Общая характеристика Центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение общей характеристики центральных банков, их организационную структуру и методы денежно-кредитной политики.
В работе были поставлены следующие задачи:
Дать общую характеристику центральных банков и их роли в экономике;
Изучить функцию центрального банка и денежно-кредитное регулирование;
Изучить организационную структуру центральных банков;
Рассмотреть центральные банки западных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БНАКОВ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Общая характеристика Центральных банков
1.2. Цели, задачи и функции Центральных банков
1.3. Денежно-кредитное регулирование
1.4. Организационная структура Центральных банков
2. БАНК АНГЛИИ
3. БАНК ФРАНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИЧОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

банковское дело курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

По критерию собственности на капитал центральные банки могут быть как полностью государственными, так и со смешенным государственно-частным капиталом. При этом одни из них сразу были образованы как государственные банки, другие первоначально являлись частными или смешанными, а затем были национализированы.

С точки зрения формы  аккумуляции капитала центральные  банки могут быть акционерными и  не акционерными, если капитал банка  полностью принадлежит государству. Акционерные банки обычно создают  в форме акционерного общества. А их акционерами могут быть: коммерческие банки; государственные банки и небанковские государственные институты, юридические лица с непостоянным местом пребывания в данной стране и физические лица – граждане данной страны.

В некоторых странах, несмотря на владения частью капитала центрального банка, частные акционеры в его управлении не участвуют.

Центральные банки являются юридическим лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого – обособленность имущества банка  от имущества государства. Центральный банк уполномочен распоряжаться наделенным имуществом как собственник.

Модели организации  центрального банка обусловлены  исторически сложившимися традициями, а также особенностями политического и экономического развития. Из всех моделей можно выделить три основные: традиционную, американскую и европейскую.

Традиционная  модель организации центрального банка.

Наиболее часто встречается  модель организационного строения центральных  банков, примером которых являются центральные банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию).

В качестве показательного примера традиционной модели организации  центрального банка можно привести Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который был создан 13 июля 1990 года. После упразднения в ноябре 1991 года Госбанка СССР он стал единственным в стране центральным банком.

Организационную структуру  Банка России составляет центральный  аппарат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 отделений Московского ГТУ, 1165 расчетно-кассовых центров, центральное хранилище и сети межрегиональных хранилищ.

Функциональная структура  Банка России представлена коллегиальным органом – Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым председателем Банка России. В НБС входит 12 человек, которые, за исключением председателя, не являются его служащими. Решение НБС применяются большинством голосов от числа присутствующих  членов при кворуме в семь человек. В его компетенцию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, таких, как совершенствование банковской системы утверждение проекта основных направлений денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России.

Органом управления Банка  России является Советов директоров, которые возглавляет председатель Банка России. В Совет сходят 12 членов. Члены совета директоров назначаются на должность сроком на 4года по представлению председателя согласованию с Президентом Российской Федерации. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ или один из заместителей  участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.

На Совет директоров возложены такие важнейшие функции, как разработка проекта основных направлений денежно-кредитной политики и его представление на рассмотрение в НБС, утверждение годовой финансовой отчетности Банка России.

Американская  модель организации центрального банка.

По принципам организации  и управления вторая модель, американская, существенно отличается от первой и третей. Наиболее известным и характерным ее примером служит Федеральная резервная система США, хотя она активно используется также Федеральной резервной системой Индии. Федеральная резервная система в США была создана в 1913 и затем дважды реформировалась (в 30 и 80-е годы). В организационном и функциональном плане она сочетает в себе элементы централизма и определенной самостоятельности на местах (в федеральных округах) при заметном преобладании первого.

В структуре ФРС США  выделяются пять звеньев: Совет управляющих ФРС; Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; Федеральной консультативный совет; Федеральные резервные банки (ФРБ); коммерческие банки.

Во главе ФРС стоит  совет управляющий, в который  входит семь членов. Они назначаются  президентом страны и утверждаются сенатом на период 14 лет. Столь длительный срок установлен в целях обеспечения преемственности, стабильности и независимости Совета.  Аналогичным образом назначаются председатель и вице-председатель Совета, но на менее длительный период -  на 4 года. Совет управляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации президента. Подотчетность заключается в том, что на регулярной  основе законодателям представляются доклады о состоянии экономики, целевых ориентирах денежно-кредитной политики, ежегодно – об операциях ФРС.

