Оценка практики сельскохозяйственного кредитования ОАО «Россельхозбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и критическая оценка банковского сельскохозяйственного кредитования в условиях ОАО «Россельхозбанк», определение путей его совершенствования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы оказания услуг банка по сельскохозяйственному кредитованию;
изучить порядок выдачи сельскохозяйственного кредита в ОАО «Россельхозбанк»;
проанализировать показатели деятельности ОАО «Россельхозбанк» по сельскохозяйственному кредитованию;
разработать предложения по совершенствованию сельскохозяйственного кредитования в ОАО «Россельхозбанк» и оценить их экономическую эффективность.

Содержание работы

Введение 5
1 Основы оказания услуг банка по сельскохозяйственному кредитованию 9
1.1 Сущность банковских услуг и их виды 9
1.2 Особенности сельскохозяйственного кредитования и условия его предоставления 14
1.3 Значимость развития сельскохозяйственного кредитования в России 17
2 Оценка практики сельскохозяйственного кредитования ОАО «Россельхозбанк» 21
2.1 Организационно-правовая характеристика банка ОАО «Россельхозбанк» 21
2.2 Порядок выдачи сельскохозяйственного кредита на примере организации 28
2.3 Показатели деятельности ОАО «Россельхозбанк» по сельскохозяйственному кредитованию 43
3 Предложения по совершенствованию сельскохозяйственного кредитования в ОАО «Россельхозбанк» 56
3.1 Содержание предложений и механизм их реализации 56
3.2 Экономическая целесообразность реализации предложений 65
Заключение 72
Список использованной литературы 76

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 914.00 Кб (Скачать файл)

Отечественный опыт разработки банковских инноваций опирается на действующую законодательную и нормативную базы, что в значительной мере затрудняет скорое внедрение новых банковских продуктов при быстром развитии банковской системы.

Развитие банковской системы с точки зрения как количественных (увеличение количества кредитных институтов), так и качественных характеристик (расширение сферы функционирования коммерческих банков, универсализация их деятельности) предполагает замену административно-правовых взаимоотношений банка с клиентами, в особенности - с корпоративными. Важное значение при этом приобретает опыт западных стран в сфере организации таких отношений, их формализации и непосредственного использования в банковском деле.

Опыт качественного  комплексного обслуживания корпоративных клиентов, основанный на возникающих потребностях и спросе в конкретной услуге, постепенно внедряется российскими коммерческими банками. Такой подход повышает их конкурентоспособность и помогает в современных экономических условиях расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижает себестоимость услуг, улучшает качество депозитного, кредитного и расчетно-кассового обслуживания клиентов, оказывая корпоративным клиентам сервисные услуги и профессиональные консультации сотрудников. Безусловно, внедрение опыта зарубежных банков влияет на изменение выбора подходов и методов работы структуры в целом и персоналий в частности (внутренняя корпоративность обслуживания и развитие корпоративной культуры внутри банка), выявление преимуществ и недостатков для конкретного банка (его организационной формы, стратегии развития).

Внутренние достоинства (как и недостатки) предоставления банковских услуг, как правило, лучше  всего проявляются в сравнении  с конкурентами. Поэтому банки тщательным образом анализируют функционирование тех банков, которые наиболее активно функционируют на рынке, предоставляют инновационные методы работы с уже привлеченными работающими и потенциальными корпоративными клиентами.

На сегодняшний день в банковской практике наметились несколько характерных для сегодняшнего времени тенденций в части развития рынка банковских услуг и продуктов для корпоративных клиентов с целью удержания (привлечения) корпоративных клиентов и получения прибыли. К ним относятся:

  • ритейловая концепция (действие всех служб банка осуществляется в рамках четкой программы массового привлечения и удержания розничного клиента; использование хорошо разработанных элементов маркетинговых исследований, структурированность направлений деятельности: выбор определенного сектора рынка и целенаправленное продвижение существующих продуктов и услуг);
  • демпинговая концепция (банки пытаются охватить рынок за счет применения  определенного продукта, способного заинтересовать клиента привлекательными ценовыми условиями);
  • инновационная концепция (использование различных методов общения с новыми клиентами, позволяющих определить их запросы и предложить им новые банковские продукты, создавая  механизмы удержания).

Инновационная концепция  построения и развития взаимоотношений  банков с корпоративными клиентами по поводу предоставления и развития рынка банковских услуг вызывает интерес у многих банков. Однако она сложна в исполнении: нужно точно определить момент выхода на рынок, подкрепить банковский продукт эффективной рекламной кампанией, предусмотреть методы удержания новых клиентов. При этом в большинстве случаев этот подход может обеспечить только кратковременный приток клиентов, а затем его эффективность снижается.

