Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 15:50, курсовая работа
Попытки потеснить наличные деньги из обращения с помощью различных платежных инструментов имеют длительную историю, однако только в конце ХХ в. развитие международных платежных систем на базе пластиковых карточек заставило специалистов всерьез говорить о том, что наличные деньги "уходят". Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использование пластиковых карт. Российская банковская система подвержена массовому ажиотажу "карточного бизнеса".
Введение…………………………………………………………………..
1.Теоретические аспекты возникновения и развития рынка пластиковых карт……………………………………………………….
1.1. История появления пластиковых карт впервые и в России……………………………………………………………………...
1.2. Платежные системы и виды пластиковых карт…………………………………………………………………………
1.3. Конкуренция на рынке пластиковых карт…………………………………………………………………………
1.4.Задачи развивающегося рынка пластиковых карт…………………………………………………………………………
2.Анализ развития рынка пластиковых карт………………………………………………………………………..
2.1.Оценка участников рынка пластиковых карт…………………………………………………………………………
2.2. Анализ перспектив развития рынка платежных карт в РФ как инструмента стимулирования безналичного расчета……………………………………………………………………...
3. Рекомендации по укреплению и развитию рынка пластиковых карт………………………………………………………………………..
3.1.Направления развития пластиковых карт и рынка услуг по ним…………………………………………………………………………
3.2.Рекомендации по расширению сферы услуг на рынке пластиковых карт……………………
Виды пластиковых карт.
Карты можно классифицировать по-разному. Каждая из систем классификации будет по-своему стройной и логичной. Все зависит от того, какой принцип положен в ее основу.
Например, карты можно разделить по организациям, которые их выпускают (эмитентам) и соответственно по сфере применения. Например, банковские карты выпускают банки, торговые карты - магазины, сети АЗС выпускают топливные карты, транспортные организации (метро, железная дорога) - транспортные карты. Список можно продолжить.
Это наиболее очевидная классификация, хотя современные технологии вносят в нее существенную путаницу. Как, например, классифицировать социальную карту, которая позволяет оплатить покупку в магазине (банковская карта), получить медицинское обслуживание (карта обязательного медицинского страхования), проехать на метро или по железной дороге (транспортная карта), получить скидку в магазине (дисконтная карта)? Для таких карт ввели специальный термин - мультиаппликационная карта. То есть это карта со многими приложениями (аппликациями). Поэтому предпочитают говорить не о конкретном типе карты, а о приложениях, имеющихся на ней. Например, о карте с дисконтным и страховым приложениями.
По признаку платежеспособности карты можно разделить на платежные и неплатежные. Платежные карты могут действовать по разным платежным схемам: кредитные карты служат для получения потребительского кредита, дебетовые карты можно использовать для расчетов с торгово-сервисными организациями и для получения наличных в банках только в пределах остатка средств на банковском счете. Неплатежные карты обеспечивают функции карты, которые не связаны с платежами, - в основном это доступ к услугам или дисконтирование при оплате товаров или услуг.
Существует техническая классификация пластиковых карт, связанная с методами записи и обработки данных на карте. Имеется в виду чисто информационная составляющая - как именно мы будем обрабатывать данные, хранящиеся на этом небольшом куске пластика. По этой классификации карты делятся на эмбоссированные или печатные (нанесение информации о конкретной карте методом тиснения или термопечати), на карты с магнитной полосой или со штриховым кодом (кодируется либо магнитная полоса, либо штриховой код), на карты с встроенной микросхемой (контактные и бесконтактные чиповые карты).
1.3. Конкуренция на рынке пластиковых карт.
