Платёжная система: её элементы и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать категорию «платёжная система»; выявить сущность и основные элементы платёжной системы РБ; дать количественную оценку состояния автоматизированной системы межбанковских расчётов (АС МБР) как ключевого компонента платёжной системы; рассмотреть перспективы и пути развития платёжной системы Республики Беларусь. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Обобщить изученную литературу по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих состояние национальной платёжной системы; Выявить перспективы развития платёжной системы Республики Беларусь;
Сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.Понятие платёжной системы, её структура, значение и функции….………………………………………………………………………...6
2.Виды платёжных систем………………………………….……………….......18
2.1.Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платёжной системы Республики Беларусь………………………………………………….18
3.Перспективы развития платёжной системы Республики Беларусь………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………42

Файлы: 1 файл

Курсовая по дкб.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

К наиболее важным положениям по проведению межбанковских расчетов в системе BISS относят то, что платежи обрабатываются по мере их поступления и только в полном объеме, а при недостатке средств расчеты не выполняются, и формируется очередь электронных расчетных документов, управление которой осуществляется банками путем установки приоритетов. Переводы Национального банка обладают наивысшим приоритетом, другим участникам системы присваивается повышенный или обычный приоритет. Кроме того, отправленные участниками платежи с момента приема не могут быть отозваны.

В клиринговой системе  расчетов осуществлялись так называемые «прочие платежи» (несрочные и по сумме не относящиеся к категории крупных платежей, включая расчеты по сделкам купли-продажи ценных бумаг и с использованием банковских пластиковых карточек). Они проводились в течение дня на чистой основе с различными интервалами и завершались в системе BISS с отражением результатов по корреспондентским счетам участников. Оборот по клиринговой системе составлял порядка 10 % общей суммы платежей посредством АС МБР и 90 % их количества.

При расчетах на основе клиринга каждый отдельный платеж по корреспондентскому счету не проводится. Принятые реестры  входящих платежей обрабатываются клиринговой  системой в текущем клиринговом  сеансе, во время которого они поступили. Платежи, по которым не произведен расчет из-за недостаточности средств включаются в список отложенных платежей и аннулируются системой в конце операционного дня, если расчета по ним не произошло. По завершении клирингового сеанса БМРЦ на основании каждого отдельного электронного расчетного документа производит вычисление чистых дебетовых (кредитовых) позиций каждого участника путем взаимного зачета требований и обязательств.

Жуков Е.Ф. пишет, что каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки. Преимущество клиринговой системы над системой BISS: более низкие затраты на осуществление расчетов, снижение потребности в ликвидности. Недостаток: более высокий риск и более низкая скорость проведения расчетов. Недостатком системы BISS являются высокие операционные издержки[7, c.8-9].

Помимо АС МБР национальная система  включает совокупность взаимодействующих  систем и средств автоматизации  процессов денежных переводов:

• систему расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг  и инструментов срочного рынка;

• системы безналичных  расчетов на основе банковских пластиковых  карточек;

• программно-техническую  инфраструктуру платежной системы;

• локальные автоматизированные системы расчетов банков.

Все вышеперечисленные  подсистемы различаются как объектами  платежей, так и способами перечисления средств, однако у них имеется и общее — наличие прямой или косвенной связи с корреспондентским счетом в Национальном банке, который функционирует в системе BISS, что и определяет ее центральное положение в составе НПС.

Связующими элементами платежной системы являются правила и процедуры, которые характеризуют ее как целостное образование, и каждая составляющая функционирует в определенных пределах и в интересах всех участников. Правила и процедуры национальной платежной системы определяются ее правовой базой, которая включает два уровня. Первый уровень содержит законы Республики Беларусь, второй — инструкции и другие нормативные документы Национального банка.

Основными платежными средствами в платежных системах выступают:

1) обязательства банков  перед клиентами (депозиты клиентов);

2) обязательства банков  перед другими банками (депозиты  банков-корреспондентов);

3) средства на корсчетах  в Национальном банке; 

4) обязательные резервы  в Национальном банке. 

Последние три группы депозитов образуют средства межбанковских расчетов.

Под платежными инструментами подразумеваются технические средства передачи информации о платеже между участниками расчетно-платежных отношений. В настоящее время они могут иметь бумажную, пластиковую или электронную форму.

