Повышение эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России» на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы изучение с теоретической и практической точек зрения эффективность ОАО «Сбербанк России» и разработка путей совершенствования деятельности на современном этапе.
Исходя из цели данной работы, необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие эффективности деятельности коммерческого банка;
- рассмотреть сущность и содержание финансового анализа банка;
- изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка в рамках банковского финансового менеджмента, а именно методику анализа финансового состояния коммерческого;
- провести анализ и оценку положения банка на финансовом рынке, определить показатели эффективности деятельности коммерческого банка, проследить их изменения и структуру на протяжении анализируемого периода;

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 127.56 Кб (Скачать файл)

Актуальность  темы исследования. Современный этап развития банковской системы характеризуется некоторой стабилизацией и умеренным развитием после нескольких пережитых системных кризисов. Коммерческие банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами экономики, осуществляя кредитные, расчетные, вкладные и иные операции. Вместе с тем, банковская деятельность подвержена многочисленным рискам, недооценка которых может привести к сбоям в работе и банкротству кредитных организаций, нанесению ущерба их клиентам и акционерам.

На данном этапе банки начинают все более взвешенно подходить  к оценке всех рисков, в том числе  к риску активных межбанковских  операций, к которым относятся: межбанковское  кредитование, открытие и ведение  операций через счета НОСТРО в  других банках, открытие депозитных счетов в других банках, операции с ценными  бумагами других банков и т.д. С другой стороны, клиенты банков, как юридические, так и физические лица, сейчас стали, более ответственно и обдуманно относится к обслуживающему банку. Все эти факторы обуславливают актуальность развития и совершенствования методик анализа эффективности финансового состояния банков.

Анализ эффективности состояния  банка в современных условиях является основой принятия управленческих решений в банке и установления доверительных и взаимовыгодных отношений между банками и  их клиентами.

Сегодня, когда изменилась экономическая  ситуация в стране, и в первую очередь условия функционирования коммерческих банков, достижение их целей  становится возможным в основном за счет изменения устойчивости банка. А поскольку финансовая деятельность является специализацией банков, роль финансового анализа в финансовой устойчивости ими трудно переоценить. Коммерческие банки являются важнейшим  звеном рыночной экономики. В процессе их деятельности опосредуется большая  часть денежного оборота в  государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения  временно свободных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса – государства, хозяйствующих субъектов, населения. При этом коммерческие банки способствуют переливу капиталов из наименее эффективных отраслей и предприятий национальной экономики в наиболее конкурентоспособные.

Актуальность темы объясняется  тем, что коммерческие банки, мобилизуя  временно свободные средства на рынке  кредитных ресурсов, с их помощью  удовлетворяют потребность народного  хозяйства в оборотных средствах, способствуют превращению денег  в капитал, обеспечивают потребности  населения в потребительском кредите. От их четкой и грамотной деятельности зависит как эффективность функционирования банковской системы, так и российской экономики вообще. Поэтому разработка эффективного механизма анализа их деятельности, имеющего целью выявление, на возможно более ранних стадиях проблем в деятельности коммерческого банка, жизненно необходим для финансовой и социальной стабильности нашего государства.

Однако теоретические вопросы  финансового анализа в банках остаются до настоящего времени недостаточно разработанными четко не выявлены место  и роли финансового анализа в  управлении коммерческим банком, поэтому  выбранная тема актуальна с позиций  практического применения его в  деятельности банков.

Целью выпускной квалификационной работы изучение с теоретической и практической точек зрения эффективность ОАО «Сбербанк России» и разработка путей совершенствования деятельности на современном этапе.

Исходя из цели данной работы, необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие эффективности  деятельности коммерческого банка;

- рассмотреть сущность и содержание  финансового анализа банка;

- изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка в рамках банковского финансового менеджмента, а именно методику анализа финансового состояния коммерческого;

- провести анализ и оценку  положения банка на финансовом  рынке, определить показатели  эффективности деятельности коммерческого  банка, проследить их изменения  и структуру на протяжении  анализируемого периода;

- установить соответствие коэффициентов  нормативным значениям, представить  соответствующие выводы, сделанные  на основе отчетности коммерческого  банка;

- выявить проблемы и разработать  стратегию развития по повышению  эффективности деятельности коммерческого  банка.

Объект исследования работы – финансовая деятельность филиала коммерческого банка ОАО Сбербанк России в период с 2009 по 2011 год, включительно.

Предмет исследования выпускной  квалификационной работы – финансово-экономические отношения, возникающие в процессе анализа эффективности деятельности коммерческого банка.

Теоретической основой  работы явились классические и современные научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, исследующих проблемы анализа и оценки эффективности деятельности коммерческих банков.

Нормативную базу исследования составили Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Банка России, инструкции, регулирующие отношения в области банковского дела.

