Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - ознакомиться с сущностью платежного баланса и методами его регулированием.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие платежного баланса и его виды;
рассмотреть методы регулирования платежного баланса;
проанализировать платежный баланс Российской Федерации
Введение………………………………………………….…..3
Понятие платежного баланса……………………...4
Структура платежного баланса………………..….7
Сальдо платежного баланса…………………….…11
Регулирование платежного баланса………….….12
Платежный баланс России…………………………21
Заключение…………………………………………………31
Список используемой литературы…………………….33
Приложение…………………………………………………34
2.Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
Счет операций с капиталом
Счет операций с капиталом, отражающий стоимостную оценку потоков материальных и финансовых активов, перемещаемых в результате международной миграции, сведен с минимальным отрицательным сальдо в объеме 0,1 млрд. долларов США. Финансовый счет Отрицательное сальдо финансового счета (без учета резервных активов) по итогам 2011 года в абсолютном выражении выросло до 76,1 млрд. долларов США (26,1 млрд.
долларов США в 2010 году). Его увеличение обусловлено более чем двукратным по сравнению с 2010 годом наращиванием внешних активов экономики, которое не компенсировалось соответствующим ростом иностранных пассивов. Прирост иностранных обязательств российской экономики в 2011 году (68,7 млрд. долларов США), хотя и превысил аналогичный показатель 2010 года (44,4 млрд. долларов США), существенно замедлился. В отличие от предшествующего года, когда внешние пассивы на чистой основе существенно нарастили практически все институциональные единицы при преобладающем вкладе частного сектора, в отчетном периоде крупные иностранные заимствования осуществлены лишь нефинансовыми корпорациями, тогда как остальные секторы сократили привлечение внешних ресурсов Внешние пассивы органов государственного управления по итогам 2011 года снизились на 0,7 млрд. долларов США. Размещение еврооблигационного займа Российской Федерации, номинированного в рублях, и покупка нерезидентами государственных ценных бумаг на вторичном рынке происходили на фоне возросших текущих выплат по внешнему долгу. Фактические платежи по обслуживанию государственного внешнего долга в 2011 году, включая проценты, составили 6,0 млрд. дол_ ларов США (в 2010 году — 4,6 млрд. долларовСША). Коэффициенты долговой нагрузки на экономику оставались невысокими: отношение платежей по государственному внешнему долгу к экспорту товаров и услуг составило 1,0%, а к доходам консолидированного бюджета — 0,9%. Иностранные обязательства органов денежно-кредитного регулирования по итогам 2011 года снизились на 0,7 млрд. долларов США. Внешние пассивы банковского сектора в 2011 году выросли на 7,9 млрд. долларов США. По сравнению с 2010 годом привлечение иностранных инвестиций кредитными организациями замедлилось в 2,2 раза. Ввиду стагнации на еврооблигационном рынке банки в большей степени ориентировались на привлечение синдицированных займов. Роль этой формы привлечения внешних ресурсов особенно возросла в III—IV кварталах. В IV квартале 2011 года, несмотря на объемные выплаты по ранее привлеченным займам и трудности с их рефинансированием на внешних площадках, банкам удалось возобновить наращивание иностранных пассивов (на чистой основе их объем вырос на 1,8 млрд. долларов США). Обязательства прочих секторов в 2011 году последовательно увеличивались, по итогам года их прирост равнялся 62,2 млрд. долларов США (24,9 млрд. долларов США годом ранее). Преобладающей формой импорта иностранного капитала прочими секторами оставались прямые инвестиции, объем которых составил 47,3 млрд. долларов США (37,8 млрд. долларов США в 2010 году). В их структуре уменьшился удельный вес вложений в капиталы российских компаний (главным образом в результате объемных операций обратного выкупа акций у нерезидентов) при увеличении доли межфирменных кредитов.
Приток долгосрочных ресурсов активизировался в конце года, когда был проведен ряд крупных сделок по продаже нерезидентам долевых инструментов российских компаний. На фоне сохраняющейся нестабильности на фондовых рынках большинства развивающихся стран продолжился вывод средств нерезидентов из российских финансовых инструментов. В целом по итогам года вложения в российские портфельные активы уменьшились на 6,4 млрд. долларов США (–5,1 млрд.долларов США в 2010 году).
В 2011 году корпорации продолжили активное привлечение иностранного ссудного капитала, в том числе для рефинансирования сформированной ранее задолженности. В целом в течение года на рефинансирование было направлено около 44% новых займов. Как и в случае с банковским сектором, в условиях кризиса на рынке еврооблигаций предпочтение было отдано синдицированным кредитам. В течение года за счет новых займов на рынке ссудного капитала объем кредиторской задолженности корпораций вырос на 21,4 млрд. долларов США (в 2010 году кредитные обязательства на чистой основе погашены на 6,3 млрд. долларов США).
