методы денежно-кредитной политики.
В работе были поставлены следующие задачи:
Дать общую характеристику центральных банков и их роли в экономике;
Изучить функцию центрального банка и денежно-кредитное регулирование;
Изучить организационную структуру центральных банков;
Рассмотреть центральные банки западных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БНАКОВ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Общая характеристика Центральных банков
1.2. Цели, задачи и функции Центральных банков
1.3. Денежно-кредитное регулирование
1.4. Организационная структура Центральных банков
2. БАНК АНГЛИИ
3. БАНК ФРАНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИЧОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

банковское дело курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Если целю центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.

Таким образом, рост учетной  ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.

Осуществляя дисконтную и ломбардную политику, центральный банк выполняет «сигнальную миссию», снижение учетной ставки центрального банка кредитные организации и небанковские учреждения расцениваются  как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок служит сигналом к проведению рестриктивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам подготовится к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его «сигнально миссии» при проведении дисконтной или залоговой политики.

В результате учетная и залоговая  политика центрального банка является способ его непосредственного воздействия  на ликвидность кредитных институтов, что влечет за собой косвенное  воздействие на экономику страны.

Политика обязательных резервов.

В большинстве развитых стран к  коммерческим банкам предъявляется  требование размещения ими в центральном  банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного  инструмента в разных станах наблюдается существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральные банки используют различную структуру минимальных резервов при неодинаковой амплитуде и частоте изменений их величины, специфике процентов и т.п.

Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности  кредитных институтов, гарантия центрального банка по вкладам клиентов. Эта  цель использования минимальных  резервов существует и сегодня, хотя уже не является приоритетной, поскольку  в большинстве стран созданы иные системы гарантирования вкладов.

Как инструмент денежно-кредитного регулирования  минимальные резервы выполняют  двоякую роль: с их помощью осуществляется текущее регулирование ссудного рынка и одновременно они играют роль регулятора эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент жесткого регулирования, так как центральные банки предпочитают более гибкую политику открытого рынка.

Как правило, счета, на которых размещены резервы, беспроцентные. В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы коммерческим банкам предоставляется ряд льгот: бесплатное проведение между ними безналичного платежного оборота через центральный банк, зачет избыточных наличных средств коммерческих банков в базовой сумме обязательств по минимальным резервам, право частичного использования минимальных резервов для отдельных активных операций.

Кроме приведенных выше компенсирующих мер дополнительно к политике обязательных резервов используется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены посредствам приобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель – финансирование государственного бюджета.

 При установлении норм по  минимальным резервам большую  роль могут играть переговоры  между центральным и коммерческими  банками. Механизмы расчета норм, а также критерии, по которым  дифференцируются эти нормы, в разных странах существенно различаются.

Эффективность инструмента обязательны  резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таки обязательств, центральный банк уменьшает возможность  несоблюдения установленных им требований со стороны кредитных институтов.

Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблется по странам. В странах, где установлена высокая  резервная норма, обязательства  по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

В большинстве развитых стран в последние годы снизилась активность использования минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций.

Депозитная политика.

Депозитная политика направлена на регулирование движения потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на соответствие резервов кредитных институтов. Такие депозиты не следует путать с обязательными минимальными резервами.

При проведении экспансивной политики денежные  средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются (например, на величину). Соответственно на эту величину  возрастают резервы второго уровня банковской системы. Необходимо учитывать и обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов.

Если допустить, что размещенные  в результате проведения депозитной политики в кредитных институтах денежные средства государственного сектора  состоят на долю С из наличных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается на (1 - С)b. при увеличении резервов коммерческих банков последствие притока депозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов при ставке r возрастает на [r (1 - С)

b]. Таким образом, резервы кредитных институтов увеличатся на разницу между двумя приведенными величинами [(1 - r)(1 - С) b].

Потребление представляет собой процесс возмещения всего, что было израсходовано в процессе производства. Это расходование благ с целью их воссоздания в прежнем или новом качестве. При производительном потреблении создаются сами блага, при личном – воспроизводится рабочая сила. Люди не могут существовать, не потребляя. Для жизни им нужны различные блага: еда, одежда, телевизоры и холодильники, услуги образования и медицины и прочие.

