Проблемы становления и развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить основные проблемы становления и развития малого бизнеса.
На основе поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- дать понятия малого бизнеса
- определить роль малого бизнеса в экономике
- описать коммерческие организации как субъекты малого бизнеса
- исследовать проблемы развития малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения.
- проанализировать перспективы развития малого бизнеса в российской Федерации

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……………3
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике……………………….5
Понятие малого бизнеса…………………………………...……………………..5
Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………….8
Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса……………………..11
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса…………………….20
2.1 Проблемы развития малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения…………………………………………………………………………...20
Перспективы развития малого бизнеса в российской Федерации…………...24
Заключение…………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МИКРОЭКОНОМИКА

 

 

 

 

Тема:              «Проблемы становления и развития малого бизнеса»

Студентки         Мосаловой Елены Владимировны

Группы            1ЭББ1

                                                            

 

 

                                                        

 

 

                                                              Факультет учетный

                                                            Направление Экономика                                                                                                                    

                                                               Отделение очное

                                                           Научный руководитель:

                                     к.э.н. Турсунмухамедов Искандер Гайратович

                                                               

                                                                 

 

 

 

 

 

…………………….              ……………………               ……………………         

Дата поступления               Допуск к защите                  Защита работы

Работы в  деканат             Подпись преподавателя                 Оценка  

                                                                   Подпись преподавателя 

 

 

 

                                      Калуга, 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….……………3

Глава 1. Малый  бизнес – сущность и его роль в экономике……………………….5

    1. Понятие малого бизнеса…………………………………...……………………..5
    2. Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………….8
    3. Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса……………………..11

Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса…………………….20

2.1 Проблемы развития  малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения…………………………………………………………………………...20

    1. Перспективы развития малого бизнеса в российской Федерации…………...24

Заключение…………………………………………………………………………...29

Список литературы…………………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение

Малый и средний  бизнес в рыночной экономике —  ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве  стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую  долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия . Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Государство, сознавая важную роль малого предпринимательства  в рыночной экономике на начальном  этапе становления и развития, разработало и реализовало ряд  мероприятий по его поддержке. В  начале 90-ых годов прошлого века были приняты законы о поддержке малых предприятий, создавалась инфраструктура малого бизнеса, формировалась сеть федеральных и региональных Фондов поддержки предпринимательской деятельности, разрабатывалась, и принимались федеральные и региональные программы поддержки малых предприятий.

Развитие малых  и средних предприятий  имеет  ряд преимуществ в сравнении  с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку  экономики, предоставляет широкую  свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.

Но не стоит  забывать и о препятствиях, сопровождающих становление и развитие малого  бизнеса. Зачастую, функционирование того или иного малого предприятия становится невозможным, в связи с возникающими проблемами, что в свою очередь может привести к серьезным последствиям. Соответственно здесь стоит обозначить и перспективы  дальнейшего развития малого бизнеса и пути разрешения проблем.

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить основные проблемы становления и развития малого бизнеса.

На основе поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- дать понятия  малого бизнеса

- определить  роль малого бизнеса в экономике

- описать коммерческие организации как субъекты малого бизнеса

- исследовать проблемы развития малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения.

- проанализировать перспективы развития малого бизнеса в российской Федерации

Предмет работы: механизмы функционирования малого предпринимательства в отечественной экономике.

Методической  базой работы является труды отечественных и зарубежных специалистов, по рассматриваемым проблемам, таких как Касьянов А.В., Брагина Е. В., Люсов А.Н., Скребнев Э.В., Шулус А.К.

Глава 1. Малый  бизнес – сущность и его роль в экономике

    1. Понятие малого бизнеса               

Понятия предпринимательства  и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, И. Тюнен, И. Шумпетер, П. Друкер и др. Каждый из них акцентировал внимание на разных составляющих предпринимательской деятельности. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия "предприниматель" - это человек, который оценил выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [8, с. 160].

С переходом  экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом  развития малого бизнеса в нашей  стране в научную литературу и  официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.[4 c.11]

Термин «бизнес» имеет английское происхождение  и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. [7 c.15]

Бизнес —  самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную  ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. [15 c.21]

В одном из английских учебников по бизнесу дается и  такое определение: «Бизнес —  это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. [17 c.9]

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». [11 c.22]

В большинстве  определений подчеркивается, что  бизнес — деятельность частных лиц  и организаций, т.е. бизнес основан  на частной, негосударственной форме  собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу. [10 c.26]

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:

От 1 до 20 – ремесленные;

От 20 до 100 – малые;

От 100 до 500 – средние предприятия.

Известно, что сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных  рынках и непосредственно связанных  с массовым потребителем товаров  и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Что в свою очередь благоприятно влияет на их дальнейшее развитие.[ http://www.bibliotekar.ru/]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Роль малого бизнеса в экономике.

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, правильнее рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

Рассматривая  с  экономической стороны, роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

  • доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доля малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей ве­личине;
  • доля основного капитала, функционирующего в малом биз­несе;
  • доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением  значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Например, в  США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%. [5 c.34]

Информация о работе Проблемы становления и развития малого бизнеса