Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:28, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить основные проблемы становления и развития малого бизнеса.
На основе поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- дать понятия малого бизнеса
- определить роль малого бизнеса в экономике
- описать коммерческие организации как субъекты малого бизнеса
- исследовать проблемы развития малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения.
- проанализировать перспективы развития малого бизнеса в российской Федерации
Введение………………………………………………………………….……………3
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике……………………….5
Понятие малого бизнеса…………………………………...……………………..5
Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………….8
Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса……………………..11
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса…………………….20
2.1 Проблемы развития малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения…………………………………………………………………………...20
Перспективы развития малого бизнеса в российской Федерации…………...24
Заключение…………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема: «Проблемы становления и развития малого бизнеса»
Студентки Мосаловой Елены Владимировны
Группы 1ЭББ1
……………………. …………………… ……………………
Дата поступления Допуск к защите Защита работы
Работы в деканат Подпись преподавателя Оценка
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике……………………….5
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса…………………….20
2.1 Проблемы развития малого
бизнеса на современном этапе и пути их
разрешения……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия . Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Государство, сознавая важную роль малого предпринимательства в рыночной экономике на начальном этапе становления и развития, разработало и реализовало ряд мероприятий по его поддержке. В начале 90-ых годов прошлого века были приняты законы о поддержке малых предприятий, создавалась инфраструктура малого бизнеса, формировалась сеть федеральных и региональных Фондов поддержки предпринимательской деятельности, разрабатывалась, и принимались федеральные и региональные программы поддержки малых предприятий.
Развитие малых и средних предприятий имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.
Но не стоит забывать и о препятствиях, сопровождающих становление и развитие малого бизнеса. Зачастую, функционирование того или иного малого предприятия становится невозможным, в связи с возникающими проблемами, что в свою очередь может привести к серьезным последствиям. Соответственно здесь стоит обозначить и перспективы дальнейшего развития малого бизнеса и пути разрешения проблем.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить основные проблемы становления и развития малого бизнеса.
На основе поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- дать понятия малого бизнеса
- определить
роль малого бизнеса в
- описать коммерческие организации как субъекты малого бизнеса
- исследовать проблемы развития малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения.
- проанализировать перспективы развития малого бизнеса в российской Федерации
Предмет работы: механизмы функционирования малого предпринимательства в отечественной экономике.
Методической базой работы является труды отечественных и зарубежных специалистов, по рассматриваемым проблемам, таких как Касьянов А.В., Брагина Е. В., Люсов А.Н., Скребнев Э.В., Шулус А.К.
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике
Понятия предпринимательства
и предпринимательской
С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.[4 c.11]
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. [7 c.15]
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. [15 c.21]
В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. [17 c.9]
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». [11 c.22]
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу. [10 c.26]
Как показывает
мировая и отечественная
От 1 до 20 – ремесленные;
От 20 до 100 – малые;
От 100 до 500 – средние предприятия.
Известно, что сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Что в свою очередь благоприятно влияет на их дальнейшее развитие.[ http://www.bibliotekar.ru/]
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение
малого предпринимательства с
Рассматривая с экономической стороны, роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%. [5 c.34]
Информация о работе Проблемы становления и развития малого бизнеса