Перспективы развития потребительского кредита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить особенности потребительского кредитования, проблемы и пути их решения.
Для реализации данной цели ставятся необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность потребительского кредитования и его формы;
2) определить влияние потребительского кредита на экономику страны
3) рассмотреть основные аспекты потребительского кредитования;
4) проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования

Файлы: 1 файл

потребительское кредитование).docx

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

Решение: оценку таблицы 20 проводят на основе данных отчёта о прибылях и убытках, на основе бухгалтерского баланса. Процентная маржа (чистый процентный доход) статья 11отчёта о прибылях и убытках. Чистый комиссионный доход это статья 16 отчёта о прибылях и убытках (комиссионные доходы). Прибыль это статья 22 отчёта о прибылях и убытках. Чистая прибыль статья 24 отчёта о прибылях и убытках.

Удельный вес чистой прибыли =(чистая прибыль/прибыль)*100;

(87 868 870/122 734 062)*100= 71,59%

 

Вывод: из анализа прибыли банка и абсолютной маржи видно, что прибыль увеличилась на 42 135 411 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   Таблица 21

Анализ СПРЭДа и коэффициента процентной маржи, %

Показатель

01.01.12

01.01.13

Изменение

Доходность работающих активов

9,43

9,1 

-0,33

Стоимость привлечения обязательств

1,41 

1,2

-0,21

СПРЭД прибыли

8,02

7,9

-0,12

Коэффициент процентной маржи (по активам)

5,08

4,3

-0,78

Коэффициент процентной маржи (по работающим активам)

9,44

9,11

-0,33


 

Решение:

Доходность работающих активов  (последний показатель таблиц 13 и 14).

Стоимость привлечения обязательств (последний показатель таблиц 8 и 9)

СПРЭД представляет собой разрыв (разницу) средних процентных ставок по размещению активов (последний показатель таблиц 13 и 14) и привлечению ресурсов (последний показатель таблиц 8 и 9). Для стабильного банка СПРЭД должен быть положителен.

Коэффициент процентной маржи  по активам (показатель таблиц 4 и 15)

Коэффициент процентной маржи по работающим активам (показатель таблицы 9 и 15).

Вывод: из анализа СПРЭДА и коэффициента процентной маржи видно, что значительно уменьшился коэффициент процентной маржи (по активам) (-0,78%)

 

Таблица 22

Анализ показателей рентабельности банковской деятельности, %

Показатель

01.01.12

01.01.13

Изменение

Рентабельность активов

2,53

2,36

-0,17

Рентабельность работ активов

0,28

2,58

2,3

Рентабельность капитала

59,58

71,40

11,82

Рентабельность акционерного капитала

146,45

172,2

25,75


 

 

Решение: для того что бы произвести анализ рентабельности банковской деятельности необходимо посчитать рентабельность активов (строка 24 из отчёта о прибылях и убытках / статью 11 из бухгалтерского баланса банка* 100%) = 87868870/3477595770 * 100%= 2,53%.

Рентабельность работ активов (статья 24 отчёта о прибылях и убытках / строка 2 таблицы 10*100%) = 87868870/3124141539 * 100%= 0,28%.

Рентабельность капитала (строка 24 из отчёта о прибылях и убытках / статью 8 из бухгалтерского баланса банка* 100%)= 87868870/147472346*100%=59,58%.

Рентабельность акционерного капитала (строка 24 из отчёта о прибылях и убытках / статью 20 из бухгалтерского баланса банка* 100%) =87868870/60000000*100%=146,45%

Вывод: из анализа показателей рентабельности банковской деятельности видно, что  увеличилась рентабельность акционерного капитала (25,75%) ,а уменьшилась рентабельность активов (-0,17%).

 

 

 

Глава 3

Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования

3.1 Проблемы потребительского  кредитования  и пути решения этих проблем.

 

В настоящее время в нашей стране наблюдается стремительное развитие рынка кредитования населения. Объемы предоставленных физическим лицам кредитов продолжают увеличиваться, несмотря на то, что многие кредитные организации всячески стараются утаивать от потенциального заемщика реальную стоимость кредита на стадии оформления кредитной заявки. Банки, рекламируя свои кредитные продукты, умалчивают или не полностью раскрывают информацию о реальных размерах процентных ставок, взимаемых за пользование кредитом, комиссиях и других скрытых дополнительных выплатах по кредиту.

