Пути повышения конкурентоспособности фирмы ООО Старательской артели «Кварц»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы – нахождение повышения путей конкурентоспособности ООО Старательской артели «Кварц», состоящая из восьми подразделений. Вид деятельности: добыча и переработка вольфрамовых, флюоритовых руд, добыча россыпного золота, вскрышные работы на угольных разрезах.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
анализ основных средств;
оценка трудовых ресурсов;
анализ финансового состояния;
анализ структуры себестоимости;
разработка мероприятий по улучшению конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение 7
1 КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И УСТОИЧИВОСТИ НА РЫНКЕ 8
1.1 Стратегическое планирование на предприятии 8
1.2 Понятие конкурентоспособности 19
1.3 Методы оценки конкурентной позиции предприятия на рынке 26
1.4 Характеристика отрасли 29
2 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ СТАРАТЕЛЬСКОЙ АРТЕЛИ «КВАРЦ» 34
2.1 Характеристика предприятия 34
2.2 Краткая характеристика участков и показатели деятельности артели
«Кварц» 35
2.3 Плановые показатели участков С/а «Кварц» 41
2.3.1 Гарсонуйский рудник (Флюоритовое месторождение) 41
2.3.2. Бом-Горхонский рудник (Месторождение вольфрама) 42
2.3.3 «Волокатуй», «Большая Дабиха» (Прииски) 43
2.4 Обеспеченность запасами Старательской артели «Кварц» 45
2.5 Анализ деятельности ООО с/а «Кварц» за период 2005-2007 гг. 48
2.5.1 Анализ наличия и использование основных средств 48
2.5.2 Анализ динамики производства и реализации продукции 48
2.5.3 Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности 52
2.6 Портфельный анализ подразделений С/а «Кварц» 56
2.7 Основные конкуренты Старательской артели «Кварц» 57
2.8 SWOT- анализ Старательской артели «Кварц» 58
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ КУРЕНТОСПОСОБНОСТИ С/А «КВАРЦ» 60
3.1 Проведение разведочных работ 60
3.2 Федеральная целевая программа экономического и социального
развития 62
3.3 Снижение текущих затрат 64
3.4 Мероприятия по стабилизации персонала 67
Заключение 70
Список использованныхисточников

Файлы: 1 файл

1.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

-влияние экономики  на масштабы производства, транспортировка, маркетинг;

-является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;

-наблюдается ли в  отрасли сильная зависимость  стоимости единицы продукции  от  кумулятивной величины объема производства;

- прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.

   Совместимость сегмента рынка определяется тем, насколько имеющиеся у фирмы корневые компетенции совпадают с ключевыми компетенциями данного рынка.

Следующим показателем, необходимым для принятия решения о выборе направления деятельности, выступает привлекательность рынка, которая определяется следующими параметрами:

  1. относительный размер рынка;
  2. относительная доходность;
  3. цикличность спроса;
  4. дифференциация товара;
  5. абсолютные затраты на вход и выход с рынка;
  6. рост рынка;
  7. наличие зарубежных рынков;
  8. престижность отрасли;
  9. «откатоемкостъ» (налоговые изъятия)

 

1.2 Конкурентные стратегии

 

Анализ конкурентной среды, структуры конкурентных сил изучение конкурентов, понимание фирмой своего положения в конкурентной среде позволяет разработать и соответствующую стратегию поведения в конкурентной борьбе.  Ф. Котлером и Р. Терн. выделяются четыре позиции:

 

Таблица 1.1 –  Характеристика конкурентных стратегий

 

 ПОЗИЦИЯ

 лидера на рынке

бросающего вызов рыночному окружению

последователя

знающего свое место на рынке

Реализация 

расширить общий рынок продукта

захват дополнительных частей рынка

отсутствие стремление атаковать  лидера

строгая специализация

расширить свою долю на рынке

четкое определение границ

четкая охрана своего рынка

внимательно изучать свой участок на рынке

сохранить имеющуюся долю рынка

Возможности

придерживаться стратегии инновации

атаковать лидера

удерживать своих клиентов

развиваться только в пределах четко  выверенных допустимых темпов роста

базироваться на ведущих  позициях

атаковать более слабого и мелкого  конкурент

иметь сильного и влиятельного руководителя

использовать стратегию  закрепления

 

сохранять конкурентную силу

Реализовать стратегию конфронтации

целью доставить беспокойство конкуренту

Окончание таблицы 1.1

Концентрируется

на поддержании приемлемых цен и на обновление продукта за счет новых размеров

установление на продукцию цен, более низких по сравнению с ценами на продукцию атакуемого;

внимание на прибыли

на поиске и захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса или временно не заняты более сильными конкурентами

выведение на рынок нового продукта и создание новых потребностей;

улучшение обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки товаров;

улучшение и расширение систем сбыта  и распределения

улучшение и усиление рекламы и  систем продвижения продукта


 

 

В заключение следует  указать, что иногда рынок характеризуется  отсутствием ярко выраженных лидеров и наличием большого числа относительно небольших конкурентов.

Существуют три основные области выработки стратегии  фирмы на рынке. Первая область связана  с лидерством в минимизации издержек производства. Вторая область выработки  стратегии связана со специализацией в производстве продукции. Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.

