Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность денежно-кредитной политики состоит в том, что она приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров таких как, ВНП, инфляции, уровня безработицы, и в самом общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. К этим целям можно отнести: стабильность цен, полную занятость и экономический рост. Именно поэтому выбору оптимального варианта денежно-кредитной политики уделяется большое внимание.

Содержание работы

Введение
5
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
8
1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики
8
1.2 Типы денежно-кредитной политики
11
1.3 Классификация инструментов денежно-кредитной политики
14
Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ
20
2.1 Рефинансирование банков
20
2.2 Учетная политика НБ РБ
21
2.3 Регулирование нормы обязательного резервирования НБ РБ
23
2.4 Операции на открытом рынке ценных бумаг
25
2.5 Валютная политика НБ РБ
26
Глава 3 ОЦЕНКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ
28
3.1 Анализ использования основных инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ
28
3.2 Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь
30
Заключение
37
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)
  • центральный банк изменяет резервы коммерческих банков;
  • изменения в предложении денег вызывают понижение или повышение ставки процента;
  • изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;
  • изменения плановых инвестиций в свою очередь повышают или понижают уровень номинального национального дохода.

Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку. Согласно монетаристской концепции центральный банк должен регулировать предложение денег. Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой, при установлении процентных ставок по операциям центрального банка.

Жесткая монетарная политика означает поддержание на определенном уровне денежной массы при значительных колебаниях ставки процента. Это соответствует вертикальной линии предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы.

Гибкая монетарная политика представляет собой поддержание на определенном уровне ставки процента при значительных колебаниях денежной массы. Она может быть представлена горизонтальной линией предложения денег на уровне целевого значения ставки процента.

Эластичная монетарная политика означает промежуточный вариант и соответствует положительному наклону кривой предложения денег.

Выделяют 2 типа денежно-кредитной политики.

  • денежно-кредитная рестрикция (политика ”дорогих“ денег) направлена на ограничение денежной эмиссии, т.е. на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций банков, а также повышение уровня процентных ставок. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов;
  • денежно-кредитная экспансия (политика ”дешевых“ денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении, снижении уровня процентных ставок. Цели: стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение показателей по другим (асимметричность денежно-кредитной политики). Так, стимулирование инвестиций и, соответственно, рост деловой активности в экономике за счет увеличения денежного предложения могут усиливать инфляцию. В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшение состояния платежного баланса, предполагающие снижение темпов прироста денежного предложения, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели занятости. В результате при выборе денежно-кредитной политики неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и борьбы с инфляцией. Поэтому центральный банк, проводя денежно-кредитную политику, должен действовать последовательно в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития.

Таким образом, Центральный банк выбирает самостоятельно тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При этом необходимо учитывать, что денежно-кредитное регулирование способно влиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

    1. Инструменты денежно-кредитной политики

Механизм денежно-кредитного регулирования формирует условия и порядок применения методов и инструментов, определяет деятельность центрального банка по использованию этих методов и инструментов.

Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой набор инструментов, объединяемых единым признаком.

Под инструментами понимаются переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которых может быть быстро скорректирована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры.

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации методов и инструментов денежно-кредитной политики.

По характеру воздействия:

  • прямое (административное) воздействие и контроль;
  • освенные (рыночные) методы и инструменты.

По общему влиянию на рынок:

  • общие (воздействуют на систему в целом);
  • селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).

Выбор монетарным регулятором метода воздействия производится в каждом конкретном случае с учетом состояния экономики.

К административным методам денежно-кредитной политики относится использование лимитов (прямых ограничений) и запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.

Косвенные (рыночные) методы и инструменты предполагают воздействие центрального банка на поведение банков путем использования их экономических интересов. В этом случае, изменяя объем денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, центральный банк корректирует спрос на кредит и величину денежной мультипликации в экономике.

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования центрального банка, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, являются одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет реализовать ту или иную денежно-кредитную политику государства. При этом методы представляют собой набор инструментов, объединенных каким-либо общим признаком (например, характером используемых инструментов: экономических и административных и т.д.).

Основные инструменты денежно-кредитной политики. Реализация денежно-кредитной политики предполагает связь инструментов с ее конечными целями. Инструменты денежно-кредитной политики делят на основные и селективные. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

  • операции на открытом рынке;
  • изменение учетной ставки;
  • изменение резервной нормы.

