Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:21, курсовая работа
Основной целью работы является раскрыть проблемы и перспективы развития лизинга в Казахстане. Для достижения поставленной цели и полного исследования выбранной темы необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть историю возникновения лизинга;
• раскрыть сущность и виды лизинга;
• определить сроки осуществления лизинговых сделок;
• охарактеризовать лизинговые сделки по типу финансирования;
• рассмотреть проблемы и перспективы развития лизинговых отношений в Республике Казахстан. Объектом исследования является АО «БРК - Лизинг»
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ…………………. 6
1.1 Понятие лизинга……………………………………………………………… 6
1.2 Зарождение лизинга………………………………………………………….. 7
1.3 Субъекты и объекты лизинговых отношений………………………………8
1.4 Классификация лизинговых отношений………………………………….....9
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ………………………………………………………………………… 14
2.1 Анализ предоставляемых лизинговых услуг коммерческими банками (на примере АО "БРК - Лизинг")……………………………………………………14
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН...................................................21
3.1 Проблемы развития лизинговых операций в Республике Казахстан…….21
3.2 Пути совершенствования развития лизинговых операций в Республике Казахстан ………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………... 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 31
Во второй половине апреля текущего года стало известно о запуске новой программы финансирования лизинговых сделок с бюджетом на 2013 год в размере 4 млрд тенге. В отличие от первой, данная программа реализуется уже на средства самого АО «ФРП «ДАМУ». Кроме этого, в число операторов, помимо лизинговых компаний, войдет также ряд коммерческих банков. Претерпели некоторые изменения и основные параметры программы. Так, максимальный лимит финансирования на одного заемщика составил порядка 150 млн тенге, льготный период – 12 месяцев, отсутствие отраслевого ограничения по финансированию проектов СМСП и территориальное распределение средств программы, т. е. участники обязаны освоить не менее 60% от выделенной им суммы средств по программе в других регионах страны (вне городов Астана и Алматы). Изменилась также и номинальная процентная ставка по выданным займам, которая составила 14% годовых. Еще одной примечательной особенностью является увеличенный максимальный период финансирования, который теперь составляет 7 лет.
По мнению агентства, запуск
подобных программ может обусловить
позитивные изменения на казахстанском
рынке лизинга, для разработки и
совершенствования условий
Запуск программы ФИИР (форсирование индустриально-инновационного развития) в 2010–2014 годах вкупе со стартом работы Таможенного союза и ожидаемым началом функционирования единого экономического пространства, на наш взгляд, способны вывести казахстанский рынок лизинга на качественно новый уровень. Прописанные в программе ФИИР средства достижения намеченных целей, среди которых в качестве одного из основных инструментов обновления основных фондов обозначено льготное финансирование посредством финансового лизинга, способны оказать двойной положительный эффект на отечественный рынок лизинга. Во-первых, посредством субсидирования процентной ставки будет напрямую простимулировано использование услуг лизинговых компаний для инвестиций в основной капитал. Во-вторых, реализация отдельных механизмов программы ФИИР, таких как «Дорожная карта бизнеса 2020», посредством которой планируется оздоровление предпринимательского сектора и поддержка новых бизнес-инициатив, способна существенно облегчить нагрузку на частный бизнес, что в свою очередь обусловит появление дополнительных возможностей инвестировать в основной капитал.
В то же время необходимо
отметить, что в настоящий момент
прогноз динамики рынка лизинга,
помимо общеэкономических тенденций,
обуславливается также
Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего заинтересованным лицам достоверную информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами. Банки участвуют в проведении лизинговых операций непосредственно или через создаваемые ими специализированные дочерние компании («БТА Банк», «Народный банк» и др.) По состоянию на 1 сентября 2010 года остатки на балансовых счетах банков второго уровня по предоставленным им клиентам суммам в рамках финансового лизинга составляют 9 058 540 тысяч тенге, а полученного банками – 42 149 тысяч тенге.[18]
На сегодняшний день лизинг,
включая финансовый, остается недостаточно
востребованным в Казахстане, хотя
использование этого
Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секьюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.
Представляется целесообразным
использование договорных механизмов
распределения рисков между несколькими
банками, страховых принципов
На нынешнем этапе экономического
развития Казахстана одним из оптимальных
вариантов диверсификации кредитного
и предпринимательского риска является
проведение комбинированной товарно-
Лизинг является важным механизмом для стимулирования предпринимательства, внедрения новых технологий, обновление и увеличение основных средств, уменьшение социальной напряженности, создание дополнительных рабочих мест, привлечения инвестиций и т.д. Лизинг не требует большого стартового капитала для приобретения оборудования и дополнительного залога, так как приобретаемый предмет лизинга является одновременно предметом залога.
