Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:18, курсовая работа
Данная тема весьма актуальна, т.к. в условиях усиливающейся межбанковской конкуренции успех предпринимательской деятельности будет сопутствовать тем банкам, которые быстрее и лучше всех овладеют современными методами управления банковскими процессами. Использование маркетинговых стратегий и тактик являются неотъемлемой частью организационной структуры банка.
Введение 3
Глава 1 Содержание и специфика банковского маркетинга
1.1 История развития, понятие и необходимость банковского маркетинга 7
1.2 Специфика банковского маркетинга и его задачи 11
Глава 2
2.1 Организация маркетинговой деятельности в банке 21
2.2 Маркетинговые исследования как средство достижения цели банковской деятельности 25
Заключение 29
Список литературы 32
В рамках маркетинга в банках в полной мере должны реализоваться следующие общие принципы:
1. Направленность
действий всех банковских
2. Комплексность
процесса функционирования
3. Единство
перспективного и текущего
4. Контроль
над принимаемыми
5. Разностороннее
и масштабное стимулирование
творческой активности и
6. Обеспечение заинтересованности работников в постоянном повышении своей квалификации.
7. Создание
благоприятного
Основные задачи маркетинга в банке являются:
1. Обеспечение
рентабельной работы банка в
постоянно изменяющихся
2. Гарантирование
ликвидности банка в целях
соблюдения интересов
3. Максимальное
удовлетворение запросов
4. Комплексное
решение коммерческих, организационных
и социальных проблем
В соответствии с этими задачами банковский маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как:
- количество клиентов банка и их счетов,
- объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций,
- размеры совершаемых банком операций и услуг,
- показатели доходов и расходов банка,
- данные
о скорости оборота средств,
объема затрат на совершение
операций, сроков обработки документов,
степени удовлетворения
- способность
обеспечения банком
Важная
особенность банковского
Помимо
специальных законов существует
целый ряд обязательных нормативов,
указаний, направленных на обеспечение
ликвидности кредитных
В рыночной
экономике принято
В настоящее время коммерческие банки России используют только некоторые элементы маркетинга. Но для того чтобы успешно функционировать на рынке, необходимо опираться на целостную систему маркетинга, создавать специальные службы, отделы, которые занимались бы разработкой программ и планов маркетинговой деятельности, готовили бы кадры для этой работы и, конечно же, использовали зарубежный опыт, чтобы избежать дорогостоящего метода проб и ошибок. Основу маркетинговой деятельности банка составляет анализ его рыночных возможностей, который предполагает проведение маркетинговых исследований с целью определения места на рынке ссудного капитала. Банки осуществляют комплексное исследование рынка и в первую очередь банковских услуг. Они ориентируются на реальные потребности клиентуры, при этом не только изучают запросы клиентов, но и энергично на них воздействуют, разрабатывая и внедряя банковские инновации, в частности новые банковские продукты. Организацию маркетинговой деятельности можно рассмотреть на следующей схеме:
На способ
организации маркетинговой
Маркетинг в банке может быть:
- частью
какого-либо организационного
- самостоятельным
направлением деятельности
- одной из основных его функций;
- инструментом
координации и контроля всей
деятельности банковского
Схема 1.
Общая схема организации
В зависимости от этого применяются разные способы организации маркетинга. Единой схемы построения маркетинговой работы на уровне банка не существует. Конкретные формы содержания деятельности, ее направления могут значительно различаться в зависимости от размера банка, его специализации и тех внешних условий, в которых он работает.
Итак, для
успешной деятельности банка ему
объективно необходима служба маркетинга,
однако, организация звена
Опыт
показал, что для того, чтобы работать
в сфере банковского
Работа с клиентами, договорный характер ряда операций банка требуют от банковского специалиста не только отличной экономической подготовки, но и хорошего знания основ психологии, права, умения вести переговоры, деловой этики. Оснащение передовой техникой предполагает компьютеризацию банковского дела, умение составления программ на ЭВМ с использованием их для ситуационного анализа и прогнозирования.
