Перспективы развития банковских продуктов и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать состояние и перспективы развития банковских продуктов и услуг в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Определить сущность понятий банковский продукт, банковская услуга; Изучить существующие в мировой и отечественной практике подходы к классификации банковских продуктов, услуг и составить наиболее полную классификацию, согласованную с поставленной целью; Рассмотреть стратегии разработки банковских продуктов и услуг в РФ; С учетом полученной классификации провести анализ динамики внедрения и развития банковских продуктов и услуг в РФ; Построить трендовые модели и на их основе провести прогноз развития банковских продуктов и услуг по конкретным видам; Сделать вывод о динамике новых банковских продуктов, услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ.
1.1 Экономическая сущность новых банковских продуктов и услуг……….5
1.2 Виды банковских продуктов и услуг…………………………………….12
1.3 Новые виды банковских услуг, оказываемых с использованием современных информационных технологий………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ СБЕРБАНКА.
2.1 Исследование динамики и развития банковских пластиковых карт……..21
2.2 Оценка экономической эффективности эмиссии пластиковых карт……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Файлы: 1 файл

ВОТ ЭТА.docx

— 204.99 Кб (Скачать файл)

Отмеченные особенности  банковского продукта оказывают  влияние на маркетинг в банке [22]. В банковском продукте выделяют три уровня (по аналогии с товарами):

    • основной продукт (услуга);
    • реальный продукт;
    • расширенный продукт.

Первый уровень основной продукт, или базовая номенклатура услуг: услуги по вложению капитала и  расчетам, кредитование, операции с  валютой и т.п.

Второй уровень реальный продукт или текущая номенклатура услуг. Она постоянно меняется и  развивается, не затрагивая основных направлений  деятельности банка. Целью реального  продукта является побуждение клиента  к приобретению наибольшего количества услуг, перевод случайного клиента  в статус постоянного. Сюда относятся: подготовка документов, платежные услуги, контроль, бухгалтерское и аудиторское  обслуживание, ведение реестра акционеров и другие операции с ценными бумагами, советы по налогообложению, инвестиционный консалтинг, доверительные операции и т.д. Можно к банковским услугам  добавить совмещение потребительского кредита со страхованием жизни. Третий уровень расширенный банковский продукт. Услуги этого уровня формируют доверительные и дружеские отношения с клиентом, оказание всесторонней помощи: обслуживание зарубежных связей, по мощь в творческой идее в области финансов, менеджмента, использование связей и контактов, финансовых выгод, дружеские связи, наконец, личные советы банкира, неформальное общение. Банк может содействовать росту капитала предприятия-клиента, слиянию, участвовать в капитале [14, с.81]. Услуги второго и третьего уровня относительно условны, поэтому чаще встречается двухуровневая трактовка банковского продукта ядра и периферии услуг. Необходимо отметить, что экономическая наука под услугами понимает своеобразный полезный эффект труда, не создающего материальных благ, но полезного именно как процесс. Можно проследить направления банковской деятельности, где происходит такая трансформация.

Все операции коммерческих банков можно подразделить на три группы:

  1. Пассивные (привлечение средств);
  2. Активные (размещение средств);
  3. Комиссионно-посреднические и доверительные (трастовые) операции.

Каждая из этих групп операций предполагает определенную степень  вовлечения в них клиента, а, следовательно, и определенную долю предлагаемых банком услуг [16, с.18]. Значительная часть привлеченных средств банка формируется при  непосредственном участии клиента, вносящего сумму денег в банк в виде депозита до востребования, а  также срочного, сберегательного  или же другого вклада. Это первый этап предложенной выше схемы, а именно, отношения "клиент - банк", в результате чего начинается процесс предоставления услуг. В зависимости от намерений  клиента банк предоставляет ему  ту или иную услугу, проводя при  этом собственную операцию в пользу клиента. Степень участия самого клиента в пассивных операциях  не велика, хотя роль его денежных средств, размещенных в банке, естественно, значительна для банка. Важную роль отводят банки предоставлению услуг  клиентам при проведении активных операций, среди которых помимо кредитных  выделяются операции с ценными бумагами (фондовые операции), проводимые банками, как в рамках самостоятельной  политики, так и по поручению и  за счет клиента. Практически, полное участие  клиента предполагает следующая  группа банковских операций: доверительных  и комиссионно-посреднических, проводимых по поручению клиентов и на комиссионных началах. Все эти операции отвечают схеме "клиент - банк - клиент" и  равнозначны понятию банковских услуг. Целью привлечения банком средств клиента является не только прямое извлечение прибыли, но и возможность  аккумуляции данных средств с  целью последующего их использования, выполняя общественно необходимую  функцию платежей. При этом за услуги, предлагаемые своим клиентам, банк обычно взимает комиссию [6, с.48]. Таким образом, можно сделать вывод, что банк - это предприятие, оказывающее банковские услуги. А под банковской услугой понимаются операции банка, проводимые по поручению клиента и в пользу последнего за определенную плату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды банковских  продуктов и услуг

 

Сущность  деятельности банков проявляется в  выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов. Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиента. В  основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.

