Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать состояние и перспективы развития банковских продуктов и услуг в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Определить сущность понятий банковский продукт, банковская услуга; Изучить существующие в мировой и отечественной практике подходы к классификации банковских продуктов, услуг и составить наиболее полную классификацию, согласованную с поставленной целью; Рассмотреть стратегии разработки банковских продуктов и услуг в РФ; С учетом полученной классификации провести анализ динамики внедрения и развития банковских продуктов и услуг в РФ; Построить трендовые модели и на их основе провести прогноз развития банковских продуктов и услуг по конкретным видам; Сделать вывод о динамике новых банковских продуктов, услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ.
1.1 Экономическая сущность новых банковских продуктов и услуг……….5
1.2 Виды банковских продуктов и услуг…………………………………….12
1.3 Новые виды банковских услуг, оказываемых с использованием современных информационных технологий………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ СБЕРБАНКА.
2.1 Исследование динамики и развития банковских пластиковых карт……..21
2.2 Оценка экономической эффективности эмиссии пластиковых карт……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
Отмеченные особенности банковского продукта оказывают влияние на маркетинг в банке [22]. В банковском продукте выделяют три уровня (по аналогии с товарами):
Первый уровень основной продукт, или базовая номенклатура услуг: услуги по вложению капитала и расчетам, кредитование, операции с валютой и т.п.
Второй уровень реальный
продукт или текущая
Все операции коммерческих банков можно подразделить на три группы:
Каждая из этих групп операций предполагает определенную степень вовлечения в них клиента, а, следовательно, и определенную долю предлагаемых банком услуг [16, с.18]. Значительная часть привлеченных средств банка формируется при непосредственном участии клиента, вносящего сумму денег в банк в виде депозита до востребования, а также срочного, сберегательного или же другого вклада. Это первый этап предложенной выше схемы, а именно, отношения "клиент - банк", в результате чего начинается процесс предоставления услуг. В зависимости от намерений клиента банк предоставляет ему ту или иную услугу, проводя при этом собственную операцию в пользу клиента. Степень участия самого клиента в пассивных операциях не велика, хотя роль его денежных средств, размещенных в банке, естественно, значительна для банка. Важную роль отводят банки предоставлению услуг клиентам при проведении активных операций, среди которых помимо кредитных выделяются операции с ценными бумагами (фондовые операции), проводимые банками, как в рамках самостоятельной политики, так и по поручению и за счет клиента. Практически, полное участие клиента предполагает следующая группа банковских операций: доверительных и комиссионно-посреднических, проводимых по поручению клиентов и на комиссионных началах. Все эти операции отвечают схеме "клиент - банк - клиент" и равнозначны понятию банковских услуг. Целью привлечения банком средств клиента является не только прямое извлечение прибыли, но и возможность аккумуляции данных средств с целью последующего их использования, выполняя общественно необходимую функцию платежей. При этом за услуги, предлагаемые своим клиентам, банк обычно взимает комиссию [6, с.48]. Таким образом, можно сделать вывод, что банк - это предприятие, оказывающее банковские услуги. А под банковской услугой понимаются операции банка, проводимые по поручению клиента и в пользу последнего за определенную плату.
1.2 Виды банковских продуктов и услуг
Сущность
деятельности банков проявляется в
выполнении ими определенных функций,
которые отличают их от других органов.
Банковскую услугу можно охарактеризовать
как выполнение банком определенных
действий в интересах клиента. В
основе любого банковского продукта
лежит необходимость
Сегодня универсальные банки
предлагают широкий ряд продуктов,
охватывающий практически все аспекты
банковской деятельности и финансовых
услуг. В то же время другие банки
в целях завоевания и прочного
удержания конкурентного
Новые банковские продукты - материально оформленная часть банковской услуги (карточка, сберегательная книжка, дорожный чек, электронный кошелек и т.п.). Банковский продукт имеет осязаемую форму, предназначенную для продажи на финансовом рынке.
Рис 1.2 Виды банковских продуктов
Банковский продукт бывает единичный и массовый.
Единичный продукт - это индивидуальный
продукт. Он имеет четко определенный
круг своих покупателей. Поэтому
он выпускается в расчете на конкретных
потребителей. Массовый банковский продукт
- это продукт без резко
Рис. 1.3 Содержание и взаимосвязь банковских операций, банковских продуктов и банковских услуг
Спрос, предъявляемый покупателем на банковский продукт или операцию, определяет степень новизны этих видов нововведений. Когда новый продукт, появившийся на рынке, продается, значит, он пользуется спросом и имеет своего покупателя. Уровень спроса на новый продукт определяет уровень его полезности, значит, и степень его новизны [18, с.38].