В России динамично развивается рынок кобрендовых карт. Рынок кобрендовых карт (в отличие от мирового, где наблюдается стагнация) бурно развивался даже в кризис. Новые кобренды появлялись в основном на базе кредиток. Кобрендовые карты становятся все более востребованными, и их доля в общем объеме выпуска карт неуклонно растет. К примеру, доля кобрендовых карт в общей эмиссии карт Альфа-банка составляет уже 37%. ВТБ 24 запустил в кризис сразу три новые программы (с интернет-магазином Ozon, "Билайном" и "Уральскими авиалиниями"). Клиенты проявляют все более высокий интерес к кобрендинговым продуктам. Посткризисное восстановление вынуждает прибегать к партнерским программам, поскольку ключевым фактором становится борьба за постоянный денежный поток... Первые кандидаты на массовые кобрендинговые проекты - сотовые операторы, банки и авиакомпании. Пока успешных с коммерческой точки зрения кобрендовых проектов в России немного. Во-первых, рынок очень молод. Пока в России из более чем 128,9 млн. эмитированных карт на долю кобрендовых приходится чуть больше 1%. На Западе такие карты занимают более 60% рынка и все сложнее найти карту "простую". К примеру, в США каждая вторая карта - кобрендовая, в Европе - каждая пятая. Во-вторых, настоящей целью российских проектов является не продвижение кобрендов, а рост кросс-продаж. В отличие от западных партнеров, строящих с помощью кобрендинговых партнерств долгосрочные программы лояльности для своих клиентов, российские коллеги зачастую видят в кобрендах только источник дополнительной немедленной прибыли. На Западе около 60% кобрендовых проектов приходится на сотрудничество с супермаркетами и торговыми сетями, 10% - с авиакомпаниями, по 5% - на сотовых операторов и автозаправки. Для сравнения: Bank of America предлагает своим клиентам более 400 видов таких карт. Среди них - предложения для учителей, рыболовов, пожарных и филателистов.
По мнению специалистов, на данный момент самыми перспективными и выгодными для банков являются авиакобренды. Их выгода очевидна: чтобы получить бонусный полет, люди вынуждены долго и много тратить. Таким образом, банк без особых усилий увеличивает обороты, чистую прибыль и продлевает срок проекта. Совместные карты с "Аэрофлотом", "Трансаэро", Austrian Airlines и другими авиаперевозчиками есть у нескольких крупных банков. Условия у всех разные. Для того чтобы получить премиальный авиабилет Москва-Берлин-Москва по карте Альфа-банка, нужно накопить 15 тыс. миль. По стандартным картам у банков-партнеров "Аэрофлота" условия одинаковы - одна миля за 100 рублей. Впрочем, получить бонусы можно не только в небе. Так, Ситибанк дает 500 миль за каждую ночь в гостинице-партнере программы.
В сентябре выпустили "небесных" кобрендовых кредиток Русь-банк. Льготный период кредитования - до 50 дней, кредитный лимит - до 300 тыс. рублей. Держатели карт "Русь-банк - Трансаэро" могут оплачивать любые покупки и услуги со скидками до 25% более чем в 1 тыс. компаний-партнеров банка. Одновременно накапливаются бонусные баллы, которые можно обменять на бесплатный билет или повышение класса обслуживания.
Обладатели карт MasterCard Gold могут провозить бесплатно дополнительные 10 кг багажа. По желанию клиента карты выпускаются в одной из трех валют: рубли, доллары США или евро. Держатели карт имеют возможность управлять своим карточным счетом при помощи системы интернет-банкинга "Частный клиент", подключение к которой осуществляется бесплатно. Чуть ранее, первый чешско-российский банк вывел на авиарынок кобрендовую карту с Czech Airlines. Держатель Visa Classic получает 750 приветственных миль при выпуске карты, 375 - за ее обновление и одну - за каждые 50 рублей, потраченные по ней, держатель Visa Gold - 1,5 тыс., 750 и одну милю соответственно. Запустил "в небо" новый кобренд с "Аэрофлотом" и American Express банк "Русский стандарт".
Набирает мощь сотрудничество банков с телекоммуникационными компаниями. Как правило, кобрендинговый альянс создается между крупным розничным банком и оператором из "большой мобильной тройки". Сейчас сотовые кобренды есть у Сбербанка (МТС, MasterCard), Райффайзен банка (МТС, Visa) МБРР (МТС, MasterCard), ВТБ 24 ("Билайн", MasterCard), Ситибанка ("МегаФон" и МТС, MasterCard).
Держателей карт в первую очередь привлекают простые и понятные схемы расходования бонусов. К примеру, по карте МТС Сбербанка за каждые потраченные 50 рублей на счет участника бонусной программы оператора связи начисляется один балл. 1 тыс. баллов в Москве можно потом обменять на 90 минут разговоров или 300 SMS.
Есть и другая модель поощрения. На карту клиента возвращается 10% от суммы платежей, совершенных в счет оплаты услуг "Билайна" с помощью сервиса "Мобильный платеж". Добавим, что сотовые кобрендовые карты, как, например, "МТС-Райффайзенбанк Visa", могут быть как дебетовыми, так и кредитными. За каждую покупку по этой карте начисляются бонусные баллы, которые в дальнейшем могут быть потрачены клиентом на бесплатные минуты разговора, SMS и другие вознаграждения из каталога программы.
