Организация кассовых операций в народном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является предоставление наиболее полной информации по порядку учёта кассовых операций и ознакомление с правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь, а также определение основных направлений их совершенствования на примере рассмотренной организации.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
Изучение Банковского Кодекса Республики Беларусь.
Ознакомление с общими положениями ведения кассовых операций.
Правила учёта кассовых операций.
Рассмотрение особенностей ведения кассовых операций.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 175.63 Кб (Скачать файл)

Наличные деньги, полученные юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными  предпринимателями, частными нотариусами  в кассах банков, расходуются на цели, указанные в чеке.

Наличные деньги, поступившие в  кассы юридических лиц, подразделений, индивидуальным предпринимателям, частным  нотариусам в качестве возврата наличных денег, ранее полученных по чеку в  обслуживающих банках и выданных на командировочные расходы, расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, и оплату труда, расходуются юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными  предпринимателями, частными нотариусами  на те цели, на которые были получены по чеку в обслуживающих банках Правления Национального банка от 27.03.2012 № 136). [6]

Юридические лица, подразделения, частные нотариусы, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, по решению  руководителя юридического лица, подразделения  или лица, им уполномоченного, частного нотариуса, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, могут использовать выручку  при условии отсутствия:

  1. наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства юридического лица, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, находящиеся на текущих (расчетных) банковских счетах;
  2. приостановления операций по текущим (расчетным) банковским счетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов;
  3. картотеки к внебалансовому счету ”Расчетные документы, не оплаченные в срок“ (далее – картотека).

При наложении ареста и обращении взыскания на денежные средства юридического лица, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, находящиеся на текущих (расчетных) банковских счетах, приостановлении операций по текущим (расчетным) банковским счетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов либо при наличии картотеки не допускается расходование юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами выручки до снятия ареста и отмены взыскания на денежные средства юридического лица, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, находящиеся на текущих (расчетных) банковских счетах, отмены приостановления операций по текущим (расчетным) банковским счетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, полной оплаты расчетных документов, находящихся в картотеке. Это требование не распространяется на расчеты из выручки, проводимые юридическими лицами, их обособленными подразделениями в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие  текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы не имеют права  накапливать выручку сверх установленных законодательством размеров для осуществления предстоящих  расходов.

При наступлении срока  сдачи выручки, установленного в  решении руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального  предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса, выручка сдается в  банк в полном размере за вычетом  предполагаемых расходов в этот день (оплата труда, выплата стипендий, пенсий, дивидендов, пособий, алиментов,  осуществление  расчетов наличными деньгами между  юридическими лицами, их обособленными  подразделениями, индивидуальными  предпринимателями, выплата дохода индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и др.).

По мере необходимости  выручка юридических лиц (подразделений), которая сдается непосредственно  с зачислением на текущий (расчетный) банковский счет юридического лица, может  быть сдана в кассу юридического лица (подразделения), не имеющую собственной  выручки или не имеющую ежедневных поступлений наличных денег.

Ликвидируемые юридические  лица, а также индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, в отношении которых приняты  решения о прекращении деятельности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, в отношении  которых открыто конкурсное производство, не имеют права расходовать наличные деньги из выручки.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы самостоятельно определяют порядок и сроки сдачи выручки в приказе руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, решении индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса, оформленных в письменном виде.

Установленные руководителем юридического лица, подразделения  или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным  нотариусом порядок и сроки сдачи  выручки действительны в течение  срока, указанного в приказе руководителя юридического лица, подразделения или  лица, им уполномоченного, в решении  индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса.

Порядок и сроки сдачи  выручки могут быть пересмотрены по решению руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса в случае изменения объемов кассовых оборотов и по другим причинам.

При установлении сроков сдачи  выручки учитываются необходимость  ускорения оборачиваемости и  своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие  текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы сообщают обслуживающему банку (по решению руководителя банка  или лица, им уполномоченного) установленные  сроки сдачи выручки, размеры  выручки, планируемой для сдачи  в банк, а также сведения об изменении  сроков сдачи выручки и ее размеров в сроки, определенные договором  между юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим  текущий (расчетный) банковский счет, частным  нотариусом и обслуживающим банком.

Решением руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, устанавливаются:

  1. размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо;
  2. время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки с учетом выписки соответствующих сопроводительных документов и последующей передачи службе инкассации (в случае сдачи выручки работникам службы инкассации в соответствии с законодательством);
  3. время сдачи выручки кассирами главному (старшему по должности) кассиру;
  4. время начала подготовки выручки для последующей сдачи в обслуживающий банк, в организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь либо работникам службы инкассации (при отсутствии должности главного (старшего) кассира).