Сегодня универсальные банки  предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты  банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки  в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг. Сеть коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение краткосрочных потребностей экономики и населения. Коммерческие банки практически занимаются всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов [23].

Новые банковские продукты - материально оформленная  часть банковской услуги (карточка, сберегательная книжка, дорожный чек, электронный кошелек и т.п.). Банковский продукт имеет осязаемую форму, предназначенную для продажи  на финансовом рынке.

 

Рис 1.2 Виды банковских продуктов

 

 

Банковский продукт бывает единичный и массовый.

Единичный продукт - это индивидуальный продукт. Он имеет четко определенный круг своих покупателей. Поэтому  он выпускается в расчете на конкретных потребителей. Массовый банковский продукт - это продукт без резко выраженной индивидуальности. Массовый финансовый продукт выпускается в расчете  на широкий круг потребителей и инвесторов. Банковский продукт бывает лимитированный и нелимитированный. Лимитированный банковский продукт - это продукт, объем или количество выпуска которого строго квотируется. Это акции, облигации, виды кредитных соглашений и др. Нелимитированный банковский продукт представляет собой продукт, объем (количество) выпуска которого не ограничен никакими квотами. Этот продукт выпускается в расчете на возможного потенциального покупателя. Это пластиковые расчетные и кредитные карты, банковские счета и т.п. Взаимосвязь между банковскими операциями, банковскими услугами и банковскими продуктами приведена на рисунке 1.3.

 

Рис. 1.3 Содержание и взаимосвязь  банковских операций, банковских продуктов  и банковских услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спрос, предъявляемый покупателем  на банковский продукт или операцию, определяет степень новизны этих видов нововведений. Когда новый  продукт, появившийся на рынке, продается, значит, он пользуется спросом и  имеет своего покупателя. Уровень  спроса на новый продукт определяет уровень его полезности, значит, и степень его новизны [18, с.38].

Пластиковые карты - новый банковский продукт:

Платежная система - это совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы  условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила  охватывают как чисто технические  аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны  обслуживания карточек - процедуры  расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д. Пластиковые карты (электронные деньги) - это платежные средства на пластиковых носителях, в которых используются электронные схемы. Пластиковые карты могут эмитировать банки, кредитные учреждения или торговые компании. Здесь мы рассматриваем пластиковые карты, выпускаемые банками, то есть банковские карты. Попытки замены банкнот пластиковыми картами предпринимались еще в начале прошлого столетия. Так, в 1914 г. некоторые крупные универмаги в США использовали карточки, которые давали возможность покупать товары в кредит. В 1931 г. произошло объединение американских магазинов для кредитования общих клиентов с использованием карточек. В 1950 г. в Нью-Йорке была выпущена банковская кредитная карточка, получившая довольно широкое хождение и за пределами США. Но это были отдельные попытки. Только появление удобного материала - пластика и одновременно успехи электроники, компьютеризация создали условия массового применения пластиковых карт в конце шестидесятых годов ХХ века. В 1967 г. возникла крупная международная платежная система, использующая пластиковые карты - Mаstеr Саrd. В этом же году был введен в действие первый банкомат в Лондоне. В России первые карты появились в 1983 г., когда Внешэкономбанк выпустил карты системы Mаstеr Саrd. В 1993 г. на российском рынке появились карты БТВ Сага. Пластиковые карты к этому времени стали платежным средством с именем, надписью, кодовым номером владельца.