Операции на открытом рынке – первый способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежно-кредитного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом).

Операции на открытом рынке во многих странах рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляют по инициативе и под контролем Центрального Банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться.

Для уменьшения количества денег в обращении национальный банк продает ценные бумаги на открытом рынке. При их покупке у коммерческих банков становится меньше денег для кредитов. Если же Национальный банк покупает ценные бумаги, то денег для выдачи кредитов будет больше.

По цели операции на открытом рынке можно классифицировать следующим образом:

  • корректирующие (защитные) операции, призванные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов;
  • структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких, например, как обменный курс национальной денежной единицы и др.).

Учетная ставка. Одной из традиционных операций центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам.

Учетная ставка – это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка – ориентир для банковских ставок по кредитам.

Учетная политика ЦБ представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность КБ посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования,  что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

При поднятии учетной ставки коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований (кредитов), что приводит к уменьшению их резервов.

В Республике Беларусь в качестве инструмента денежно-кредитной политики используется ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования представляет собой процент, который взимает центральный банк при предоставлении краткосрочного кредита коммерческому банку под залог ценных бумаг. Это минимальная процентная ставка, по которой центральный банк проводит свои активные (доходные) операции. Ставка рефинансирования привязывается к уровню доходности по государственным ценным бумагам и всегда ниже учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования) выступает своеобразным индикатором намерений денежных властей в ближайшем будущем. Данный инструмент имеет ряд недостатков.

Снижение учетной ставки может привести к оттоку капитала из страны. Невозможно точно предугадать, как повлияет изменение учетной ставки на денежную базу. Уменьшение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, однако не может заставить коммерческие банки взять кредит у центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры. Эффективность данного инструмента зависит и от возможности отыскать другие источники кредита кроме средств центрального банка.

Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается ЦБ и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка.

Обязательные резервы различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, которых они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

Изменение нормы обязательных резервов используется в основном во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка и, следовательно, на его возможности создания новых денег.

Повышение нормы ведет к сокращению избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но тогда соответственно сократятся их возможности создания новых денег. Если же банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то будут вынуждены часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что уменьшит количество денег в обращении.

Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширяет возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.

Селективные инструменты. Селективные инструменты оказывают влияние на отдельные секторы денежной сферы, обеспечивают оперативное реагирование на сложившуюся экономическую ситуацию, носят административный характер. Использование селективных инструментов объясняется необходимостью ориентации кредита на наиболее продуктивное использование и предотвращение неэффективных вариантов кредитования, не учитывающих потребности развития национальной экономики.

Таким образом, на сегодняшний день наиболее эффективными для Беларуси инструментами денежно-кредитной политики являются ставка рефинансирования Национального банка, операции на открытом рынке, норма обязательных резервов.

По окончании данной главы следует отметить, что денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Рассмотрены основные цели денежно-кредитной политики. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика, проводимая с использованием основных инструментов денежно-кредитной политики. К ним относятся: операции на открытом рынке, политика учетной ставки и изменение норм обязательных резервов. Различают денежно-кредитную рестрикцию и денежно-кредитную экспансию. От денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Следовательно, денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства.

 

ГЛАВА 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ

 

2.1 Рефинансирование банков

На данном рисунке представлена динамика ставки рефинансирования за 2012-2014 гг.

Рисунок 2.1 – Динамика ставки рефинансирования за 2012-2014 гг, % годовых

Примечание – источник: собственная разработка

 

На рисунке видно, что на начало 2012 года ставка рефинансирования составляла 45% годовых. Это довольно высокий показатель, характерный для Республики Беларусь. После своего максимального значения ставка рефинансирования постепенно начала снижаться. Она снижалась весь 2012 год и на декабрь 2012 года составила 30% годовых. Также наблюдается сокращение ставки рефинансирования и в 2013 году. 10 июня она была снижена до 23,5% годовых и остается неизменной по сей день.

Таким образом, ставка рефинансирования продолжает находиться на достаточно высоком уровне. В результате обеспечивается сохранение высокой доходности по предлагаемым банками рублевым вкладам населения, существенно превышающей доходность по депозитам в иностранной валюте и ожидаемый уровень инфляции.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь