Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
- Государственные доходы……………………………………………..…………5
- Понятие, сущность и классификация доходов государства..…………5
- Источники доходов государства и методы их формирования…..…...10
- Анализ доходов государства за 2007 – 2010 годы………………………..…..14
- Анализ структуры и динамики государственных доходов………….14
- Анализ государственного долга…………………………………….…16
- Прогноз увеличения доходов государства за 2011 – 2013 годы……………..19
- Увеличение бюджетных доходов……………………………………...19
- Доходы внебюджетных фондов………………………………….….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...….…………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….……..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………30
Введение
Каждая семья ежемесячно
продумывает свои расходы из имеющихся
доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство
из нас не задумывается о его роли
в нашей жизни. Бюджет является основой
не только для каждой семьи, но и
для каждого города, района, государства.
Для каждого государства
необходим такой процесс, как
роспись доходов, поступающих в
распоряжение органов государственной
власти, и производимых ими расходов.
Бюджет государства - центральное звено
финансовой системы страны. Его главное
назначение - с помощью финансовых
средств создать условия для
эффективного развития экономики и
решения общегосударственных социальных
задач. Таких, например, как обеспечение
населения общественными товарами
и услугами, перераспределение доходов,
стабилизация экономики. Общественные
товары и услуги - дороги, пожарная охрана,
правоохранительные службы, национальная
оборона, общественные школы и клиники
- служат большому числу людей и не могут
быть произведены в рамках частного предпринимательства.
Правительственные программы борьбы с
бедностью предусматривают перераспределение
доходов людей, с избытком зарабатывающих
себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения.
Программы по стабилизации экономики
направлены на нейтрализацию колебаний
деловой активности в обществе. Все эти
задачи не могут быть решены без соответствующего
финансового обеспечения. Поэтому государство
аккумулирует определённую сумму денежных
средств (доходы государственного бюджета),
а затем распределяет их по целевому назначению
(расходы бюджета государства). В странах
с рыночной экономикой основным источником
доходов являются налоговые поступления
- до 90% всех доходов бюджета государства.
Если этих поступлений оказывается недостаточно
для покрытия расходов правительства,
последнее прибегает к займам государственным,
также составляющих доходную статью государственного
бюджета, пособий ветеранам войны и т.д.
Кроме того, к расходной статье бюджета
государства относится выплата процентов
по государственному долгу. Таким образом,
государственный бюджет является финансовым
планом, сопоставляющим ожидаемые доходы
и расходы. Когда последние равны между
собой, бюджет называется сбалансированным.
Когда доходы превышают расходы, эта разница,
является положительным сальдо, или бюджетным
профицитом. Когда бюджетные расходы больше
доходов, то разница называется отрицательным
сальдо, или бюджетным дефицитом.
Данная работа направлена
на подробное рассмотрение доходов
государственного бюджета. Доходы государственного
бюджета - часть централизованных финансовых
ресурсов государства, необходимых для
выполнения его функций; финансовая база
деятельности государства.
Доходы государственного
бюджета выражают экономические
отношения, возникающие в процессе
формирования основного общегосударственного
фонда денежных средств. Формой проявления
этих отношений выступают различные
виды платежей юридических и физических
лиц в бюджет,
По своему материально-вещественному
воплощению доходы бюджета представляют
собой денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном
порядке, в соответствии с действующим
в стране бюджетным и налоговым
законодательством, в распоряжение
органов государственной власти
и местного самоуправления. Их состав,
формы мобилизации зависят от
системы и методов хозяйствования,
а также от экономических задач,
решаемых обществом в тот или
иной период.
Состав доходов государственного
бюджета определяется Бюджетным
кодексом Российской Федерации и законами
о государственном бюджете на соответствующий
бюджетный год.
В первой главе я рассмотрю
такие вопросы как: понятие, сущность
и классификация доходов государства,
а так же роль и методы формирования.
Вторая глава посвящена анализу
доходов периода 2007 – 2010 годов. И
в третьей будет выведен прогноз
доходов государственного бюджета
на период 2011 – 2013 годы. В приложения
будут вынесены статистические данные
взятые с официального сайта Министерства
Финансов Российской Федерации.
1. Государственные
доходы
1.1 Понятие, сущность
и классификация доходов государства
Государственные доходы в
правовой литературе определяются как
различные денежные ресурсы, поступающие
в процессе распределения и перераспределения
части национального дохода общества
в распоряжение (собственность) государства
и используемые им для финансирования
потребностей, возникающих при осуществлении
им своих задач и выполнения соответствующих
функций. Государственные доходы составляют
финансовую основу деятельности государства.
В науке финансового права
разработано положение, согласно которому
все государственные доходы подразделяются
на централизованные и децентрализованные.
В соответствии со ст. 6 БК РФ
"доходы бюджета – денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством
РФ в распоряжение органов государственной
власти РФ, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления,
за исключением средств, являющихся в
соответствии с настоящим Кодексом источниками
финансирования дефицита бюджета».
Понятие "государственные
доходы" более объемное, чем понятие
"доходы федерального бюджета и
бюджетов субъектов Федерации", хотя
последние и составляют основную
часть государственных доходов.
Итак, государственные доходы
- это часть национального дохода
страны, обращаемая в процессе его
распределения через различные
виды денежных поступлений в собственность
и распоряжение государства с
целью создания финансовой базы для
выполнения его задач по осуществлению
социально-экономической политики,
обеспечению обороны и безопасности
страны, а также необходимой для
функционирования государственных
органов.
Доходы являются результатом
производства, коммерческой, посреднической,
иной целенаправленной деятельности и
возникают на стадии распределения
вновь созданного продукта и услуг.
Диалектика доходов состоит в
том, что они могут иметь промежуточный
характер, то есть после своего формирования
вступают в новый этап распределения,
или могут служить в качестве
конечных доходов, переходя в новую
стадию воспроизводства - обмен (под
конечными доходами понимаются доходы,
непосредственно используемые на накопление
и потребление). Промежуточный характер
доходов проявляется в том, что
доходы одного субъекта хозяйствования
формируются за счет расходов другого:
например, расходы предпринимательского
сектора при уплате подоходного налога
являются доходами государства, или расходы
государства на социальные цели являются
доходами отдельных групп населения.
В результате распределения
валового общественного продукта образуются
первичные доходы государства, отдельных
предприятий, хозяйственных организаций
и населения. Первичные доходы подвергаются
сложным процессам распределения
и перераспределения, в которых
важную роль играют финансы. В результате
этих процессов образуются фонды
денежных средств, и прежде всего
государственный бюджет.
Посредством финансов изымается
часть доходов населения для
удовлетворения общегосударственных
потребностей; подвергается распределению
доход (прибыль) предприятий - одна часть
его поступает в бюджет, другая
остается на предприятиях и используется
на внутрихозяйственные потребности.
Первичные доходы населения
перераспределяются также путем
оплаты услуг, оказываемых учреждениями
непроизводственной сферы деятельности.
Эти поступления составляют доходы
предприятий непроизводственной сферы
(например, бытового обслуживания населения,
жилищно-коммунального хозяйства
и т.д.). Таким образом, доходы выступают
в качестве самостоятельной экономической
категории, выражающей отношения людей
по поводу распределения стоимости
общественного продукта по субъектам
хозяйствования.
Материально-вещественной стороной
понятия доходов является определение
денежные средства, сосредоточиваемые
у государства, хозяйствующих субъектов
и населения.
Экономическая природа государственных
доходов и их организация обусловлены
системой хозяйствования, политической
и экономической ролью государства.
Для каждой общественно-экономической
формации характерна присущая ей система
государственных доходов, обусловленная
уровнем развития товарно-денежных
отношений, способом производства, природой
и функциями государства.
Классификация государственных
доходов позволяет глубже понять
их экономическую природу, состав и
целевую направленность, принципы формирования,
то есть всю систему государственных
доходов.
В своей работе хочу представить
следующую классификацию доходов:
- по социально-экономическому признаку (основана на «существующем различии форм собственности, закрепленных Конституцией РФ (ч. 2. ст. 8)») -- доходы, поступающие от:
- государственных предприятий и организаций;
- муниципальных организаций и предприятий; негосударственных организаций и предприятий;
- совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
- граждан;
- по территориальному признаку:
- федеральные;
- региональные;
- местные;
- по методу мобилизации -- государственные и муниципальные доходы подразделены на обязательные и добровольные доходы, при этом к обязательным относят большую часть поступлений в бюджет, они являются безвозвратными и безвозмездными.
