Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность денежно-кредитной политики состоит в том, что она приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров таких как, ВНП, инфляции, уровня безработицы, и в самом общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. К этим целям можно отнести: стабильность цен, полную занятость и экономический рост. Именно поэтому выбору оптимального варианта денежно-кредитной политики уделяется большое внимание.

Содержание работы

Введение
5
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
8
1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики
8
1.2 Типы денежно-кредитной политики
11
1.3 Классификация инструментов денежно-кредитной политики
14
Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ
20
2.1 Рефинансирование банков
20
2.2 Учетная политика НБ РБ
21
2.3 Регулирование нормы обязательного резервирования НБ РБ
23
2.4 Операции на открытом рынке ценных бумаг
25
2.5 Валютная политика НБ РБ
26
Глава 3 ОЦЕНКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ
28
3.1 Анализ использования основных инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ
28
3.2 Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь
30
Заключение
37
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

5

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

8

1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной  политики

8

1.2 Типы денежно-кредитной политики

11

1.3 Классификация инструментов денежно-кредитной политики

14

Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ

20

2.1 Рефинансирование банков

20

2.2 Учетная политика НБ РБ

21

2.3 Регулирование нормы обязательного резервирования НБ РБ

23

2.4 Операции на открытом рынке ценных бумаг

25

2.5 Валютная политика НБ РБ

26

Глава 3 ОЦЕНКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ

28

3.1 Анализ использования основных  инструментов денежно-кредитной  политики НБ РБ

28

3.2 Проблемы и пути совершенствования  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь

30

Заключение

37

Список использованных источников

40

Приложения

42

Приложение 1. Ставки по операциям НБ РБ на финансовом рынке

 

Приложение 2. Коэффициенты стандартного вычета

 

Приложение 3. Размер и структура фонда обязательных резервов

 

Приложение 4. Средний официальный курс белорусского рубля по отношению к другим валютам

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Выбор темы курсовой работы обусловлен тем, что данный вопрос является жизненно важным для экономики Республики Беларусь. От эффективности деятельности Национального банка и проведения им денежно-кредитной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Тема денежно-кредитной политики является достаточно многогранной, поэтому нуждается в дополнительной разработке и доработке применительно к условиям белорусской экономики, сложившимся на современном этапе и претерпевающем постоянные изменения, поскольку экономическое состояние страны постоянно зависит от состояния кредитно-денежной системы. Необходимо учитывать опыт развитых стран, накопившийся в этой области. Все это должно ускорить развитие экономики нашей страны, в какой-то степени сделать и более эффективной.

Актуальность денежно-кредитной политики состоит в том, что она приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров таких как, ВНП, инфляции, уровня безработицы, и в самом общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. К этим целям можно отнести: стабильность цен, полную занятость и экономический рост. Именно поэтому выбору оптимального варианта денежно-кредитной политики уделяется большое внимание.

В качестве субъектов  денежно-кредитной политики выступают, в широком смысле, все юридические и физические лица, которые владеют денежными средствами. В узком смысле, центральный  банк, коммерческие банки, некоммерческие кредитно-финансовые организации, министерства и ведомства, которые влияют на ситуацию в денежно кредитной сфере.

Влияя на основные объекты монетарной политики - денежную массу, денежную базу, денежный мультипликатор, уровень и структуру процентных ставок, скорость денежного оборота, объем кредитов, и другие объекты центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании социально ориентированной  рыночной экономики. В качестве такого органа в Республике Беларусь выступает Национальный  банк, являющийся главным проводником и регулятором  денежно-кредитной политики, а также согласно Конституции относится к органам государственной власти. Национальный Банк имеет возможность влиять на инфляцию через инструменты, и, прежде всего через его процентную политику. Основными из них являются:

●обеспечение макроэкономической стабильности, в том числе конкурентоспособности отечественного производства на внешних рынках;

●либерализация ценообразования;

●создание развитого рынка капитала и рыночное формирование процентных ставок;

●наличие устойчивой банковской системы;

●устранение определяющего влияния налогово-бюджетной политики, политики доходов на денежно-кредитную политику и инфляцию.

