Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 14:33, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение налично-денежного оборота и его организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие наличного денежного оборота, его структуру.
2.Выявить основные принципы организации наличного денежного
обращения в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и прогнозирование налично-денежного оборота…………………6
2.Денежная эмиссия: ее причины и последствия……………………………...20
3.Планирование и организация налично-денежного оборота в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………
CОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и прогнозирование
налично-денежного оборота……………
2.Денежная эмиссия: ее
причины и последствия………………………
3.Планирование и организация
налично-денежного оборота в
Беларусь…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
С появлением и распространением денег как всеобщего эквивалента, зарождается процесс денежного оборота, заключающийся в непрерывном движении денег при выполнении ими своих функций: средство платежа, накопления, мера стоимости, средство обращения. Поэтому с момента возникновения и по сей день денежный оборот является кровеносной системой экономики. От его успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.
Наличные деньги являются важной составляющей платежной системы страны, от которой в немалой степени зависит ее устойчивое функционирование. Даже самые развитые государства постоянно уделяют значительное внимание наличной составляющей денежной массы.
Ни одна экономика не может
обойтись без наличных денег.
Опыт показывает, что независимо
от уровня развития рыночной
экономики и преобладания в ден
Тема курсовой работы "Налично-денежный оборот и его организация". Актуальность данной темы обусловлена несколькими аспектами:
- все граждане являются
непосредственными участниками
наличного оборота (ведь покупки,
расчеты за услуги, да и получение
заработной платы в нашей
- правильная организация,
регулирование и планирование
наличного денежного оборота
имеет огромное социально-
Целью написания данной курсовой работы является изучение налично-денежного оборота и его организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие наличного денежного оборота, его структуру.
2.Выявить основные принципы
организации наличного
обращения в Республике Беларусь.
3.Изучить систему
Республике Беларусь.
Объектом данного исследования выступает налично-денежный оборот, а предметом в данной работе является организация налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: анализа и синтеза, научной абстракции и другие.
Для написания курсовой работы в качестве источников литературы были использованы учебные пособия для экономических специальностей вузов, журнальные статьи, методические указания по написанию курсовых работ.
1.ПОНЯТИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота).
Денежный оборот страны, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями и населением в наличной и безналичной формах за определенный период времени.
По своему экономическому содержанию наличный денежный оборот - процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Наличное денежное обращение характеризуется использованием наличных денег в функции средства обращения и платежа, опосредующей оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи.
Наличные деньги - это банкноты и монеты, выпущенные центральным эмиссионным банком, находящиеся в кассах банков, а также обращающиеся вне банковской сферы.
Наличные деньги начинают свое движение из касс банков. Предприятия, организации, предприниматели за счет имеющихся на своих счетах средств или предоставленного кредита получают наличные деньги в кассах коммерческих банков. Эти денежные суммы предназначены для выплаты заработной платы и приравненным к ним платежам и осуществления других платежей наличными деньгами. Часть наличных денег из касс банков могут продаваться другим банкам, а также непосредственно выплачиваться населению (проценты по вкладам и др.).
Затем начинается процесс расходования (использования) наличных денег населением на покупку товаров, оплату услуг, платежей в пользу государства и других юридических и физических лиц. Расходование части денег может быть отложено (сбережения) в организованной и неорганизованной формах.От населения наличные деньги опять поступают в кассы предприятий, организаций, но последние не могут ими воспользоваться для денежных расчетов, минуя банк, и должны сдавать в банк для зачисления на счета. Т.о., наличные деньги, начав свое движение из касс банков, пройдя все каналы обращения, возвращаются обратно в банки, чтобы начать новый оборот./5, с.118-122/
Наличный денежный оборот по своему объему значительно меньше
безналичного денежного оборота, но его правильная организация имеет важное значение для решения многих социально – экономических проблем.
В процессе организации денежного оборота решаются такие важные экономические задачи, как:
Для определения потребности в наличных деньгах банки составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и возможных выдач наличных денег.