Принципиальность использования  иного подхода при предоставлении услуг банками именно юридическим лицам обусловлена:

  • наличием жесткой конкуренции на рынке банковских услуг;
  • влиянием качественного состава корпоративных клиентов (клиентской базы) на структуру и соответственно на качество пассивов в части средств юридических лиц;
  • последующим выбором клиентом основного платежного банка (сосредоточение основных платежей - денежных потоков);
  • получением доходов (комиссии и процентов) по активным и пассивным операциям банка и, как следствие, прибыли;
  • поддержанием и укреплением имиджа банка.

В связи с этим банки  пересматривают взаимоотношения с  юридическими лицами и выбирают новые формы и методы предоставления банковских услуг, ориентируясь на клиента, исходя из его реальных запросов, создавая индивидуальную продуктовую линейку и разрабатывая индивидуальные финансовые схемы, становясь постепенно клиентоориентированными. Применяемые банками новые методы и инструменты (при предоставлении и развитии банковских услуг корпоративным клиентам), как правило, взаимосвязаны с выбранной стратегией и тактикой работы с корпоративными клиентами.

         1.2 Особенности сельскохозяйственного кредитования и условия его предоставления

 

Сельское хозяйство существенно отличается от остальных секторов экономики по объектам кредитования и особенностям предмета залога. Это обусловлено:

а) сезонным характером потребности в кредите;

б) спецификой кредитных рисков, связанных с колебаниями (на продукцию сельского хозяйства, а также и цен на ресурсы) и  воздействием природных факторов;

в) отсутствием  устоявшихся методик оценки рыночной и залоговой стоимости земель сельскохозяйственного назначения.

Все это отличает порядок кредитования аграрных предприятий  от кредитования других хозяйствующих субъектов.

         Общие условия кредитования сельскохозяйственных  предприятий следующие.

         В случае, если выручка от реализации  сельхозпродукции служит основным источником для погашения задолженности по кредиту, кредитный работник в обязательном порядке отслеживает изменение количества пахотных земель заемщиков - сельхозтоваропроизводителей для своевременной оценки рисков банка при выводе и (или) переводе земельных паев и пашни заемщика на другие предприятия в период действия кредитных договоров. Вывод земель может привести к невыполнению заемщиком плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности, и как следствие, отсутствию источников погашения кредита, образованию просроченной задолженности.

         По выше обозначенной причине  банк также обращает особое  внимание и на сроки действия  договоров аренды земельных участков (паев), которые должны превышать срок предоставляемого кредита.

         Осторожно кредитная организация  относится к договорам субаренды  земли в сельскохозяйственной организации.

         Рассмотрим особенности сельскохозяйственного кредитования и условия предоставления на примере нескольких вариантов наиболее распространенных кредитных продуктов.

         1. Кредитование под залог будущего урожая.  Под залог будущего урожая кредитуются предприятия и индивидуальные предприниматели (главы фермерских хозяйств), являющиеся клиентами банка (имеющие расчетный счет и проводящие обороты), с положительной кредитной историей. На качество кредитной истории влияет отсутствие случаев возникновения просроченных обязательств перед банком за определенный период времени - чаще от 180 дней до года, либо ограничение количества случаев технической просрочки.

         В общей структуре залога по испрашиваемому кредиту залог будущего урожая сельскохозяйственных культур не должен превышать 50 % от рассчитанной общей суммы обязательств заемщика по кредиту. На оставшуюся сумму обязательств оформляется залог иного имущества (например, основные средства).

         Для определения количественного состава предмета залога - будущего урожая сельскохозяйственных культур - берутся фактические данные об урожайности за последние три года, прогноз урожайности на период кредитования по соответствующему региону, подготовленный Управлением сельского хозяйства (либо уполномоченной организацией), а также данные технологической карты по возделыванию сельскохозяйственных культур, представленные Залогодателем (Заемщиком). Соответственно залоговая стоимость высчитывается исходя из количественного состава земель и ожидаемой себестоимости с применением поправочного коэффициента банка (в диапазоне от 0,5 до 0,7). Залог будущего урожая подлежит обязательному страхованию в пользу банка либо с назначением банка выгодоприобретателем.

         Как правило, после проведения уборочных работ банк переоформляет с заемщиком договор залога будущего урожая на договор залога готовой продукции (товаров в обороте), с предоставлением заемщику возможности реализации собранного урожая с целью погашения задолженности по кредитному договору, по которому данный урожай был передан в залог.