Хочу подчеркнуть, что
признак безвозмездности присущ
не всем видам государственных доходов.
Например, сборы имеют в качестве
своей основной характеристики, кстати,
отличающей их от налогов, индивидуальную
возмездность; возмездными являются также
поступления от использования государственной
собственности, от оказания платных услуг
государственными органами. Необязательные
- средства, привлекаемые в виде займов,
пожертвований и др.;
- по форме образования:
- налоговые:
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы от капитала;
- подоходный налог с физических лиц;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ;
- федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- налог с продаж;
- единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;
- налоги на имущество:
- налог на имущество физических лиц;
- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость;
- налог на наследование или дарение;
- платежи на пользование природными ресурсами:
- платежи на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- лесной налог; а водный налог;
- экологический налог;
- земельный налог;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:
- таможенная пошлина;
- таможенные сборы;
- прочие налоги, пошлины и сборы:
- государственная пошлина;
- взносы в государственные фонды;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- налог на рекламу;
- неналоговые:
- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;
- проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета;
- проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
- перечисление прибыли Центрального банка РФ;
- платежи от государственных и муниципальных организаций;
- плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам;
- прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
- поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;
- поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
- доходы от продажи квартир;
- доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, другого оборудования;
- доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность;
- доходы от реализации государственных запасов;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- прочие неналоговые доходы;
- безвозмездные перечисления:
- от бюджетов других уровней;
- от государственных внебюджетных фондов;
- от государственных организаций;
- от наднациональных организаций;
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;
- доходы целевых бюджетных фондов:
- дорожные фонды;
- экологические фонды;
- фонд развития таможенной системы РФ;
- государственный фонд борьбы с преступностью;
- фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ;
- целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.
- по получателю дохода:
- Российская Федерация;
- субъекты Российской Федерации;
- муниципальные образования.
1.2 Источники доходов
государства и методы их формирования
Централизованные государственные
доходы формируются в основном за
счет налоговых поступлений, доходов
от внешнеэкономической деятельности,
платежей населения.
Децентрализованные государственные
доходы - образуются из денежных доходов
и накоплений самих предприятий.
В составе централизованных
государственных доходов основное
место занимают доходы бюджета,
за счёт которых обеспечивается
решение экономических и социальных
задач развития общества. Помимо
их к централизованным государственным
доходам относятся ресурсы государственных
внебюджетных фондов - социального
страхования, пенсионного, фонда
занятости населения и др.
Объектами бюджетных
отношений являются прибыль и
заработная плата, налоговые платежи
с которых являются источником
формирования бюджетных доходов.
Объектом государственно–кредитных
отношений являются временно свободные
финансовые ресурсы предприятий (организаций,
учреждений) и сбережения населения.
Главным источником
формирования государственных доходов
является национальный доход.
Но иногда, особенно в период
наступления чрезвычайных обстоятельств
(война, крупное стихийное бедствие
и т.п.), в качестве источника
государственных доходов может
выступать ранее накопленное
национальное богатство.
Все источники государственных
доходов можно разделить на
две группы - внутренние и внешние.
К внутренним государственным
доходам относятся национальный
доход и национальное богатство,
создаваемые внутри страны и используемые
государством для выполнения присущих
ему функций.
К внешним государственным
доходам относится национальный
доход, а в исключительных случаях
- и национальное богатство другой
страны, если они заимствуются в
форме государственных займов или
поступают в виде репарационных
платежей.
Состав государственных
доходов в значительной мере
обусловлен методами, с помощью
которых государство аккумулирует
необходимые ему денежные средства.
В условиях рыночной экономики
основными методами мобилизации
государственных доходов являются
налоги (в разных их формах), займы
и эмиссии. Совокупность всех
видов государственных доходов
составляют систему государственных
доходов, которая призвана решать
не только фискальные, но и
экономические задачи - стимулировать
рост производства и повышение
его эффективности, влиять на
размещение производительных сил
по территории страны, содействовать
ускорению научно-технического прогресса.