Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:54, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение кредитования коммерческого банка потребительских нужд населения, выявление проблем и подходов к их решению.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и разновидности потребительского кредитования
- изучить особенности организации потребительского кредитования в России
- рассмотреть современное развитие потребительского кредитования
- изучить учёт кредитования физических лиц
На основе данных критериев разработана методика оценки степени риска по портфелю однородных ссуд (приложение 1).
Предложенная методика кандидата экономических наук Романова Владимира Валерьевича, апробирована на фактических данных одного из средних московских банков и позволила выявить зоны риска в кредитной деятельности данного коммерческого банка.
Оценку индивидуального риска ссудной операции предлагается осуществлять на основе соотношения степени риска заемщика и риска кредитной услуги с последующей корректировкой на степень операционного риска.
Под риском заемщика понимается
возможность и желание
Следует отметить, что использование широкого спектра разрозненных критериев при оценке кредитоспособности физического лица является для банка достаточно трудоемким и не позволяет выявить наиболее важные для принятия решения негативные или позитивные аспекты. А распространенная на практике ориентация, в первую очередь, на платежеспособность заемщика не учитывает его «желание» выплатить ссуду. В этой связи предлагается выделять три основных блока критериев:
1. социально-личностный портрет заемщика,
2. доходы для погашения ссуды,
3. наличие возможностей
для оперативной связи с
Оценка кредитоспособности частного лица должна строиться на оценке соответствия заемщика стандартам банка по каждому из блоков критериев.
Под риском кредитной услуги понимается вероятность того, что кредитная услуга, которой планирует воспользоваться заемщик, будет состоять из элементов с высоким значением риска и /или того, что взаимодействие элементов кредитной услуги приведет к увеличению риска. На основе предложенных ранее факторов риска кредитного продукта разработана шкала балльной оценки риска кредитных услуг. Она предполагает балльную оценку риска в зависимости от цели кредитования, размера и срока кредита, способа предоставления ссуды, вида обеспечения, величины вложения собственных средств заемщика, наличия посредника - торговой организации. Например, шкала оценки риска кредитной услуги по цели кредитования может иметь следующий вид (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Шкала балльной оценки риска кредитных услуг в зависимости от цели кредитования
Цель кредитования |
Максимальная оценка риска в баллах |
Покупка квартиры |
0 |
Покупка автомобиля |
0 |
Покупка бытовой техники |
0,5 |
Покупка мебели |
0,5 |
Покупка иных предметов быта |
1 |
Лечение |
1 |
Образование |
1 |
Ремонт |
0,5 |
Иное (неизвестна банку) |
1 |
В соответствии с предложенной шкалой балльной оценки риска кредитных услуг максимальный уровень риска кредитной услуги будет иметь необеспеченная ссуда в форме кредитной линии, предоставляемая на цели лечения, образования или неизвестные для банка цели, на длительный срок и в большом объеме. А минимальный - небольшая по размерам и сроку ипотечная ссуда с долей средств клиента более 50% от стоимости недвижимости.
Приемлемость предложенной шкалы оценки риска была протестирована на ссудах, выданных физическим лицам одним из средних московских банков. В частности, сравнение четырех видов кредитных услуг (кредитная карта, кредит на покупку автомобиля без первоначального взноса со стороны заемщика, разовая ссуда на ремонт квартиры, кредит на приобретение мебели в магазине – партнере банка с минимальным взносом собственных средств заемщика 10%) показало, что наибольшая величина несвоевременно выплачиваемых ссуд должна приходиться на кредитные карты и разовые ссуды на ремонт. Данное предположение нашло свое подтверждение на фактических показателях одного из средних банков: по кредитным картам убытки составили 8,38%, превысив заложенные в процентную ставку потери в 5,91%. По разовым ссудам уровень просроченной задолженности составил 1,76% против запланированного 4,17%, что обусловлено небольшим сроком работы банка с данной кредитной услугой (четыре неполных месяца).
Учитывая изложенное, оценку индивидуального риска ссудной операции на основе соотношения степени риска заемщика и риска кредитной услуги предлагается осуществлять следующим образом (таблица 1.2):
Таблица 1.2
Оценка риска ссудной операции
Степень риска заемщика |
Степень риска кредитной услуги | ||
высокая |
средняя |
низкая | |
Высокая |
Зона очень высокого риска (необходимо отказаться от данной ссудной операции) |
Зона высокого риска (желательно отказаться от данной ссудной операции) |
Зона среднего риска (желательно запросить дополнительное обеспечение у заемщика) |
Средняя |
Зона высокого риска (желательно отказаться от данной ссудной операции) |
Зона среднего риска (желательно запросить дополнительное обеспечение у заемщика) |
Зона низкого риска (выдача кредита целесообразна) |
Низкая |
Зона среднего риска (желательно запросить дополнительное обеспечение у заемщика) |
Зона низкого риска (выдача кредита целесообразна) |
Риск отсутствует |
Приведенная таблица отражает
порядок оценки риска ссудной
операции. Если оба показателя будут
иметь высокий уровень риска,
то предоставление кредита частному
лицу представляется нецелесообразным.
