Правовое регулирование банкротства кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:32, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить институт банкротства банков в России и выяснить, возможно и целесообразно ли применение в нашей стране отдельных элементов института несостоятельных банков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству РФ......4
2.Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций……….….5
3.Процедура банкротства кредитных организаций
3.1.Возбуждение дела о банкротстве ………………………………….……….15
3.2.Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом …………….16 – 33
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список используемой литературы………………………………………...35 – 38

Файлы: 1 файл

куросвая работа.docx

— 135.67 Кб (Скачать файл)

·     нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%[17].

Реорганизация кредитной  организации осуществляется в форме  слияния или присоединения. Реорганизация  банков в форме слияния и присоединения  регулируется Положением ЦБ РФ «Об  особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения». Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, возникший в результате слияния, должен быть способен выполнять  обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, установленные нормативными актами ЦБ РФ, в том числе норматив достаточности капитала. Минимальный размер собственных средств банка должен быть равным не менее 1 млн. евро[18].

Банку выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые  имел право осуществлять на основании  банковской лицензии каждый из сливающихся  банков на дату принятия решения о  его реорганизации, либо Генеральная  лицензия, если хотя бы один из сливающихся  банков имел такую лицензию.

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в случае получения требования Банка  России о реорганизации её руководитель обязан в течение 5 дней с момента  его получения обратиться в органы управления кредитной организации  с ходатайством о необходимости  реорганизации КО. Органы управления КО обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования ЦБ РФ о реорганизации известить ЦБ РФ о принятом решении.[19] В случае отказа органов управления КО удовлетворить требование ЦБ РФ или отсутствия ответа в установленные сроки ЦБ РФ имеет право применить иные меры пруденциального надзора (требование о замене руководителей, назначение временной администрации) вплоть до отзыва лицензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Процедура  банкротства кредитных организаций

3.1. Возбуждение  дела о банкротстве

Дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом  по месту нахождения кредитной организации-должника (при наличии у КО филиалов – по месту нахождения головного банка) по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, установленными Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[20].

Правом на обращение в  арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации  банкротом обладают:

1. кредитная организация  – должник;

2. кредитор кредитной  организации, включая граждан,  имеющих право требования к  кредитной организации по договору  банковского вклада и (или)  банковского счёта;

3. Банк России;

4. Федеральная налоговая служба

Обращение КО-должника или  её кредиторов в арбитражный суд  может предшествовать их ходатайству  в ЦБ РФ об отзыве у КО лицензии. Такое ходатайство возможно после наступления признаков банкротства КО при условии, что объём требований превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.

При поступлении в арбитражный  суд заявления о признании  кредитной организации банкротом  судья до возбуждения производства по делу о банкротстве предлагает Банку России представить своё заключение о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа Центрального Банка Российской Федерации об отзыве указанной лицензии. Указанные документы направляются Банком России в арбитражный суд в месячный срок после получения данного предложения. Основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве является представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. Копия приказа может быть либо заверена ЦБ РФ, либо информация публикуется  «Вестнике Банка России».

 

 

 

 

 

3.2. Рассмотрение  дела о банкротстве арбитражным  судом

Лицами, участвующим в  деле о банкротстве, являются лица, указанные в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», а также Банк России при возбуждении  производства по делу о банкротстве  по заявлению Банка России о признании  кредитной организации банкротом.

Если основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций послужило неудовлетворительное финансовое положение кредитной  организации, неисполнение ею своих  обязательств перед вкладчиками  и кредиторами и в течение 45 календарных дней с момента отзыва указанной лицензии Банк России не получил определение арбитражного суда о принятии заявления о признании  кредитной организации банкротом  или иное документальное подтверждение  возбуждения производства по делу о  её банкротстве, Банк России обязан в пятидневный срок обратиться с заявлением о признании кредитной организации банкротом независимо от наличия её задолженности перед Банком России.

Для возбуждения арбитражным  судом дела о банкротстве КО необходимо наличие следующих условий: отзыва лицензии на осуществление банковских операций и совокупных требований не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, которые не исполняются в месячный срок с момента наступления даты их исполнения. После отзыва лицензии в КО может быть назначен уполномоченный представитель из числа служащих ЦБ РФ, имеющих высшее юридическое или экономическое образование, обладающих специальными знаниями и не являющимися заинтересованными лицами в отношении КО. Основаниями для прекращения его деятельности являются судебный акт арбитражного суда о назначении в КО ликвидатора или арбитражного управляющего, судебный акт арбитражного суда о признании недействительным приказа ЦБ РФ об отзыве лицензии, согласование территориальными учреждениями ЦБ РФ состава ликвидационной комиссии КО, приказ ЦБ РФ о приостановлении действия приказа об отзыве лицензии, приказ ЦБ РФ о досрочном освобождении уполномоченного представителя от исполнения возложенных на него обязанностей.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют  лица, указанные в Федеральном  законе «О несостоятельности (банкротстве)» (представитель работников должника, представитель собственника имущества  должника, иные лица в случаях, предусмотренных  Арбитражным процессуальным кодексом[22]), а так же Банк России в случаях, когда заявление о признании кредитной организации банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом[23].

Судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании  КО банкротом. О принятии заявления судья выносит определение не позднее 5 дней со дня его поступления в арбитражный суд.

Банк России при подаче заявлений о признании кредитной  организации банкротом может  представить в арбитражный суд  кандидатуры арбитражного управляющего.

Судебные акты по делу о  банкротстве арбитражный суд  направляет в пятидневный срок с  момента их принятия лицом, участвующим  в деле о банкротстве и в  арбитражном процессе.

При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав ликвидационной комиссии формирует  конкурсный управляющий, назначаемый  арбитражным судом.