Статистические данные говорят о том, что большинство потребителей принимают поспешное решение при приобретении товара в рассрочку. И это является очень серьезной проблемой. При этом россияне недостаточно подробно изучают условия кредитования, о чем впоследствии сожалеют, т.к. в процессе обслуживания кредита «натыкаются на подводные камни» дополнительных платежей и условий кредитного договора.

Если заемщик попытается внимательно ознакомиться с текстом кредитного договора, то сможет обнаружить в нем напечатанные мелким шрифтом соответствующие пункты, на которые не обратили внимание клиента представители банка при оформлении кредита. Можно смело сказать, что сокрытие реальной стоимости кредита путем утаивания дополнительных платежей является своеобразной уловкой, используемой для привлечения клиентов .

Таким образом, одной из важнейших проблем потребительского кредитования является то, что потенциальный заемщик не всегда способен самостоятельно тщательно изучить и осмыслить условия кредитного договора.

Вместо того чтобы оформлять экспресс-кредит, допустим, под 10% годовых плюс скрытые дополнительные платежи (в результате получается почти 50% по кредиту, взятому на год), гораздо выгоднее обратиться в банк, который предлагает 20% годовых и не требует никаких дополнительных выплат. Как правило, клиент выбирает более низкие декларируемые проценты (10% годовых) и будет оформлять кредит прямо в торговой точке, в итоге воспользуется худшим предложением.

Многие кредитные учреждения знакомят своих клиентов с подробностями кредитного договора лишь после оформления кредита. Такие клиенты вряд ли повторно воспользуются низким процентом и возможностью быстрого оформления кредита. Данное явление, естественно, подрывает доверие населения к кредитным организациям.

Для исчерпывающего объективного анализа необходимо выполнять дополнительные математические расчеты, т.к. в настоящее время процентная ставка по кредиту, объявленная в рекламе, теряет роль ориентира для потенциальных заемщиков. В результате банки оставляют клиентов наедине с агрессивной рекламой потребительского кредитования, в которой не может оперативно разобраться человек, не обладающий большим количеством свободного времени и хорошими математическими способностями.

Кроме того, не менее важной проблемой является то, что на рынке кредитования физических лиц в настоящее время наблюдается явление недобросовестной конкуренции, т.е. банки, предлагающие кредиты населению на более выгодных условиях, теряют потенциальных клиентов из-за недобросовестных конкурентов, предоставляющих необъективную рекламную информацию, в которой не раскрывается реальная стоимость кредитного продукта .

Пока коммерческие банки имеют возможность диктовать потребителю свои условия и устанавливать высокие процентные ставки. Но скоро конкурентоспособность, жесткая борьба за каждого клиента и сама возможность остаться и развиваться на рынке розничного кредитования будут зависеть от умения банка устанавливать свою ценовую политику, а значит, умения работать с проблемными кредитами.

Еще одной очень важной проблемой потребительского кредитования является рост доли невозврата кредитов. Уже сейчас только по официальной статистике доля проблемных кредитов в портфелях банков в среднем составляет 1,3%. По неофициальным же данным реальный уровень проблемной задолженности в некоторых банках достигает 5-6% от кредитного портфеля. Следует отметить, что эти показатели не относятся к ипотечному кредитованию.

Одна из основных причин такого уровня проблемной задолженности (достаточно высокого) состоит в том, что совершенствование методов и систем оценки рисков в российских банках не успевает за развитием бурно растущего рынка . Поэтому банки зачастую выбирают следующий «способ работы» с проблемными долгами — существующие и ожидаемые проценты дефолтов по кредитам покрывают очень высокие процентные ставки, комиссии и тарифы по этим продуктам.

Чтобы избежать назревающего кризиса недоверия вследствие отсутствия прозрачности условий кредитования, потенциальные заемщики должны понимать, в какую итоговую сумму им обойдется обслуживание кредита, а кредитные учреждения на стадии оформления кредитной заявки обязаны информировать клиентов обо всех сопутствующих условиях кредитования, единовременных выплатах и периодически взимаемых платежах за расчетные периоды .

Относительно проблемной задолженности можно применить несколько вариантов организации работы с ней:

1.) Создание в банке отдельного подразделения, отвечающего за работу с проблемной задолженностью, или создание при банке «дочерней» компании — коллекторского агентства, занимающегося только проблемной задолженностью банка.

2.)Передача долгов для взыскания неспециализированным компаниям.

3. )Передача проблемной задолженности для взыскания независимым коллекторским агентствам, специализирующимся на работе с проблемными кредитами.