Широкое распространение  карт потребовало их унификации на международном уровне. Международная организация стандартизации (Intеrnаtiоnаl Stаndаrds Оrgаnizаtiоn, Со) установила, что длина карты должна составлять 85,6 мм, ширина - 53,9 мм, а толщина - 0,76 мм. Она является собственностью эмитента и удостоверяет наличие у владельца карточки средств в эмитировавшем ее банке или другом учреждении. Применяемые в настоящее время карты по техническим признакам можно разделить на магнитные и микропроцессорные. В магнитных картах применяются рельефные изображения и магнитные полосы. Однако эти карты не имеют достаточно сильной защиты от фальсификаций. Микропроцессорные карты имеют одну или две встроенные микросхемы, которые вступают в залог с центральным компьютером, получают от банка необходимые сведения, хранят информацию и т.д. Карты со встроенным микропроцессором впервые стали использоваться в конце семидесятых годов. Вместе с техническим процессом будут входить в обращение все более и более удобные и совершенные в техническом отношении виды карточек. Весьма разнообразны карты по своему назначению. В основном это дебетовые и кредитовые, дебетово-кредитовые карты. Дебетовая карта используется для проведения автоматизированных платежных операций и получения наличных денег через терминалы путем уменьшения денег на счете плательщика. Кредитовая или кредитная карта удостоверяет наличие у ее владельца соответствующего банковского счета; последний имеет возможность приобретать товары и услуги в кредит (на предприятиях, имеющих соответствующее соглашение с банком) и получать наличные средства через банковские автоматы. По каждой карточке установлен лимит кредита [11, с.31]. Существуют дебетовые и кредитовые карты с овердрафтом. Владельцем дебетовых карт может быть кредитный овердрафт. И такая карточка уже может рассматриваться как кредитовая. Если же овердрафт предоставлен владельцу кредитовой карты, то он может пользоваться ею за пределами оговоренного срока кредита. В последнее время стали применяться комбинированные карты, то есть пластиковые карты, сочетающие в себе функции дебетовой и кредитовой карточки. В ходе развития платежных систем возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками. С точки зрения механизма расчета выделяются двусторонние и многосторонние системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.). В отличие от этого многосторонние системы, которые возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а так же компании, выпускающие карточки туризма и развлечений (Аmеriсаn Еxрrеss), предоставляют владельцам кредитных карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти кредитные карты в качестве платежного средства. Дебетовые карты и кредитки этих систем так же позволяют получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д. Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Современный коммерческий банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основополагающими принципами деятельности коммерческого банка являются: работа в пределах реально имеющихся ресурсов, экономическая самостоятельность, построение с клиентами взаимоотношений рыночного типа. Общими особенностями банковских операций и услуг являются: их длящийся характер, доверительные свойства, осуществление по стандартным правилам в соответствии с законодательством или банковскими правилами и обычаями. Банковский продукт - это материально оформленная часть банковской услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Новые виды банковских  услуг, оказываемых с использованием  современных информационных технологий

 

Банки всегда использовали последние достижения науки и техники для облегчения ручного труда и ускорения  выполняемых операций. Однако просто автоматизировать ручную технологию работы теперь недостаточно. Победителями в  конкурентной борьбе будут те банки, которые полностью перестроят свою деятельность в соответствии с современными технологиями. При этом автоматизация  должна рассматриваться как самоцель, а наполняться новым содержанием, т.е. расцениваться как инструмент достижения успеха. В этих условиях меняется роль персонала в банке, набор требуемых специальностей. Традиционных функций обработки  становится меньше, некоторые исчезают совсем, но возрастает роль таких функций, как маркетинг, продажа услуг  и т.д. Большая роль в совершенствовании  управления банковской деятельностью  принадлежит системе автоматизации  банка. Автоматизация играет существенную роль в таких видах банковской деятельности, как:

    • заработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг;
    • повышение качества банковских продуктов и услуг;
    • повышение производительности труда: снижение затрат на единицу банковских продуктов и услуг, уменьшение затрат на одного банковского служащего.

В процессе автоматизации  можно выделить следующие составляющие: автоматизация внутрибанковской работы; автоматизация процессов связанных  с операциями с внешними контрагентами. [18, с.13].

В современных западных банках в операционных залах немноголюдно. Это происходит не потому, что банковские услуги не пользуются популярностью, а  потому, что клиенты самостоятельно обслуживаются в банке с помощью  систем удаленного доступа. Для управления счетами используются:

    • банковские автоматы;
    • мобильные телефоны;
    • домашний компьютер.

Исследования западных специалистов показывают, что банки снижают  внутренние расходы (в том числе  на персонал), но увеличивают внешние  расходы (на техническое и программное  обеспечение).

Банки предполагают сделать  упор на следующих направлениях:

    • усовершенствованные сетевые технологии, включая скоростные протоколы передачи данных;
    • интеллектуальное программное обеспечение, такое, как программы, отслеживающие "жизненную" (включая кредитную) историю клиента, которые должны повысить прибыльность, предлагая клиенту определенные услуги (по страхованию, поручительству и т.д.) в зависимости от его возраста и общественного положения.

Информация о работе Перспективы развития банковских продуктов и услуг