         2. Кредитование под залог приобретаемой техники и (или) оборудования. В качестве возможности обновления парка сельскохозяйственной техники и специального оборудования заемщика на взаимовыгодных условиях банк предоставляет кредиты под залог приобретаемой техники или оборудования.

         Требования к заемщикам и условия получения данного кредита примерно следующие:

  • заемщиками могут выступать представители субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • сумма авансового платежа заемщика, перечисляемого в счет оплаты приобретаемой техники или оборудования, находится в пределах от 10 % до 20  % от стоимости имущества.

         Предварительно банк принимает решение на основании предоставленных заемщиком документов о предоставлении кредита либо отказе. В случае принятия банком положительного решения по данному вопросу, направляются соответствующие уведомления заемщику и продавцу, и заемщик составляет с продавцом  договор купли-продажи, в котором обязательно оговаривается момент перехода права собственности после получения продавцом авансового платежа. По факту регистрации купленной техники в органах Гостехнадзора и внесения соответствующих отметок в паспорт самоходной машины, либо оформления акта о переходе права собственности  на приобретаемое имущество (если оно не подлежит государственной регистрации), наряду с оформлением страховой документации, банк заключает с заемщиком кредитный договор и договор залога. Затем происходит перечисление кредитных денежных средств поставщику приобретаемого заемщиком имущества через расчетный счет заемщика. Сроки при данном виде кредитования составляют порядка пяти лет.

         3. Кредитование под залог земель сельскохозяйственного назначения. Кредиты могут предоставляться под залог земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих заемщику либо третьим лицам.

         Определяя целесообразность принятия земель в залог и их рыночную стоимость, банк обращает внимание на следующее:

  • транспортная доступность (наличие подъездных путей), разбросанность участков, удаленность их от населенных пунктов и пунктов снабжения, переработки и хранения продукции,
  • целевое назначение земель, разрешенное использование и фактическое текущее использование земельного участка,
  • преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности земельного участка,
  • перспективы развития района в целом, в котором расположен данный земельный участок,
  • прогнозируемые изменения на рынке земли, кадастровая стоимость земельного участка.

         Для принятия земель сельскохозяйственного назначения в качестве залога по испрашиваемому кредиту оформляется и регистрируется в Государственной регистрационной службе договор ипотеки. Денежные средства выдаются как на пополнение оборотных средств, так и под инвестиционные программы, после регистрации договора ипотеки.

  1.3 Значимость развития сельскохозяйственного кредитования в России

 

В современных условиях одним из приоритетных направлений  развития экономики любой страны является ее продовольственная безопасность, которая обеспечивается эффективной деятельностью сельскохозяйственных предприятий, отличающихся спецификой кругооборота оборотных средств и характером производства. Имеющийся потенциал сельскохозяйственных предприятий может быть наиболее полно реализован при наличии соответствующей поддержки, в том числе со стороны банков, предоставляющих кредитные ресурсы.

Особенностью сельскохозяйственного  производства является наличие существенного  временного разрыва между осуществлением затрат и получением доходов. В связи с этим для сельскохозяйственной отрасли как ни для какой другой характерно пополнение оборотных средств за счет внешних источников  (кредитов банков).

         Государство оказывает всестороннюю  поддержку сельскохозяйственным предприятиям, что выражается в разработке специальных программ в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)», субсидировании части процентной ставки по кредитам за счет госбюджета. В свою очередь банковский сектор разрабатывает помимо стандартных кредитных продуктов специальные программы кредитования, применимые исключительно для аграриев, такие как предоставление кредита под залог будущего урожая, предоставление кредитов на приобретение сельхозтехники и оборудования под залог приобретаемой сельхозтехники и/или сельскохозяйственного оборудования, кредиты под залог земель сельскохозяйственного назначения и т.п.

         Содержание и конкретные условия  кредитных программ (так называемые  сельскохозяйственные кредиты) для субъектов АПК варьируются в различных кредитных организациях и зависят от текущей кредитной политики банка-кредитора (либо его филиала или отделения).

Реформирование правовых, экономических отношений и организационных основ, связанных с кредитованием сельскохозяйственных предприятий в России, свидетельствует об определенных достижениях. Например, за два года реализации национального проекта «Развитие АПК» Россельхозбанк заключил 317,5 тыс. кредитных договоров на сумму 152,6 млрд. рублей, только владельцам личных подсобных хозяйств было выдано более 300 тысяч кредитов на 40,8 млрд. рублей, в том числе в 2007 году - 180 тысяч кредитов на 23,6 млрд. рублей.

Информация о работе Оценка практики сельскохозяйственного кредитования ОАО «Россельхозбанк»