Природа инфляции и антиинфляционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Инфляция - процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с реальным предложением товаров) их выпуском.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ……………………………….5
1.1Причины инфляции……………………………………………..............6
1.2 Виды инфляции………………………………………………………...7
1.3Последствия инфляции…………………………………………………9
2 ДЕНЕЖНАЯ МАССА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ…………………………………………………………………..13
2.1 Денежная масса……………………………………………….............13
2.2 Структура денежной массы………………………………….............17
2.3 Денежная система и элементы денежной системы…………………20
2.4 Национальная и международные денежные системы……………...24
2.5 Денежная система РК…………………………………………………28
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РК…..34
3.1 Правовые основы регулирования инфляционных процессов….......34
3.2 Анализ антиинфляционной политики а Казахстане………………..37
3.3 Проблемы регулирования инфляции в РК………………………......40
3.4 Совершенствование антиинфляционной политики………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….................57

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 462.67 Кб (Скачать файл)

В плановой экономике государство  играет решающую роль в определении  всех экономических пропорций. При  построении системы государственного регулирования экономики здесь  господствует принцип «максимальной  возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций  является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

Разумеется, представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно процессы могут  регулироваться государством и какие  – рынком, не совпадают. Поэтому  в некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической  самостоятельности предприятий. Точно  так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова  в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего  принципа формирования системы государственного регулирования – одно из главных  стартовых условий перехода к  рыночной экономике. На переходном этапе  эта система характеризуется  двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное  регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к  рынку роль государства более  значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя  основными причинами. Во – первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во – вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования [15, c.23].

 

3.4 Совершенствование антиинфляционной политики

 

Прогнозирование инфляции в  среднесрочном периоде и основные ориентиры на 2009 годы составляют антиинфляционную политику Казахстана.

Учитывая большую зависимость  дальнейшего состояния экономики  страны от цен на энергоресурсы, особенно на нефть, и притоков капитала в страну, при разработке прогноза инфляции на 2009 годы рассматривались 3 сценария развития экономики:

- сценарий «умеренные  цены на нефть при умеренном  притоке капитала» (цены на  нефть ниже 60 долларов за баррель,  приток капитала ниже среднегодового  притока капитала в страну  за последние 2 года);

- сценарий «умеренные  цены на нефть при высоком  притоке капитала» (цены на  нефть ниже 60 долларов за баррель,  приток капитала выше среднегодового  притока капитала в страну  за последние 2 года);

- сценарий «высокие цены  на нефть» (цены на нефть выше 60 долларов за баррель).

При всех трех вариантах  принято предположение о том, что будущая динамика основных показателей  реального сектора будет соответствовать  показателям Среднесрочного плана. Так, предполагается, что среднегодовой  за прогнозный период рост ВВП составит 9,6%, инвестиций в основной капитал - 1 8-20%, заработной платы - 8% в год, трансфертов  из бюджета физическим лицам - 8% в  год. Кроме того, предполагалось, что, согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2007 год, расходы республиканского бюджета на 2007 год по сравнению  с расходами бюджета 2006 года увеличатся на 28,1%.

Также были приняты во внимание меры, принимаемые Национальным Банком и АФН в рамках работы по ограничению  притока иностранного капитала, привлекаемого  банками второго уровня.

Новая разновидность антиинфляционной политики – таргетирование инфляции (от английского Target – цель). Она стала использоваться рядом стран с 90 годов. Вначале наибольшее распространение такая политика получила в промышленно развитых странах. Позже данная стратегия начала применяться в группе развивающихся стран и с переходной экономикой государств.

В настоящее время это  метод практикуют более десяти стран. Целью перехода к принципам инфляционного  таргетирования является достижение относительной стабильности цен без негативных последствий для роста производства и занятости. На первый взгляд переход на новый метод не представляется чем-то новым: целевые параметры инфляции установились Национальным банком страны и ранее. Вместе с тем переход на новый метод предполагает соблюдение определенных требований и включает в себя ряд элементов.

Основой успешного введения указанного метода считается соблюдение таких факторов, как устойчивое состояние  бюджета и гарантии макроэкономической стабильности, стабильность финансовой системы, независимость центрального банка, понимание взаимосвязей между  инструментами центрального банка  и инфляции, информационная открытость. Отличительной чертой системы таргетирования инфляции является то, что контроль над инфляцией признается основной целью денежно-кредитной политики. В том случае, если цель достижения определенного показателя вступает в противоречие с прочими целями, например, с регулированием валютного курса, то приоритетным направлением выступает антиинфляционное.

Новый метод означает сугубо прагматический подход к решению  проблемы инфляции и дает Национальному  банку свободу действий в выборе моделей и инструментов, и даже целей с условием, что его политика в обязательном порядке должна одним  из своих итогов иметь показатели инфляции, находящиеся на заранее  определенном уровне. Новая форма  организации денежно-кредитной политики позволяет денежным властям использовать находящиеся в их распоряжении инструменты  в соответствии со складывающимися  обстоятельствами. Отличительной чертой политики тарегетирования инфляции является её гибкость по отношению к способам по достижению конечной цели, то есть определенного уровня инфляции.