Размер потребности в  разменных наличных деньгах определяется на конкретное время.

Величина размера потребности  в разменных наличных деньгах  на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо устанавливается для обеспечения  бесперебойного функционирования с  учетом необходимости ускорения  оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в  банки, обеспечения сохранности, а  также специфики работы (розничная  торговля, общественное питание, услуги и т.п.) юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет.

Порядок и сроки сдачи  выручки, при необходимости размер потребности в разменных наличных деньгах для уполномоченных лиц  устанавливаются самим юридическим  лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, и доводятся  каждому уполномоченному лицу приказом руководителя юридического лица, подразделения  или лица, им уполномоченного, решением индивидуального предпринимателя. Уполномоченные лица могут сдавать  выручку в кассу юридического лица, подразделения, индивидуального  предпринимателя, в обслуживающий  банк, его подразделение, иной банк либо организацию Министерства связи  и информатизации Республики Беларусь.

Сроки сдачи выручки для  уполномоченных лиц устанавливаются  исходя из необходимости обеспечения  сохранности наличных денег, но не реже одного раза в 7 календарных дней.

Вся выручка уполномоченных лиц (за исключением размера потребности  в разменных наличных деньгах  в случае его установления) сдается  в порядке и сроки, установленные  юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим  текущий (расчетный) банковский счет.

Юридические лица, подразделения, за исключением лиц, указанных в  части третьей настоящего пункта, индивидуальные предприниматели, открывшие  текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы выдают из своих  касс наличные деньги, полученные в  обслуживающем банке по чеку, в  течение 3 рабочих дней (для сельскохозяйственных организаций, поселковых и сельских Советов депутатов, поселковых и  сельских исполнительных комитетов  – в течение 5 рабочих дней), включая  день получения денег в обслуживающем  банке.

По истечении указанного срока (на 4-й и 6-й рабочий день соответственно) не использованные по назначению суммы наличных денег  сдаются в обслуживающий банк (иной банк), работникам службы инкассации либо в организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Юридические лица, подразделения, не имеющие иных поступлений наличных денег в кассы, кроме наличных денег, полученных по чеку в обслуживающем  банке, и (или) возврата наличных денег, ранее выданных под отчет, выдают наличные деньги из своих касс в  сроки, установленные в решении  руководителя юридического лица (подразделения) или лица, им уполномоченного, за исключением  наличных денег, подлежащих выдаче на оплату труда, выплату стипендий, пенсий своим работникам (ранее состоявшим в штате работникам), пособий, дивидендов, алиментов. По истечении установленных сроков не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в обслуживающий банк (иной банк), работникам службы инкассации либо в организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь на следующий рабочий день юридического лица, подразделения. При отсутствии установленных сроков указанные юридические лица, подразделения выдают наличные деньги, полученные по чеку в обслуживающем банке, в сроки.

Выдача наличных денег  под отчет производится из касс юридических  лиц, подразделений, а также индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих для осуществления  предпринимательской деятельности, обеспечения осуществления частной  нотариальной деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в соответствии с законодательством.

 

2.2 Порядок приема и выдачи наличных денег, оформления кассовых документов

 

Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются  по формам первичных учетных документов, установленным в соответствии с  законодательством.

При приеме наличных денег  кассиры (лица, на которых возложены  обязанности кассира) юридических  лиц, подразделений, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы обязаны проверять  их подлинность и платежность.

При определении подлинности  наличных денег кассиры (лица, на которых  возложены обязанности кассира) руководствуются требованиями законодательства, справочной и методической литературой  по определению подлинности денежных знаков, информацией, размещенной на официальном сайте Национального  банка в глобальной компьютерной сети Интернет, официальными материалами  и оперативной информацией органов внутренних дел.

При определении платежности  наличных денег кассиры (лица, на которых  возложены обязанности кассира) руководствуются требованиями Инструкции о порядке определения платежности  и обмена банкнот Национального  банка Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 211 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 70, 8/23771),(пункт 19 в редакции постановления Правления Национального банка от 27.03.2012 № 136). [7]

Прием юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными  предпринимателями наличных денег  при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) осуществлении  деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр  с использованием кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов осуществляется в соответствии с законодательством.

Прием наличных денег юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными  предпринимателями, частными нотариусами, имеющими право не использовать кассовое оборудование, платежные терминалы, осуществляется по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным  документам в соответствии с законодательством.

Информация о работе Организация кассовых операций в народном хозяйстве