Для ускоренной реконструкции
устаревшей материально технической
базы производства особое значение приобретает
лизинг как форма предпринимательства,
максимально требованиям
Общая ситуация в экономике решающим образом влияет на развитие лизинга в стране. При снижении годового уровня инфляции хотя бы до 15-20% начинается инвестиционный этап реформ, когда предприятие и банки готовы и восприимчивы к инвестированию и кредитованию, а инвесторы, видя устойчивую картину макростабилизации и чувствуя снижение риска, готовы к инвестированию в первую очередь – в наиболее привлекательные для них сферы [17].
В преддверии этого этапа
важно создать хорошие условия
для инвестиций и, прежде всего, иностранные,
а также оживить деловую
Таким образом, на темпы и масштабы развития лизинга в Казахстане влияет комплекс объективных и субъективных факторов и проблем общеэкономического и отраслевого характера. Одни из этих факторов и проблем препятствуют, а другие, наоборот, способствуют дальнейшему развитию лизинга в стране.
Реальный этап развития лизинга в Казахстане был связан с развитием государственного лизинга. Государство в этот период направляет на развитие лизинга в приоритетных для себя секторах экономики, в частности в агропромышленном комплексе страны, бюджетные средства, а также долгосрочные займы и кредитные линии, полученные им по соглашению с международными финансовыми организациями и банками. Основным достоинством участия государства в лизинговых операциях является то, что государственное кредитование осуществляется на более длительные сроки (2-5 лет) и по более низким процентным ставкам и обходится конечным потребителям значительно дешевле, чем кредиты коммерческих банков (12-15% против 36-40% в тот период).
Лизинг в Казахстане в настоящее время занимает весьма скромную долю в общем объеме инвестиций в основные средства – 0,68% против 15-20%, а то и 30% в развитых индустриальных странах.[15]
Лизинг в Казахстане лишен того гибкого режима налогообложения, который способствует его развитию. Налоговое законодательство пока не учитывает особенностей лизингового бизнеса. В этом отношении Казахстан значительно отстает даже от РК. Лизинговые компании сталкиваются с тем, что почти вся плата за лизинг от лизингополучателей по законодательству должна быть отнесена на доходы, за исключением вычетов на амортизацию. В этом случае в чистом виде лизинговая операция будет недостаточно рентабельной из-за подоходного налога. В законе нет также никакого прямого указания на предмет освобождения лизинговых операций и от уплаты налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин и тормозов при временном вводе машин и оборудования на территорию Республики по лизинговым контрактам. Не предусмотрено в нем и введение таких налоговых льгот, как «инвестиционный налоговый кредит». При введении в Казахстане, используя опыт США, такой налоговой льготы, из суммы налога на прибыль можно было бы высчитать в % объемы новых инвестиций в машины и оборудование со сроком службы 3 года и 10% со сроком службы 5-15 лет [18].
Необходимо ввести такой
вид лизинга, как «вторичный лизинг»
и корректировки определения
финансового лизинга в части
обязательности передачи лизингополучателя
ранее купленной у продавца техники
(сезонные, оптовые и прочие скидки
продавцов; возможность учёта
Кроме того, нет четкости в законодательстве касательно перехода рисков в связи с переходом права владения и пользования лизингополучателю - с момента получения предмета лизинга (как подсказывает логика и правила делового оборота) или же с момента регистрации договора лизинга, согласно закона (ст.5 «Право временного владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме с момента государственной регистрации договора лизинга»).При осуществлении ряда лизинговых сделок, например, международный лизинг или возвратный лизинг.
Необходимо поднять вопрос и о возможности ратификации Оттавской Конвенции, что даст дополнительные и необходимые гарантии иностранным инвесторам по осуществлению лизинговых сделок в Казахстане. Признавая, что экономическая и социальная реформы являются важнейшей областью государственной политики, считаю необходимым внести соответствующие изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов по вопросам лизинга в максимально короткие сроки, включив в рабочую группу специалистов, изучающих лизинг и знающих практические проблемы развития лизинга.[16]
В сравнении с опытом развитых стран это половина достигнутого ими в настоящее время. Лизинг в большинстве стран в общем, объеме инвестиций составляет 40-50%.
Без решения существующих и вновь возникающих проблем развитие лизинга трудно, точнее даже невозможно рассчитывать на успешную работу уже созданных и создаваемых лизинговых компаний, банковских структур и развитие внутреннего рынка лизинговых услуг.
<h4>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лизинг становится гибким
и многообещающим экономическим
рычагом, способным привлечь инвестиции,
способствовать подъему отечественного
производства, привлечь капитал в
жизненно важные отрасли экономики
страны, обеспечить реальную поддержку
малому бизнесу, обеспечить долгосрочный
и надежный доход для коммерческих
банков. Власти, продекларировав политику
благоприятствования лизингу
Причиной широкого распространения
лизинга является ряд его преимуществ
по сравнению с другими формами
инвестирования. Основными из них
являются: инвестирование в форме
имущества в отличие от денежного
кредита снижает риск не возврата
средств, так как за лизингодателем
сохраняются права