Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:28, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить основные проблемы становления и развития малого бизнеса.
На основе поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- дать понятия малого бизнеса
- определить роль малого бизнеса в экономике
- описать коммерческие организации как субъекты малого бизнеса
- исследовать проблемы развития малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения.
- проанализировать перспективы развития малого бизнеса в российской Федерации
Введение………………………………………………………………….……………3
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике……………………….5
Понятие малого бизнеса…………………………………...……………………..5
Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………….8
Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса……………………..11
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса…………………….20
2.1 Проблемы развития малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения…………………………………………………………………………...20
Перспективы развития малого бизнеса в российской Федерации…………...24
Заключение…………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………
Акционерное общество
Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число равных долей - акций. Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций. Акционерами могут быть граждане (физические лица) или юридические лица, принявшие решение об его учреждении. Решение об учреждении АО принимается учредительным собранием. Число учредителей открытого АО не ограничено, а закрытого АО не может превышать 50 человек. Акционерное общество может быть создано одним лицом, которое принимает решение о создании АО единолично. Однако АО не может быть учреждено другим хозяйственным обществом, которое состоит из одного лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями АО.
Акционерные общества бывают двух типов: закрытые и открытые. Акции открытых обществ распространяются в свободной продаже, акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Учредительным документом АО является устав, требования которого обязательны для всех органов акционерного общества и его акционеров. Он должен содержать следующие сведения:
АО имеет фирменное наименование, содержащее указание на организационно- правовую форму и тип АО (открытое или закрытое). АО может иметь полное или сокращенное наименование на различных языках. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Сумма уставного капитала общества определяется национальным законодательством страны. Акционерное общество имеет право выпускать обыкновенные, а также один или несколько типов привилегированных акций, номинальная стоимость последних не должна превышать 25% уставного капитала АО. При учреждении акционерного общества его акции должны быть среди учредителей. Все акции общества являются именными. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров). На годовом собрании акционеров решаются вопросы: об образовании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии; утверждение годовых отчетов, счетов прибылей и убытков АО, распределение его прибылей и убытков и др. [10 c.94]
Частное предприятие
Из гражданского законодательства не вытекает, что индивидуальные (частные) предприятия также можно отнести к субъектам малого бизнеса, однако в зависимости от численности занятых работников они должны относиться к малым предприятиям. Частное предприятие - вид предприятия, в котором субъектом является одно физическое лицо, несущее полную ответственность перед кредиторами и самостоятельно управляет всеми стадиями производственной и коммерческой деятельности.
Название частного
предприятия должно содержать фамилию
и имя основателя. Если собственных
средств для ведения дел
Частное предприятие – это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя и собственника. Все остальные в нем являются наемными работниками. [17 c.201]
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
2.1 Проблемы развития малого бизнеса на современном этапе и пути их разрешения.
Сдерживают
развитие малого бизнеса ряд факторов.
Во-первых, это чисто технические
проблемы, связанные с регистрацией предприятия,
получением лицензий, открытием банковских
счетов, сбором справок и другими административными
барьерами.
Во-вторых, нормальное развитие малого
бизнеса сдерживает слабая материально-техническая
база: нехватка или недопустимость помещений,
оборудования, современных технологий,
квалифицированных кадров, правовой поддержки,
достоверной информации, государственного
участия в программах поддержки малого
бизнеса.
В-третьих, серьезное влияние на малый
бизнес оказывают финансовые проблемы,
связанные с легализацией доходов и капитала,
уклонением от уплаты налогов, ведением
двойной бухгалтерии.
В-четвертых, это проблема получения
кредитов для развития бизнеса и обслуживания
оборота капитала. Основную роль в финансовой
поддержке предпринимательства призвана
сыграть налоговая политика. Система налогообложения
должна стимулировать повышение технического
уровня предприятий, насыщение потребительского
рынка, развитие производств, использующих
вторичные ресурсы и тем самым способствующих
оздоровлению окружающей среды. В регионах
с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно
стимулировать налоговыми льготами развитие
предпринимательства, поглощающего свободную
рабочую силу. Сегодня фактически идет
откровенное подавление малого бизнеса.
Падение малых предприятий идет в результате
налогообложения, в принципе не позволяющего
работать. И что из этого следует? А из
этого следует то, что наиболее работоспособная
деловая часть идет в основном в теневой
оборот. По некоторым оценкам, эффективные
предприниматели, как правило, 90% оборота
держат в тени. В социальном плане они
становятся финансовой основой криминального
мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства
предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление
этого сектора будет способствовать не
только росту доходов местного бюджета,
но и улучшению социальных условий жизни
населения и оздоровлению окружающей
среды, не только природной.
