Планирование и организация налично-денежного оборота в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение налично-денежного оборота и его организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие наличного денежного оборота, его структуру.
2.Выявить основные принципы организации наличного денежного
обращения в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и прогнозирование налично-денежного оборота…………………6
2.Денежная эмиссия: ее причины и последствия……………………………...20
3.Планирование и организация налично-денежного оборота в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

завоза наличных денег в регион.

Для  составления  прогноза  наличного  денежного  обращения главные управления Национального банка используют:

  • прогнозируемые  расчеты  розничного  товарооборота  (включая общественное питание)  территориальных, ведомственных  органов регулирования торговли;
  • фактические сведения территориальных органов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь об общих (через все каналы реализации) объемах розничного товарооборота (включая общественное питание), о розничном товарообороте (включая общественное питание), по официально учтенным предприятиям, а также о расходовании торговыми предприятиями наличных денег из выручки, фактических объемах услуг, оказанных населению;
  • сведения территориальных экономических органов о прогнозируемых фондах заработной платы;
  • фактические сведения территориальных органов Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь о подоходном налоге с физических лиц;
  • сведения эксплуатационных предприятий Министерства связи Республики Беларусь о выплатах заработной платы своим работникам и объемах реализации услуг связи населению;
  • прогнозируемые расчеты и сведения головных территориальных (областных) банков о фактических объемах прироста остатка вкладов населения, безналичных перечислений на вкладные счета заработной платы, доходов колхозников, доходов населения от продажи сельскохозяйственных продуктов, пенсий и пособий, других сумм, причитающихся населению.

 Главные  управления  Национального  банка составляют  расчет прогноза  кассовых  оборотов  по поступлению торговой выручки  в кассы банков.

За основу расчета принимается прогноз розничного товарооборота (включая    общественное    питание)    по  торговым   предприятиям, отчитывающимся  перед  органами  государственной статистики, а также прогнозируемый  объем  поступлений  торговой  выручки  по   прочим источникам.

В  общую сумму поступлений торговой выручки вносятся коррективы на  разницу  в  переходящей  выручке  на  начало  и  конец  квартала (месяца).

Коррективы  на  разницу  в  переходящей  выручке производятся в случаях,  когда в прогнозируемом периоде количество дней торговли не совпадает  с  количеством дней, за которые банки учитывают по своему балансу поступления выручки, а также в тех случаях, когда количество дней совпадает, но имеется разница в размерах переходящей выручки на начало  и  конец  прогнозируемого  периода.  При этом сумма торговой выручки, подлежащая сдаче на счета в банки в прогнозируемом периоде, увеличивается на сумму выручки от торговли за последние дни предыдущего периода, которая будет проведена по балансу банка в прогнозируемом  квартале (месяце), и уменьшается на сумму выручки от торговли за последние дни прогнозируемого периода, которая будет принята на баланс банка в следующем квартале (месяце).

При определении суммы торговой выручки, поступающей наличными деньгами в эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики  Беларусь и банки, следует исходить из фактического размера этих поступлений за соответствующий период прошлого года и сложившейся динамики в текущем году.

Суммы торговой выручки, использованные на заработную плату работникам торговых предприятий, учитываются в расчете прогноза кассовых оборотов по выдаче наличных денег на заработную плату.

Прогнозируемый  размер  выдач  наличных денег на заработную плату  определяется  главными  управлениями  Национального  банка по форме согласно приложению 13 к настоящим Правилам исходя из данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от территориальных экономических органов.

Прогнозирование осуществляется на основании фактических выдач на  заработную плату за период, предшествующий прогнозируемому кварталу.