Пластиковые карты - новый банковский продукт:
Платежная система - это совокупность
методов и реализующих их субъектов,
обеспечивающих в рамках системы
условия для использования
Широкое распространение карт потребовало их унификации на международном уровне. Международная организация стандартизации (Intеrnаtiоnаl Stаndаrds Оrgаnizаtiоn, Со) установила, что длина карты должна составлять 85,6 мм, ширина - 53,9 мм, а толщина - 0,76 мм. Она является собственностью эмитента и удостоверяет наличие у владельца карточки средств в эмитировавшем ее банке или другом учреждении. Применяемые в настоящее время карты по техническим признакам можно разделить на магнитные и микропроцессорные. В магнитных картах применяются рельефные изображения и магнитные полосы. Однако эти карты не имеют достаточно сильной защиты от фальсификаций. Микропроцессорные карты имеют одну или две встроенные микросхемы, которые вступают в залог с центральным компьютером, получают от банка необходимые сведения, хранят информацию и т.д. Карты со встроенным микропроцессором впервые стали использоваться в конце семидесятых годов. Вместе с техническим процессом будут входить в обращение все более и более удобные и совершенные в техническом отношении виды карточек. Весьма разнообразны карты по своему назначению. В основном это дебетовые и кредитовые, дебетово-кредитовые карты. Дебетовая карта используется для проведения автоматизированных платежных операций и получения наличных денег через терминалы путем уменьшения денег на счете плательщика. Кредитовая или кредитная карта удостоверяет наличие у ее владельца соответствующего банковского счета; последний имеет возможность приобретать товары и услуги в кредит (на предприятиях, имеющих соответствующее соглашение с банком) и получать наличные средства через банковские автоматы. По каждой карточке установлен лимит кредита [11, с.31]. Существуют дебетовые и кредитовые карты с овердрафтом. Владельцем дебетовых карт может быть кредитный овердрафт. И такая карточка уже может рассматриваться как кредитовая. Если же овердрафт предоставлен владельцу кредитовой карты, то он может пользоваться ею за пределами оговоренного срока кредита. В последнее время стали применяться комбинированные карты, то есть пластиковые карты, сочетающие в себе функции дебетовой и кредитовой карточки. В ходе развития платежных систем возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками. С точки зрения механизма расчета выделяются двусторонние и многосторонние системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.). В отличие от этого многосторонние системы, которые возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а так же компании, выпускающие карточки туризма и развлечений (Аmеriсаn Еxрrеss), предоставляют владельцам кредитных карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти кредитные карты в качестве платежного средства. Дебетовые карты и кредитки этих систем так же позволяют получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д. Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Современный коммерческий банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основополагающими принципами деятельности коммерческого банка являются: работа в пределах реально имеющихся ресурсов, экономическая самостоятельность, построение с клиентами взаимоотношений рыночного типа. Общими особенностями банковских операций и услуг являются: их длящийся характер, доверительные свойства, осуществление по стандартным правилам в соответствии с законодательством или банковскими правилами и обычаями. Банковский продукт - это материально оформленная часть банковской услуги.
1.3 Новые виды банковских
услуг, оказываемых с
Банки всегда
использовали последние достижения
науки и техники для облегчения
ручного труда и ускорения
выполняемых операций. Однако просто
автоматизировать ручную технологию работы
теперь недостаточно. Победителями в
конкурентной борьбе будут те банки,
которые полностью перестроят свою
деятельность в соответствии с современными
технологиями. При этом автоматизация
должна рассматриваться как самоцель,
а наполняться новым
В процессе автоматизации
можно выделить следующие составляющие:
автоматизация внутрибанковской работы;
автоматизация процессов
В современных западных банках
в операционных залах немноголюдно.
Это происходит не потому, что банковские
услуги не пользуются популярностью, а
потому, что клиенты самостоятельно
обслуживаются в банке с
Исследования западных специалистов показывают, что банки снижают внутренние расходы (в том числе на персонал), но увеличивают внешние расходы (на техническое и программное обеспечение).
Банки предполагают сделать упор на следующих направлениях:
Информация о работе Перспективы развития банковских продуктов и услуг