Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:54, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение кредитования коммерческого банка потребительских нужд населения, выявление проблем и подходов к их решению.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и разновидности потребительского кредитования
- изучить особенности организации потребительского кредитования в России
- рассмотреть современное развитие потребительского кредитования
- изучить учёт кредитования физических лиц

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 88.49 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время одним  из самых динамично развивающихся  рынков в России является рынок потребительского кредитования.

Потребительское кредитование является неотъемлемой частью современного розничного рынка, покупателями на котором  являются отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для  личного потребления.

Сфера потребительского кредитования пока еще недостаточно сформированная часть национальной экономики России. Цель ее функционирования повышение доходов банков и торговых организаций, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах на основе кредитных ресурсов, расширение его покупательских возможностей, что, в свою очередь, способствует развитию национальной экономики. Но достижение этой цели требует использования научных принципов и эффективных методов управления взаимодействиями субъектов сферы потребительского кредитования.

 В настоящее время  национальным кредитным организациям  необходимо активно использовать  накопленный зарубежный и отечественный  опыт в сфере операций кредитования  физических лиц на потребительские  нужды.

Целью   моей    работы     является      рассмотрение

кредитования коммерческого  банка  потребительских нужд  населения, выявление проблем и  подходов к их решению.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

- рассмотреть сущность и разновидности потребительского кредитования

- изучить особенности организации потребительского кредитования в России

- рассмотреть современное развитие потребительского кредитования

- изучить учёт кредитования физических лиц

 

Глава 1. Теоретические основы кредитования физических лиц.

1.1. Понятие и сущность  потребительского кредита

Потребительский кредит - кредит, предоставляемый непосредственно  гражданам (домашним хозяйствам) для  приобретения предметов потребления. Такой кредит берут не только для покупки  товаров  длительного пользования (квартира, мебель, автомобиль и т. п.), но и для прочих покупок (мобильные телефоны, бытовая техника, продукты питания). Он выступает или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели, в том числе через  кредитные карты. При этом взимается довольно высокий процент.

Обычно потребительскому кредиту сопутствуют дополнительные комиссии и сборы, которые увеличивают  реальную стоимость кредита и  формируют так называемую скрытую  процентную ставку. Поэтому выбор  кредита в том или другом банке, исходя из объявленной процентной ставки по кредиту, может быть не всегда наилучшим. В этом случае следует руководствоваться  расчетом полной стоимости кредита (эффективной процентной ставки). На основании закона, вступившего с 1 июля 2007 года, все банки в РФ должны раскрывать эффективные ставки по кредитам. Другими словами, банки должны раскрывать полную стоимость своих кредитов с учётом всех дополнительных платежей и комиссий. Несомненно, этот факт защищает интересы заемщиков. Перед тем, как заключить договор, клиент имеет полную информацию обо всех платежах по кредитному договору, о размерах комиссий и сроках уплаты, что позволяет рассчитать свои финансовые возможности для грамотного приобретения товара в кредит.

Кредитные операции – самая  доходная статья банковского бизнеса. За счёт этого источника формируется  основная часть чистой прибыли, отчисляемой  в резервные фонды и идущей на выплаты дивидендов акционерам банка.

Кредитные операции составляют основу активной деятельности коммерческих банков, так как:

1. их успешное осуществление  ведет к получению основных  доходов, способствует повышению  надежности и устойчивости банков, а неудачам в кредитовании  сопутствует их разорение и  банкротство;

2.  банки призваны аккумулировать  собственные и привлеченные ресурсы  для кредитования инвестиций  в развитие экономики страны;

3.   эта деятельность  при ее успешном осуществлении  приносит прибыль ее участникам: кредитным организациям, заемщикам  и обществу в целом.

Кредитные отношения в  экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают  принципы, строго соблюдаемые при  практической организации любой  операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы складывались еще на первом этапе развития кредита, а  в дальнейшем нашли прямое отражение  в общегосударственном и международном  кредитном законодательстве:

- Возвратность кредита.  Этот принцип выражает необходимость  своевременного возврата полученных  от кредитора финансовых ресурсов  после завершения их использования  заемщиком. Он находит свое  практическое выражение в погашении  конкретной ссуды путем перечисления  соответствующей суммы денежных  средств на счет предоставившей  ее кредитной организации (или  иного кредитора), что обеспечивает  восстановление кредитных ресурсов  банка как необходимого условия  продолжения его уставной деятельности.

