Порядок создания, работы и особенности деятельности коммерческих банков Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:15, лекция

Описание работы

В ходе деятельности коммерческих банков возникают вопросы формирования их ресурсной базы, связанные с этим проблемы управления пассивными операциями коммерческих банков, а также диалектически связанные с ними вопросы осуществления активных операций.
В современных условиях, связанных с высокой степенью вовлеченности всей структуры банковской системы в частности, и экономики государства в целом, в мировую финансовую систему, особую актуальность приобретают вопросы обеспечения возвратности кредитов, как основы кредитной политики коммерческих банков.
Эти вопросы рассматриваются в настоящей лекции.

Содержание работы

Введение 3
1. Ресурсы коммерческого банка и пассивные операции. Кредитный потенциал коммерческого банка. 4
1.1. Ресурсы коммерческого банка 4
1.2. Пассивные операции как источник формирования ресурсной базы коммерческого банка 8
2. Активные операции коммерческого банка. Кредитные операции. 23
2.1. Экономическая сущность, виды и формы активных операций коммерческих банков 23
2.2. Основные виды активных операций, обеспечивающие банку получение доходов 29
2.3. Законодательное регулирование активных операций коммерческих банков 54
3. Формы обеспечения возвратности кредита. 58
3.1. Залог – основная форма обеспечения возвратности кредита 61
3.2. Гарантии и поручительства 70
3.3. Уступка требования (цессия) и передача права собственности 75
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Лекция ДКБ Операции комбанков.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

1) платежные (на проведение конкретной коммерческой сделки или удовлетворение временной нужды):

на оплату платежных  документов контрагентов клиента;

на приобретение ценных бумаг;

на проведение авансовых  платежей;

на перечисление платежей в бюджет (платеж по поручению заемщика);

на заработную плату (выдача денег по чеку со ссудного счета  заемщика);

другие;

2) на финансирование  производственных затрат, т.е. на:

формирование запасов  товарно-материальных ценностей;

финансирование текущих  производственных затрат;

финансирование инвестиционных затрат, включая кредиты на лизинговые и другие подобные операции;

3) учет векселей, включая  операции репо;

4) потребительские кредиты  (заемщикам — физическим лицам).

1.2. Несвязанные.

2. По форме  предоставления кредита

2.1. В безналичном порядке: 1) зачисление безналичных денег на соответствующий счет заемщика; 2) кредитование посредством векселей банка; 3) в смешанной форме (сочетание двух предыдущих вариантов).

В налично-денежной форме (кредитование физических лиц).

3. По технике предоставления кредита

3.1. Одной суммой;

3.2. Кредиты с овердрафтом  (схема кредитования, дающая клиенту  право оплачивать с расчетного  счета товары, работы, услуги своих  контрагентов в сумме, превышающей  объем кредитовых поступлений на его счет, т.е. иметь на этом счете дебетовое сальдо, максимально допустимые размер и срок которого устанавливаются в кредитном договоре между банком и данным клиентом; различают краткосрочный, продленный, сезонный виды овердрафта).

3.3. Открытие кредитной  линии:

простая (невозобновляемая) кредитная линия;

возобновляемая (револьверная) кредитная линия, включая:

онкольную (до востребования) кредитную линию;

контокоррентную кредитную  линию.

Онкольная кредитная  линия означает такую схему, при  которой кредитование ведется в  пределах лимита суммы (обусловленного величиной оценки долговых обязательств (векселей) заемщика, заложенных им в банке) и в рамках согласованного периода времени, причем таким образом, что по мере погашения взятых ранее кредитов лимит может непрерывно и автоматически (без заключения дополнительного договора/соглашения) восстанавливаться.

Контокоррентная кредитная  линия предполагает такое кредитование текущих производственных нужд заемщика (в пределах оговоренного лимита сумм и установленного срока действия соглашения), когда кредиты непрерывно и автоматически выдаются и погашаются, отражаясь на едином контокоррентном счете, сочетающем в себе свойства ссудного и расчетного счетов (дебетовое его сальдо показывает сумму долга заемщика банку, кредитовое — наличие у заемщика свободных средств); лимит при этом каждый раз восстанавливается.

