Планирование и организация налично-денежного оборота в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение налично-денежного оборота и его организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие наличного денежного оборота, его структуру.
2.Выявить основные принципы организации наличного денежного
обращения в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и прогнозирование налично-денежного оборота…………………6
2.Денежная эмиссия: ее причины и последствия……………………………...20
3.Планирование и организация налично-денежного оборота в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Предприятия,  предприниматели,  частные нотариусы могут сдавать наличные деньги:

  • в  кассы  банков  в соответствии с законодательством Республики

        Беларусь;

  • работникам службы инкассации в соответствии с законодательством

      Республики Беларусь;

  • эксплуатационным предприятиям  Министерства  связи и     

     информатизации Республики Беларусь.

       Выручка сдается  юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом в обслуживающий банк в течение времени, установленного банком для обслуживания юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, не имеют права накапливать выручку для осуществления предстоящих расходов.

 Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие  текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы самостоятельно определяют порядок и сроки сдачи выручки в приказе руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, решении индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса, оформленных в письменном виде.

Порядок и сроки сдачи выручки могут быть пересмотрены по решению руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса в случае изменения объемов кассовых оборотов и по другим причинам.

При установлении сроков сдачи выручки учитываются необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы сообщают обслуживающему банку (по решению руководителя банка или лица, им уполномоченного) установленные сроки сдачи выручки, размеры выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении сроков сдачи выручки и ее размеров в сроки, определенные договором между юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом и обслуживающим банком.

Решением руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, устанавливаются:

  • размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо;
  • время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки с учетом выписки соответствующих сопроводительных документов и последующей передачи службе инкассации (в случае сдачи выручки работникам службы инкассации в соответствии с законодательством);
  • время сдачи выручки кассирами главному (старшему по должности) кассиру;
  • время начала подготовки выручки для последующей сдачи в обслуживающий банк, в организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (при отсутствии должности главного (старшего) кассира).

       Порядок и сроки  сдачи выручки не устанавливаются  предпринимателями

независимо  от  использования  ими наемного труда, если они соблюдают следующие условия:

- осуществляют деятельность  с использованием кассовых суммирующих  аппаратов или специальных компьютерных систем;

- имеют  в  течение календарного  года ежемесячный размер выручки,

поступившей наличными деньгами не более 500 базовых величин.

Лимит остатка кассы устанавливается с учетом особенностей деятельности,

режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов)

Банки  устанавливают  размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия, предпринимателю:

- реализующих  товары  (работы,  услуги)  за  наличные  деньги  и имеющих  постоянное  их поступление, в том числе  содержащих на своем балансе магазины и мелкорозничную сеть;

- занимающихся    одновременно    производственной   и   торговой  деятельностью, в кассы, которых  постоянно поступает выручка.

По  другим  предприятиям  и  предпринимателям,  а также частным нотариусам  решение  об  установлении  размера расходования наличных денег  из выручки принимается банком в исключительных случаях исходя из целесообразности.

Разрешение предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам   на   расходование  наличных  денег  из  выручки дается (пересматривается) ежегодно (как правило,  в течение I квартала) при отсутствии  претензий  к  текущему  (расчетному)  счету предприятия,  предпринимателя, частного нотариуса либо при наличии в картотеке расчетных документов, оплата которых относится к четвертой группе очередности платежей, за исключением случаев,  установленных законодательством Республики Беларусь.

Размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в  кассы  предприятия,  предпринимателю, частному нотариусу на цели, предусмотренные законодательством, устанавливается дифференцированно для  каждого  предприятия,  предпринимателя,  частного  нотариуса  в зависимости  от  его  потребностей  и  вида  уставной   деятельности предприятия, деятельности   предпринимателя,   но   не   более   50% поступившей выручки  в  месяц. 

Наличные    деньги,    поступившие    в    кассу   предприятия, предпринимателя,  частного  нотариуса,  могут  быть  использованы по согласованию  с  обслуживающим  банком на выплаты, входящие в состав фонда заработной  платы,  пенсии,  пособия, стипендии в необходимом размере.