Таким образом, все перечисленные  составляющие платежной системы  должны четко взаимодействовать  друг с другом. Только в этом случае может быть достигнута эффективность  ее функционирования. Под последней  подразумевается своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. Непредвиденные сбои в системе или неожиданные задержки в платежах негативно сказываются на имидже платежной системы, вызывая недоверие участников расчетов и возможность возникновения платежного кризиса, в то время как при эффективном ее функционировании существенно сокращаются операционные издержки, улучшается качество управления ликвидностью в банках и на предприятиях.

 

2. Виды платежных систем

Выделяют различные  виды платёжных систем:

Системы удаленного доступа  банковским счетом.

Рассмотрим коротко  первую группу – системы удаленного управления банковским счетом. Они  могут быть реализованы без применения средств вычислительной техники. Клиент звонит в банк оператору, представляется и говорит, что хотел бы перевести такую-то сумму со своего счета на счет магазина, в котором заказал себе костюм. Вместо оператора на другом конце провода может быть голосовая система, которая управляется клавишами на телефоне.

Впервые подобная услуга начала применяться в 1983 г. Систему HomeLink, созданную совместно с Банком Шотландии и телефонной компанией British Telecom, внедрило строительное сообщество Notingham Building Society. Популярность этих услуг выросла в 1994 г. До 35% всех банковских транзакций по частным вкладам в США приходилось на автоматизированные системы ответа на телефонные запросы.

Как вариант, подобная система  может быть реализована с помощью  персонального компьютера и модема. Клиент получает возможность осуществлять банковские операции круглосуточно без выходных и праздничных дней. Среди операций можно выделить следующие:

  • Получение баланса счета на текущий момент;
  • Ознакомление с деталями инструкций и правил;
  • Возможность заказа чековой книжки и отчета о движении средств на счете за определенный промежуток времени;
  • Выполнение операций с ценными бумагами.

Развитию рынка электронных  банковских приложений способствуют распространение  недорогих ПК и сетевых устройств, а также дальнейший рост числа  пользователей Интернет. Электронные банковские приложения привлекательны для банков, рассчитывающих увеличить свои прибыли за счет новых клиентов (в первую очередь удаленных). Все большее количество банков предлагают своим клиентам услуги Интернет банкинга. Следует отметить, что банки используют любые возможности для получения прибыли с помощью современных технологий.

Развитие приложений Интернет банкинга должно пройти три основных этапа. На первом этапе предусматривается  доступ клиентов к банковским счетам и проведение транзакций по телефону или через Web-браузер. На втором этапе используются такие интерактивные технологии, как сервисы онлайновой оплаты счетов и персонализированного напоминания о состоянии счета клиента. На третьем этапе предлагаются такие функции управления личными финансами, как возможность кредитования, совершения безопасных торговых сделок и оформления страховок.

По мере дальнейшего развития рынка  электронных банковских услуг клиенты  смогут вообще не приходить в банк. Они смогут открывать счет, переводить деньги, оплачивать товары и услуги прямо из дома, офиса или магазина, используя для этого ПК или терминал для приема кредитных карт. Наличные они могут снимать в банкомате. Примером процветающего Интернет-банка может служить американский Security First Network Bank. У него даже нет офиса для обслуживания клиентов, и при этом их число ежегодно увеличивается. За счет экономии на арендной плате и прочих издержках он предлагает своим клиентам весьма конкурентоспособные условия обслуживания и, тем самым, привлекает их. В настоящее время в Западной Европе (Германии, Испании, Франции, Нидерландах) электронных банков в 2 раза больше, чем в США.

Наивысшим рейтингом  у потребителей за качество предоставляемых  онлайновых услуг пользуются следующие  банки: Security First Network Bank; Wells Fargo Bank; Citibank; Salem Five Cents Saving Bank; Bank of America.

Функции, выполняемые  системами, можно разделить на группы:

  • Платежные (передача в банк платежных поручений по списанию средств со счетов клиентов);
  • Справочно-информационные (получение выписок по счетам, получение электронных документов, информация о курсах валют, получение текущего баланса);
  • Почтовые и специализированные (прием/передача почтовых сообщений, требующих ручной обработки со стороны банка, заказ на покупку/продажу валюты на бирже).