Что касается повышения доходности в потребительском кредитовании, то в данном случае речь идет о снижении ряда рисков, об уменьшении потерь за счет неэффективных операций, неэффективных действий. Существует несколько путей снижения потерь в потребительском кредитовании. В первую очередь это, естественно, снижение риска при выдаче кредита, т.е. оптимизация принятия решения по апликанту. Во-вторых, это оптимизация работы с плохими долгами, которые возникают в любом банке. И это сопровождение существующих заемщиков (т.е. как снизить риски в процессе, когда долг уже выдан).

Для решения данных проблем можно ужесточить скоринговую систему или политику выдачи, т.е. консервативную кредитную политику. Она обеспечивает качественный кредитный портфель. С другой стороны, можно расширить рынок выдачи кредитов, но тогда увеличивается рисковый портфель . При этом следует отметить, что при обоих видах политики ситуация отслеживается только частично. Известно, что в процессе потребительского кредитования около 80% основных потерь – это потери от явных мошенничеств, но 20% (довольно большой процент) – потери по разным обстоятельствам. Для консервативной кредитной политики основная задача – сравнительный анализ входного потока и уже имеющейся базы (чтобы понять, кого еще из входного потока можно привлечь). В первую очередь – это именно экспертный анализ. Используя различные методы, поток анализируется, а выводы делают эксперты.

С проблемой недобросовестной конкуренции и нарушениями закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг борется ФАС. Эта служба выявляет недобросовестные кредитно-финансовые организации, которые скрывают или необъективно информируют потенциальных заемщиков о размерах реальных процентных ставок за пользование кредитом, комиссиях и других скрытых дополнительных платежах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

                                                                Заключение

 

Потребительское кредитование является одним из основных направлений деятельности банков. Потребительский кредит, как источник дополнительных доходов банка, является так же одним из наиболее надежных и обеспеченных, так как выступает в виде ссуды под залог, либо обеспечивается поручительством.

Потребительский кредит выдается на тех же принципах срочности, платности, возвратности, обеспеченности, дифференцированности и целевого характера, что и другие кредиты, но проявляются эти принципы при данном кредитовании по-особому.

Основные отличия потребительского кредита от прочих видов кредитов следующие: целью получения кредита является удовлетворение потребностей в предметах потребления; оценку кредитоспособности заемщика провести сложно (зачастую принятие решения о выдаче кредита осуществляется на основе интуиции кредитного работника); размер кредита, как правило, небольшой.

Главным принципом взаимодействия банка и клиента на современном этапе, является индивидуальный подход, все ссуды выдаются на особых, индивидуальных условиях.

В настоящее время потребительский кредит в очень быстрых темпах завоевал доверие и получил большое распространение в нашей стране. Уже сейчас рынок кредитования в РФ населения развивается ускоренными темпами. Постепенно потребительское кредитование становится одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в новых прибыльных кредитных продуктах. Многие банки, в том числе и со стопроцентным иностранным участием, сейчас намерены освоить этот вид деятельности. В последнее время рынок розничных банковских услуг стал главным увлечением российских банков.

Но наряду с заманчивыми перспективами существует большое количество проблем связанных с потребительским кредитованием.

Проблемы российского кредитного рынка касаются, прежде всего, юридической стороны: законодательно закрепленной защиты прав потребителей кредитных услуг, ответственности обеих сторон в случае нарушения кредитного договора, наличия налаженной системы кредитных бюро для сбора информации о заемщиках. Четкая спецификация нормативной базы является защитой, как кредитора, так и покупателя от форс-мажорных обстоятельств, вызванных сознательным либо вынужденным уклонением участника сделки от исполнения своих обязательств по договору потребительского кредита [8]. Эффективное хозяйственное законодательство в таких случаях оперативно и с минимальными издержками в судебном порядке защищает финансовые интересы пострадавшей стороны.

Роль потребительского кредита в развитии национальной экономики велика, он помогает улучшить жизнь населению, которое имеет свободные средства и желание приобрести что-либо, зная заранее, что имеет постоянный доход, которого хватит на погашение кредита.

Так выглядит ситуация в стране со стабильной экономикой и уверенностью в завтрашнем дне, но в условиях мирового кризиса встает вопрос не только о получении новых кредитов и улучшении условий жизни, но и о возврате кредитов за уже купленный товар, так как стабильность дохода ставится под вопросом. Тем самым кредит может стать как помощником в повышении жизненного уровня населения, так и губителем, который сделает жизнь во времена кризиса еще сложнее и даже невыносимее.

Информация о работе Перспективы развития потребительского кредита в РФ