Прирост иностранных активов (без учета резервных) в 2011 году составил 144,7 млрд. долларов США (на 70,5 млрд. долларов США в 2010 году). Внешние требования органов государственного управления в результате повышения объема предоставленных кредитов по государственной линии и расширения участия России в региональных интеграционных объединениях выросли на 2,5 млрд. долларов США (0,9 млрд. долларов США в 2010 году). Не резервные иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования практически не изменились. Увеличение иностранных активов частного сектора составило 142,2 млрд. долларов США (на 69,6 млрд. долларов США в 2010 году).
Иностранные активы банковского сектора демонстрировали наибольший темп прироста, по итогам года они увеличились на 32,0 млрд. долларов США. Наряду с сокращением объема привлечения иностранного капитала это обусловило трансформацию роли банковского сектора в трансграничных финансовых потоках: из нетто-импортеров капитала в 2010 году они превратились в его нетто-экспортеров в 2011 году. Активизация роста внешних требований кредитных организаций была связана с увеличением потока экспортной выручки, а также с приобретением иностранной валюты у Банка России в ходе валютных интервенций. Тем не менее после периода резкого ухудшения конъюнктуры международного финансового рынка (август—октябрь) к концу года — в ноябре—декабре — кредитные организации выступили чистыми импортерами капитала. Основной формой наращивания внешних требований банков являлось размещение ссуд и депозитов в иностранных кредитных организациях и компаниях, в том числе в рамках оказания финансовой поддержки связанным организациям — нерезидентам. В условиях возросшей волатильности обменного курса рубля значительно вырос объем операций с финансовыми производными. Увеличение внешних требований прочих секторов в 2011 году составило 110,2 млрд. долларов США (67,8 млрд. долларов США в 2010 году). Объем прямых инвестиций оценен в 66,3 млрд. долларов США (50,9 млрд. долларов США годом ранее). В их структуре выросли вложения физических и юридических лиц в недвижимость за рубежом, значительно увеличился объем займов, предоставленных связанным иностранным компаниям, в том числе для выкупа на вторичном рынке акций, эмитированных российскими корпорациями — кредиторами.
В 2011 году процесс дедолларизации экономики продолжился, однако его темпы существенно замедлились: остатки наличной иностранной валюты (вне банков) снизились на 4,0 млрд. долларов США (на 14,2 млрд. долларов США в 2010 году). Рост значения статьи “Чистые ошибки и пропуски” до 10,0 млрд. долларов США (8,3 млрд. долларов США в 2010 году) отразил интенсификацию вывоза капитала, в том числе в нерегистрируемых формах. Наращивание иностранных активов, не компенсированное соответствующим увеличением внешних обязательств, обусловило увеличение нетто-оттока частного капитала до 80,5 млрд. долларов США (34,4 млрд. долларов США в 2010 году). На 1 января 2012 года согласно международным критериям задолженность Российской Федерации считалась низкой: отношение внешнего долга к ВВП снизилось до 29% (на начало 2011 года — 33%)2, к годовому объему экспорта товаров и услуг — до 95% (110%)3.8
Показатели платежного баланса России в 2011 году отобразили те же тенденции, которые наблюдались годом ранее. Одной из основных проблем, с которой сталкивается экономика нашей страны, является отток капитала. По данным статистики, во втором полугодии 2011 года он составил несколько десятков миллиардов долларов, что происходит по нескольким причинам. Прежде всего, многие крупные предприниматели опасаются за политическую стабильность в стране и предпочитают переводить свои денежные средства в страны с более устойчивой экономикой, кроме того, многие западные финансовые государства в период экономического кризиса испытывают серьезный дефицит в денежных средствах и привлекают их на более выгодных условиях, чем большинство российских банков. Многие специалисты отмечают, что инвестиции россиян, которые были сделаны за пределами нашей страны, через некоторое время возвращаются в Россию в виде инвестиционных вливаний, которые направляются, в том числе, и на развитие производства. Еще одним показателем платежного баланса России в 2011 году является удержание курса рубля относительно евро и доллара на заданном уровне. В настоящее время Центробанк прикладывает огромные усилия для того, чтобы предотвратить резкие скачки курса национальной валюты. Кроме того, в структуру платежного баланса России в 2011 году входят балансы доходов и услуг, торговый баланс, счет текущих инвестиций, а также портфельные и прямые инвестиции в экономику нашей страны. Большинство данных показателей имеют положительные темпы роста, что внушает оптимизм многим специалистам, работающим в области макроэкономики. Одним из важнейших показателей, который влияет на платежный баланс России в 2011 году, является ВВП, который показывает стабильности в течение последних нескольких месяцев, с другой стороны, инфляция в нашей стране также постоянно растет, что отрицательно сказывается как на макроэкономических показателях, так и на уровне жизни многих россиян.