Наиболее успешно развиваются проекты Ситибанка с финской сетью универмагов "Стокманн", Альфа-банка - с "М.Видео", Кредит Европа Банка - с "Ашаном" и "Метро".
Одной из самых популярных кобрендовых карт в Москве является "Малина-Райффайзенбанк". Ее обладатели, совершая покупки, получают еще баллы, как от банка, так и от его от партнеров. Среди них сегодня значатся: розничная сеть "Ситистор", оператор мобильной связи "Билайн", кинотеатры "Формула кино", аптеки "36,6", сеть ресторанов "Росинтер", сеть автозаправок ВР. Как стало известно "Банку", в ближайшее время к проекту присоединится интернет-портал iGlobe.
Очень перспективными в России являются и программы с автозаправками. Например, оригинальный проект в Санкт-Петербурге с финской сетью АЗС Neste запустил Ситибанк. Помимо массы скидок на топливо, услуги и товары магазина Neste обладатель карты получает на свой бонусный счет 1% от всех покупок. Кроме того, карта "Несте - Ситибанк" фактически является универсальной для автолюбителей города на Неве. По ней можно получить скидки у крупнейших автодиллеров основных автобрендов, скидки на каско, сервис, покупки автопринадлежностей и многое другое.
Банки продолжают осваивать московскую подземку. Как сообщили в пресс-службе столичного метрополитена, в настоящее время 12 банков предоставляют возможность оплатить проезд в подземке с помощью пластиковой карты. Среди них - "Авангард", Альфа-банк, Банк Москвы, Московский индустриальный банк, "Открытие", Росбанк, Ситибанк, СМП и Транскредитбанк.
Долгое время в России существовали исключительно женские кобренды. Довольно удачно обхаживал прекрасную половину человечества с помощью карты Elle Райффайзенбанк. Ее обладательницы имеют скидки до 30% в SPA-салонах, бутиках, магазинах и массу привилегий во время путешествий и развлечений. Весьма успешным оказался и проект Альфа-банка с Cosmopolitan и Visa. В 2009 году родился проект "Мужской карты". "Мужская карта" рассчитана на удовлетворение интересов широкой мужской аудитории. Она выполнена в оригинальном дизайне, имитирующем металлический армейский жетон. По мнению маркетологов, именно женские и мужские проекты Альфа-банка сегодня в России наиболее похожи на классический кобренд, когда два бренда действительно взаимодействуют и развиваются, а программа лояльности уходит на второй план.
В ближайшем будущем появится много life-style кобрендов, а также бонусно-балльные кобренды с сетями АЗС и крупными продуктовыми ритейлерами. Страховые компании дают прекрасную возможность для кобрендинговых продуктов совместно с автопроизводителями, крупными дилерами и сервисными центрами, сетями медицинских клиник. Будут набирать обороты и популярные на Западе нишевые программы - для автовладельцев или клубных болельщиков. "Русский стандарт", например, уже выпустил карту с баскетбольным клубом УНИКС из Казани.
1.4. Задачи развивающегося рынка пластиковых карт.
К основным задачам развивающегося рынка пластиковых карт можно отнести:
К мультиаппликационным картам можно отнести универсальные электронные карты национальной платежной системы России, которые согласно 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в течение пяти лет должны быть у каждого гражданина России. Они позволят гражданам в любой точке страны осуществлять полное взаимодействие с государством — станут идентификатором личности, будут иметь медицинское, пенсионное, транспортное и платежное банковское приложение и другое.
ОАО "Универсальная электронная карта" (УЭК), которое является уполномоченной федеральной организацией по выпуску национальных пластиковых карт в России, должно решить вопрос выхода универсальных электронных карт на международный рынок. Сейчас в равных долях ОАО "Универсальная электронная карта" владеют Сбербанк, банки "Уралсиб" и "Ак Барс". По информации журнала "Ъ", предложения о вступлении в состав акционеров получили международные системы MasterCard и Visa, однако из-за внутренних ограничений по участию в акционерном капитале одного ОАО обе системы не смогут воспользоваться предложением, и УЭК придется выбрать кого-то одного.
Информация о работе Перспективы применения платежных карт в России