Разрешение банка на расходование наличных денег из выручки в    соответствии    с  законодательством  Республики  Беларусь   не требуется:    

- предприятиям, их обособленным  подразделениям, предпринимателям, частным  нотариусам - при выплате сумм,  соответствующих 1,5 размера бюджета  прожиточного  минимума   для   трудоспособного   населения, скорректированного  в  период  между  утверждениями  его размеров на индекс  потребительских  цен   на   каждого   работника   с   учетом коэффициентов  повышения  тарифных  ставок  рабочих  в установленном

порядке,  исходя из  списочной  численности  работников,  и  размеру оплаты

отпусков, выходных  пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию;

- предприятиям,  их  обособленным  подразделениям  -  при выплате  наличных    денег    физическим    лицам,    не       осуществляющим предпринимательскую  деятельность, за закупаемую сельскохозяйственную  и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару;

- предпринимателям,   частным  нотариусам  -  при   использовании  наличных  денег  на  расчеты  между предприятиями, предпринимателями, частными    нотариусами    в    пределах    норм,      установленных законодательством Республики Беларусь;

- предпринимателям   независимо  от  использования  ими  наемного  труда,    осуществляющим  деятельность  с  использованием   кассовых  суммирующих  аппаратов или специальных  компьютерных систем и имеющим  в  течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин.

За нарушение порядка работы с денежной наличностью на предприятия могут быть наложены финансовые санкции.

В Республике Беларусь в силу особенностей социально-экономических процессов, недостаточного банковского обслуживания и других причин сохраняется разграничение сфер безналичного и налично-денежного обращения. Поэтому наличные деньги в нашей стране определяются как остатки денежных знаков, имеющих законную силу, на руках у населения, в кассах банков и субъектов хозяйствования.

    На основании  вышеизложенного материала можно  сделать следующие выводы:

  • Исключительное право эмиссии и изъятия из обращения наличных денег в Республике Беларусь принадлежит Национальному банку. Национальный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, организует обращение наличных денег и денежное обращение с целью обеспечить защиту и устойчивость национальной валюты, в т.ч. покупательной способности, надежное и эффективное функционирование системы расчетов с использованием наличных денег и в целом платежной системы.
  • Одним из важных условий денежно-кредитной политики Республики Беларусь  является регулирование объема денежной массы в соответствии с потребностями оборота, что предполагает осуществление мер по предотвращению появления в обороте избыточной массы денег, наличие которой сопровождается увеличением спроса и возможным ростом цен. В равной мере необходимо предотвращать и образование недостатка платежных средств в обороте.
  • Современный механизм эмиссии банкнот в Республике Беларусь  основан на кредитовании банков, государства и увеличении золотовалютных резервов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими картами, металлическими разменными монетами. Кругооборот наличных денег обслуживает получение и расходование денежных доходов населения, часть платежей предприятий и организаций. Как правило, предприятия хранят денежную наличность в небольших количествах, сверхлимитные суммы переходят на расчетный счет в банк. Потребность в наличных деньгах рассчитывается при помощи прогноза. Кроме того, анализируется состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банком мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии. Наличный оборот составляет 30-35 % денежного обращения и отличается высокой степенью долларизации и евро. Кроме того, динамика наличного оборота показывает, что денежная масса имеет тенденцию к снижению, что вызывает дефицит денежных средств и кризис неплатежей. Также следует отметить, что наличный денежный оборот намного дороже обходится государству, чем безналичный денежный оборот, кроме такого налично-денежный оборот трудно контролируем. Он может выступать средством уклонения от налогов и прочих незаконных действий. Между тем наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота, так как небольшие платежи более удобно совершать наличными деньгами. Психологически население настроено на хранение у себя наличных денег, что влияет на скорость кругооборота. Всё сказано позволяет сделать вывод, что наличное денежное обращение обходится дорого государству. Кроме того, наличный оборот требует значительных затрат по приему, хранению и перевозке наличных денежных средств, содержания большого штата специалистов и контролеров. Необходимо сокращать долю наличного денежного оборота в составе денежного оборота. Путём увеличения безналичных расчётов пластиковыми карточками, а также осуществление платежей через интернет, увеличение банкоматов, инфокиосков.

 


Информация о работе Планирование и организация налично-денежного оборота в Республике Беларусь