Заключение
Платежный баланс является одним из важнейших инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Он активно используется для определения фискальной политики, при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса. Изменения валютного курса имеют ощутимые последствия для экономики, поэтому закономерно, что платежный баланс является важным объектом регулирования как внутри государства, так и в межгосударственных отношениях. В заключение, после рассмотрения платежного баланса, как основной экономической категории, характеризующей состояние внешнеэкономических связей страны, а также после анализа состояния и динамики основных показателей платежного баланса РФ можно сделать следующие выводы:
платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования;
На основании результатов платежного баланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны. И во избежание негативных последствий необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант схемы построения платежного баланса. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы: Платежный баланс есть отражение внешнеэкономических связей страны, степени ее интеграции в мировое хозяйство. Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, что является следствием ее
экономической политики, экономического развития и национальной самобытности.
На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка. Разрядка международной напряженности оказывает позитивное влияние на платежные балансы.
Платежный баланс - является объектом государственного регулирования. Платежный баланс России характерен для стран, переживающих социально-экономические и политические трудности.
Список литературы
Приложение
Таблица 1
Платежный баланс Российской Федерации за 2011 год (актуализированное аналитическое представление)
(млн. долл. США)
I квартал |
II квартал |
11квартал |
IV квартал |
2011 г. | |
Счет текущих операций |
30 800 |
21891 |
17 836 |
28 307 |
98 834 |
Торговый баланс |
48 160 |
50 666 |
45 153 |
54 202 |
198 181 |
Экспорт |
113 236 |
133 705 |
130 367 |
144 703 |
522 011 |
сырая нефть |
39 924 |
48 601 |
43 875 |
49413 |
181 812 |
нефтепродукты |
20 400 |
23 595 |
26 264 |
25 451 |
95 710 |
природный газ |
16 553 |
15 839 |
12 408 |
19 490 |
64 290 |
прочие |
36 359 |
45 669 |
47 821 |
50 350 |
180 199 |
Импорт |
-65 076 |
-83 039 |
-85 215 |
-90 501 |
-323 831 |
Баланс услуг |
-6 377 |
-8 321 |
-11490 |
-9 760 |
-35 947 |
Экспорт |
/0579 |
13 910 |
15 231 |
14 304 |
54 025 |
транспортные услуги |
3 401 |
4 531 |
4 635 |
4 425 |
16 992 |
поездки |
2 021 |
2 976 |
3 634 |
2 767 |
11 398 |
прочие услуги |
5 157 |
6 403 |
6 962 |
7 112 |
25 635 |
Импорт |
-16 956 |
-22 232 |
-26 721 |
-24 064 |
-89 972 |
транспортные услуги |
-2 867 |
-4 025 |
-4 261 |
-4 150 |
-15 303 |
поездки |
-5 480 |
-7 945 |
-11 471 |
-7 570 |
-32 466 |
прочие услуги |
-8 609 |
-10261 |
-10989 |
-12 344 |
-42 203 |
Баланс оплаты труда |
-1 860 |
-2 514 |
-2 636 |
-2 452 |
-9 461 |
Получено |
923 |
1 039 |
941 |
1 023 |
3 926 |
Выплачено |
-2 783 |
-3 553 |
-3 577 |
-3 475 |
-13 387 |
Баланс инвестиционных доходов |
-8 076 |
-18 081 |
-11 729 |
-12 861 |
-50 747 |
Доходы к получению |
11 742 |
8 989 |
9 261 |
8 458 |
38 449 |
Доходы к выплате |
-19817 |
-27 071 |
-20 989 |
-21 318 |
-89 196 |
Органы государственного управления |
178 |
-324 |
-377 |
-457 |
-979 |
Доходы к получению |
657 |
180 |
135 |
95 |
1 067 |
Доходы к выплате |
-479 |
-504 |
-511 |
-552 |
-2 046 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
1 017 |
1 108 |
1 108 |
952 |
4 185 |
Доходы к получению |
1 026 |
1 120 |
I 118 |
957 |
4 222 |
Доходы к выплате |