Обратимся к областям, через которые в основном определяются стратегии:

- установление более низких цен на продукцию, чем цены на продукцию атакуемого;

- выведение на рынок нового продукта и созданию новых потребностей;

- улучшение обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки товаров;

- улучшение и расширение системы сбыта и распределения;

- усиление и улучшение рекламы и систем продвижения продукта.

Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают к  множеству различных форм и методов  конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом.

Реализация стратегии  всегда является самой сложной стадией  в любом процессе. Ключевая роль в выполнении стратегии принадлежит  руководству организации, которая  определяет две задачи для предприятия: проведение стратегических изменений и мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии.

Конкурентоспособность предприятия

Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.

Наряду с концентрацией  уровень конкурентоспособности  будет определяться такими факторами, как развитие производства новых  видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

Все более очевидным  становится то, что главной характерной  чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность.

Для того чтобы в наиболее короткие сроки с минимальными вложениями и  выйти на намеченные рубежи, многие компании собираются сосредоточить усилия на трех главных направлениях:

-комплексной автоматизации производственных процессов;

-совершенствование форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технологической базы;

-развитие кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, активности и лояльности каждого работника.

Именно такая конкуренция  ресурсов считается наиболее перспективной  для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения.

Для того чтобы компания стала конкурентоспособной необходимо:

1. Обеспечить  конкурентоспособность  выпускаемой продукции в целевых  сегментах рынка. Под конкурентоспособностью  товара подразумевается оцененное  потребителем свойство объекта  превосходить в определенный  момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкурентном сегменте рынка без ущерба для производителя.

2. Поднять потенциал  конкурентоспособности предприятия,  а следовательно и его подразделений,  до уровня мировых производителей  в данной отрасли. Этот показатель  характеризует возможность успешной работы организации в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует светлое будущее.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

1. Цена товаров и  услуг. 

2. Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта.

3. Уровень квалификации  персонала и менеджмента.

4. Уровень развития технологии на предприятии.

5. Доступность источников  финансирования.

6. Насыщенность рынка,  спрос и предложение.

Цена товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Основными факторами, влияющими  на определение цены товара, являются:

- совокупные издержки  производства;

- затраты общественного  труда;

- функции и свойства  товара;

- квалификация персонала;

- технологический уровень  производства;

- налоговое законодательство  страны;

- затраты, связанные  с транспортировкой и хранением  товара;

- известность фирмы;

- маркетинговая деятельность  фирмы;

- спрос и предложение  на данную продукцию;

- торговая наценка  фирмы.

При выборе стратегии  ценообразования необходимо решить, какие цели будут преследоваться для конкретного товара. В основном преследуются следующие цели:

-обеспечение выживаемости  фирмы, например в случае острой  конкуренции;

- максимизация текущей  прибыли;

- завоевание лидерства  по показателям доли рынка;

- завоевание лидерства  по  показателям качества товара, то есть создания определённого имиджа товара. В этом случае цена будет весьма высокой. 

Уровень квалификации персонала  и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.

Уровень квалификации менеджмента  играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.

Доступность коммерческих источников финансирования. Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим. Таким образом, наиболее реальным и, более того, единственно возможным источником финансирования сегодня является размещение ценных бумаг, а точнее - частное размещение.

Следует учитывать, что  структура капитала предприятия  состоит как из заемных, так и  из собственных средств. При этом соотношение собственного и заемного капитала существенно влияет на уровень дохода частных инвесторов, как российских, так и иностранных. Частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заемной части капитала при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов. То есть гарантия вступит в силу при условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов.

Учитывая, что профессиональные инвесторы обычно очень глубоко и серьезно изучают объект инвестирования, такой способ государственной поддержки может быть достаточно эффективным и обеспечит возвратность средств.

Насыщенность рынка, спрос  и предложение. Соотношение спроса и предложения - один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее.

Конкретная потребность  покупателя может быть более или  менее настоятельной — это  зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности - важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем.

Конкурентоспособность фирмы определяется ее производственным, финансово - коммерческим потенциалом.

Конкурентоспособность - явление комплексное, оно включает в свою сферу и производственный, и торгово-сбытовой потенциал фирмы. Уровень конкурентоспособности  зависит от наличия или отсутствия плодотворных идей и разработок, способности быстро воплотить их в жизнь, эффективности маркетинговой службы, действенности методов продвижения товара, экономического и финансового потенциала и, наконец, от ее имиджа. Важную роль в обеспечении конкурентоспособности фирмы играет ее интеллектуальный и научный потенциал. Одним из перспективных путей повышения конкурентоспособности является создание наукоемкой продукции за счет роста научно-технического уровня производства, внедрения методов логистики, а также сокращения времени производства и обращения, соблюдения дисциплины поставок. Поскольку для малых фирм большие вложения в НИОКР часто недоступны, им в целях выживания, на конкурентном рынке рекомендуется стратегия следования за лидером, использования возможностей франчайзинга и другие.

 

1.3 Методы оценки конкурентной  позиции предприятия на рынке

 

Существуют различные  методы оценки. Примером может послужить  статистический контроль, для проведения исследования предлагается шесть статистических методов контроля: Гистограмма, расслаивание, контрольные карты, АВС-анализ, Диаграмма Парето, Диаграмма Исикавы.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы ООО Старательской артели «Кварц»