С контокоррентного счета  средства могут направляться на:

оплату расчетных документов за материальные ценности;

выплату заработной платы  и проведение приравненных к ней  платежей;

погашение кредиторской задолженности по товарным и нетоварным операциям;

исполнение обязательных платежей в бюджеты;

оплату операционных и других расходов заемщика по основной производственной деятельности; уплату штрафов и неустоек;

уплату процентов за пользование банковским кредитом.

Контокоррентный кредит погашается путем зачисления в кредит счета всех поступлений в адрес  заемщика, в том числе:

выручки от реализации продукции (работ, услуг);

сумм, идущих в погашение  дебиторской задолженности;

полученных штрафов, пеней, неустоек.

3.4. Комбинированные варианты:

онкольный кредит (разовый  с использованием специального ссудного онкольного счета);

акцептно-рамбурсный кредит.

4. По способу  предоставления кредита

4.1. Индивидуальный (предоставляемый заемщику одним банком);

4.2. Синдицированный.

5. По времени  и технике погашения кредита

5.1. Погашаемые одной  суммой в конце срока.

5.2. Погашаемые равными  долями через равные промежутки времени (этот вариант, как и следующий, предполагает согласование графика погашения основной суммы долга и процентов с указанием конкретных дат и сумм).

5.3. Погашаемые неравными  долями через различные промежутки времени:

кредит с выплатой значительной части суммы кредита  в конце срока;

кредит с прогрессивно нарастающими к концу срока действия кредитного договора выплатами;

кредит для сезонных производств (проектов) с выплатами только в те месяцы, на которые приходятся максимальные суммы выручки.

Отдельно можно выделить гарантийные операции банков в части  кредитования своих клиентов, а также консультационные услуги по вопросам кредитования.

Для классификации кредитов на те или иные группы и виды могут  использоваться и другие критерии.

Под принципами следует  понимать основные правила данного  вида деятельности, признаваемые такими в силу того, что они выражают определенные причинные связи и устойчиво повторяются в массе случаев. Исходя из этого можно считать, что имеются безусловные принципы банковского кредитования:

принцип срочности (кредит дается на однозначно определенный срок);

принцип возвратности (в  согласованный срок вся сумма  кредита должна быть возвращена полностью);

принцип платности (за право  пользования кредитом заемщик должен заплатить оговоренную сумму процентов);

принцип подчинения кредитной  сделки нормам законодательства и банковским правилам (в частности, обязателен кредитный договор/соглашение в письменной форме, не противоречащий закону и нормативным актам ЦБ);

принцип неизменности условий  кредитования (положений кредитного договора/соглашения). Если они меняются, то это должно делаться в соответствии с правилами, сформулированными в самом кредитном договоре/соглашении либо в специальном приложении к нему;

принцип взаимовыгодности кредитной сделки (ее условия должны адекватно учитывать коммерческие интересы и возможности обеих сторон).

В особую группу принципов  следует выделить распространенные правила кредитования, которые используются, если такова воля сторон, выраженная в кредитном договоре, и не должны применяться, если не включены в такой договор (не безусловные принципы):

принцип целевого использования  кредита

принцип обеспеченного  кредитования (кредит может быть обеспечен  полностью, частично или не обеспечен  вовсе).

В еще одну группу можно  выделить локальные принципы кредитования, которые каждый банк вырабатывает самостоятельно и которые предназначены для «служебного пользования» его сотрудниками и также должны закрепляться во внутренних документах банка в качестве элемента его кредитной политики.

Расчётно-платёжные  и кассовые операции банков

 

Осуществление расчетов и платежей для клиентуры и  для самих банков обоснованно  относят к основным и даже важнейшим, базовым банковским операциям, т.е. таким, которые конституируют само понятие банка.  Предприятиям, организациям, учреждениям и населению банки нужны и интересны, прежде всего, как расчетные (и кредитующие) организации. Кризис банков выражается, прежде всего, в утрате ими указанной основополагающей способности - удовлетворять потребности клиентов в четком проведении необходимых им расчетов и платежей (а также в кредитах).

Типичные примеры расчетов, ведущихся в банках, - определение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Поскольку расчеты, выполняемые в бухгалтериях банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль, далее речь будет идти, как правило, о платежах.