-9 |
-12 |
-10 |
-5 |
-36 |
Частный сектор |
-9 270 |
-18 866 |
-12 461 |
-13 356 |
-53 953 |
Банки |
-882 |
-836 |
-522 |
-38 |
-2 277 |
Доходы к получению |
1 912 |
2 308 |
1 585 |
2 663 |
9 467 |
Доходы к выплате |
-2 793 |
-3 144 |
-3 106 |
-2 700 |
-11 744 |
Прочие секторы |
-8 389 |
-18 029 |
-11 939 |
-13318 |
-51 676 |
Доходы к получению |
8 147 |
5 381 |
5 423 |
4 743 |
23 694 |
Доходы к выплате |
-16535 |
-23 411 |
-17 362 |
-18 062 |
-75 369 |
Баланс текущих трансфертов |
-1 048 |
141 |
-1 462 |
-823 |
-3 191 |
Получено |
2 787 |
4 961 |
4 088 |
4 522 |
16 358 |
Выплачено |
-3 835 |
-4 820 |
-5 550 |
-5 344 |
-19549 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-20 722 |
-9 009 |
-19 597 |
-36 876 |
-86 204 |
Счет операций с капиталом |
3 |
-22 |
-61 |
-39 |
-120 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-20 725 |
-8 987 |
-19 536 |
-36 837 |
-86 084 |
Органы государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования |
-970 |
-1 686 |
-1 111 |
-1 813 |
-5 580 |
Органы государственного управления |
-876 |
-1 845 |
-841 |
-1 305 |
-4 868 |
Активы |
-1 189 |
-1 780 |
471 |
-1 665 |
-4 163 |
Ссуды и займы |
88 |
309 |
74 |
-635 |
-164 |
Просроченная задолженность |
-561 |
-93 |
76 |
-8 |
-586 |
Прочие активы (включая задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений) |
-716 |
-1 996 |
321 |
-1 022 |
-3413 |
Обязательства |
313 |
-65 |
-1 313 |
360 |
-705 |
Портфельные инвестиции |
694 |
289 |
-1 024 |
1 024 |
983 |
из них операции вторичного рынка |
166 |
844 |
-29 |
878 |
1 859 |
Ссуды и займы |
-380 |
-787 |
-271 |
-702 |
-2 140 |
Просроченная задолженность |
0 |
439 |
-18 |
0 |
422 |
Прочие обязательства |
-1 |
-6 |
0 |
37 |
30 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-Я) |
159 |
-276 |
-507 |
-712 |
Активы (кроме резервных ) |
-7 |
2 |
-2 |
С |
-7 |
Обязательства |
-86 |
157 |
-268 |
-507 |
-705 |
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) |
-19 755 |
-7 301 |
-18 425 |
-35 024 |
-80 504 |
Банки |
-7253 |
-1 705 |
-8 448 |
-6 745 |
-24151 |
Активы |
-10028 |
-7 943 |
-5 548 |
-8 519 |
-32 038 |
Прямые инвестиции |
-756 |
293 |
-97 |
-372 |
-932 |
Ссуды и депозиты |
-11 624 |
-8 958 |
-4 917 |
-12 042 |
-37 541 |
Прочие активы |
2 352 |
723 |
-535 |
3 895 |
6 435 |
Обязательства |
2 775 |
6 238 |
-2 900 |
1 774 |
7 887 |
Прямые инвестиции |
408 |
1 110 |
2 485 |
1 610 |
5612 |
Ссуды и депозиты |
798 |
7 730 |
3 261 |
8 126 |
19915 |
Прочие обязательства |
1 569 |
-2 602 |
-8 646 |
-7 962 |
-17 640 |
Прочие секторы |
-7 816 |
-5 482 |
-10 625 |
-22 440 |
-46362 |
Активы |
-22 668 |
-25 171 |
-19 123 |
-41 579 |
-108 541 |
Прямые инвестиции |
-15 503 |
-17 529 |
-11 007 |
-22 249 |
-66 288 |
Портфельные инвестиции |
-67 |
-2 475 |
-1 096 |
-1 457 |
-5 095 |
Ссуды и займы |
-809 |
-752 |
-1 382 |
-2 766 |
-5 709 |
Наличная иностранная валюта |
328 |
1 800 |
1 494 |
356 |
3 978 |
Торговые кредиты и авансы |
-147 |
1 476 |
944 |
-6 022 |
-3 749 |
Прочие активы (включая сомнительные сделки) |
-6 470 |
-7 690 |
-8 076 |
-9 441 |
-31 677 |
Обязательства |
14 852 |
19 689 |
8 498 |
19 139 |
62 178 |
Прямые инвестиции |
15 263 |
10 046 |
9612 |
12 345 |
47 266 |
Портфельные инвестиции |
1 550 |
-1 015 |
-4 129 |
-2 789 |
-6 383 |
Ссуды и займы |
-2 477 |
6 318 |
7 239 |
10 368 |
21 448 |
Прочие обязательства |
516 |
4 340 |
-4 225 |
-785 |
-153 |
Чистые ошибки и пропуски |
-4 687 |
-114 |
649 |
-5 839 |
-9 990 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение,-рост) |
-10 078 |
-12 882 |
1 761 |
8 569 |
-12 630 |
Информация о работе Платежный баланс и его регулирование. Платежный баланс России