Финансовая
поддержка частного, особенного малого
предпринимательства должна стать
задачей региональных фондов, учредителями
которых наряду с местными органами власти
могут выступать все заинтересованные
предприятия и организации, расположенные
в регионе и за его пределами. Фонды будут
участвовать в разработке и реализации
федеральных и региональных программ,
направленных на поддержку предпринимательской
деятельности, осуществлять финансовую,
материально-техническую, организационно-методическую
поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих
на монополизированные прежде рынки товаров
и услуг, участвовать в привлечении отечественных
и иностранных инвестиций и кредитов.[ http://smallbusinesses.ru/]
Малое предпринимательство в России
не может сформироваться и окрепнуть без
всемерной государственной поддержки.
Как правило, любая постановка проблем,
сопряженных с малым бизнесом, выходит
на состояние, тенденции и задачи его государственной
поддержки. В этом не может быть ничего
удивительного или неожиданного: именно
слабость, неопределенность, робость такой
поддержки (особенно если иметь в виду
не декларации, а реальные дела) является
одним из важнейших факторов, не позволяющих
малому бизнесу в России обрести твердую
почву под ногами и тем самым создать важную
опору для выхода страны из сковывающего
ее затяжного экономического кризиса.
Очень важно, что население убедилось
в необходимости малого бизнеса, так как
он может активно воздействовать на экономическую
конъюнктуру, на обеспечение товарами
народного потребления.
Главное условие для развития малого
бизнеса - нормальное функционирование
экономики. Иначе, он будет уходить в тень.
Только при условии существенного ограничения
коррупции и снижения налогового гнета
примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки
для выхода малого бизнеса из «теневой»
экономики.
Малый бизнес является сектором выживания,
втягивающим в реформаторский процесс
людей, потерявших работу, военнослужащих,
увольняемых в запас и практически единственным
сектором оздоровления серьезно «больных»
переходных общественных групп. Малые
предприниматели все менее зависят от
государства и могут, расширяя сферу своей
деятельности, уменьшить остроту безработицы.
В результате сектор малого предпринимательства
может способствовать обеспечению в определенной
степени экономической и политической
стабильности в обществе. [2 c.57]
В странах, где малые и средние фирмы
развиваются десятилетиями, эта сфера
экономики устойчиво создает до 50-60% ВВП.
По данным экспертов ООН, в мире малым
бизнесом занято более 50 % населения.
Малое предпринимательство по территориальной
принадлежности, своей сути - дело региональное,
местное. Малое предпринимательство стало
одним из существенных источников налоговых
поступлений и насыщения региональных
и местных рынков товарами и услугами
на базе развития таких сфер, как производственная,
агропромышленная, строительная, инновационная,
медицинская. Сегодня свободный труд и
свободный мелкий собственник быстрее
вписываются в новые информационные и
социальные технологии. Общество и экономика
с крупномасштабными машинными и автоматизированными
производствами, огромными производственными
мощностями, сконцентрированными на больших
площадях крупных предприятий, с десятками
тысяч работников теряют социальную перспективу.
Малые предприятия создаются именно «под
рынок», они способны быстро перестраиваться
в связи с изменением конъюнктуры, диверсифицировать
свою деятельность, они не держат лишних
работников, ими, в конце концов, управляют,
как правило, наиболее экономически активные
и способные люди. Все это создает предпосылки,
благоприятствующие развитию малого предпринимательства.[16
c243]
Весьма существенными препятствиями
на пути становления и развития малых
предприятий в России являются нехватка
квалифицированных кадров, отсутствие
надлежащей системы материально-технического
снабжения, условий для внешнеэкономической
деятельности. В последние несколько лет,
по крайней мере, после 1998г. и до первой
половины 2001г., российское малое предпринимательство
остановилось на «точке замерзания» -
875,5 тыс. малых предприятий(МП) и 3,5 - 4 млн.
индивидуальных предпринимателей. Это
свидетельствует о том, что данный сектор
экономики столкнулся с рядом серьезных
проблем, решение которых будет способствовать
не только дальнейшему развитию малого
бизнеса, но и совершенствованию его структуры.
[http://smallbusinesses.ru/]
Надо помнить, что так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. [11 c 113]
Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 – 17% [14 , С.54].
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.
Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объем произведенной ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.
Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.
Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2010г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании [13, С.10].
Несмотря на достаточно высокую производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7%, а численность занятых – на 4%.
По сравнению
с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых
предприятий, как по числу хозяйствующих
субъектов, так и по количеству работников
отмечено также в промышленности
(число предприятий и
Возрастает
роль малых предприятий, выпускающих
наукоемкую продукцию – они наращивают
научно-технический и
Деятельность
малого бизнеса в сфере услуг
значительно активнее и разнообразнее.
Объем платных услуг населению
на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых
индивидуальными
Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.
Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах [6, С. 110].
Рост числа
новых малых предприятий,
Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
Информация о работе Проблемы становления и развития малого бизнеса