Современная денежно-кредитная политика, являясь составной частью единой экономической политики государства, направлена на реализацию общеэкономических целей и согласованного использования доступных инструментов регулирования монетарного сектора в рамках комплексной программы.

Предметом исследования является денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

Объектом исследования являются особенности формирования, развития денежно-кредитной политики в РБ и ее перспективы развития.

Цель данной  курсовой работы изучить проводимую в Республике Беларусь денежно-кредитную политику и выявить экономические проблемы развития и основные пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

В процессе написания работы ставились следующие задачи: определить понятие, цели, задачи денежно-кредитной политики, рассмотреть типы денежно-кредитной политики, проанализировать современные инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, охарактеризовать денежно-кредитную политику нашего государства, выявить проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной      политики Республики Беларусь.

Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам организации денежно-кредитной политики. Здесь дается характеристика основных типов денежно-кредитной политики.

Во второй главе проведен анализ современных инструментов денежно-кредитной политики в РБ. Здесь рассматриваются операции на открытом рынке, политика учетной ставки и изменение норм обязательных резервов.

В третье главе работы речь идет о характеристике  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь. В рамках данного раздела определяются проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

При выполнении работы использовались методы анализа и синтеза, метод научной абстракции, а также  теоретический материал учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, статьей из журналов, интернет-ресурсов.

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

    1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика – это комбинация целей и средств (институтов), с помощью которых ее носитель (как правило центральный банк страны) посредством регулирования денег, а также косвенно спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики.

Денежно-кредитная политика осуществляется центральным банком совместно с министерством финансов, а также с другими государственными органами. Она проводится постоянно и влияет на общее состояние рынка ссудных капиталов, а также на денежное обращение в целом.

В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:

• центральный банк страны и министерство финансов;

• крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в банковской сфере системообразующую функцию (так называемые ”банки главной улицы“);

• ассоциация (союз) коммерческих банков;

• межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и валютной политики (при правительстве страны);

• валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные фонды и страховые организации;

• аналитические научные центры, специализирующиеся на исследовании национальной банковской системы.

Конечно, особо следует выделять государственную денежно-кредитную политику, которую проводят ”денежные власти“ страны. В качестве ее основных направлений выделим:

  1. стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение ее равновесного состояния;
  2. использование денежно-кредитных инструментов для регулирования национальной экономики.

Объектами денежно-кредитной политики выступают в самом общем виде спрос и предложение денег, кредитный механизм, обменный курс, денежная эмиссия.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и другие.

Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам:

  1. по границам воздействия:
  • внешние – равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса;
  • внутренние – стабилизация производства, уровень цен, обеспечение максимальной занятости населения.
  1. по времени действия:
  • конечные (общеэкономические);
  • промежуточные (монетарные);
  • тактические (операционные).

Поскольку денежно-кредитная политика – важнейшее направление макроэкономического регулирования, их конечные цели совпадают. Таковыми являются: устойчивые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса страны.

Одновременно достичь всех целей невозможно, так как если одни из них согласуются между собой, то другие находятся в состоянии противоречия.

Основными промежуточными целями, как правило, являются денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. В качестве других возможных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, объем кредита, индексы товарных цен.

Перед тем как приступить к достижению промежуточных целей, центральный банк устанавливает набор тактических (операционных) целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др. тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной. Например, если в качестве последней выбрана денежная масса, центральный банк может избрать операционной целью денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же он намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью логично выбрать межбанковскую ставку процента.

Таким образом, центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, корректировать ее в нужном направлении, определяемом планируемыми конечными результатами.

Следует отметить, что центральный банк не придерживается единожды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом.

Подводя итог вышенаписанному, можно сделать вывод о том, что денежно-кредитная политика государства представляет собой комбинацию целей и средств, с помощью которых ее носитель (как правило центральный банк страны) посредством регулирования денег, спроса на деньги и кредита стремится достигнуть целей общеэкономической политики. Существует несколько подходов к классификации целей денежно-кредитной политики.

 

    1. Типы денежно-кредитной политики

Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой  центральный банк. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать – ставку процента или объем денежной массы.

Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М.Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий:

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь