Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:00, курсовая работа
Целью исследования является развитие операций с пластиковыми картами на примере Сбербанка России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
Рассмотреть историю развития пластиковых карт;
Раскрыть классификацию и виды пластиковых карт;
Исследовать мировой и российский опыт использования пластиковых карт;
Раскрыть операции Сбербанка с пластиковыми картами;
Проанализировать организацию работы с пластиковыми карточками в Сбербанке России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования пластиковых карт и их значение
1.1. История развития пластиковых карт
1.2. Классификация и виды пластиковых карт
1.3. Мировой и российский опыт использования пластиковых карт
Глава 2. Операции Сбербанка с пластиковыми картами
2.1. Виды пластиковых карт Сбербанка
2.2. Операции с пластиковыми картами
2.3. Особенности расчетов с пластиковыми картами
Глава 3. Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами
3.1. Анализ организации работы с пластиковыми карточками в Сбербанке России
3.2. Основные направления и перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Рис. 3.6. Доли платежных систем на рынке торгового эквайринга банковских карт России.
Высокими темпами в 2007 году продолжался рост инфраструктуры обслуживания банковских карт в стране. Общее количество банкоматов увеличилось. Сбербанком России установлено 5194 банкомата (по состоянию на 01.01.2007 – 4816 шт., что на 33% превышает показатели предыдущего года 01.01.2008 г.-3202 шт. ), из них :
4884 банкомата принимают карты международных платежных систем Visа и MаstеrСаrd;
3300 банкоматов принимают карты СБЕРКАРТ;
4615 банкоматов принимают карты Аmеriсаn Ехрrеss;
3899 банкоматов осуществляют прием платежей за услуги предприятий (операторов сотовой связи, спутникового телевидения и т.д.).
Количество электронных терминалов, обслуживающих карты, составило 61,1 тысячи штук (год назад 41,4 тыс. штук), число торговых и сервисных точек, с которыми были заключены договоры на прием банковских карт, достигло 49,0 тысяч организаций, увеличившись за период на 52%.
Сеть отделения Сбербанка состоит из 173 учреждений: головное отделение, 17 ОСБ и 155 филиалов. Эмиссия международных карт осуществляется в 19 из них – Томское головное ОСБ, все отделения Томской области (17 ОСБ) и ф.№13/122 г. Томск. В 2 из них осуществляется эмиссия АС Сберкарт – ОПЕРУ Томского ОСБ и Центральное ОСБ № 8607.
Основной задачей программы развития банковских карт Отделения Сбербанка России является существенное увеличение масштабов деятельности по всем направлениям карточного бизнеса, совершенствование карточных продуктов с целью соответствия их качественного уровня мировым стандартам. Продолжается работа по созданию платежной системы Сбербанка России, включающей единый набор карточных продуктов, эмитированных банком, и единую сеть приема карт, составным элементом которой является сеть банкоматов и терминалов Сбербанка. Предполагается значительное расширение сферы применения банковских карт, как для физических, так и для юридических лиц.
Одновременно
с программой развития международных
банковских карт банк будет последовательно
развивать собственную
Сбербанк определяет следующие основные направления развития карточного бизнеса:
Международные карты Vizа, Еurосаrd/MаstеrСаrd – карты Сlаssiс и Gоld предназначены для среднего класса и состоятельных клиентов. Международные дебетовые карты Сбербанк – Сirrus/Mаеstrо, Сбербанк – Visа Еlесtrоn — предназначены для работающих граждан для выплаты заработной платы, а также для пенсионеров и молодежи в части перечисления пенсий, социальных выплат, стипендий.
Микропроцессорные карты АС СБЕРКАРТ - для выплаты заработной платы, а также при использовании Интернет-банкинга и в электронной коммерции.
Предоставление торговым организациям и предприятиям сферы обслуживания возможности приема в качестве средства расчетов, как международных банковских карт, так и АС СБЕРКАРТ.
Предоставление услуг по обслуживанию платежей по банковским картам средним и малым коммерческим банкам высокой категории надежности (процессинг), что будет способствовать развитию карточного бизнеса в России в целом.
Привлекательность банковских карт обеспечивается распространением операций по овердрафтному кредитованию по карточным счетам.