Для  определения  прогнозируемого размера выдач наличных денег из  касс банков на заработную плату из общей суммы фонда заработной платы  вычитаются  суммы безналичных  перечислений и удержаний из  заработной  платы,  которые  определяются следующим образом:

  • подоходный налог - исходя из удельного веса отчетных данных территориальных органов Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь в фактическом фонде заработной платы за соответствующий период прошлого года и прогнозируемого фонда заработной платы;
  • взносы  в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной  защиты  населения  Республики Беларусь - в установленном размере от фонда заработной платы;
  • перечисления заработной платы в  банки  для  зачисления на вкладные  счета физических лиц - с учетом динамики данных по коду 2084 Инструкции;
  • заработная плата, выплачиваемая из выручки работникам торговых предприятий, - с  учетом  фактически сложившегося за прошлое время соотношения этих выплат и объема розничного товарооборота;
  • заработная плата, выплачиваемая эксплуатационными предприятиями Министерства связи Республики Беларусь своим работникам из кассовых поступлений, - на основании данных территориальных органов Министерства связи Республики Беларусь.

К сумме указанных выдач на заработную плату прибавляются возвращенные в кассы  банков  суммы невыплаченной заработной платы (депонированная  заработная плата).

Кроме того, вносятся коррективы на выдачи заработной платы за выходные дни по срокам, приходящимся на другие кварталы, по фактическому размеру этих выплат за предыдущие периоды и на основании прогнозных данных банков.

Выдачи наличных денег на заработную плату увеличиваются на суммы выплат, производимых по срокам, приходящимся в связи с выходными днями на первые числа следующего квартала, и уменьшаются на суммы, выплаченные в предыдущем квартале.

Отдельными строками в данном расчете показываются выдачи на выплату  стипендий,  расходы,  не  относящиеся  к  фонду  заработной платы.

Прогнозирование по другим статьям кассовых оборотов, характеризующим поступления наличных денег в кассы  банков и их выдачи,  осуществляется исходя из динамики кассовых  оборотов за соответствующий период предыдущих лет с учетом фактических оборотов, сложившихся в предыдущих кварталах текущего года.

Национальный банк прогнозирует объем наличного денежного оборота  и  размер  эмиссии наличных денег на предстоящий квартал на основании  динамики  фактически  сложившихся  показателей  наличного денежного  оборота  за  соответствующий  период  прошлого года и в текущем году, прогноза социально-экономического развития республики, а также  прогнозов кассовых оборотов банков, полученных от главных управлений Национального банка.

Национальный банк на десятый рабочий день месяца, предшествующего прогнозируемому кварталу, доводит главным управлениям Национального банка прогнозируемый эмиссионный результат по областям и г.Минску на квартал с разбивкой по месяцам.

Главные управления Национального банка распределяют прогноз эмиссионного результата по месяцам по соответствующим районам и городам. При этом учитываются:

  • количество дней и другие особенности каждого месяца;
  • возможные  изменения по месяцам объема розничного товарооборота за  счет  изменения ценового фактора, размера минимальной заработной платы,  размера выплат социального характера за счет принимаемых мер по    социальной  защите  населения,  закупок   сельскохозяйственной продукции  в  зависимости  от  сезонности, активизации поступлений в предпраздничные и праздничные дни и другие особенности;
  • сроки уплаты налогов, сборов и других платежей;
  • время массовых отпусков;
  • проводимые  мероприятия  по  оптимизации  наличного   денежного обращения.

Можно сделать вывод, что налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, которые представлены банкнотами или металлическими разменными монетам. Наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота, так как небольшие платежи более удобно совершать наличными деньгами. Кругооборот наличных денег обслуживает  получение и расходование денежных доходов населения, часть платежей предприятий и организаций. Как правило, предприятия хранят денежную наличность в небольших количествах, сверхлимитные суммы переходят на расчетный счет в банк. Потребность в наличных деньгах рассчитывается при помощи прогноза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ: ЕЕ  ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

 

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение.

Под эмиссией (от латинского слова emissio – выпуск) в широком смысле слова понимается выпуск в обращение денег, ценных бумаг, платежно-расчетных документов, пластиковых карточек и т. п. Государство, банк, учреждение или предприятие, производящее эмиссию, является эмитентом. /7, с.63/

Денежную эмиссию обусловливают следующие факторы: 
1. Увеличение и расширение товарной массы, рост производства под влиянием увеличения числа субъектов рыночных отношений, активность и организованность производства и торговли, увеличивающее товарное предложение и снижающие при этом порчу и потерю товаров, а также другие

факторы, действующие при прочих равных условия.

