Понятие Центрального банка и нормативно-правовая основа его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Центральный банк – одно из основных учреждений развитой и нормально функционирующей рыночной экономики. Экономический механизм, который образуется вследствие целенаправленной деятельности Центрального банка - один из наиболее действенных для поддержания эффективности денежно-кредитного регулирования.
В России институт Центрального банка, ориентированный на рыночную экономику, был введен впервые после десятилетий централизованного банковского сектора советской экономики.
Экономическая наука не дала пока целостной концепции о роли Центрального банка в экономике и его влиянии на денежно-кредитную политику в переходной экономике.

Файлы: 1 файл

ЦБ.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Центральный банк – одно из основных учреждений развитой и нормально функционирующей рыночной экономики. Экономический механизм, который образуется вследствие целенаправленной деятельности Центрального банка - один из наиболее действенных для поддержания эффективности денежно-кредитного регулирования.

В России институт Центрального банка, ориентированный на рыночную экономику, был введен впервые после десятилетий  централизованного банковского сектора советской экономики.

Экономическая наука не дала пока целостной концепции о роли Центрального банка в экономике и его  влиянии на денежно-кредитную политику в переходной экономике.

Проблемы денежно-кредитной политики Центрального банка требуют сегодня  всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего банковского  законодательства, современной экономической  конъюнктуры и ситуации, складывающейся в банковском секторе российской экономики.

Роль ЦБ РФ в рыночной экономике  трудно недооценить. Развитие экономики  любого современного государства сегодня  невозможно без высокого уровня развития банковской системы, основанного, прежде всего, на правовых отношениях, при  этом необходимо учитывать, что ее главным звеном этой системы в нашей стране является Банк России.

Вышеизложенное обусловило выбор  темы работы, актуальность которой  связана с определением функций  Центрального банка Российской Федерации  (Банка России).

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является определение места и роли Центрального банка Российской Федерации  (Банка России) в денежно-кредитной политике государства.

В соответствии с целью в данной работе реализуются следующие задачи:

определить особенности статуса и компетенции ЦБ РФ.

провести анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Банка  России,

определить функции Центрального Банка;

рассмотреть особенности лицензирования банковской деятельности,

исследовать средства и методы банковского контроля и надзора как одних из функций Центрального банка России

раскрыть организационную структуру  Центрального банка и охарактеризовать его полномочия.

Объект исследования – Центральный Банк РФ.

Предмет исследования – функции Центрального Банка РФ.

Информационная база исследования. При написании работы был использован следующий нормативный материал: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Бюджетный кодекс Российской федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и иные законы и нормативные акты. Кроме того, в процессе написания настоящей работы были   исследованы работы таких авторов как Тургенев Н.И., Сперанский М.М., Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Олейник О.М., Пыхтин С., Симановский А.Ю., Прокофьева О.К., Турбанов А.В., Москвин В.А., Ерпылева Н. Ю. и мн. др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие Центрального банка  и нормативно-правовая основа  его деятельности

Государственное регулирование любого вида общественных отношений, в том  числе и банковской деятельности, предполагает наличие системы организационного обеспечения управляющего воздействия  государства на объект управления. Основанием системы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности является правовое регулирование.

Необходимо отметить, что идея создания центрального банка зародилась в  условиях относительно развитых рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка как органа государственного (общественно - организованного) контроля и надзора чревато неоправданными финансовыми потерями.

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием  товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму  около трехсот лет назад (один из первых центральных банков -Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать».

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный  Верховному Совету РСФСР, первоначально  он назывался Государственный банк РСФСР.

Основная особенность новой банковской структуры – независимость от публичной власти.

Статус Банка России - его правовое положение, характеризующееся особым порядком наделения Банка России соответствующими полномочиями, а также  объемом и содержанием этих полномочий.

Цель деятельности Банка России - один из элементов поведения и  сознательной деятельности Центрального банка РФ в лице его органов  управления и (или) служащих, занимающих должности, перечень которых утвержден  Советом директоров Банка России, который характеризует предвосхищение в мышлении результатов деятельности и путей их реализации с помощью предусмотренных Законом инструментов и методов. Цели выступают как способ интеграции различных действий и актов органов управления Банка России и (или) служащих в определенную последовательность или систему. Анализ деятельности Банка России как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной ситуацией в денежно-кредитной системе страны и установленными Законом целями. При этом осуществление предусмотренных Законом целей является процессом преодоления этого несоответствия.

Функция Банка России - роль, которую  Банк России выполняет относительно потребностей общества и государства.

Полномочие Банка России - составная  часть его статуса, представляющая собой право и (одновременно) обязанность Банка России действовать в определенных ситуациях предусмотренными законом способами, позволяющими достичь целей, определенных в ст. 3 Закона о Центральном банке РФ.

Круг нормативных правовых актов, которыми могут регулироваться отношения ограничен Конституцией РФ, Законом о Центральном банке РФ и иными федеральными законами, к числу которых относятся Федеральные законы:

- О банках и банковской деятельности;

- О несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций;

- О реструктуризации кредитных  организаций;

- О валютном регулировании и  валютном контроле;

- Бюджетный кодекс РФ и др.

Уровень нормативно-правового регулирования  отношений ограничен федеральным  законодательством. Это означает, что  данные отношения не могут регулироваться законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также подзаконными нормативными правовыми актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и др.