С целью улучшения качества обслуживания клиентов в 2005 году Сбербанком были реализованы следующие проекты Сбербанка России:
Июль 2005 г. Сбербанк начал выдавать наличные денежные средства по картам Аmеriсаn Ехрrеss в своих банкоматах.
Август 2005 г. Сбербанк
предоставил сотрудникам
Сентябрь 2005 г. Сбербанк, в рамках совместного проекта авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» и Сбербанка России, предложил клиентам международную банковскую карту «Visа Аэрофлот», держатели которой становятся участниками Программы «Аэрофлот Бонус».
Октябрь 2005 г. Сбербанк, в рамках проекта Сбербанк России, предложил своим клиентам - держателям международных банковских карт реализовать возможность оперативного доступа к информации по банковским картам при помощи мобильного телефона – “Мобильный банк”.
Сбербанк продолжает работу по увеличению в регионе эмиссии карт международных платежных систем и привлечению крупных клиентов на обслуживание.
В целях увеличения остатков средств на счетах банковских карт Сбербанк повышает эффективность проводимой работы по привлечению на обслуживание по картам Сбербанк-Mаеstrо «Социальная» потенциальных держателей из числа военных пенсионеров.
Количество карт Сбербанк-Mаеstrо «Социальная» для тех, кто получает пенсионное пособие и другие социальные выплаты, составило 606 тыс.
Удельный вес остатка денежных средств на счетах банковских карт физических и юридических лиц в общем остатке на 01.01.07 г. отображен на рис. 3.7, 3.8.
Рис. 3.7. Остаток денежных средств на счетах банковских карт физических лиц на 01.01.07 г. (млрд. руб.)
Рис. 3.8. Остаток денежных средств на счетах банковских карт юридических лиц на 01.01.07 г. (млрд. руб.)
В системе Сбербанка России по состоянию на 01.01.2005 действует 7,4 тыс. пунктов выдачи наличных денежных средств, из них 6,2 тыс. обслуживают операции по картам международных платежных систем Visа и MаstеrСаrd и 1,2 тыс. – по микропроцессорным картам СБЕРКАРТ.
В Томской области во всех населенных пунктах с численностью свыше 15 тысяч, Сбербанком были организованы пункты выдачи наличных денежных средств для обслуживания карт международных платежных систем. Сбербанк России обслуживает операции по картам в 2,6 тыс. населенных пунктах 79 субъектов Российской Федерации.
Большая работа проведена отделением Сбербанка России по расширению сети обслуживания держателей банковских карт с помощью банкоматов. По последним данным на начало 2005 года в Томской области установлено 42 банкомата.
Таким образом,
отделение Сбербанка России успешно
функционирует в сфере
3.2 Основные направления и
На основании анализа систем расчетов пластиковыми карточками Сберегательного банка Российской Федерации, можно сделать вывод, что рынок пластиковых карт в последнее время развивается бурно.
По данным Центробанка РФ, рынок эквайринга карт за прошлый год превысил 1 млрд долл. Это свидетельствует о том, что растет не только количество, но и качество. Люди стали пользоваться картами каждый день, они расплачиваются ими за товары и услуги. В Москве еще 5-6 лет назад держатели пластиковых карт пользовались только банкоматами. Сейчас такая картина наблюдается в регионах, где карты являются средством выдачи зарплаты. Но идет постепенное смещение: «зарплатные» карты становятся платежным средством. Для этого перехода важны 2 вещи. Во-первых, у нас еще недостаточно развита инфраструктура приема карт... еще не везде принимают карты. Это связано с тем, что большинство мелких точек не показывают безналичные обороты, не хотят лишний раз светиться. Многие точки регистрируются как ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) и работают по упрощенной бухгалтерии. Во-вторых, до 1 января 2007 года существовал налог с продаж, который также взимался при расчетах с использованием пластиковых карт, как и с наличных денег, брали налог с продаж. Это дестимулировало развитие рынка пластиковых карт. Однако сейчас ситуация существенно отличается от той, которая была 5-6 лет назад, когда карточки были уделом дорогих элитных магазинов и бутиков, самых дорогих супермаркетов. Сейчас это вполне демократичный инструмент.
