Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность денежно-кредитной политики состоит в том, что она приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров таких как, ВНП, инфляции, уровня безработицы, и в самом общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. К этим целям можно отнести: стабильность цен, полную занятость и экономический рост. Именно поэтому выбору оптимального варианта денежно-кредитной политики уделяется большое внимание.

Содержание работы

Введение
5
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
8
1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики
8
1.2 Типы денежно-кредитной политики
11
1.3 Классификация инструментов денежно-кредитной политики
14
Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ
20
2.1 Рефинансирование банков
20
2.2 Учетная политика НБ РБ
21
2.3 Регулирование нормы обязательного резервирования НБ РБ
23
2.4 Операции на открытом рынке ценных бумаг
25
2.5 Валютная политика НБ РБ
26
Глава 3 ОЦЕНКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ
28
3.1 Анализ использования основных инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ
28
3.2 Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь
30
Заключение
37
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

2.2 Учетная политика НБ РБ

Общим методом денежно-кредитного регулирования является учетная (дисконтная) политика. В самом общем смысле она означает изменение размера процента по краткосрочным ссудам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам.

Рассмотрим коэффициент стандартного вычета. Изменение данного коэффициента за 2012-2014 года представлено в приложении 1.

В январе 2012 значение коэффициента составляло 8,68%. В марте оно уменьшилось до 3,35%. Начиная с апреля и по август 2012 года наблюдался его постепенный рост. Он увеличился с 3,66% до 4,5%. Также рост коэффициента был в октябре и декабре 2012 года и составил 4,33% и 5,01% соответственно. После этого рост коэффициента затянулся с февраля и по август 2013 года. Он вырос на 4,06% и составил 8,73%. Рост коэффициента вызван более быстрым снижением общего объема ценных бумаг, выпущенных банками.

К январю 2014 года коэффициент снижается на 4,48% и составляет 4,25%. Его уменьшение связано со снижением объемов приобретения банками выпущенных банками-резидентами облигаций, обеспеченных обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости.

Далее опять наблюдается его рост и в апреле 2014 он составляет 5,20%.

В последние годы норматив фиксированной части резервных требований остается неизменным, поэтому рассмотрим его изменение с 2000 года.

Таблица 2.1 - Норматив фиксированной части резервных требований, %

Дата начала действия

Значение норматива, %

15.01.2000

90

15.04.2005

80

15.12.2005

70

15.04.2007*

70

Продолжение таблицы 2.1

01.12.2008

60

18.11.2009

40

17.03.2010

10


 

Примечание: 1. * До 15.04.2007 норматив применялся к остатку средств фонда обязательных резервов от привлеченных ресурсов в национальной валюте; начиная с 15.04.2007 норматив применяется к остатку средств фонда обязательных резервов от привлеченных ресурсов в национальной и иностранной валюте.

                     2. Источник: [15]

Начиная с 15 января 2000 года и по 17 марта 2010 года норматив фиксированной части резервных требований постепенно снижался и снизился с 90% до 10%.

Таким образом, норматив фиксированной части резервных требований постоянно снижался. А его снижение позволяет сделать банки более мобильными в решении современных экономических задач. Кроме того, это позволяет повысить ликвидность активов.

Информация о размер и структуре фонда обязательных резервов представлена в приложении 2.

Рассмотрев данную таблицу можно сделать вывод о том, что начиная с января 2011 года и по сентябрь 2013 года фиксированная часть резервных требований постоянно увеличивалась. Только в июле 2011 года, октябре 2011 года и январе 2013 года наблюдалось незначительное снижение фиксированной части резервных требований. По состоянию на эти периоды фиксированная часть резервных требований составила соответственно 537 606,7, 556 697,4 и 1 257 779,1 миллионов рублей.

Усредняемая часть резервных требований по расчету и средняя величина фактических ежедневных остатков на протяжении рассматриваемого периода также имеют тенденцию роста. Незначительное снижение наблюдается лишь в декабре 2012 года и августе 2013 года. Также наблюдается снижение средней величины ежедневных остатков в мае и июле 2013 года.

Можно сделать вывод о том, что и фиксированная, и усредняемая часть резервных требований в 2013 году по сравнению с 2012 годом значительно возросли, что приводит к сокращению средств, которые банк мог бы использовать для активных операций.

Таким образом, анализ основных инструментов денежно-кредитной политики позволяет говорить о том, что сохраняется стратегическая направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике после кризиса. Инструменты направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков.

 

2.3 Регулирование нормы обязательного резервирования НБ РБ

Рассмотрим нормативы обязательных резервов.

Таблица 2.2 – Нормативы обязательных резервов

Дата начала действия норм

По привлеченным средствам в национальной валюте

По привлеченным

средствам в иностранной валюте

по средствам 
физических 
лиц

по средствам 
юридических 
лиц

01.05.2012

0

10.0

10.0

01.09.2012

0

10.0

12.0

01.08.2013

0

10.0

14.0

01.02.2014

0

9.0

13.0


 

Примечание – источник: собственная разработка

В данной таблице мы видим, что нормативы обязательных резервов по средствам физических лиц, привлеченным в национальной валюте,  начиная с  2012 года составляет 0% и остается неизменным и по настоящее время.

Нормативы обязательных резервов по средствам юридических лиц, привлеченным в национальной валюте, и по привлеченным средствам в иностранной валюте на 1 мая 2012 года – 10.0%. Однако по состоянию на 1 сентября 2012 года первые составили 10.0%, вторые – 12.0%, на 1 августа 2013 года первые – 10.0%, вторые – 14.0%.