При низкой степени риска заемщика
и высокой степени риска
Если же имеет место высокая степень операционного риска (например, при нестандартной ссудной операции) желательно отказаться от проведения данной операции.
В отношении операционного риска предлагается придерживаться определения, предложенного Базельским комитетом: это риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий.
Для оценки операционного риска по ссудной операции с физическим лицом предлагается использовать балльную оценку в разрезе 2-х критериев: критерий вероятности реализации рискового события (от 0 до 4 баллов) и критерий «тяжести» последствий от реализации операционного риска (от 0 до 5 баллов).
Вероятность реализации рискового события определяется посредством экспертной оценки сотрудниками банка. При этом максимальные баллы (3 и 4) присваиваются в том случае, если рисковое событие возникает периодически или является штатной особенностью ссудной операции.
Тяжесть последствий реализации
операционного риска
Таблица 1.3
Определения рейтинга операционного риска
Баллы по вероятности несения ущерба | ||||||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 | ||
Баллы по тяжести последствий реализации |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
1 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
1 | |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
1 | |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 | |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 | |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
При степени операционного риска от 3 до 5 риск ссудной операции, оцененный на основе соотношения степени риска кредитной услуги и риска заемщика, повышается. В случае если риск ссудной операции имеет значение средний и выше, то с учетом высокой степени операционного риска предоставление кредита нецелесообразно.
По результатам исследования кредитные услуги по степени риска ссудной операции можно сгруппировать следующим образом:
- минимальной степенью
риска обладают ипотечные
- низкой степенью риска
отличаются разовые ссуды на
приобретение автомобилей в
- средней степенью риска
обладают разовые ссуды на
покупку мебели, бытовой техники
и иных предметов (кроме
Для данных видов кредитных услуг характерны повышенный уровень операционного риска в связи со значительным объемом операций по кредитованию и существенное снижение требований, как к квалификации персонала, так и к кредитоспособности заемщика. В то же время такие параметры кредитных услуг как незначительные размер и длительность ссуд, а также наличие обеспечения (в большинстве случаев) позволяют признать риск кредитных услуг в данном случае средним.
- кредитные карты отличаются
высоким уровнем риска по
Проведенный анализ действующих нормативных актов Банка России в части создания резервов на возможные потери по ссудам показал наличие двух фундаментальных подходов:
1. формирование резервов на индивидуальной основе;
2. формирование резервов по портфелю однородных ссуд.
В дипломной работе отмечается, что механизм создания резервов по портфелю однородных ссуд является в настоящее время наименее разработанным и наиболее актуальным вопросом.
Закрепленный в нормативных актах Банка России порядок формирования резервов по портфелю однородных ссуд несколько противоречит декларируемому сближению отчетности банков с международными стандартами финансовой отчетности, что выражается в:
- группировке кредитов
физических лиц в портфели
однородных ссуд в зависимости
от наличия и
- установлении единой минимальной нормы резервирования в отношении ипотечных кредитов и кредитов на приобретение автомобилей, которые, по мнению автора, имеют различную степень кредитного риска, обусловленную существенными различиями в суммах и сроках предоставления ссуд, а также в части обеспеченности.
В этой связи целесообразно,
во-первых, исключить из обязательных
критериев для формирования портфелей
однородных ссуд продолжительность
просроченных платежей по ссудам. Во-вторых,
следует относить кредиты на приобретение
подержанных автомобилей к
Помимо исследования проблем,
связанных с практикой создания
резервов на возможные потери по ссудам,
необходимо остановиться и на вопросах
функционирования бюро кредитных историй.
Анализ зарубежной практики показывает,
что функционирование института
бюро кредитных историй позволяет
снизить риски данной сферы деятельности
банков преимущественно не за счет
получения негативной информации относительно
заемщиков, а за счет создания скоринговых
систем. В то же время для построения
скоринговой системы необходимы
данные относительно социально-личностных
параметров заемщиков (например, возраст,
пол, сфера занятости, доход, длительность
трудовых отношений). Однако действующий
порядок сбора информации о частных
лицах бюро кредитных историй
предусматривает обязательность передаваемой
информации только в отношении титульной
части (то есть касательно ФИО заемщика,
его паспортных данных и так далее).
Остальные сведения являются необязательными.
Соответственно, отсутствуют единые
требования к объему и порядку
передачи дополнительной информации,
что не позволяет создавать