Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:00, курсовая работа
Целью исследования является развитие операций с пластиковыми картами на примере Сбербанка России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
Рассмотреть историю развития пластиковых карт;
Раскрыть классификацию и виды пластиковых карт;
Исследовать мировой и российский опыт использования пластиковых карт;
Раскрыть операции Сбербанка с пластиковыми картами;
Проанализировать организацию работы с пластиковыми карточками в Сбербанке России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования пластиковых карт и их значение
1.1. История развития пластиковых карт
1.2. Классификация и виды пластиковых карт
1.3. Мировой и российский опыт использования пластиковых карт
Глава 2. Операции Сбербанка с пластиковыми картами
2.1. Виды пластиковых карт Сбербанка
2.2. Операции с пластиковыми картами
2.3. Особенности расчетов с пластиковыми картами
Глава 3. Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами
3.1. Анализ организации работы с пластиковыми карточками в Сбербанке России
3.2. Основные направления и перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Те темпы роста, которые рынок демонстрирует сейчас, будут сохраняться и развиваться вместе с темпами экономического роста. Увеличение количества карт будет достигать 100% в год, а обороты по картам возрастать на 50-60%. Карточный бизнес будет развиваться, если будет расти потребительский рынок.
Заключение
Подводя итоги исследованиям в области развития карточного бизнеса и отслеживании тенденций в развитии одного из самых молодых карточных рынков – российском, в том числе изучения состояния работы на этом направлении в самом крупном банке страны – Сбербанке РФ, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, следует отметить, что рынок банковских услуг в целом претерпел значительные изменения и выжившие в условиях финансовых кризисов, наиболее жизнеспособные банки вынуждены развернуть между собой борьбу за привлечение наиболее выгодных, наиболее богатых клиентов. Одним из важных составляющих этой борьбы является расширение спектра предоставляемых услуг, в том числе и за счет операций с магнитными карточками. При этом, с учетом международного опыта, неизбежным представляется развитие тенденции к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему. Учитывая специфику положения на финансовом рынке Сбербанка России именно ему удобнее и выгоднее всего выступить в качестве координатора этой системы. Причем и всем остальным участникам будет наиболее удобно и выгодно, если эти функции останутся за Сбербанком России.
Во-вторых, в силу конкурентной борьбы за клиентов участники систем карточных расчетов неизбежно будут стремиться к снижению стоимости своих услуг, удешевлению стоимости карточек для клиентов и расширению спектра применяемых финансовых схем (в том числе и схем кредитования с использованием банковских карт).
В-третьих, развитие инфраструктуры рынка банковских карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате банковские карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) не отстает от темпов выпуска банковских карточек.
В-четвертых, специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80% всех выпущенных карт.
В-пятых, большинство как российских, так и зарубежных банков идут по пути диверсификации своего карточного бизнеса путем присоединения к международным системам расчетов, членстве в российских системах и развития собственных карточных программ. Однако такая стратегия развития содержит в себе потенциальную опасность приобретения оборудования для обслуживания карточек устаревших международных систем, что может послужить в будущем тормозом во внедрении более современных ЧИП-технологий.
В-шестых, российские
банки – эмитенты банковских карт
в большинстве своем выпускают
в обращение дебетовые карточки
в связи с особенностями
В-седьмых, большинство карточек, эмитируемых в России являются магнитными вследствие относительно низкой себестоимости их производства. При этом банки вкладывают огромные средства в создание дорогостоящей инфраструктуры для обслуживания этих карт. Но основным фактором, препятствующим сегодня западным странам быстро перейти к электронным картам, является развитая инфраструктура для обслуживания магнитных карт. Им нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Россия и ее банки сегодня обладают уникальной возможностью перешагнуть через этап развития традиционных, но устаревших платежных схем. И в этом отношении знаменателен факт появления на российском рынке современных микропроцессорных карточек, которые выходят на передовые рубежи не только отечественной, но и зарубежной систем расчетов.
Темпы развития карточного бизнеса в Сберегательном банке РФ, его ориентация на новейшие достижения в этой области позволяет с оптимизмом смотреть на будущее безналичных расчетов в России. Причем чем более широкие слои населения охватит карточная программа Сбербанка, тем больше выгод она принесет как самому банку, так и его клиентам и финансовой системе всего государства.
Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств; пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.
Список использованной литературы
1. Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. « 394-1 (с изм. и доп.). // Электронная версия «КонсультантПлюс».
2. Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями 23 декабря 2005 г., 4 декабря 2007 г.). // Электронная версия «СПС «Гарант».
3. Алешкина А.К. Развитие пластиковых карт
в России. – Режим доступа: httр://www.sаndр.ru/р.8//
4. Ачкасов А.И. Общая характеристика и техника совершения использования пластиковых карт. // Банк внешнеэкономической деятельности.- М.: Консалт - Банкир, 2006. 471 с.
5. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Проспект, 2005. 247 с.
6. Банковские операции: Учеб. пособие. Части 1—IV. /Под общ. ред. О.И. Лаврушина. - М.: Инфра-М, 2004. 358 с.
7. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов, под ред. Рудакова О.С - М.: Банки и биржи, 2007. 261 с.
8. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. | Г.Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2005. 751 с.
9. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон.наук, проф. Г.Г. Коробовой. - М.: Юрист, 2004. 751 с.
10. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005. 530 с.
11. Витвицкая Т.Р. Электронные деньги в России / Экономика и жизнь.2006. №10. С. 21-25.
12. Воронин А.К. Новые банковские продукты на основе карт / Расчеты и операционная работа в КБ. 200. №2. С. 45-49.
13. Гурьянов С.А. Маркетинг банковских услуг. - М.: Медиа-Пресс, 2006. 332 с.
14. Евтух А. Т. Теория кредита: социально-экономический аспект // Финансы и кредит. - 2005. - № 25. – С. 21-27.
15. Егоров Е.В., Романов А. Маркетинг банковских услуг. Учебное пособие. - М.: Теис, 2005. 447 с.
16. Ермолаев ЕВ. Карточный бизнес: итоги и тенденции / Расчеты и операционная работа в КБ. 2007. № 6. С. 37-42.
17. Захаров Д. Ю. Анализ использования пластиковых карт за 2003 - 2005 гг. // Финансы и кредит. - 2007. - № 4. - С. 12-17.
18. Иванов Н.В. Операционная работа с картами / Расчеты и операционная работа в КБ. 2007. № 1. С. 27-34.
19. Канаев А. В. Происхождение и развитие. // Финансы и кредит. - 2007. - № 16. - С. 87-95.
20. Кедров В. И. О стратегических ориентирах деятельности коммерческих банков / В. И. Кедров, В. В. Митрохин // Деньги и кредит. - 2004. -№ 11. - С. 51-54.
21. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Учеб, пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. 494 с.
22. Королев Е.А. Банковский сектор: пластиковые карты. – Режим доступа: httр://www.ехреrt.ru/р.10.
23. Корпоративные пластиковые карточки: Учебное пособие, под ред.Макарова Г.Л. - М.: Финстатинформ, 2005 . 437 с.
24. Медведева И.С. История банкоматов. И история с банкоматами / Время сбережений. 2007. № 3. С. 17-22.
25. Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика – М.: Финансы и статистика, 2006. 438 с.
26. Носова Т. П. Современная система использования пластиковых карт / Т. П. Носова, А. В. Семин // Финансы и кредит. - 2007. - № 29. - С.28-31.
27. Одесс В. И. Российский рынок банковских услуг // Маркетинг. - 2007. - № 4. - С. 3 - 10.
28. Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2005. 256 с.
29. Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. А.А.Андреев. - М.: Деловой Центр, 2006. 312 с.
30. Сальников Д.П Международные платежные системы / Мир карточек – международные платежные системы. 2008. №2. С. 23-27.
31. Самоварщикова О.М. Производство карточек с микросхемой в России» / Мир карточек – микропроцессорные карточки. 2007. №5. С. 49-54.
32. Синки Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг : пер. с англ. / Дж. Синки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 1017с.
33. Учет и операционная техника в банках: Учебное пособие для вузов, под ред. Немчинов В.К. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. 312 с.
34. Филипповская Л.М. Претензионная работа с картами / Расчеты и операционная работа в КБ. Л.М. 2006. №11. С. 20-24.
35. Яныгин С.А. Методы внедрения банковских карт / Банки и технологии. 2007. №1. С. 11-20.
Приложение 1
Карточная система
Приложение 2
Банки
– участники системы «
Район |
Количество банков |
Канада Европа Латинская Америка Средний Восток / Африка Азия / Океания |
626 7 691 339 96 314 |
Итого: |
21 747 |
Приложение 3
Виды пластиковых карт.
