Общая характеристика Центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение общей характеристики центральных банков, их организационную структуру и методы денежно-кредитной политики.
В работе были поставлены следующие задачи:
Дать общую характеристику центральных банков и их роли в экономике;
Изучить функцию центрального банка и денежно-кредитное регулирование;
Изучить организационную структуру центральных банков;
Рассмотреть центральные банки западных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БНАКОВ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Общая характеристика Центральных банков
1.2. Цели, задачи и функции Центральных банков
1.3. Денежно-кредитное регулирование
1.4. Организационная структура Центральных банков
2. БАНК АНГЛИИ
3. БАНК ФРАНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИЧОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

банковское дело курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Экономическое содержания объекты и субъекты собственности.

Собственность – это  отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и результатов производства. Объектами собственности являются ресурсы, которые редки и ограничены.

Субъекты собственности  являются физические и юридические  лица, а также государство.

Форма собственности.

Собственность есть историческая категория. В соответствии с характером производственных отношений, присущих конкретному способу производства, различают исторические типы собственности, обладающие совокупностью специфических признаков.

Поскольку в рамках того или иного типа собственности на разных ступенях развития общественного разделения труда могут существовать различия способы присвоения, то поэтому выделяют различные формы присвоения или формы собственности. К ним относятся:

  1. Формы индивидуального присвоения;
  2. формы коллективного присвоения;
  3. формы общественного присвоения.

В рамках той или  иной формы могут быть те или иные виды. Так:

  1. Индивидуальная собственность делится на : а) личную; б) частную трудовую; в) частную капиталистическую.
  2. Коллективная собственность делится на : а) товарищества; б) кооперативную; в) акционерную; г) совместное производство.
  3. Общественная собственность делится на : а) общегосударственную; б) муниципальную.

Разгосударствление и  приватизация в РК. Сущность и этапы.

  Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных, хозяйственных связей  горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Основными способами  разгосударствления являются:

  1. либерализация рынков;
  2. коммерциализация;
  3. стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно - частных);
  4. денационализация.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

  1. Сокращение задолженности государственного сектора;
  2. развитие рынка;
  3. стимулирование предпринимательства;
  4. формирование слоя мелких и средних собственников;
  5. расширение индивидуальных свобод;
  6. развитие народного капитализма.

 

  1. Продажи мелких предприятий через местные аукционы. Программы были направлены на предприятия оптовой и розничной торговли сферы услуг.
  2. Массовая приватизация. (начало 1993г. через распределения приватизационных купонов среди населения). Приватизация была рассчитана на средние и крупные предприятия.
  3. Приватизация по индивидуальным проектам.
  4. Приватизация в с/х деятельности и в секторе переработки с/х продукции.

14. Предпринимательство:  сущность, виды и основные организационно-правовые  формы. 

Предпринимательство – это особый вид экономической  активности, основанный на самостоятельной  инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Организационно-правовые формы – это определённые, установленные  законом и нормами хоз-го права  формы организации и структуры  управления. Они дают возможность  человеку, гражданину, коллективу, правовой статус хозяйствующего субъекта.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой  самостоятельно ведёт дела в собственных  интересах; управляет ею, получает всю  прибыль (остаточный доход) и несёт  персональную ответственность по всем обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности).

Несомненными достоинствами  частнопредпринимательской фирмы  являются:

  1. Простота организации
  2. Свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т.д.)
  3. Сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом)

Среди очевидных недостатков  частнопредпринимательской фирмы  следует назвать в первую очередь:

  1. Ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов)
  2. Отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности)
  3. Существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

Партнёрство – это  фирма, организованная рядом лиц, совместно  владеющих и управляющих предприятием. Основные права здесь принадлежат всем партнёрам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, медицина и т.д. Они, как правило,  жизнеспособны при ограниченном числе участников. Бывает, что все партнёры принимают активное участие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встречаются и партнёры, играющие пассивную роль. В ряде случаев возникают партнёрства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнёры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело.

Партнёры разделяют  большинство достоинств частнопредпринимательской  фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская  фирма, партнёрства обладают рядом  недостатков (скудность финансовых средств, неограниченная ответственность). К ним, однако, добавляются новые. Главными из них являются разделение функций (в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов) и угроза потенциального распада партнёрства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнёров).

Акционерное общество (корпорация). АО-общество, уставной капитал которого разделён на определённое число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

  • АО открытого типа

Участники могут продавать акции без согласия остальных членов общества. АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. АО обязано ежегодно публиковать годовой отчёт, бух. баланс, счёт прибылей и убытков.

  • ОА закрытого типа

Акции распределяются только среди участников АО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральные банки возникли на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим  эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. Он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались на равнее с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Впоследствии кроме  эмиссии банкнот за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

Создание центрального эмиссионного банка было  обусловлено  процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах  действуют законы, в которых закреплены задачи и функции центрального банка,  а также определены инструменты  и методы их осуществления. В некоторых  государствах главная задача центрального банка законодательно закреплена в конституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. Таким законом определяются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны и другие его обязанности.

Наряду с законом  о центральном банке взаимодействие между центральном банком и кредитными организациями регулируется законом  о банковской деятельности, который  определяет основные права и обязанности  кредитных институтов по отношению  к центральному банку.

Для определения роли центрального банка в экономических  и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью понимается возможность центрального банка использовать имеющиеся в  его распоряжении инструменты  без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности – укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно центральный  банк должен решать пять основных задач  – он призван быть:

  1. эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
  2. органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную политику;
  3. «банком банков», т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты; осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе.
  4. Банком правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить золотовалютные резервы.
  5. Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов. 

В большинстве стран  эти задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые – самые главные, о денежно-кредитном  регулировании.

Центральные банки являются юридическим лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого – обособленность имущества банка от имущества государства. Центральный банк уполномочен распоряжаться наделенным имуществом как собственник.

Модели организации  центрального банка обусловлены  исторически сложившимися традициями, а также особенностями политического и экономического развития. Из всех моделей можно выделить три основные: традиционную, американскую и европейскую.

Информация о работе Общая характеристика Центральных банков