Вместе с тем новый  метод предполагает повышенную ответственность  регулирующих органов за достижение намеченных показателей, повышенную транспарентность монетарной политики путем оповещения общественности о целях и планах финансовых властей. Так, центральные банки отдельных стран, перешедших на метод инфляционного таргетирования, регулярно публикуют так называемые инфляционные отчеты, в которых сообщают о достижениях и объясняют свои дальнейшие действия. В свою очередь открытость информации в сочетании с успехом деятельности по достижению провозглашенных целей предполагает большую предсказуемость реакции экономики на результаты политики, осуществляемой органами денежного регулирования.

Конечно, нельзя переоценивать  возможности нового метода антиинфляционной политики. Кроме монетарных факторов рост цен связан со структурными изменениями  и повышением цен тарифов, которые  происходят в тех или иных секторах отечественной экономики и которые, видимо, будут продолжаться в ближайшие  годы. На процессы в ценовой сфере  оказывает влияние множества  факторов. В частности, на уровне цен  может сказаться необходимость  решения блока социальных вопросов или решения задач дорогостоящих  структурных преобразований в экономике, которыми правительство намеривается заниматься в этом году. Вероятно, поэтому  инфляция в этом году прогнозируется правительством на уровне показателя, достигнутого в 2006 году.

Динамика инструментов денежно-кредитной  политики определялась исходя из складывающейся ситуации отдельно для каждого сценария.

При сценарии «умеренные цены на нефть при умеренном притоке  капитала» предполагается, что оценка снижения цен на нефть в качестве долгосрочной тенденции и повышение  стоимости заимствования на международных  рынках капитала будут обеспечивать снижение объемов нового внешнего финансирования нефтедобывающих проектов и чистого  внешнего заимствования банков второго  уровня.

При уровне мировых цен  на нефть, не превышающем 60 долларов за баррель, темпы роста экспорта товаров  и услуг будут составлять около 4-6% в 2009 годах. Профицит баланса товаров  и международных услуг будет  компенсировать рост выплат по внешним  долговым обязательствам и выплат дивидендов прямым иностранным инвесторам. Ожидается, что в 2009 году увеличится до 1% к ВВП.

С переходом к завершающей  стадии наиболее капиталоемких проектов разработки месторождений нефти  и газа после 2008 года произойдет постепенное  снижение объемов финансирования в  виде прямых иностранных инвестиций. Дополнительные объемы финансирования будут обеспечиваться за счет привлечения  внешних займов банками и предприятиями  республики.

Приток иностранного капитала и экспортной валютной выручки будет  способствовать сохранению фундаментальных  факторов возможного укрепления тенге, а также дальнейшему накоплению международных резервов и активов  Национального фонда.

При этом сценарии активы банков будут расти в среднем за предстоящий  трехлетний период на 27% в год. Рост обязательств банков перед нерезидентами  составит порядка 9,5-10 млрд. долларов в  год.

Среднегодовые темпы роста  международных резервов и активов  Национального фонда составят в  рассматриваемый период 10% и 23% соответственно.

Среднегодовые значения основных инструментов денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, позволяющие получить допустимые значения прогнозов инфляции для данного сценария, выбраны  на уровне: переводимые депозиты банков в Национальном Банке - 790 млрд. тенге, другие депозиты банков в Национальном Банке - 320 млрд. тенге, объем нот в  обращении - 270 млрд. тенге.

При выполнении сделанных  предположений относительно будущей  динамики показателей реального  сектора и инструментов денежно-кредитной  политики для сценария умеренных  цен на нефть при умеренном  притоке капитала получены следующие  прогнозы 2009 годы. Среднегодовой рост денежной базы за прогнозный период составит 18%, денежной массы, депозитов в банковской системе, кредитов экономике 27-28%. Среднегодовая  инфляция в 2009 году – 6,0-7,0% [16, c.90].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  системы в целом. Инфляция не только означает снижение покупательской, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый характер. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она  не представляет серьезной угрозы, поскольку там разработаны и  достаточно широко используются методы ограничения и регулирования  инфляционных процессов.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.[10]

Сегодня инфляция приняла  всеобщий и хронический характер во многих странах мира. Республика Казахстан не исключение.

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями. Прежде всего, она развивается в  обстановке резкого спада производства.

Другой особенностью инфляции в Казахстане является то, что она  возникла из состояния "подавленной  инфляции", когда цены на товары и  услуги были искусственно низки, но имелся их значительный дефицит. Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма  в экономике, что связано с  наличием крупных предприятий, работавших на потребности экономики Советского Союза. Крупные сырье добывающие, металлургические, химические, машиностроительные предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды, присущей рынку.

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства  Казахстана, что обусловливает зависимость  внутреннего рынка по потребительским  товарам от внешних рынков.

Естественно, процесс инфляции не мог негативно не отразиться на деформированном состоянии рынка  в Казахстане. Так разрешение коммерческой деятельности гражданам, организациям и предприятиям для достижения оперативности  движения товаров, улучшения снабжения, удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции, привело  к неуправляемым процессам перераспределения. Этот процесс приобрел стихийный, неуправляемый  характер, чему способствует ослабление контроля со стороны государственных  органов, игнорирование законодательства коммерческими структурами и  т.д.

Политические и психологические  факторы инфляции связываются с  поведением населения, хозяйствующих  субъектов относительно обстановки, складывающейся в государстве. Политическая нестабильность, недоверие населения  к правительству, политические кризисы, неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного  обращения, приводит к бегству от денег, что усиливает спрос на не обесценивающиеся активы, иностранную  валюту, золото.[1,c.99]

Информация о работе Природа инфляции и антиинфляционной политики РК