Проблемы и перспективы развития лизинга в Казахстане на примере банка АО "БРК - Лизинг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является раскрыть проблемы и перспективы развития лизинга в Казахстане. Для достижения поставленной цели и полного исследования выбранной темы необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть историю возникновения лизинга;
• раскрыть сущность и виды лизинга;
• определить сроки осуществления лизинговых сделок;
• охарактеризовать лизинговые сделки по типу финансирования;
• рассмотреть проблемы и перспективы развития лизинговых отношений в Республике Казахстан. Объектом исследования является АО «БРК - Лизинг»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ…………………. 6
1.1 Понятие лизинга……………………………………………………………… 6
1.2 Зарождение лизинга………………………………………………………….. 7
1.3 Субъекты и объекты лизинговых отношений………………………………8
1.4 Классификация лизинговых отношений………………………………….....9
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ………………………………………………………………………… 14
2.1 Анализ предоставляемых лизинговых услуг коммерческими банками (на примере АО "БРК - Лизинг")……………………………………………………14
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН...................................................21
3.1 Проблемы развития лизинговых операций в Республике Казахстан…….21
3.2 Пути совершенствования развития лизинговых операций в Республике Казахстан ………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………... 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 31

Файлы: 1 файл

лизинговые операции банка.docx

— 2.55 Мб (Скачать файл)

Во второй половине апреля текущего года стало известно о запуске  новой программы финансирования лизинговых сделок с бюджетом на 2013 год в размере 4 млрд тенге. В отличие  от первой, данная программа реализуется  уже на средства самого АО «ФРП «ДАМУ». Кроме этого, в число операторов, помимо лизинговых компаний, войдет также  ряд коммерческих банков. Претерпели некоторые изменения и основные параметры программы. Так, максимальный лимит финансирования на одного заемщика составил порядка 150 млн тенге, льготный период – 12 месяцев, отсутствие отраслевого ограничения по финансированию проектов СМСП и территориальное распределение средств программы, т. е. участники обязаны освоить не менее 60% от выделенной им суммы средств по программе в других регионах страны (вне городов Астана и Алматы). Изменилась также и номинальная процентная ставка по выданным займам, которая составила 14% годовых. Еще одной примечательной особенностью является увеличенный максимальный период финансирования, который теперь составляет 7 лет.

По мнению агентства, запуск подобных программ может обусловить позитивные изменения на казахстанском  рынке лизинга, для разработки и  совершенствования условий таких  программ можно обратиться к опыту  соседних стран. К примеру, аналогичная  программа поддержки действует  в России. В рамках государственной  программы финансовой поддержки  малых и средних предприятии  Российский Банк Развития предоставляет  недорогое финансирование лизинговым компаниям. При этом лизингодатели, получающие ресурсы, почти не ограничены в выборе предметов лизинга, однако должны соблюдать требования банка  по целевому направлению полученных средств на сделки с субъектами МСБ. Конечная ставка удорожания для клиента  не может превышать двойной ставки по кредиту, полученному от банка.[14]

 

<h4>3.2 Пути совершенствования развития лизинговых операций в Республике Казахстан

 

Запуск программы ФИИР (форсирование индустриально-инновационного развития) в 2010–2014 годах вкупе со стартом работы Таможенного союза и ожидаемым началом функционирования единого экономического пространства, на наш взгляд, способны вывести казахстанский рынок лизинга на качественно новый уровень. Прописанные в программе ФИИР средства достижения намеченных целей, среди которых в качестве одного из основных инструментов обновления основных фондов обозначено льготное финансирование посредством финансового лизинга, способны оказать двойной положительный эффект на отечественный рынок лизинга. Во-первых, посредством субсидирования процентной ставки будет напрямую простимулировано использование услуг лизинговых компаний для инвестиций в основной капитал. Во-вторых, реализация отдельных механизмов программы ФИИР, таких как «Дорожная карта бизнеса 2020», посредством которой планируется оздоровление предпринимательского сектора и поддержка новых бизнес-инициатив, способна существенно облегчить нагрузку на частный бизнес, что в свою очередь обусловит появление дополнительных возможностей инвестировать в основной капитал.