- Принцип срочности кредита  отражает необходимость его возврата  не в любое приемлемое для  заемщика время, а в точно  определенный срок, зафиксированный  в кредитном договоре или заменяющем  его документе. Нарушение указанного  условия является для кредитора  достаточным основанием для применения  к заемщику экономических санкций  в форме увеличения взимаемого  процента, а при дальнейшей отсрочке (в России - свыше трех месяцев) предъявления финансовых требований в судебном порядке.

- Платность кредита. Этот  принцип выражает необходимость  не только прямого возврата  заемщиком полученных от банка  кредитных ресурсов, но и оплаты  права на их использование.  Экономическая сущность платы  за кредит отражается в фактическом  распределении дополнительно полученной  за счет его использования  прибыли между заемщиком и  кредитором. Практически этот принцип  платности кредита реализуется  через механизм банковского процента. Ставка банковского процента - это  своего рода "цена" кредита.  Ставка ссудного процента, определяется  отношением суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал,  к сумме предоставленного кредита.

- Обеспеченность кредита.  Этот принцип выражает необходимость  обеспечения защиты имущественных  интересов кредитора при возможном  нарушении заемщиком принятых  на себя обязательств. Т.е. заемщиком  может быть не любой желающий  получить ссуду. Заемщик должен  обладать определенным имущественным  обеспечением, экономически гарантирующим  его способность возвратить кредит  по требованию кредитора. 

- Дифференцированность (избирательность)  кредитования означает, что коммерческие  банки не должны однозначно  подходить к вопросу о выдаче  кредита своим клиента, претендующим  на получения кредита. Кредит  должен предоставляться только  тем предприятиям, которые в состоянии  вернуть его своевременно. Дифференцированность  кредитования должна осуществляться  на основании показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое  состояние предприятия, дающее  уверенность в способности и  готовности заемщика возвратить  кредит в обусловленный договором  срок.

Источниками кредитования являются:

-  временно свободные  денежные средства физических  и юридических лиц государства,  хранящиеся на счетах коммерческих  банков;

- средства временно высвобождающиеся в процессе круговорота финансовых ресурсов, из-за несовпадения сроков зачисления и списания средств со счетов в коммерческих банках.

Важным источником кредитных  ресурсов являются кредиты, полученные от других банков на межбанковском  кредитном рынке. Межбанковское  кредитование осуществляется в пределах корреспондентских отношений банков и имеет, в основном, краткосрочный  характер.

Между кредитными ресурсами  и кредитными вложениями существует непосредственная связь. Кредитные  ресурсы банка разделяются на собственные и привлеченные. Собственные ресурсы — это средства уставного, резервного, страхового и других фондов банка, которые образуются за счет прибыли, а также нераспределенная на протяжении года прибыль.

Главное же место в составе  кредитных ресурсов коммерческого  банка занимают привлеченные средства. Это средства клиентов на текущих  счетах; депозиты юридических и физических лиц; остатки на корреспондентских  счетах; средства, что их привлекают из межбанковского рынка (межбанковский  кредит); средства, получаемые от продажи  ценных бумаг и тому подобное. Одним  из наиболее надежных источников кредитных  ресурсов для коммерческого банка, поддержание его ликвидности  является депозитные вклады. Собственные  и привлеченные средства являются основными  источниками финансирования кредитных  ресурсов коммерческих банков. В перечень пассивных операций, на право осуществления которых коммерческие банки в России должны получить лицензию ЦБ РФ, включенные:

- привлечение депозитов  юридических лиц; 

- привлечение депозитов  физических лиц; 

- получение кредитов от  банков; выпуск ценных бумаг (облигаций,  сберегательных сертификатов и  тому подобное).