Прогнозирование налично-денежного обращения является составной частью общей системы экономического прогнозирования. В процессе прогнозирования оборота наличных денег должно быть обеспечено наилучшее удовлетворение требований законов денежного обращения как необходимого условия поддержания покупательной способности денег и их нормальной циркуляции в экономике с минимальными издержками обращения. Величина остатка наличных денег, находящихся в обращении, постоянно колеблется, так как зависит от многих факторов — экономических и организационных: от уровня доходов населения, от деятельности торговых, коммунальных и бытовых организаций, банковской системы, от степени соблюдения кассовой дисциплины предприятиями. Регулирование оборота наличных денег через кассы субъектов хозяйствования осуществляется банками в ходе выполнения ими операций по организации денежного обращения в стране и кассовому обслуживанию экономики. Банковской практикой выработаны такие методы регулирования налично-денежного оборота, как ограничение кассовых остатков субъектов хозяйствования, определение норм расходования из выручки наличными деньгами, установление способов и сроков сдачи выручки в банк, ограничение предельных сумм расчетов между субъектами хозяйствования наличными деньгами, расходование наличных денег по целевому назначению и др.
Наличные деньги, полученные в учреждениях банков субъектами хозяйствования, должны быть расходованы на те цели, на которые они получены. Субъекты хозяйствования могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков, в которых открыты их расчетные счета. При не установленном банком лимите остатка кассы превышением считается вся величина денежной наличности, находящаяся в кассе субъекта хозяйствования. Для установления лимитов остатка кассы, порядка и сроков сдачи денежной выручки, а также размеров ее использования субъекты хозяйствования обязаны ежегодно предоставлять в обслуживающее учреждение банка заявку по принятой форме. Банк на основании заявки по согласованию с руководством субъекта хозяйствования устанавливает предельный остаток наличных денег в кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки, а также размеры ее использования. Всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка кассы, а также в случае неустановленного лимита субъекты хозяйствования обязаны сдавать в обслуживающие учреждения банков на свой расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с этими учреждениями./19/
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам для последующей сдачи в учреждения банка, в объединенные кассы при субъектах хозяйствования для последующей сдачи в банк, предприятиям связи для перечисления на счета банков. Сверх установленного лимита остатка кассы субъекты хозяйствования имеют право хранить в своих кассах наличные деньги только для оплаты труда, социальных выплат, стипендий, пенсий и только на определенный срок, например, не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке.
Для обеспечения кассового обслуживания своих клиентов в структуре банков создаются самостоятельные подразделения (приходные, расходные, приходно-расходные, валютные, вечерние кассы, кассы по пересчету денежной наличности, кассы банка при субъектах хозяйствования, а также обменные пункты и расчетно-кассовые центры, которые могут работать в режиме обычного операционного дня либо в режиме продленного дня). Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждый банк имеет операционную кассу, для которой должен быть установлен минимально допустимый размер наличных денег (лимит), необходимый для своевременного выполнения обязательств банка по полному удовлетворению потребностей клиентов в денежной наличности.
Оборот наличных денег основан на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны хранить свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, необходимые для выплаты заработной платы или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.
Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Уменьшение массы денег в обращении достигается посредством ускорения их движения через кассы банков, что позволяет обслужить больший денежный оборот с меньшей суммой наличных денег. Это в свою очередь позволяет сэкономить на издержках обращения, связанных с изготовлением и хранением наличных денег, а также укрепляет их покупательную способность, поскольку в этом случае за каждой единицей стоит относительно большая масса товарно-материальных ценностей и платных услуг.
В Республике Беларусь прогноз наличного денежного оборота (прогноз кассовых оборотов банков) составляется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.
Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач из касс наличных денег на основании динамических рядов Инструкции и сообщают их не позднее 5-го числа второго месяца квартала, предшествующего прогнозируемому кварталу, своим вышестоящим банкам на соответствующей территории. /1, с.89/
Головные территориальные (областные) банки осуществляют свод прогнозируемых кассовых оборотов и представляют сводный квартальный прогноз наличного денежного оборота (приход, расход, эмиссионный результат) в разрезе банков и объяснительную записку к нему не позднее 10-го числа второго месяца текущего квартала в Главное управление Национального банка по соответствующей территории.
Главные управления Национального банка для определения ожидаемых изменений наличного денежного оборота и потребности предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах составляют прогноз наличного денежного оборота по областям и г.Минску по источникам поступлений наличных денег в кассы банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал и представляют в Национальный банк не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала с приложением пояснительной записки и расчетов прогноза наличного денежного оборота.
Прогнозируемые расчеты эмиссионного результата главные управления Национального банка учитывают при разработке мер по организации наличного денежного обращения, а так же при прогнозировании
Информация о работе Планирование и организация налично-денежного оборота в Республике Беларусь