В то же время необходимо отметить, что в настоящий момент прогноз динамики рынка лизинга, помимо общеэкономических тенденций, обуславливается также прогнозом  климатических условий. Данное обстоятельство в свою очередь обусловлено высокой  концентрацией на рынке государственных  лизинговых компаний, чья деятельность ориентирована исключительно на сельскохозяйственный сектор. С учетом этого даже наличие таких факторов, как «эффект низкой базы» после  нескольких лет снижения объемов  рынка, а также старт государственных  программ развития и вхождение страны в Таможенный союз не позволяют оптимизму  окончательно взять верх. В связи  с этим наш прогноз роста рынка  на 2012–2013 годы является достаточно консервативным и не превышает отметки в 30%.</h4>

Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего  заинтересованным лицам достоверную  информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном бюро», который  подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами. Банки участвуют в проведении лизинговых операций непосредственно  или через создаваемые ими  специализированные дочерние компании («БТА Банк», «Народный банк» и  др.) По состоянию на 1 сентября 2010 года остатки на балансовых счетах банков второго уровня по предоставленным  им клиентам суммам в рамках финансового  лизинга составляют 9 058 540 тысяч тенге, а полученного банками – 42 149 тысяч  тенге.[18]

На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового  инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина – отечественный  рынок лизинговых услуг имеет  нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. А также отсутствие современной  инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий  для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более  сложных лизинговых операций, в том  числе на международном уровне. На рынке присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при  высоком уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости  ресурсов. Отсутствует методика оперативной  оценки эффективности лизингового  инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают  потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.

Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный  лизинг. В этом случае лизингополучатель  возвращает оборудование его владельцу  по истечении срока лизинга, а  лизингодатель получает основной доход  именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти  секьюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров  лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также  лизинговые операции.

Представляется целесообразным использование договорных механизмов распределения рисков между несколькими  банками, страховых принципов обеспечения  обязательств сторон.

На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных  вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в  качестве инвесторов одновременно выступают  три субъекта лизинга: производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной  отрасли и в сельском хозяйстве. Также необходимо отметить важность совершенствования организации  страхования лизинговых сделок.[11]

Лизинг является важным механизмом для стимулирования предпринимательства, внедрения новых технологий, обновление и увеличение основных средств, уменьшение социальной напряженности, создание дополнительных рабочих мест, привлечения инвестиций и т.д. Лизинг не требует большого стартового капитала для приобретения оборудования и дополнительного  залога, так как приобретаемый  предмет лизинга является одновременно предметом залога.

Для ускоренной реконструкции  устаревшей материально технической  базы производства особое значение приобретает  лизинг как форма предпринимательства, максимально требованиям научно-технического прогресса и гармоничного сочетания  частных и общественных интересов.

Общая ситуация в экономике  решающим образом влияет на развитие лизинга в стране. При снижении годового уровня инфляции хотя бы до 15-20% начинается инвестиционный этап реформ, когда предприятие и банки  готовы и восприимчивы к инвестированию и кредитованию, а инвесторы, видя устойчивую картину макростабилизации  и чувствуя снижение риска, готовы к  инвестированию в первую очередь  – в наиболее привлекательные для них сферы [17].

В преддверии этого этапа  важно создать хорошие условия  для инвестиций и, прежде всего, иностранные, а также оживить деловую активность.

Таким образом, на темпы и  масштабы развития лизинга в Казахстане влияет комплекс объективных и субъективных факторов и проблем общеэкономического и отраслевого характера. Одни из этих факторов и проблем препятствуют, а другие, наоборот, способствуют дальнейшему  развитию лизинга в стране.

Реальный этап развития лизинга  в Казахстане был связан с развитием  государственного лизинга. Государство  в этот период направляет на развитие лизинга в приоритетных для себя секторах экономики, в частности  в агропромышленном комплексе страны, бюджетные средства, а также долгосрочные займы и кредитные линии, полученные им по соглашению с международными финансовыми организациями и  банками. Основным достоинством участия  государства в лизинговых операциях  является то, что государственное  кредитование осуществляется на более  длительные сроки (2-5 лет) и по более  низким процентным ставкам и обходится  конечным потребителям значительно  дешевле, чем кредиты коммерческих банков (12-15% против 36-40% в тот период).

Лизинг в Казахстане в  настоящее время занимает весьма скромную долю в общем объеме инвестиций в основные средства – 0,68% против 15-20%, а то и 30% в развитых индустриальных странах.[15]

Лизинг в Казахстане лишен  того гибкого режима налогообложения, который способствует его развитию. Налоговое законодательство пока не учитывает особенностей лизингового  бизнеса. В этом отношении Казахстан  значительно отстает даже от РК. Лизинговые компании сталкиваются с  тем, что почти вся плата за лизинг от лизингополучателей по законодательству должна быть отнесена на доходы, за исключением  вычетов на амортизацию. В этом случае в чистом виде лизинговая операция будет недостаточно рентабельной из-за подоходного налога. В законе нет  также никакого прямого указания на предмет освобождения лизинговых операций и от уплаты налога на добавленную  стоимость, таможенных пошлин и тормозов при временном вводе машин  и оборудования на территорию Республики по лизинговым контрактам. Не предусмотрено  в нем и введение таких налоговых  льгот, как «инвестиционный налоговый  кредит». При введении в Казахстане, используя опыт США, такой налоговой  льготы, из суммы налога на прибыль  можно было бы высчитать в % объемы новых инвестиций в машины и оборудование со сроком службы 3 года и 10% со сроком службы 5-15 лет [18].

Необходимо ввести такой  вид лизинга, как «вторичный лизинг»  и корректировки определения  финансового лизинга в части  обязательности передачи лизингополучателя  ранее купленной у продавца техники (сезонные, оптовые и прочие скидки продавцов; возможность учёта производственной специфики, спроса и предложения  на остро дефицитную технику, возможность привлечения профессионалов для выбора и закупки оборудования). Экономия времени по доставке, предпродажной подготовке и сборке техники, появится возможность реальной оценки потенциальным лизингополучателем качества товара, его состояния, технических характеристик и пр., а также возможность осуществления закупа предмета лизинга лизингодателем у определенного поставщика по оптовой цене является экономически выгодным как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. В сравнении, если бы приобретение каждой отдельной единицы производилось по определенному заказу лизингополучателя.

Кроме того, нет четкости в законодательстве касательно перехода рисков в связи с переходом  права владения и пользования  лизингополучателю - с момента получения  предмета лизинга (как подсказывает логика и правила делового оборота) или же с момента регистрации  договора лизинга, согласно закона (ст.5 «Право временного владения и пользования  предметом лизинга переходит  к лизингополучателю в полном объеме с момента государственной  регистрации договора лизинга»).При  осуществлении ряда лизинговых сделок, например, международный лизинг или  возвратный лизинг.

Необходимо поднять вопрос и о возможности ратификации  Оттавской Конвенции, что даст дополнительные и необходимые гарантии иностранным  инвесторам по осуществлению лизинговых сделок в Казахстане. Признавая, что  экономическая и социальная реформы  являются важнейшей областью государственной  политики, считаю необходимым внести соответствующие изменения и  дополнения в ряд нормативных  правовых актов по вопросам лизинга  в максимально короткие сроки, включив  в рабочую группу специалистов, изучающих  лизинг и знающих практические проблемы развития лизинга.[16]

В сравнении с опытом развитых стран это половина достигнутого ими в настоящее время. Лизинг в большинстве стран в общем, объеме инвестиций составляет 40-50%.

Без решения существующих и вновь возникающих проблем  развитие лизинга трудно, точнее даже невозможно рассчитывать на успешную работу уже созданных и создаваемых  лизинговых компаний, банковских структур и развитие внутреннего рынка  лизинговых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<h4>ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим  рычагом, способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в  жизненно важные отрасли экономики  страны, обеспечить реальную поддержку  малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков. Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу как  инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению  не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.</h4>

Причиной широкого распространения  лизинга является ряд его преимуществ  по сравнению с другими формами  инвестирования. Основными из них  являются: инвестирование в форме  имущества в отличие от денежного  кредита снижает риск не возврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности  на переданное имущество; лизинг предполагает 100 - процентное кредитование и не требует  немедленного начала платежей, что  позволяет без резкого финансового  напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее  имущество. Часто предприятию проще  получить имущество по лизингу, чем  ссуду на его приобретение, так  как лизинговое имущество выступает  в качестве залога; лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как  предоставляет возможность обеим  сторонам выработать удобную схему  выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в  кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими; для лизингополучателя уменьшается  риск морального и физического износа и устаревания имущества, так  как имущество не приобретается  в собственность, а берется во временное пользование. Так как  платежи по лизингу не привязаны  к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет  дело с ускоренной амортизацией имущества. Лизинговое имущество не числится у  лизингополучателя на балансе, что  не увеличивает его активы и освобождает  от уплаты налога на это имущество; лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя  и, соответственно, снижает налогооблагаемую прибыль. Производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так  как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую  систему. При наличии у предприятия  альтернативы - взять кредит на покупку  оборудования или приобрести это  оборудование на определенное время  по договору лизинга - её выбор необходимо осуществлять на основе результатов  финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным  вариантом, когда: предприятие -поставщик  испытывает трудности со сбытом своей  продукции, а предприятие -будущий  лизингополучатель не имеет в достаточном объёме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования; предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве).

Информация о работе Проблемы и перспективы развития лизинга в Казахстане на примере банка АО "БРК - Лизинг"