В отличие от собственно расчетов платежи представляют собой  передачу или перевод денег должником (плательщиком) тому, кому он должен в соответствии с расчетами (получателю), т.е. акт надлежащего выполнения должником своего денежного обязательства, в результате чего он освобождается от долга.

Вся совокупность банковских операций (видов работ сотрудников банков), обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, может быть представлена следующим образом:

1. Вспомогательные:

операции открытия счетов клиентов;

акцептные операции (получение согласия или отказа плательщика оплатить платежный документ);

авальные операции (когда  гарантом или поручителем выступает не сам банк);

блокировка счетов клиентов (например, по решению суда) и снятие блокировки;

операции закрытия счетов клиентов;

операции информирования клиентов о движении средств на их счетах.

2. Основные:

операции ведения счетов клиентов, зачисление на счета средств;

кассовые операции (прием  и выдача наличных денег);

операции   ведения   собственных   счетов   в   учреждениях центрального банка и в других кредитных организациях;

операции ведения корреспондентских  счетов других кредитных организаций, открытых в данных банках.

3. Дополнительные:

переводные операции (перевод средств клиента с  одного его счета на другой);

кассовые операции (конвертация одной валюты в другую, перевод наличных денег в безналичные и наоборот, размен и обмен денег и др.);

операции инкассирования денежной выручки клиентов;

акцептные операции (когда  банк дает согласие или отказывает оплатить платежный документ, предъявленный к счету его клиента);

авальные операции (когда  гарантом или поручителем выступает  сам банк);

учетные, факторинговые  и передаточные (индоссирование) операции.

Все платежи (и предшествующие им расчеты), осуществимые банками, с точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентов).

С точки зрения технологии проведения (необходимого состава кредитных  организаций-участников) те и другие подразделяются на:

внутрибанковские платежи (участник - один данный банк);

межбанковские платежи (участников - минимум 2 КО).

Все представленные здесь  банковские операции (услуги) являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. Добиться конкурентных преимуществ на рынке данных услуг можно по сути лишь двумя способами - проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие банки (что требует применения современных, но достаточно дорогих технических средств, и разработки оптимальных маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального числа клиентов тарифы за свои услуги [36, c. 313].

Платежи наличными и  операции с наличностью.

Платежи наличными независимо от их доли в общем объеме платежей остаются логически первой, исходной, наиболее простой и нередко незаменимой формой платежей. Для их осуществления необходимо наличное денежное обращение, а следовательно, государственная организация такого обращения в широком смысле слова. Базовый документ, в котором выражен такой подход к работе банков и иных предприятий, организаций и учреждений с наличными деньгами, - Положение ЦБ РФ № 14 от 5.01.1998 «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

Любые организации, предприятия, учреждения на договорных условиях хранят свои свободные деньги в банках на соответствующих счетах. Это требование распространяется как на безналичные, так и на наличные деньги, поступившие в кассы предприятий, организаций, учреждений (кроме суммы лимита наличных, которую они вправе держать в своих кассах). Юридические лица могут вносить наличные деньги только на свои расчетные (текущие) счета. Это означает, что банк обязан и должен быть готов принять всю наличность, которую клиент должен или хочет внести на свой счет в банке. Имеется в виду, в частности, что для кассового обслуживания клиентов, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями банк в занимаемом им здании должен создать кассовый узел, оборудованный надлежащим образом [16, ст. 53].

Денежную наличность клиенты - юридические лица (их обособленные подразделения) сдают в кассы  банков либо непосредственно, либо с помощью посредников, в роли которых могут выступать или предприятия почтовой связи, или инкассаторские службы банков, или специализированные инкассаторские службы.

Инкассация денежной выручки клиентов (особенно торговых организаций) и иных ценностей может быть привлекательным самостоятельным направлением деятельности банка. Банк, заинтересовавшийся этим бизнесом, должен для себя решить, какой организационный вариант в его конкретных обстоятельствах предпочтительнее: создавать ли в составе банка инкассаторское подразделение или учредить специализированную инкассаторскую фирму в качестве своей дочерней НКО.

Информация о работе Порядок создания, работы и особенности деятельности коммерческих банков Российской Федерации