Понятие и принципы организации безналичных расчетов в Республике Беларус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Безналичные расчеты представляют собой неотъемлемый элемент жизни современного общества. Их развитие не только отражает, но и во многом определяет уровень рыночных преобразований, стабильности национальной экономики, динамику хозяйственных процессов в нашей стране.
Понятие «безналичные расчеты» в современных условиях сложно и многогранно. Попытки выделить и структурировать его составляющие, руководствуясь действующими правилами бухгалтерского учета в банке либо конкретными формами расчетных документов, не дают исчерпывающей характеристики и доступного толкования безналичных расчетов как самостоятельного экономического явления.
Особое внимание было направлено на те формы безналичных расчетов и связанные с ними процессы, которые, наиболее важны для экономики сегодняшней Беларуси.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
1. Понятие и принципы организации безналичных расчетов в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3
1.1. Понятие платежной системы Республики Беларусь . . . . . . .
3
1.2. Принципы организации безналичных расчетов в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5
2. Основные формы безналичных расчетов, их преимущество . .
8
2.1. Расчеты платежными поручениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2.2.Расчеты с использованием платежного требования – поручения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Расчеты с использованием платежных требований . . . . . . .
2.4. Расчеты с помощью чеков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.5. Расчеты с использованием аккредитива . . . . . . . . . . . . . . . .
2.6. Расчеты с помощью пластиковых карточек . . . . . . . . . . . .

14
16
19
23
29
3. Анализ проведения безналичных расчетов в банке . . . . . . . .
32
Заключение
35
Список использованной литературы
36
Приложения
37

Файлы: 1 файл

3264-безналичные расчеты,ДКБ курсач.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

                                                1                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                         6  2

                                                4                                                                                                     

           

 


                                  

                          Рис. 1.2. Схема документооборота в  расчетах платежными требованиями  – поручениями :

             1 – передача требования –  поручения бенефициаром плательщику;

             2 - акцепт требования – поручения  плательщиком и его передача в банк;

             3 -  списание средств со счета  плательщика;

             4 -  перевод платежа;

             5 – зачисление средств на счет  бенефициара;

             6 – извещение бенефициара о  зачислении средств к нему  на счет.

         Достоинствами этой формы расчетов являются:

      • возможность для плательщика на месте проверить поступивший товар и дать согласие на его оплату;
      • минимальный контроль со стороны банка.

           К недостаткам можно отнести  ограниченность использования данной  формы расчетов и отсутствие для бенефициара гарантии оплаты. У него нет рычагов воздействия на недисциплинированного или неплатежеспособного плательщика (сроки акцепта не устанавливаются банком). Кроме того, возможны необоснованные отказы от акцепта платежных требований – поручений. Перечисленные минусы настолько существенны, что бенефициар как инициатор расчетов прибегает к данной форме крайне редко.

    В данный  момент банк списывает платежное  требование - поручение без согласие  плательщика. Если данный бенефициар занесен в акцепт, то списывается сумма которая есть на данный момент на счете плательщика в тот день, когда поступило платежное требование – поручение.

 

    2.3. Расчеты с использование платежных  требований.

   Платежное  требование – это платежная инструкция, содержащая требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

    Использование  платежных требований в безналичных  расчетах оговаривается в договоре  между плательщиком и бенефициаром. В основе этой формы безналичных расчетов лежит система инкассо.

    Инкассо – это банковская операция в форме дебетового перевода, посредством которой банк по  поручению своего клиента – получателя средств и на основании составленного им документа востребует (инкассирует) и получает причитающиеся клиенту денежные средства и зачисляет их на его счет.

     При проведении  дебетовых переводов посредством  платежных требований банки применяют  акцептную и безакцептную формы  инкассо.

     Акцептная  форма используется при расчетах:

    1.   за товары, работы, услуги;

     б) по  обязательствам, возникшим в результате  проведения банковских операций (например, при уплате клиентом  платежа за банковский кредит);

      в)  в  иных, предусмотренных сторонами  случаях.

       Платежное  требование составляется бенефициаром и представляется им в свой банк в течение 10 календарных дней со дня выписки. Допускается передача платежных требований в электронном виде по электронной почте.

 В случае приема  платежного требования на инкассо  в банке получателя,

а также при поступлении  его в банк плательщика ответственные  исполнители тщательно проверяют  правильность оформления требования (наличие  и правильность всех реквизитов) и  убеждаются в обоснованности требования к плательщику. Обнаружив нарушения, они возвращают требование клиенту.

  Платежное требование  исполняется в банке плательщика  на основании 

полученного от него акцента (кроме случаев бесспорного списания средств). Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое передается плательщиком в банк (допускается передача в электронном виде с последующим подтверждением на бумажном носителе в течение 10 календарных дней). В настоящее время в Республике Беларусь используются 2 формы акцепта: предварительная и последующий.

    Предварительный акцепт – это акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования. Он предполагает оплату требования в срок, определенный плательщиком в заявлении, но не позднее 4 – го банковского дня (включая день поступления требования в банк).

    Требования, подлежащие оплате в порядке предварительного акцепта, содержат надпись «Оплата в день поступления».

    В заявление  на предварительный акцепт также должны быть указаны:

          - наименование плательщика и  номер счета, с которого будет  производиться оплата платежных требований;

          -  наименование бенефициара;

          -  номер и дата заключенного  договора, по которому предполагается  оплата платежных требований  в порядке предварительного акцепта;

          - расходы по переводу (на чей  счет относятся банковские комиссионные вознаграждения и телетрансмиссионные расходы по переводу);

         -   другая необходимая информация, которую плательщик признает  существенной.