На сегодняшний день нормативы обязательных резервов по средствам юридических лиц, привлеченным в национальной валюте, и по привлеченным средствам в иностранной валюте составляют соответственно 9.0% и 13.0%. По сравнению с 2012 годом нормативы обязательных резервов по средствам юридических лиц, привлеченным в национальной валюте уменьшились на 1%, а по привлеченным в иностранной валюте увеличились на 3%. Чем выше устанавливает Национальный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций.

Также следует отметить, что на протяжении с 2012 года по 2013 год норматив обязательных резервов оставался неизменным и лишь в данном году он снизился на 1% и составил 9% по средствам юридических лиц в национальной валюте.  По привлеченным средствам в иностранной валюте на протяжении с 2012 года по 2013 год норматив обязательных резервов увеличивался, но в текущем году он снизился на 1% и составил 13%.

Таким образом, за 2012-2013 гг. нормативы обязательных резервов по средствам юридических лиц, привлеченным в иностранной валюте увеличились. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Национальный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

 

2.4 Операции на открытом рынке ценных бумаг

Данные по операциям на открытом рынке начиная с февраля 2012 года и по май 2014 года представлены в приложении 3.

Срок ломбардного кредита на аукционной основе и покупки ценных бумаг на условиях РЕПО составляет не более 7 дней. По состоянию на 15 февраля 2012 года они были не выше 68,0% и не ниже ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования на тот момент составляла 43% годовых. На протяжении всего года этот показатель постоянно уменьшался и по состоянию на 12 сентября 2012 года составил не выше 50,0% и не ниже ставки рефинансирования, а ставка рефинансирования составила 30% годовых.

Затем данный процент оставался неизменным. В марте 2013 года ломбардный кредит на аукционной основе и покупка ценных бумаг на условиях РЕПО были не выше 50,0% и не ниже ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования составила 28,5% годовых. На протяжении последующего времени этот показатель уменьшался и по состоянию на 27 июля составил не выше 35,0% и не ниже ставки рефинансирования, при ставке рефинансирования – 23,5% годовых.

В последующем данный показатель опять принял тенденцию роста. 6 сентября 2013 года ломбардный кредит на аукционной основе и покупка ценных бумаг на условиях РЕПО были не выше 45,0% и не ниже ставки рефинансирования, при ставке рефинансирования – 23,5% годовых.

Затем данный процент вновь начал снижаться и по состоянию на 19 мая 2014 года он составил не выше 27,0% и не ниже ставки рефинансирования, при ставке рефинансирования – 21,5%.

Срок депозитов на аукционной основе, эмиссии краткосрочных облигаций Национального банка и продажа ценных бумаг на условиях РЕПО составляет не более 3 месяцев. По состоянию на 15 февраля 2012  года они были не ниже 30,0% и не выше ставки рефинансирования, при ставке рефинансирования 43% годовых. На протяжении рассматриваемого года этот показатель уменьшается и к 13 марту 2013 года он составил не ниже 17,0% и не выше ставки рефинансирования, при ставке рефинансирования  28,5% годовых. Этот показатель оставался неизменным до июня 2013 года. К 1 июля он возрастает и составляет не ниже 20.0% и не выше ставки рефинансирования, при ставке рефинансирования 23,5% годовых.  Депозиты на аукционной основе, эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка и продажа ценных бумаг на условиях РЕПО остается неизменный по сей день и составляет не ниже 20,0% и не выше ставки рефинансирования, при ставке рефинансирования 21,5%.

Таким образом, ломбардный кредит на аукционной основе, покупка ценных бумаг на условиях РЕПО, депозиты на аукционной основе, эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка и продажа ценных бумаг на условиях РЕПО в 2014 году значительно снизились по сравнению с 2012 годом.

 

2.5 Валютная политика НБ РБ

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам , создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Средний официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам за 2012 – 2014 г. предоставлен в приложении 4.

Из приложения мы видим, что курсы белорусского рубля по отношению к ЕВРО и доллару США значительно возросли в периоде с 2012 по 2014 год. В то же время курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю практически не изменился.

Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентам счетов в национальной валюте и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее переделы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п. 

 

ГЛАВА 3

ОЦЕНКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБ РБ

 

3.1 Анализ использования основных  инструментов денежно-кредитной  политики НБ РБ

Функционирование денежно-кредитной сферы в 2013 г. характеризовалось следующими основными процессами: отмечались негативные тенденции в динамике показателей платежного баланса и конъюнктуры внутреннего валютного рынка; в качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, Национальный банк осуществил пересмотр параметров реализации курсовой политики посредством увеличения диапазона изменений стоимости корзины и изменения ее центрального значения. Были отменены границы колебаний стоимости корзины валют и осуществлен переход к режиму управляемого плавания курса белорусского рубля в целях усиления рыночных механизмов в области курсообразования; в целях ограничения инфляционных процессов процентная политика Национального банка, была направлена на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях и снижение спроса на иностранную валюту. Процентные ставки на кредитном и депозитном рынках в течение года постепенно увеличивались, что привело к возобновлению роста срочных рублевых и валютных депозитов населения во втором полугодии 2013 г.; сохранялись значительные объемы кредитования экономики банками, в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства Республики Беларусь. При этом с июня 2013 г. Национальный банк прекратил предоставлять ресурсы для кредитования банками государственных программ; платежной системой обеспечено своевременное и безопасное проведение меж- банковских расчетов.

За 2013 год объем операций на внутреннем валютном рынке сложился на уровне 109,3 млрд. долларов США, что в целом соответствует уровню 2012 года. В течение 2013 года, в результате введения с марта ограничительных мер на валютном рынке и сохранения до октября множественности обменных курсов, наметилось отставание динамики операций на внутреннем валютном рынке относительно увеличения внешнеторгового оборота.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь