Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:32, реферат
Цель данной работы – изучить институт банкротства банков в России и выяснить, возможно и целесообразно ли применение в нашей стране отдельных элементов института несостоятельных банков.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству РФ......4
2.Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций……….….5
3.Процедура банкротства кредитных организаций
3.1.Возбуждение дела о банкротстве ………………………………….……….15
3.2.Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом …………….16 – 33
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список используемой литературы………………………………………...35 – 38
Курсовая работа
По дисциплине «Правовые основы проведения процедуры банкротства»
Тема:
«Правовое регулирование
банкротства кредитных
Студент группы 10 – АУ
Брянск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству РФ......4
2.Меры по предупреждению
банкротства кредитных
3.Процедура банкротства кредитных организаций
3.1.Возбуждение дела о
банкротстве ………………………………….……….
3.2.Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом …………….16 – 33
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...35 – 38
Введение
Банковская система России возникла сравнительно недавно и развивается достаточно быстро. За последние несколько лет российские банки были вынуждены пройти путь, который в других странах занял десятилетия. На изменения, которые происходят сейчас и произойдут в будущем, огромное влияние оказывает государственное регулирование. Регулирование банковской деятельности должно преследовать три цели: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции.
В настоящее время усилились темпы сокращения числа кредитных организаций. Это вызвано не только макроэкономическими условиями, но и недостатками политики, проводимой Центральным Банком России.
Формирование современной структуры и системы правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, началось в начале 90-х годов и продолжается в настоящее время.
На сегодняшний день самый неотложный вопрос в области банковского регулирования – проблема разорения банков. Институт банкротства банков в России окончательно не сложился и существует необходимость совершенствования законодательных документов, регулирующих проведение процедур банкротства кредитных организаций.
В настоящее время темя банкротства банков очень популярна. Более детальное и глубокое изучение проблем, связанных с несостоятельностью кредитных организаций, применение опыта зарубежных стран, развитие существующего законодательства будет способствовать созданию в нашей стране надежной и стабильной банковской системы, защите и должников, и кредиторов, увеличению уровня доверия к банкам.
Цель данной работы – изучить институт банкротства банков в России и выяснить, возможно и целесообразно ли применение в нашей стране отдельных элементов института несостоятельных банков.
§1. Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству российской федерации
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания их несостоятельными (банкротами) и ликвидация в порядке конкурсного производства регулируется Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Под не состоятельностью (банкротством) кредитных организаций, в соответствии с данным Федеральным законом, понимается признанная арбитражным судом её неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды) кредитная организация является в том случае, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней с момента наступления даты их исполнения. [1].
Банкротство кредитной организации возможно только после отзыва лицензии. Законодательный запрет добровольного объявления о банкротстве связан с большим числом кредиторов кредитной организации, различной очерёдностью удовлетворения их требований (физические и юридические лица), а также необходимостью контроля со стороны Центрального Банка РФ за процедурой банкротства.
Для признания кредитной
организации банкротом
Сокращённый срок признания КО неспособной удовлетворить требования кредиторов и (или) перечислить обязательные платежи (14 дней, по сравнению с тремя месяцами для других юридических лиц) установлен в связи с большей скоростью нарастания проблем в КО, меньшим удельным весом материальных активов в активах КО).
§2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций
В соответствии с Федеральным
законом «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» мерами по предупреждению
банкротства кредитных
· финансовое оздоровление КО;
· назначение временной администрации по управлению КО;
· реорганизация КО.
Наличие этих мер вызвано
тем, что процедуры банкротства
банка возможны только после отзыва
лицензии, что означает прекращение
банковских операций и фактическую
невозможность восстановить ликвидность
банка. Кроме того, процесс утраты
его платежеспособности по сравнению
с другими юридическими лицами нарастает
значительно быстрее и
Широко распространено мнение, что банковские кризисы обусловлены лишь макроэкономическими факторами, однако, по мнению Трофимова К.Т. «главными элементами кризисов являются неудовлетворительный банковский менеджмент и неэффективный надзор. Банковский надзор – это регулирование, контроль и оздоровительные меры (вплоть до реорганизации отдельных банков). Регулирование и надзор – не панацея, но необходимые предпосылки формирования сильной финансовой системы и ограничения ущерба от неудовлетворительного менеджмента»[2].