Совет управляющих был  учрежден как государственная структура  с полномочиями контроля над деятельностью  резервных банков и принятия решений  по основным направлениям денежно-кредитной политики ФРС. Эта функция является главной. Кроме того, Совет уполномочен устанавливать минимальные резервные требования на депозиты всех кредитных институтов страны, регулировать учетную ставку, верхние пределы процентных ставок по срочным и сберегательным депозитам и т.п.. Помимо этого, на Совет управляющих возложены надзорные контрольные функции над деятельностью всех банков, обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы, осуществление контроля за выполнением федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления потребительского кредита.

Федеральный комитет  по операциям на открытом рынке (Комитет) был создан в 1933 году. В его состав входят 12 человек, 7 из которых являются членами Совета управляющих, 5 –  президентами различных ФРБ. Комитет  самостоятельно определяет свою организационную структуру. Согласно сложившейся практике его председателям является председатель Совета управляющих, а вице-председателем – президент ФРБ Нью-Йорка.

Комитет заседает 8-9  раз  в году для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На него возложена ответственность за операции, осуществляемые ФРБ с ценными бумагами федерального правительства США. Комитет также выдает разрешение на осуществление операций с указанными ценными бумагами на международных финансовых рынках.

Федеральный консультативный  «Совет» состоит из 12 человек, которые  назначаются федеральными резервными банками сроком на один год и, как  правило, переизбирается на очередной  срок. Совет обладает только консультативными функциями. Он разрабатывает рекомендации по вопросам деятельности ФРС, в частности, в области денежно-кредитной политики, банкнотной эмиссии и операции с золотом.

В соответствии с Законом  о создании ФРС территория США  подразделена на 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают  с границами штатов. В каждом из них функционирует федеральный резервный банк. Входящие в ФРС 12 ФРБ имеют 25 филиалов, расположенных в крупнейших городах страны.

ФРБ юридически не являются государственными институтами, хотя тесно связаны с правительством, Министерством финансов, системой государственных учреждений. Их капитал образуется износа в частных коммерческих  банках, являющихся членами ФРС.

Каждый федеральный  резервный банк имеет собственный  Совет, состоящий из 9 директоров, которые не являются служащими данного банка. 6 членов Совета избираются банками, а 3 назначаются Советом управляющих ФРС. По закону 3 директора класса А, представляющих банки, - члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих небанковский сектор, избираются в каждом федеральном округе банками – членами ФРС. Совет управляющих ФРС назначают 3 директора класса С, которые представляют небанковский сектор.

ФРБ, выполняя функции  центрального банка в рамках  отдельного резервного округа, занимаются следующей деятельностью:

  • Осуществляют эмиссию банкнот, а также изъятие из обращения изношенных денежных знаков;
  • Проводят чековые и клиринговые операции внутри ФРС, обеспечивают оперативные бесперебойные расчеты как внутри федерального округа, так и между округами;
  • Выявляют банки, не нуждающиеся в учетных кредитах;
  • Предоставляют учетные кредиты в рамках резервных округов;
  • Анализируют возможности слияния кредитных институтов;
  • Проводят инспекционные проверки банков;
  • Собирают информацию относительно условий хозяйственной деятельностью в рамках округов, готовят для Совета директоров материалы, касающиеся экономической ситуации;
  • Участвуют в разработке и проведении денежно-кредитной политики, в том числе готовят предложения по уровню учетной ставки;
  • Осуществляют контроль над выполнением решений ФРС.

При ФРБ созданы консультационные комитеты, важнейшими из которых являются комитеты, консультирующие руководство  по вопросам развития сельского хозяйства  и малого бизнеса.

Европейская модель организации центрального банка.

Сравнительно новой, отличной от первых двух моделей, является третья модель – европейская. Ее представляет созданная 1 января 1999 года Европейская  система центральных банков (ЕСЦБ), возглавляемая Европейским центральным  банком (ЕЦБ).

В ЕСЦБ помимо ЕЦБ центральные банки государств – членов Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). В частности, Банк Англии, Банк Дании, и Банк Швеции являются членами (ЕСЦБ) со специальным статусом: они не уполномочены участвовать в принятии решений, касающихся проведения единой денежно-кредитной политики, поскольку Великобритания, Дания и Швеция продолжают использовать свои национальные валюты и проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.