Важным фактором укрепления ресурсной базы кредитования является оптимизация источников формирования кредитных ресурсов. Банк должен сформировать самую эффективную комбинацию источников средств для создания своей ресурсной базы. Подавляющее большинство кредитных ресурсов коммерческих банков образуются путем привлечения средств. Такая структура источников образования кредитных ресурсов отвечает условиям рыночных отношений. Самым дешевым источником привлечения средств для коммерческих банков являются остатки средств на расчетных и текущих счетах клиентов.

Понятно, что не все собственные  и привлеченные средства могут быть использованы банком для осуществления  кредитных операций. Коммерческий банк должен всегда иметь в наличии  необходимы денежные средства для выполнения взятых на себя обязательств относительно обеспечения своевременного возвращения (предоставление) средств своим клиентам. Вкладчики должны быть уверены в надежности банка. Поэтому в банке создается обязательный резерв ликвидности, которая должна гарантировать возвращение средств вкладчикам.

Коммерческие банки во всех странах обеспечивают вкладчикам резервный запас на случай возможных  потерь; предусматриваются также  разнообразные формы прямого  и непрямого страхования. Потеря вкладчиками уверенности относительно финансовой стойкости банков может  привести к массовому исключению вкладов, что крайне негативно повлияет на общую экономическую ситуацию в стране.

1.2. Виды потребительских  кредитов

Потребительские кредиты  можно классифицировать по различным  критериям:

1. По субъектам кредитной  сделки различают следующие виды  потребительских ссуд:

а) по виду кредитора —  это ссуды, предоставляемые банками, торговыми организациями, ломбардами, пунктами проката, кредитно- потребительскими союзами (КПС);

б) по виду заемщика — это  ссуды, предоставляемые:

- всем слоям населения;

- определенным социальным  группам;

- различным возрастным  группам;

- группам заемщиков, различающимся по уровню доходов, кредитоспособности и платежеспособности;

- VIP-клиентам;

- студентам;

- молодым семьям.

2. По обеспечению:

- обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами);

- необеспеченные (бланковые).

3. По методу погашения:

- разовое погашение (текущие  счета, открываемые покупателем  на срок 1-1,5 месяца в универмагах  и других предприятиях розничной  торговли, а также кредиты в  виде отсрочки платежа);

- рассрочка платежа (равномерно  погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномерно погашаемые (сумма платежа меняется)).

4. По условиям предоставления:

- разовый;

- возобновляемый (револьверный).

5. По целевой направленности  ссуд (по объектам использования  или объектам кредитования):

- строго целевые (на  образование, лечение, строительство  или приобретение жилья, автокредиты, ипотечные ссуды, на приобретение товаров длительного пользования и пр.);

- без указания цели (на  неотложные нужды, в виде овердрафта).

6. По срокам кредитования:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (до 5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

Безусловным лидером на рынке  потребительского кредитования в РФ продолжает оставаться Сбербанк РФ.

1.3.  Классификация форм  кредита

 Форма кредита –  это разновидности кредита, вытекающие  из сущности кредитных отношений.  Структура кредита включает кредитора,  заемщика и ссуженную стоимость.

Формы кредита можно классифицировать по следующим признакам:

1)    По ссуженной  стоимости:

-  Товарная форма кредита  предшествует денежной форме  кредита. В данной форме кредита  товары  передаются взаймы. При  этом товары, являющиеся объектом  кредита, обеспечивают его возврат.  Товары используются в экономическом  обороте, а погашаются чаще  всего деньгами. Товары переходят  в собственность лишь после  погашения кредита и уплаты  процентов.

-  Денежная форма кредита.  Классическая форма кредита, означает, что взаймы предоставляются временно  свободные денежные средства. Данная  форма кредита во многом зависит  от ситуации в экономике, уровня  инфляции, безработицы и т.д.  Данная  форма  кредита используется  как государством, так и физическими  лицами внутри страны, так и  во внешнеэкономическом обороте.

- Смешанная (товарно-денежная) форма кредита. Это когда кредит  был предоставлен в форме товара, а возвращен деньгами или наоборот. Данная форма кредита характерна  для развивающихся стран.

Информация о работе Потребительское кредитование