2006 г. - это год старта активного потребительского кредитования в России. Кредитная карта - следующая ступень развития потребительского кредита после экспресс-кредитования в таких областях, как торговля электроникой, бытовой техникой и спортивными товарами. На настоящий момент средний объем потребительского кредита составляет 15-20 тыс. руб. или 500-700 долл. Во всех цивилизованных странах, где хорошо развит карточный рынок, такие кредиты выдаются с помощью кредитных карт на основе статистических исследований, скоринга. В ближайшие 2-3 года ситуация кардинальным образом изменится, так как банки заинтересованы в доходности бизнеса, а прибыль лежит именно в развитии кредитных карт. Кредитные карты начнут постепенно вытеснять классическое потребительское кредитование, так как стоимость обслуживания таких кредитов достаточна высока... Каких же карт будет больше, овердрафтных или револьверных? Тут различия идут по рискам. По мнению экономистов, револьверные карты будут популярны. Хотя однозначно предсказать невозможно. Это зависит от ситуации. Технически создать ту или иную карту достаточно просто. Все будет зависеть от того, что покажет статистика: на каких картах зарабатывается лучше, где риски меньше - тем путем и пойдет развитие.
Ко-брэндовые проекты - это один из приоритетных путей развития пластиковых карт для «добровольных» клиентов. Человек приобретает такую карту не потому, что на нее начисляют зарплату, а с целью ее активного использования, с возможностью получать при этом какие-то преимущества в виде дисконтов, бонусов. Как правило, самые успешные кобрендовые проекты делаются торговыми сетями... Но активное развитие дисконтных карт, которые выпускали практически все сети, постепенно идет на убыль. Сейчас в России практически все выдают дисконтные карты, и лояльность покупателей к этому продукту постепенно снижается. В этой связи в последнее время торговые сети приходят к мысли, что карточка должна быть не чисто дисконтной, а скорее бонусной и должна быть соединена с каким-то функционалом, желательно платежно-кредитным. В этом случае увеличивается покупательная способность клиентов, так как это связано с кредитными лимитами, которые банки готовы предоставить держателям таких карт.
Для того чтобы
успешно конкурировать с
Для россиян
владение карточкой, принадлежащей
отечественной платежной
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ завершила анализ рынка пластиковых карт в России. Согласно данным службы, лидером среди платежных систем на отечественном рынке является Vizа, доля которой по объему совершенных операций по итогам 2007 года составляет 40,25 %, по количеству выпущенных карт – 36,89%. Платежная система Сбербанка «Сберкарт» занимает 20,53 % и 10,84 %, MаstеrСаrd – 6,94% и 22,76% соответственно.
Доля международных платежных систем на рынке пластиковых карт РФ по объемам совершенных в 2007 году операций и количеству карт составляет 47,32 % и 59,8 % соответственно. Среди международных платежных систем в России по итогам 2007 года лидером является Vizа, далее следует MаstеrСаrd .
В России в количественном выражении безусловно наиболее популярны карты категории Еlесtrоn/Рlus. Такую карту любой банк готов выдавать практически каждому обратившемуся. Риск по этой карте минимален, овердрафт практически невозможен. Если по категории Сlаssiс/Mаss хотя бы минимальная проверка клиента необходима, то по Еlесtrоn этого не надо делать. Карту Еlесtrоn можно получить в момент обращения. Такие карты и в дальнейшем будут превалировать. Человек с невысоким доходом, зарплатник, как правило, пользуется картами категории Visа Еlесtrоn и Сirrus/Mаеstrо. Люди с более высокими доходами, работники крупных предприятий, менеджеры среднего звена, те, кто ездит за границу, пользуются картами категории Сlаssiс/Mаss. С ними проще получить визу, арендовать машину, забронировать гостиницу и авиабилет... За счет развития сегмента кредитных карт в 2007 г, давление на рынок выросло, в результате чего цена на кредиты упала. Вырос также объем платежей, соответственно вырос и сам рынок.
Перспективы рынка
карт в стране в целом эксперты
справедливо связывают с
Информация о работе Операции коммерческих банков с пластиковыми картами