Сбережение - это разница между  доходами и расходами. Если текущие  доходы превышают расходы, то создаются  условия для сбережения и накопления, в противоположном случае это  исключается. Но сбережения не всегда приводят к реальному накоплению.

Основной психологический закон, открытый Дж. Кейнсом гласит: «Психология  общества такова, что, люди, как правило, склонны увеличивать свое потребление  с ростом дохода, но не в той мере, в котором растет доход». Этот процесс  характеризуется такими понятиями как предельная склонность к потреблению (МРС), которая показывает, какая доля дополнительной единицы дохода расходуется на приращение текущего потребления и предельная склонность к сбережению (MPS) это есть прирост сбережений, вызванный приростом дохода. МРС+ MPS =1

При  увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке  ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Операции на открытом рынке.

На открытом рынке  центральный банк осуществляет покупку  и продажу ценных бумаг. Как правило, такими ценными бумагами являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги.

Традиционные средства проведения операций на открытом рынке  – операции с государственными ценными  бумагами на вторичном рынке. Такие операции характерны для стран Европейского экономического и валютного союза и США.

Для большинства промышленно  развитых стран операции на открытом представляют собой главный инструмент денежно-кредитного регулирования; прочие инструменты используются нерегулярно. Отдельные страны концентрируются на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики – на операциях с облигациями государственного займа, при краткосрочной политике – на оперциях с казначейскими векселями. Для подобных операций устанавливаются твердые ставки купли-продажи.

Операции на открытом рынке активно практикуются Федеральной  резервной системой США, которая покупает и продает ценные бумаги федерального правительства, используя для этого дилерскую сеть. Подобные операции в США бывают двух видов: динамические и защитные.

Динамические операции на открытом рынке США направлены на изменение денежно-кредитных  отношений с целью воздействия на экономическую ситуацию в стране в целом.

Защитные операции проводятся в ФРС в целях компенсации  нежелательных изменений в структуре  банковских резервов.

Механизм проведения операций на открытом рынке в большинстве  стран сводится к следующему. Для оживления экономики центральный банк проводит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объем ценных бумаг, либо приобретает количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У коммерческих банков и других собственников появляется возможность получить дополнительные денежные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля.

 Если центральный  банк выступает на открытом  рынке на стороне предложения,  у него есть, по меньшей мере, две возможности реализации своей  цели: либо объявить курс, при  достижении которого он предложит  любое количество ценных бумаг,  либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Коммерческие банки и их клиенты, покупая государственные ценные бумаги, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть использованы для развития реального сектора экономики.

Рестриктивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к пользованию кредитными институтами части своих резервов.

При всех существующих различиях  в проведении политики в отношении  операций на открытом рынке можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки стран, стремящихся к регулированию экономики рыночными, а не административными методами, все чаще прибегают к использованию именного этого инструмента.

Валютная политика.

Направления и формы валютной политики, проводимые центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются от одного исторического периода к другому. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование.

Наиболее часто центральные  банки прибегают к регулированию  валютного курса и управлению официальными валютными резервами. При этом большое внимание уделяется  как внутреннему валютному контролю, так и сотрудничеству в рамках международных валютно-финансовых организаций.

Для воздействия в  нужном напылении на изменение курса  национальной денежной единицы центральный  банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная политика проводится не только для изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но и для регулирования валютного курса и платежного баланса. Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают; что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурам в лице министерства финансов и т.п.

Девизная политика проводится банком в форме покупки или  продажи иностранной валюты (девизов). Подобные операции получили название валютных интервенций. Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос и, следовательно, ее курс. Напротив, продажа крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение.

Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке  проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление  желаемого движения капиталов зависит  от приоритета политики центрально банка в данной экономической ситуации.

 

 

 

1.4. Организационная структура центральных банков.

 

В настоящее время  практически во всех странах во главе  кредитных систем стоит центральный  банк, хотя наблюдается и отклонение от данной практики. В некоторых  странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например, Управление денежного обращение (Карренси борд) в Сингапуре, Валютная агентство в Саудовской Аравии. Иногда один центральный банк является эмиссионным центром нескольких государств. Так, банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских: Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-африканской Республики, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.

Между центральными банками  разных стран имеются существенные различия, обусловленные особенностями  их политического и экономического развития. Это касается организационно- правового  статуса данных банков, диапазона выполняемых ими функций.

Информация о работе Общая характеристика Центральных банков