Клиенты могут, не посещая банк:

  • Делать все коммунальные платежи;
  • Оплачивать счета за связь;
  • Производить оплату услуг;
  • Переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе, купленные через Интернет-магазины;
  • Производить денежные переводы, в том числе, в иностранной валюте;
  • Покупать и продавать иностранную валюту;
  • Размещать средства в срочные вклады со счета;
  • Пополнять свои пластиковые карточки со счета;
  • Переводить средства с пластиковых карточек на счет;
  • Подписываться на газеты и журналы;
  • Получать по факсу и через Интернет выписки по счетам и пластиковым карточкам

Ткачук С.С. пишет, что  расчеты в таких системах осуществляются путем передачи клиентом в банк электронных платежных документов, заверенных цифровой подписью, которая обеспечивает идентификацию отправителей документов и защищает от несанкционированного изменения. Взглянув на эти системы с другой стороны можно обнаружить, что единственное препятствие для несанкционированного доступа – механизм идентификации пользователя. Обычно он происходит с помощью паролей.

Криворучко С.И, отметил, что наиболее защищенным можно считать доступ с помощью специализированного терминала или персонального компьютера, когда можно прозрачно для пользователя менять пароли и ключи шифрования хоть каждый сеанс. Однако, злоумышленник может проанализировать достаточно большой объем переданных и принятых данных, реконструировать протоколы обмена и получить незаконный доступ. Протоколы обмена в системах, реализованных на базе специальных терминалов, обычно нестандартны и разработаны по заказу банка. Фирмы-разработчики, стремясь «привязать» банк к своей системе, делают их несовместимыми друг с другом. Поскольку эти фирмы обычно не располагают достаточными ресурсами для проведения всестороннего тестирования своей продукции, она несовершенна в плане защиты от несанкционированного доступа.

При реализации систем на базе обычных персональных компьютеров  становится возможным использовать стойкую криптографию и электронную  цифровую подпись без существенного  удорожания системы но появляются другие возможности для проведения операций со счетом без ведома владельца. Например, клиенту могут прислать по электронной почте вирусную программу, которая по той же электронной почте перешлет злоумышленнику все пароли, номера счетов и подобную секретную информацию. Изображение на мониторе может быть получено с помощью улавливания побочного излучения от соединительных кабелей и самих устройств. К компьютеру может получить доступ посторонний. Все это затрудняет распространение подобных систем.

Платежные системы на пластиковых картах.

Пластиковые карточки, точнее их прообраз появились в США, традиционной стране потребительского кредита. Еще в 1914 г. крупные универмаги стали здесь выдавать кредитные карточки своим клиентам. В 1928 г. был изобретен прообраз пластиковых карточек – металлический ярлык, на котором было выдавлено имя и адрес клиента. В 1936 г. появилось первое объединение предприятий, согласившихся кредитовать общих клиентов. Особый успех выпал на долю ресторанной кредитной карточки “Diners Club”. Постоянные посетители ресторанов, имеющие хорошую репутацию, могли получить карточку “DC” и предъявлять ее во многих ресторанах Нью-Йорка вместо наличных денег. Рестораны передавали копии счетов в “DC”, который ежемесячно выставлял клиенту общий счет. Клиент расплачивался с “DC”, а тот – с ресторанами.

Ряд крупных американских банков, оценив успех первооткрывателей, выпустили свои кредитные карточки. Так, начали образовываться платежные  системы: банк выпускал карточку и открывал счет клиенту; на территории страны и  за рубежом создавалась целая сеть магазинов, баров, ресторанов, отелей, где принимали к оплате карточки, выпущенные банком-эмитентом, оборудовался центр, который занимался обслуживанием пластиковых карточек. Первопроходцами в освоении рынка пластиковых денег были известные ныне всему миру Bank of America; Master Card; American Express; Visa International.

Успех использования  небумажных платежных средств объясним тем, что:

  • Они более защищены от подделки, что позволяет их использовать в более широкой сфере расчетов и с большим количеством участников;
  • Клиенты видят в них более удобную форму расчетов и позволяют широко использовать кредит в повседневной практике;
  • Заинтересованность появляется у торговых точек, которые с согласием принимать, как платежное средство, карточки расширяют круг своих клиентов;
  • С позиций государства использование платежных систем снижает стоимость обслуживания наличной массы, ускоряет оборачиваемость денег.

Информация о работе Платёжная система: её элементы и развитие