     По заявлению  плательщика допускается оплата  требования до даты платежа.  Используемая в Республике Беларусь форма предварительного акцепта по сути представляет собой акцепт отрицательный, т.е. требование считается акцептованным, если на дату платежа в заявлении отказ не получен (акцепт выражен умолчанием плательщика). Однако в международной практике (а теперь и в практике Республики Беларусь) встречается и положительный акцепт, по которому предусмотрено письменное согласие плательщика на оплату по каждому документу. Он используется при последующем акцепте.

    При приеме заявления на предварительный акцепт ответственный исполнитель банка проставляет на обоих экземплярах заявления дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Второй экземпляр заявления возвращается плательщику.

    Первые экземпляры  заявлений на предварительный акцепт хранятся в банке – отправителе в отдельных папках.

    Платежные  требования, подлежащие в соответствии  с заявлением на предварительный  акцепт оплате в день их  поступления в банк, должны содержать  надпись: «Оплата в день поступления».

     Порядок документооборота при использовании требований отражен на рис. 1.3 и 1.4

 

   


 

7 2 1

3

 

  5

Рис. 1.3. Схема  документооборота в расчетах с помощью  платежных требований с предварительным  акцептом:

  1. передача плательщиком в банк зявления на предварительный акцепт;
  2. выставление бенефициаром платежного требования на инкассо в банк на основании поставки продукции, оказания услуг, проведения работ и т.д.;
  3. пересылка платежного требования в банк плательщика;
  4. списание средств со счета плательщика (в день поступления требования или по указаной дате платежа при отсутствии отказов);
  5. перевод платежа в банк бенефициара;
  6. зачисление средств на счет бенефициара;

     7- извещение  бенефициара о зачислении средств                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Основным достоинством расчетов платежными требованиями является то, что используемая при этом система  инкассо обеспечивает четкий порядок  адресной их доставки, строгий контроль за расчетами как со стороны субъектов  хозяйствования, так и банков. В  то же время недостатками является возможность возникновения неплатежей и повышенная трудоемкость этих расчетов.

 

 

 

                      2.4. Расчеты с помощью чеков.

   Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

   Чекодатель –  юридическое лицо, индивидуальный  предприниматель, физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары, работы, услуги посредством чека.

   Чекодержатель  – юридическое лицо, или индивидуальный  предприниматель, являющийся получателем платежа по чеку.

    В случае  получения по чекам наличных  денег физическими лицами чекодержатель  и чекодатель могут совпадать  в одном лице.

      Расчеты чеками основаны на предварительном депонировании чекодателем средств в своем банке на определенную сумму на счете специального режима. Деньги на нем бронируются либо за счет собственных средств владельца, находящихся на его текущем счете, либо после внесения им необходимой суммы в банк наличными, либо за счет полученного чекодателем банковского кредита.

  В практике расчетов  чеками в Республике Беларусь  различают два основных вида  чеков:

   1) расчеты чеками из чековых книжек;

   2) платежи расчетными чеками.

  Расчеты чеками  из чековых книжек производятся  с помощью специально оформленных и сброшюрованных в книжку чеков, выписываемых владельцем в пределах остатка средств на специальном счете.

   Чековые книжки  предназначены для безналичной  оплаты товаров, работ, услуг  юридическими и физическими лицами, а также предпринимателями. Обмен чеков из чековых книжек на наличные деньги запрещен.

   Чековая книжка  состоит из:

  1. обложки, на которую заносятся данные о владельце, о банке, выдавшем книжку, сумме забронированных средств, сроке действия книжки;
  2. контрольного талона для ее учета, отрываемого при выдаче книжки банком;
  3. чеков, которые состоят из собственно чека и корешка. При выписке чека на корешке выводится остаток средств по книжке.

  Для получения  чековой книжки юридические и  физические лица, а также индивидуальные  предприниматели обращаются в обслуживающий банк с заявлением- обязательством, одновременно поручая банку депонировать средства на сумму чековой книжки. За период хранения этих средств на счете банком может начисляться доход. Срок действия чековой книжки – 1 год. При наличии неиспользованных чеков этот срок может быть продлен еще на год. При исчерпании средств на специальном счете клиент вправе пополнять его дополнительными вносами. По остатку средств на специальном счете может выдаваться новая чековая книжка при полном использовании прежней. Кроме того, по желанию чекодателя может быть уменьшена депонированная сумма либо досрочно закрыта чековая книжка. Выдача чековых книжек владельцам тщательно контролируется банком чекодателя.

   Чекодатель в  момент покупки товара (оказания услуг) передает заполненный чек из чековой книжки чекодержателю. При этом на корешке чека записывается остаток средств по книжке. Чекодержатель проверяет правильность заполнения чека, суммы, записи остатка, подписей лиц чекодателя, проставляет на обороте чека и корешка печать о приеме чека к оплате, ставит свою подпись и дату. Принятые чеки вместе с поручением – реестром сдаются чекодержателем в его банк. Банк чекодержателя пересылает документы в банк плательщика. Предъявленные банку чекодателя чеки после их проверки (выписаны ли они данным плательщиком, есть ли на его счете средства и т. д.) оплачиваются за счет забронированной суммы. При отсутствии средств на счете специального режима чеки возвращаются в банк чекодержателя без оплаты. В случае хищения или потери чековой книжки или отдельных чеков из нее чекодержатель извещает об этом свой банк заявлением для приостановки списания средств.

Информация о работе Понятие и принципы организации безналичных расчетов в Республике Беларус