В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ  предусмотрена их независимость  от других органов ЕЭВС, а также правительств стран – членов ЕЭВС и любых других национальных органов и учреждений.

Высшими органами управления ЕСЦБ являются Совет управляющих, включающий Исполнительную дирекцию и Генеральный  совет. Совет управляющих состоит  из 18 человек. Он объединяет всех членов Исполнительной дирекции (6 человек) и 12 управляющих центральных банков стран – участниц ЕЭВС.

Среди обязанностей  Совета управляющих ЕСЦБ наиболее важными  являются две: определение ключевых элементов денежно-кредитной политики ЕЭВС и контроль над состоянием платежно-расчетных систем его стран-участниц.

Совет управляющих ЕСЦБ устанавливает размеры минимальных  резервных требований, уровень ставок по кредитам, выдает национальным банком – членом ЕСЦБ лицензии на эмиссию  единой валюты стран-участниц ЕЭВС – евро.

Решения по вопросам денежно-кредитной  политики принимаются Советом управляющих  большинством голосов. При принятия решения об увеличении уставного  капитала ЕЭЦБ учитывается доля каждого  национального банка  - члена ЕСЦБ. При этом решение принимается, если за него проголодали более половины акционеров, к которым  принадлежит не менее 2\3 объема уставного капитала.

Под руководством Совета управляющих осуществляют свою деятельность 13 комитетов: внутренних аудиторов, по банкнотам, бюджетный, внешних коммуникаций, бухгалтерского учета и доходов, юридический, по рыночным операциям, по денежно-кредитной политике, международных отношений, статистический, информационных систем, банковского надзора, платежно-расчетных систем.

Вторым по значению органом управления ЕЦБ является Исполнительная дирекция, в состав которой входят президент, вице-президент и 4 члена, имеющие большой опыт работы в финансовой или банковской сфере. Последние являются гражданами стран-участниц ЕЭВС и назначаются по предложению Совета Европы по результатам предварительных консультаций с  Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ. Срок полномочий Исполнительной дирекции составляет 8 лет без права повторного назначения.

Решения принимаются  Исполнительной дирекцией большинством голосов ее членов. При этом решающий голос принадлежит президенту.

Исполнительная дирекция служит проводником разрабатываемой  Советом управляющих денежно-кредитной  политики, руководит действиями центральных  банков – участников ЕСЦБ в этой области, контролирует выполнение ими соответствующих нормативных документов.

Важным руководящим  органом ЕЦБ и ЕСЦБ является Генеральный  совет, в который входят президент  и вице-президент ЕЦБ,  а также  и управляющие центральными банками  всех 15 стран ЕС, что позволяет поддерживать тесную связь со странами-членами ЕС, не вошедшими в валютный союз. К основным задачам Генерального совета относятся подготовка отчетных документов о деятельности ЕЦБ, решение вопросов, касающихся оплаты уставного капитала ЕЦБ, разработка должностных инструкций и пр.

Президент ЕЦБ одновременно является председателем Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального совета. В первых двух органах президент  имеет решающий голос в случае равного распределения голосов  между членами. Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает для выполнения этой функции доверенное лицо.

К операциям ЕЦБ могут  быть допущены только банки стран-участниц ЕЭВС, которые соответствуют всем требованиям ЕЦБ, прежде всего выполняют установленные минимальные резервные требования. При этом посредниками выступают центральные банки стран-участниц ЕЭВС, которые собирают поступающие от банка заявки и направляют их в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте – на – Майне. На основе этих заявок ЕЦБ определяет процентную ставку по кредитам и доводит ее до сведения центральных банков стран-участниц ЕЭВС. При современных информационных технологиях даже сравнительно небольшие банки могут участвовать в операциях ЕЦБ.

Хотя, после создания ЕСЦБ  и ЕЦБ центральные банки стран-участниц ЕЭВС фактически утратили полномочия в области денежно-кредитной политики, они по-прежнему продолжают осуществлять надзор и контроль за национальными кредитно-банковскими институтами, эмиссию банкнот, номинированных  в евро (с 1января 2002 года), выпуск ценных бумаг, инспектирование действующих на территории страны банков, контроль над бесперебойностью работы платежно-расчетной системы и т.д.

Информация о работе Общая характеристика Центральных банков