Следует подчеркнуть, что изменения, касающиеся статуса, целей деятельности, функций и полномочий Банка России, могут быть внесены на уровне федерального закона лишь в случаях, которые прямо предусмотрены Законом о Центральном банке РФ. Например, в ст. 2 Закона предусмотрено, что без согласия Банка России изъятие и обременение обязательствами его имущества допускается, только если это предусмотрено федеральным законом. В иных случаях, в связи с тем, что основополагающие положения о статусе Банка России закреплены в Конституции РФ, какие-либо изменения, затрагивающие этот статус, могут быть внесены только соответствующим законом РФ о поправке к Конституции РФ.

Раскрытию содержания понятия "независимость  Центрального банка Российской Федерации" необходимо предпослать некие общие начала (принципы), имеющие непосредственное отношение к сущности этого понятия:

- во-первых, пределы независимости  Банка России определены Конституцией  РФ и конкретизированы в законодательстве  о Центральном банке РФ. Это  означает, что какие-либо изменения в отношении этой независимости могут осуществляться только законодательными средствами. Данный вывод наиболее адекватно отражен в следующем высказывании, приписываемом Монтескье: "Надлежит преобразовывать посредством законов то, что основано законами, и переменять посредством обычаев то, что введено обычаями...";

- во-вторых, исходя из своей сущности, социального предназначения и  выполняемых функций центральный  банк не может быть неограниченно  независимым. Независимость центрального  банка - это не то, что Н.И. Тургенев называл "буйной независимостью сильных вассалов", центральный банк представляет собой главный денежно-кредитный государственный орган страны. Это означает, что, осуществляя свою деятельность, преследуя при этом законодательно закрепленные за ним цели, центральный банк должен исходить из высших интересов государства и общества, учитывать при этом цели и действия других государственных органов, координировать с ними свою деятельность и поддерживать рабочие отношения;

- в-третьих, независимость центрального банка, используя лексику российского классика XIX в. М.Ф. Орлова, в том виде, "в котором она ныне известна образованному свету, не обязана существованием глубокомысленному соображению какого-либо изобретателя, постигшего вдруг все ее правила и последствия и представившего ее удивленному свету в полном зрелом совершенстве. Как многие другие изобретения, особливо практические, она родилась от необходимости и случая, подвержена была ошибкам и неудачам и не прежде достигла до того состояния, в коем теперь мы ее видим, как после многих опытов и усилий". В данном случае мы хотим подчеркнуть, что "независимость центрального банка - продукт достаточно длительного периода ее становления и ее следует рассматривать в историческом и сравнительно-правовом аспектах, без чего невозможно получить сколько-нибудь достоверных и значимых результатов";

- в-четвертых, поскольку независимость  центрального банка неразрывно  связана с общей системой финансов  государства, а как указывал  М.М. Сперанский, "всякая система  финансов поддерживается множеством страстей, частных видов и привычек, и, следовательно, всякое преобразование, всякий переход от смешения к порядку воздвигает тучу страстей и своекорыстия", постольку любые реформы, преобразования, касающиеся независимости центрального банка, могут и должны проводиться только после большой и системной подготовительной работы и должны носить постепенный характер, так как это та область, где "постепенные и мирные происшествия имеют действие более благодетельное, нежели сильные мгновенные перевороты".

По понятным причинам степень независимости  довольно трудно поддается измерению  количественными показателями. Тем  не менее, отдельными исследователями  предпринимаются попытки математически  вывести обобщенный индекс независимости, исходя из анализа законодательных положений, регламентирующих отдельные аспекты деятельности центрального банка.

Независимость Банка России, как  и любого другого национального  центрального банка, тесно связана  и определяется его положением в  системе органов государственной власти страны, его включенностью в систему разделения властей государства.

Анализ Конституции показывает, что Банк России - это самостоятельное  звено единой системы государственной  власти Российской Федерации.

Данный вывод базируется на положении ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, в соответствии с которым защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Это означает, что Банк России является одним из органов государственной власти.

Между тем в соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную  власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень указанных органов, т.е. органов, осуществляющих в России государственную власть, является исчерпывающим. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Банк России - это орган государственной власти, но вместе с тем он не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле данного термина.

В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ установлено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности и единстве системы государственной власти. Следовательно, в Российской Федерации конституционно закреплена единая система государственной власти.

В соответствии с п. "г" ст. 71 Конституции  РФ в ведении Российской Федерации  находится установление системы  федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

Следовательно, единая система государственной  власти (ч. 3 ст. 5) включает в себя федеральные  органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается указанными органами.

В п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к  ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого  рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В связи с тем, что денежная эмиссия, находящаяся в ведении Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 75 Конституции  РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ, можно сделать вывод: Центральный банк РФ - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций.

Сопоставление вышеприведенных положений  Конституции приводит нас к выводу, что в единую систему государственной власти могут входить федеральные органы государственной власти, не относящиеся к органам законодательной, исполнительной или судебной власти. В связи с этим Банк России является органом государственной власти федерального уровня, в силу чего ему делегированы определенные государственно-властные полномочия.

Центральный банк РФ является федеральным  органом государственной власти, не входит в систему федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои исключительные функции независимо от них.

Следовательно, Банк России является самостоятельным звеном единой системы  государственной власти Российской Федерации, осуществляющим свои основные функции независимо от других федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Информация о работе Понятие Центрального банка и нормативно-правовая основа его деятельности