Конкурсный управляющий  обязан использовать в ходе конкурсного  производства только корреспондентский  счёт кредитной организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка  России. Порядок открытия указанного счёта и осуществления расчётов по данному счёту определяется нормативными актами Банка России.

В соответствии с Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в течение 10 дней с момента представления  конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного  управляющего совершить операции по корреспондентскому счёту кредитной  организации, признанной банкротом, на указанный счёт в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских  счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банк России[24].

Конкурсный управляющий  в течение 15 дней с момента представления  им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершить операции по корреспондентскому счёту кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования  в «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Вестник Банка России», а  также опубликовывает в местной  печати по месту расположения кредитной  организации за счёт её средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства[25].

Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с территориальным  Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном Банке  РФ.

В состав ликвидационной комиссии должны входить учредители (участники) банка, а также кредиторы банка, должностные лица исполнительного  банка и другие лица. Работники  Центрального банка РФ не могут являться членами ликвидационной комиссии банка.

Главное управление (Национальный банк) Центрального банка РФ либо ЦОУ  при Центральном Банке РФ после  отзыва лицензии у кредитной организации  вправе обратиться в арбитражный  суд с иском о её ликвидации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Права и обязанности кредитных организаций  и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных  расчетов и переводов денежных средств  

(в ред. Федерального  закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ)     

1. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:  
    1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;  
    2) о плательщике - юридическом лице: наименования, номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.  
    1.1. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, является иностранным банком, информация о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике - юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.  
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ) 
    2. При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, или неполучении иным способом информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.  
    3. При осуществлении операций с денежными средствами, в том числе с использованием программно-технических средств, кредитные организации вправе в целях выполнения требований, установленных настоящей статьей, самостоятельно осуществлять заполнение расчетных документов плательщиков с использованием информации, полученной от плательщиков, в том числе при осуществлении процедуры идентификации.  
    4. Банк-корреспондент, участвующий в осуществлении безналичных расчетов, обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе, и ее хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.  
    5. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи.  
    6. При отсутствии в поступившем расчетном документе информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, если у работников кредитной организации, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, такая кредитная организация обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем признания данной операции подозрительной, направить в уполномоченный орган сведения о данной операции в соответствии с настоящим Федеральным законом.  
    7. Кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов и организация федеральной почтовой связи при осуществлении почтовых переводов денежных средств на всех этапах их проведения обязаны обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов, почтовых отправлениях или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации или организации федеральной почтовой связи, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:  
    1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;  
    2) о плательщике - юридическом лице: наименования, уникального присваиваемого номера (кода, пароля) операции, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.  
    8. При отсутствии в расчетном или ином документе или почтовом сообщении, содержащем поручение плательщика, информации, указанной в пункте 7 настоящей статьи, или неполучении ее иным способом кредитная организация или организация федеральной почтовой связи, обслуживающая плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика.  
    9. Кредитная организация, участвующая в переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, или организация федеральной почтовой связи, участвующая в почтовом переводе денежных средств, обязана обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе или почтовом сообщении, и ее хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.  
    10. Кредитная организация, обслуживающая получателя денежных средств, переведенных в его пользу без открытия банковского счета, или организация федеральной почтовой связи, обслуживающая получателя почтового перевода денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов или почтовых отправлений, не содержащих информацию, указанную в пункте 7 настоящей статьи.  
    11. При отсутствии в поступившем расчетном или ином документе или почтовом сообщении информации, указанной в пункте 7 настоящей статьи, если у работников кредитной организации или организации федеральной почтовой связи возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация или организация федеральной почтовой связи обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной, направить в уполномоченный орган сведения о такой операции в соответствии с настоящим Федеральным законом.  
    12. Требования настоящей статьи не распространяются на:  
    1) безналичные расчеты, осуществляемые кредитной организацией по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей;  
    2) безналичные расчеты по банковским счетам, открытым в одной кредитной организации;  
    3) безналичные расчеты, осуществляемые с использованием платежных карт;  
    4) безналичные расчеты, осуществляемые между кредитными организациями либо между кредитной организацией и иностранным банком от своего имени и за свой счет;  
    5) переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсное  производство в отношении кредитной  организации: проблемы и пути их решения  

Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре  банкротства кредитной организации. В результате конкурсного производства прекращается существование кредитной  организации как юридического лица. Данная процедура применяется к  кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами  в определенной Законом о банкротстве  очередности. Таким, образом, принятие арбитражным судом решения о  признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства означает окончательную  невозможность восстановления ее платежеспособности.

В целом указанная процедура  регламентируется в Законе о банкротстве, однако Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в главе 6 устанавливает особенности  конкурсного производства кредитной  организации, признанной банкротом. Федеральный  закон о банкротстве кредитных  организаций специального определения  такой процедуре банкротства, как  конкурсное производство, не дает, но Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)»  в статье 2 дает определение конкурсного  производства, применимое в том числе и к кредитным организациям-должникам, так как в Законе о банкротстве кредитных организаций из понятия «несостоятельности (банкротства) банка» исключается возможность добровольного объявления им о своем банкротстве и ликвидации.

Ряд авторов отмечают, что  конкурсное производство является системой мероприятий, отмечают системный характер процедуры конкурсного производства[1]. К числу элементов (или этапов) данной системы можно отнести: формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований[2]. Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица-банкрота[3].

Каждый из данных этапов конкурсного производства характеризуется  наличием специфических правил, закрепленных законодательством о несостоятельности. Данные правила часто порождают  серьезные проблемы на практике, в  связи с чем необходимо остановиться на основных этапах процедуры конкурсного производства, установленных для кредитных организаций, а также проблем ее применения.

Информация о работе Правовое регулирование банкротства кредитных организаций