Платежный баланс и его регулирование. Платежный баланс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - ознакомиться с сущностью платежного баланса и методами его регулированием.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие платежного баланса и его виды;
рассмотреть методы регулирования платежного баланса;
проанализировать платежный баланс Российской Федерации

Содержание работы

Введение………………………………………………….…..3
Понятие платежного баланса……………………...4
Структура платежного баланса………………..….7
Сальдо платежного баланса…………………….…11
Регулирование платежного баланса………….….12
Платежный баланс России…………………………21
Заключение…………………………………………………31
Список используемой литературы…………………….33
Приложение…………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая дкб.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.

         2. Краткосрочные операции включают международные кредиты

сроком до года, текущие  счета национальных банков в иностранных

банках , перемещение денежного капитала между банками.

               Если страна предоставляет ссуды другим странам, то она импортирует долговые обязательства, а импорт - это дебет (отток). Если страна берет взаймы - это кредит (приток). При нестабильности валютно-экономического положения стран происходит стихийное движение «горячих» денег и «бегство» капиталов в поисках более высокого дохода.

              Для регистрации операций в платежном балансе используются рыночные цены, по которым заключаются реальные сделки между покупателем и продавцом. Каждая внешнеэкономическая операция предполагает участие резидентов двух стран- партнеров, поэтому она отражается в двух платежных балансах. Эти отражения являются зеркальными друг к другу. Например, дебет счета текущих операций платежного баланс;) одной страны должен соответствовать кредиту того же счета и на ту же сумму (только в другой валюте) платежного баланса другой страны. Это свойство платежных балансов активно используется для восстановления недостающих данных платежного баланса по балансу стран-партнеров.3

 

 

 

 

 

   3.Сальдо платежного баланса

 

                Платежный баланс занимает значительное место в системе макроэкономических показателей.   При определении ВВП и национального

дохода учитывается  чистое сальдо международных требований и обязательств. По международной методике сальдо платежного баланса- это сальдо по текущим операциям (торговый баланс и «невидимые» операции). Движение капиталов и кредитов отнесено к балансирующим статьям платежного баланса. Платежный баланс в силу принципа двойной записи всегда должен быть балансом.

Кризис платежного баланса  означает, что страна не в состоянии погасить внешнюю задолженность, а это означает дефицит платежного баланса (платежи превышают валютные поступления). Для покрытия дефицита платежного баланса используются иностранные кредиты и ввоз капиталов. Это временный метод покрытия дефицита платежного баланса, так как страна-должник обязана выплатить проценты и основную сумму займа. Средством покрытия пассивного сальдо платежного баланса могут быть продажа иностранных и национальных ценных бумаг и продажа государственной собственности за границей, а также официальная помощь в форме субсидий, даров. В крайнем случае, для покрытия дефицита платежного баланса используются золотовалютные резервы страны.

Состояние платежного баланса  зависит от темпа экономического роста, инфляции, динамики валютного курса, места страны во всемирном хозяйстве, конъюнктуры мирового рынка, политической ситуации. В свою очередь, состояние платежного баланса влияет на валютный курс, золотовалютные резервы, валютно-экономическое положение страны в целом. Таким образом, платежный баланс является объектом не только рыночного, но и государственного регулирования.

 

 

 

4.Регулирование платежного баланса

 

               Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования, которое корректирует рыночное регулирование.

Это обусловлено следующими причинами.  Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию

капиталов, состояние  экономики. Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 1930-х гг. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях глобализации повысилось значение платежного

баланса в системе  государственного регулирования экономики.

          Задача его уравновешивания входит в круг основных задач политики

государства наряду с  обеспечением экономического роста, сдерживанием

инфляции и безработицы. С середины 70-х годов XIX в. начали вырабатывать принципы коллективного регулирования баланса международных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран Большой семерки. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий экспортных кредитов; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

           Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1) официальные золотовалютные  резервы; 

2) государственный бюджет;

3) непосредственное участие  государства в МЭО как экспортера

капиталов, кредитора, гаранта, заемщика;

4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью законодательных и нормативных актов.

Проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро  встает перед странами, имеющими длительный и крупный дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их навести порядок: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д.

            Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили ограничения импорта, расширили вывоз капитала.

Государственное регулирование  платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий, направленных на формирование основных его статей. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических  операций в зависимости от экономического и валютного положения и состояния международных расчетов страны. В зависимости от состояния платежного баланса и политики страны используется разнообразный арсенал методов его

регулирования.

          Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются

следующие мероприятия  с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

       1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение

внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и заработной платы. В аспекте регулирования платежного баланса дефляционная политика направлена на снижение цен и повышение конкурентоспособности товаров и услуг.  Ее инструментами служат финансовые и денежно-кредитные меры:

         уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального

банка (дисконтная политика), кредитные  ограничения, установление целевых ориентиров роста денежной массы и инфляции. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению

производства и занятости. Она  связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и обострением социальных конфликтов.

             2. Девальвация. Роль девальвации в регулировании платежного

баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей

общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует

экспорт товаров лишь при наличии  экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, инфляции и утрате конкурентных

преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала. Некоторые страны периодически практикуют множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление

спекулятивных капиталов на платежный баланс; однако в условиях

плавающих валютных курсов воздействие  их рыночного снижения

на соотношение цен импортируемых  и экспортируемых товаров

легко сводится на нет. Поэтому для  обеспечения эффективности девальвации

многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные

пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

           3. Валютные ограничения – блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках - направлены на уменьшение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Несмотря на либерализацию текущих операций платежного баланса, примерно

90% стран с конвертируемой  валютой применяли ограничения  по международному движению капиталов (Япония до 1980 г., страны ЕС до

1992 г.).4 Развивающиеся страны продолжают частично использовать

валютные ограничения.

          4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения

дефицита платежного баланса используются бюджетные  субсидии

экспортерам, протекционистское  повышение импортных пошлин, отмена

налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям

ценных бумаг в целях  притока капитала в страну, денежно -кредитная

политика, особенно учетная  политика и таргетирование5 денежной массы

и инфляции.

           5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей – торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс.

         Государственное регулирование охватывает не только сферу обращения,

но и сферу производства экспортных товаров. Стимулирование

экспорта периодически осуществляется путем воздействия на

цены (предоставление экспортерам  налоговых, кредитных льгот, изменение

валютного курса и т.д.). Для создания заинтересованности экспортеров

в освоении внешних рынков государство  предоставляет кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

            В условиях обострения конкуренции на мировых рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными фирмами. Государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зеленая нефть». Государственное регулирование экспорта распространяется на все  стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом. Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства в целях замещения импорта. В условиях тенденции к тарифному разоружению увеличиваются нетарифные ограничения конкурирующего импорта. В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

• участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

• содействие строительству морских  судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

• расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

• регулирование миграции рабочей  силы, периодическое ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

           Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных фирм, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цепи подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

Информация о работе Платежный баланс и его регулирование. Платежный баланс России