Приложение 5
Размеры процентных ставок, начисляемых на остаток денежных средств на счетах банковских карт физических лиц (с 12.02.2007г.)
Наименование карточного продукта |
Процентная ставка* | |
Валюта счета – USD |
Валюта счета – рубли | |
Visа Сlаssiс, Еurосаrd/MаstеrСаrd Mаss |
0,25 % годовых |
0,1 % годовых |
Visа Gоld, Еurосаrd/MаstеrСаrd Gоld и карточные продукты на их основе |
0,25 % годовых |
0,1 % годовых |
Сбербанк – Mаеstrо, Сбербанк – Visа Еlесtrоn |
0,25 % годовых |
0,1 % годовых |
Visа Сlаssiс
“Зарплатная”, Еurосаrd/MаstеrСаrd Mаss “Зарплатная”,
Сбербанк – Mаеstrо “ |
0,25 % годовых |
1 % годовых |
Сбербанк - Mаеstrо “Молодежная” |
0,25 % годовых |
1 % годовых |
Сбербанк - Mаеstrо “Пенсионная” |
- |
4 % годовых |
Сбербанк - Mаеstrо “Студенческая” |
- |
1 % годовых |
АС СБЕРКАРТ “Личная” |
- |
0,1 % годовых |
АС СБЕРКАРТ “Зарплатная” |
- |
1 % годовых |
2. Начисление процентов на остаток денежных средств по резервным счетам международных банковских карт (с 16.02.2007 г.) |
2,5 % годовых |
4 % годовых |
*Ежеквартальное причисление процентов.
Приложение 6
Международные банковские карты Сбербанк-Mаеstrо «Социальная» (на 01.05.2007 г.)
Наименование |
Условия обслуживания, тариф | |
по основной карте |
по каждой дополнительной карте | |
1 Годовое обслуживание счета банковской карты2 |
||
За первый год обслуживания |
0-120 руб (для отделений
г. Москвы и Московской |
120 руб. |
За каждый последующий год обслуживания |
0-120 руб. (для отделений
г. Москвы и Московской |
120 руб. |
2 Первоначальный взнос на счет банковской карты |
по усмотрению клиента | |
3 Взнос на резервный счет |
не предусмотрен | |
4 Приостановка действия карты в случае ее утраты клиентом |
бесплатно | |
5 Очередной перевыпуск карты |
бесплатно | |
6 Досрочный перевыпуск карты |
бесплатно | |
за исключением случая утраты карты, утраты ПИН-кода, изменения личных данных Держателя карты5 |
20 руб. | |
7 Зачисление на счет карты денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, поступивших в пользу Держателя карты |
бесплатно | |
8 Обслуживание
банковской карты на |
бесплатно | |
9 Выдача наличной валюты Российской Федерации и иностранной валюты со счетов с использованием платежных карт через кассу или банкомат |
- | |
10 Лимит выдачи наличных денежных средств |
не установлен | |
11 Лимит овердрафта по счету банковской карты |
не установлен | |
12 Плата за возникший овердрафт по счету карты, по которому лимит овердрафта не установлен |
38% годовых | |
13 Плата за
предоставление отчета по |
||
- на бумажном
носителе в филиалах и |
0-25 рублей за каждый отчет7 (для отделений г. Москвы и Московской области - 25 руб. за каждый отчет) | |
за исключением предоставления дополнительного отчета по счету банковской карты8 |
50 руб. за каждый дополнительный отчет по счету банковской карты | |
- по электронной почте |
бесплатно | |
14 Предоставление по запросу Держателя документов по операциям по банковской карте, полученных от банка эквайрера (кроме операций, произведенных в банкомате)9 |
150 руб. за запрос | |
15 Выдача карты
в филиале банка или в его
внутреннем структурном |
300 рублей за каждую выданную карту | |
за исключением выдачи карты в филиале банка или его внутреннем структурном подразделении в пределах одного территориального банка |
0-300 рублей за каждую выданную11 | |
16 Безналичное перечисление (списание, перевод) денежных средств по банковским картам |
- | |
17 Предоставление услуг по банковским картам посредством мобильной связи («Мобильный банк») |
- | |
18 Прочие услуги |
- | |
19 Расчет суммы
списания/зачисления со счета/ |
- |
Информация о работе Операции коммерческих банков с пластиковыми картами