Эту сферу регулирует Инструкция ЦБ РФ № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности».
Применяемые меры воздействия подразделяются на предупредительные и принудительные.
Предупредительные меры воздействия применяются, в основном, в тех случаях, когда недостатки в деятельности КО непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков и могут заключаться в доведении до органов управления КО информации о недостатках в её деятельности, изложении рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации, предложении представить в учреждение ЦБ РФ программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, установлении дополнительного контроля за деятельностью КО и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) КО банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также случаи, когда совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов.
1. К принудительным мерам относятся: штрафы, требования об осуществлении КО мероприятий по её финансовому оздоровлению, в том числе реструктуризации баланса или требования о предоставлении и выполнении плана финансового оздоровления, ограничения проведения КО отдельных операций на срок до 6 месяцев, запрет на осуществление банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, запрет на открытие филиалов на срок до одного года, требование о замене руководителей банка, введение временной администрации, отзыв лицензии на осуществление банковских операций[3].
Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства КО являются:
Ø неоднократное неудовлетворение на протяжении последних 6 месяцев требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок до 3-х дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО;
Ø неудовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО;
Ø допущение абсолютного снижения собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев более чем на 12% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
Ø нарушение нормативов достаточности собственных средств (каптала), установленного Банком России;
Ø нарушение норматива текущей ликвидности КО, установленного Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%[4].
В целях финансового оздоровления КО могут осуществляться следующие меры:
· оказание финансовой помощи кредитной организации её учредителями и иными лицами;
· изменение структуры активов и структуры пассивов КО;
· изменение организационной структуры КО;
· иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами[5].
Меры по финансовому оздоровлению
применяются с момента
В соответствии Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», финансовая помощь КО может быть представлена в таких формах как размещение денежных средств на депозите в КО со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ; предоставление поручительств (гарантий) по кредитам для КО; предоставление отсрочки и (или рассрочки) платежа; перевод долга КО с согласия её кредиторов; отказ от распределения прибыли в качестве дивидендов; дополнительный взнос в уставный капитал; прощение долга. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи принимается самой КО и лицом, оказывающим ей помощь[6].
Требование реструктурировать баланс предъявляется к КО в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности возникновения таких проблем в ближайшей перспективе. Меры по реструктуризации баланса возможны как по инициативе самой КО, так и по требованию ЦБ РФ. Требование предоставить план санации предъявляется к КО в случае невыполнения ею в установленный ЦБ РФ срок предписаний устранить нарушения, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые КО операции создали реальную угрозу для кредиторов.
Изменение организационной структуры КО может осуществляться изменением состава и численности сотрудников, изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных структурных подразделений, филиальной сети, упрощения административной структуры.
Руководитель КО в случае возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства КО в течение 10 дней обязан обратиться в совет директоров или к общему собранию учредителей КО с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению КО или с ходатайством о реорганизации КО если причины возникновения этих оснований не могут быть устранены исполнительными органами КО. Ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению. Органы управления КО должны принять решение в 10-дневный срок с момента его направления и проинформировать о принятом решении ЦБ РФ. В случае отказа учредителей принять участие в реализации мер по финансовому оздоровлению либо непринятия решения в 10-дневный срок руководитель КО обязан обратиться в ЦБ РФ с ходатайством об осуществлении мер, предупреждающих банкротство КО[7]. Однако, сроки такого обращения и ответственность руководителя КО в случае неисполнения данной обязанности не установлены.
Банк России, при наличии оснований, закреплённых в ст. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и в ст. 75 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», имеет право направить в КО требование об осуществлении мер по её финансовому оздоровлению. Требование должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления таких мер. Руководитель КО обязан обратиться с ходатайством о принятии мер по финансовому оздоровлению или реорганизации КО в совет директоров (к собранию учредителей) в 5-дневный срок с момента получения требования ЦБ РФ.
Отказ органов управления КО от принятия мер по финансовому оздоровлению или нарушение 10-дневного срока являются основанием для применения ЦБ РФ иных мер пруденциального надзора (введение временной администрации, отзыв лицензии).
Информация о работе Правовое регулирование банкротства кредитных организаций