2. Рост цен, не  связанный с изменением свойств  и качества товаров и услуг: спекулятивные операции участников  денежного оборота, неадекватная  налоговая политика государства  при отсутствии конкретных условий  формирования цен, появление различного рода посредников, усиление влияния монопольных цен или криминальной среды.

3. Снижение скорости  обращения денег: увеличение доли  наличных денег в структуре  денежной массы и сбережений  населения, слабая организация производства и торговли, дефицит и неадекватность товарного предложения, политические и административные ограничения, общие и системные риски. 
Практически денежная масса возрастает в результате эмиссии базовых денег, т. е. обязательств центрального банка, и вследствие мультипликации коммерческими банками кредитов и депозитов. Поэтому более правильно считать, что денежная эмиссия — это выпуск в обращение денег во всех их формах, ведущий к увеличению денежной массы в обороте. Эмиссия может быть бюджетной (казначейской) или кредитной (банковской).

При бюджетной эмиссии уполномоченный государством финансовый орган, обычно казначейство, выпускает в обращение казначейские билеты и государственные ценные бумаги с целью финансирования государственных расходов, не покрываемых поступлениями в доход бюджета от других источников.

Исторический опыт свидетельствует, что важнейшими причинами эмиссии казначейских билетов и разного рода государственных ценных бумаг являются войны, крупные социально-экономические перемены и непроизводительные расходы государства. Казначейские билеты и обязательства, как правило, ничем не обеспечены и по этой причине называются бумажными деньгами. Государство наделяет такие деньги принудительным курсом, т. е. своими законами объявляет их обязательными к приему во все виды платежей. Разность между номинальной стоимостью всех выпущенных бумажных денег и затратами по их изготовлению составляют доход государства, который оно использует на покрытие бюджетных расходов. Поскольку казначейская эмиссия обусловлена не потребностями реального хозяйственного оборота,а масштабами бюджетного дефицита, то появляющиеся дополнительно в обороте деньги приводят к обесцениванию всей массы денег.

При банковской эмиссии в оборот поступают кредитные деньги, возникающие на основе кредитных отношений. Поэтому эмиссию денег, осуществляемую банками, называют кредитной эмиссией. Кредитные деньги были порождены стихийно потребностями рыночных отношений, особенно на их высшей ступени развития, на которой кредит стал их имманентной составной частью. Кредитные деньги развились на базе функции денег как средство платежа.

В современных условиях основная масса денежных платежей выполняется в безналичном порядке, а это требует постоянных остатков денег в форме безналичных платежных средств. Поэтому основной целью кредитной эмиссии является обеспечение нужд оборота необходимым размером платежных средств  преимущественно в виде остатков на счетах в банках.

Сущность эмиссии состоит в обмене прироста денежной базы на часть национального дохода страны. В тех случаях, когда производство в стране нарастает, в процессе кредитования происходит внешне незримый обмен эмитируемых на кредитной основе денег на прирост национального дохода. Сущность процесса обмена характеризует, в частности, усиление притока денег во вклады населения в коммерческие банки, прилив этих денег на счета банков в центральном банке и обратный выпуск принятых денег в оборот.

Сущностную сторону денежной эмиссии отражает и покупка центральным банком государственных ценных бумаг на вторичном рынке. В этом случае также происходит обмен эмитируемых денег на часть национального дохода страны. Когда эмиссия осуществляется через канал покупки центральным банком иностранной валюты, фактически также происходит обмен эмитируемых денег на частицу национального дохода, выраженную в свободно конвертируемой валюте. Отсюда следует, что сущностные связи денежной эмиссии основаны на меновых отношениях между нею и частью национального дохода.

Информация о работе Планирование и организация налично-денежного оборота в Республике Беларусь