Для сотрудника
банка знание основ маркетинга важно
с двух сторон. Прежде всего, экономист
банка обязан уметь давать оценку
деятельности на рынке тех предприятий,
организаций, учреждений, которые являются
или хотят стать клиентами
банка. Не вызывает сомнения и то, что
от качества маркетинга во многом зависит,
насколько предприятие-клиент устойчиво
в финансовом отношении. Поэтому
оценка уровня маркетинга является одним
из составных элементов анализа
кредитоспособности клиента и определения
степени риска в установлении
и развитии с ним кредитных
отношений. Все это свидетельствует
об особой актуальности проблемы повышения
квалификации банковских кадров. Для
этого банки разрабатывают и
реализуют специальную
Маркетинговая деятельность любого банка начинается задолго до начала производства того или иного продукта или услуги. Сначала производится анализ рынка, после чего, принимается решение о том, какие товары необходимо производить и на какие рынки сбыта ориентироваться.
Маркетинговые
службы обеспечивают анализ рыночной
ситуации, изучает ее динамику, подготавливают
для руководства предложения
по совершенствованию
Но маркетинговая деятельность не прекращается даже после реализации товара, а правильно организованное послепродажное обслуживание клиентов дает банку дополнительную информацию, которая позволяет постоянно модифицировать и улучшать товары, а, следовательно, более полно удовлетворять потребности клиентов. Такая маркетинговая стратегия позволяет не только приобрести новых клиентов, но и удержать уже имеющихся, что гораздо дешевле и намного проще, чем возвращать утраченных.
Если
маркетинговая программа банка
направлена на более эффективное
использование тех услуг, которые
банк уже оказывает клиентуре, то
служба маркетинга работает над тем,
как увеличить долю рынка, расширить
клиентуру, что достигается
Особенное
внимание маркетингу уделяется банками,
развивающими международные связи.
Некоторые банки стремятся
Основными элементами системы банковского маркетинга являются: исследование рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии.
Маркетинг
представляет собой комплексную
систему организации
Так, благодаря
маркетингу в настоящее время
самыми лучшими банками, по мнению финансового
журнала «Финансы и кредит» объявлены
Московский муниципальный банк «Банк
Москвы» и Сбербанк России. Самыми
надежными и прибыльными
По типу ориентации система маркетинговых исследований может быть следующих видов: функциональной, ориентированной на товар, ориентированной на рынок.
Важнейшее
место в маркетинговых
1. Рыночные характеристики, с помощью которых оценивается состояние рынка, его основные тенденции и клиенты. Данный процесс включает выявление клиентов банка и их нужд, определение банковских продуктов, удовлетворяющих нужды потребителей, а также возможности и целесообразности для банка удовлетворения этих нужд, подсчет средств, необходимых банку для этого, и их изыскание.
2. Показатели услуг, позволяющие составить представление о банковских продуктах и соотнести их с основными требованиями, предъявляемыми к ним потребителями. Такие показатели помогут выявить главные приоритеты в направлении развития услуг банка. При этом важно принимать во внимание те издержки или затраты, которые понесет банк при разработке и продвижении новых услуг. Денежные ресурсы должны направляться в самые прибыльные секторы рынка, где наиболее высокий спрос и довольно низкие издержки.
3. Показатели конкуренции для оценки конкурентоспособности банка в условиях рынка, на котором он действует или предполагает действовать.
4. Характеристики среды, включающие анализ экономических, политических, технологических, демографических, культурных тенденций, поскольку на состояние и динамику рыночного спроса оказывает влияние не только микро-, но и макросреда. К экономическим факторам относятся уровень доходов и их распределение среди различных слоев населения, его возрастной и половой состав, географическое распределение в регионе сферы деятельности банка, тенденции к формированию и т.д.
Привлекательность рынка, оценивается по следующим критериям: размер, сложившиеся и предполагаемые темпы роста, общее количество и степень концентрации обслуживаемых клиентов, а также тенденции, характерные для этого процесса, важность услуг для клиента и частота их приобретения, процесс доведения услуг до потребителя, степень дифференциации услуг на рынке и их относительная капиталоемкость, число конкурентов, тенденции в разделе сфер влияния, барьеры вхождения на рынок.
Важное место в маркетинговых исследованиях занимает изучение сбыта и продвижения продукта банковской деятельности. С продуктом (услугой) связано решение таких вопросов, как проблема выбора объекта внедрения на рынок, приемлемый уровень качества обслуживания клиентов, объем сбыта, степень инновационности банковской деятельности, сопутствующие услуги, возможные варианты и разновидности банковского продукта, виды сервиса и предоставляемых гарантий, объем и сроки маркетинговых исследований, момент прекращения сбыта конкретной услуги.