Методологическую базу исследования составилиметоды чтения финансовых отчетов, среди которых можно выделить: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Информационной базой для проведения исследований организации анализа и оценки эффективности показателей деятельности коммерческого банка послужили внутренняя банковская документация и бухгалтерская отчетность ОАО Сбербанк России за 2009 – 2011 год.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что применение новых технологий (преобразований) позволит банку расширить ассортимент услуг, увеличить круг постоянных клиентов, получать более высокий уровень прибыли, что приведет к повышению общего уровня эффективности организации и управления деятельностью банка. Что в дальнейшем благотворно скажется на развитии банковского сектора экономике страны в целом.

Цели и задачи работы предопределили её структуру, которая состоит из введения, трех частей, заключения и списка литературы и приложений.

В первой главе изложены теоретические  аспекты анализа эффективности, деятельности коммерческого банка, даны такие понятия, как коммерческий банк и эффективность банковской деятельности. Приведена методика анализа  финансового состояния коммерческого  банка.

Во второй главе дана организационно-экономическая  характеристика деятельности ОАО Сбербанк России. Представлено положение Сбербанка  России на финансовом рынке. Приведен анализ основных показателей эффективности  деятельности, таких как активы –  пассивы, доходы – расходы и прибыль  банка. Также рассчитаны основные коэффициенты и представлены нормативы, в соответствии с которыми делается вывод о работе банка.

В третьей главе дипломной работы представлены основные проблемы и направления  преобразований ОАО Сбербанка России, а также разработаны пути совершенствования  деятельности и представлены ожидаемые  результаты.

Сp; m``ГЛАВА 2. Анализ эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России» 2.1. Характеристика ОАО «Сбербанк России» и оценка его положения на финансовом рынке России

История Сбербанка России началась более 170 лет назад, в XIX веке. За почти  два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института  страны.

Сбербанк сегодня – это современный  универсальный банк, который предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует  в социальной и экономической  жизни страны.

Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности  является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений  с вкладчиками – залогом его  успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.

Кредитный портфель Сбербанка включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов (31% розничных и 31% корпоративных кредитов). В 2010 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов, предоставляя средства на финансирование текущей  деятельности и инвестиционных программ, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства  жилья. Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал непосредственное участие  в реализации государственных программ.

Сбербанк продолжил работу по улучшению  качества клиентского сервиса. Наиболее значимой услугой Сбербанка остается прием платежей населения. Их объем  за год вырос в 1,4 раза и достиг 1 621 млрд. руб., количество принятых платежей увеличилось на 6,5% и превысило 1 134 млн. Доля платежей, принимаемых по биллинговой технологии, увеличилась за год до 65,7%.[55, c 6-15]

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время  в нее входят 17 территориальных  банков и около 20 тысяч подразделений  по всей стране. Сбербанк постоянно  развивает торговое и экспортное финансирование, и к 2014 году планирует  увеличить до 5% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае.

Надежность и безупречная репутация  Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых  агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале.

С января 2010-2012 гг. «Сбербанк  России» продемонстрировал высокую  эффективность деятельности, улучшил  финансовую отчетность, что явилось  объективным показателем успешного, эффективного и динамичного развития бизнеса. Основные показатели деятельности банка можно увидеть в таблице 2.

Капитал Банка в течение  анализируемого периода 01.2010-01.2012 увеличился с 848,2 млн.руб. до 1156,9 млн.руб.

За 2010-2011 год совокупные активы возросли на 3322млн.руб.(42,3%) и составили на 01.2012 – 10419 млн.руб. (01.2010 – 7097млн.руб., 01.2011 – 8523млн.руб.). Указанный рост был вызван ростом портфеля ценных бумаг и увеличением объема кредитования клиентов.

Таблица 2

Основные показатели деятельности ОАО "Сбербанк России"

за 2010 – 2012 год

№ п/п

Показатели

Ед.

измер.

01.01.

2010г.

01.01.

2011г.

01.01.

2012г.

Динамика, %

2011- 2010 гг.

2012- 2011 гг.

1

Капитал

млрд. р.

848,2

1049,9

1156,9

23,8

10,2

2

Активы

млрд. р.

7097

8523

10419

20,1

22,2

3

Чистые процентные доходы

млрд. р.

499,9

502,8

575,8

0,6

14,5

4

Прибыль

млрд. р.

56,2

242,2

408,9

330,9

68,8

5

Чистая прибыль

млрд. р.

21,6

173,9

310,5

705

78,5

6

Кредитный портфель

млрд. р.

5265,4

5843,4

7839,1

11

34,2

7

Остаток средств на счетах физических лиц

млрд. р.

3701,1

4702,1

5532,2

27

17,7

8

Остаток средств на счетах юридических  лиц

млрд. р.

1578,0

1835,5

2196,1

16,3

19,6

9

Рентабельность активов (ROAA)

%

0,4

2,3

3,2

1,9

0,9

10

Рентабельность капитала (ROAE)

%

3,2

20,6

20,1

17,4

0,5

11

Прибыль на 1 акцию (EPS)

руб.

0,65

3,35

2,79

2,7

0,56

Информация о работе Повышение эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России» на современном этапе