Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:58, дипломная работа
Главная цель данной работы – нахождение повышения путей конкурентоспособности ООО Старательской артели «Кварц», состоящая из восьми подразделений. Вид деятельности: добыча и переработка вольфрамовых, флюоритовых руд, добыча россыпного золота, вскрышные работы на угольных разрезах.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
анализ основных средств;
оценка трудовых ресурсов;
анализ финансового состояния;
анализ структуры себестоимости;
разработка мероприятий по улучшению конкурентоспособности.
Введение 7
1 КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И УСТОИЧИВОСТИ НА РЫНКЕ 8
1.1 Стратегическое планирование на предприятии 8
1.2 Понятие конкурентоспособности 19
1.3 Методы оценки конкурентной позиции предприятия на рынке 26
1.4 Характеристика отрасли 29
2 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ СТАРАТЕЛЬСКОЙ АРТЕЛИ «КВАРЦ» 34
2.1 Характеристика предприятия 34
2.2 Краткая характеристика участков и показатели деятельности артели
«Кварц» 35
2.3 Плановые показатели участков С/а «Кварц» 41
2.3.1 Гарсонуйский рудник (Флюоритовое месторождение) 41
2.3.2. Бом-Горхонский рудник (Месторождение вольфрама) 42
2.3.3 «Волокатуй», «Большая Дабиха» (Прииски) 43
2.4 Обеспеченность запасами Старательской артели «Кварц» 45
2.5 Анализ деятельности ООО с/а «Кварц» за период 2005-2007 гг. 48
2.5.1 Анализ наличия и использование основных средств 48
2.5.2 Анализ динамики производства и реализации продукции 48
2.5.3 Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности 52
2.6 Портфельный анализ подразделений С/а «Кварц» 56
2.7 Основные конкуренты Старательской артели «Кварц» 57
2.8 SWOT- анализ Старательской артели «Кварц» 58
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ КУРЕНТОСПОСОБНОСТИ С/А «КВАРЦ» 60
3.1 Проведение разведочных работ 60
3.2 Федеральная целевая программа экономического и социального
развития 62
3.3 Снижение текущих затрат 64
3.4 Мероприятия по стабилизации персонала 67
Заключение 70
Список использованныхисточников
-влияние экономики на масштабы производства, транспортировка, маркетинг;
-является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;
-наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;
- прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.
Совместимость сегмента рынка определяется тем, насколько имеющиеся у фирмы корневые компетенции совпадают с ключевыми компетенциями данного рынка.
Следующим показателем, необходимым для принятия решения о выборе направления деятельности, выступает привлекательность рынка, которая определяется следующими параметрами:
1.2 Конкурентные стратегии
Анализ конкурентной среды, структуры конкурентных сил изучение конкурентов, понимание фирмой своего положения в конкурентной среде позволяет разработать и соответствующую стратегию поведения в конкурентной борьбе. Ф. Котлером и Р. Терн. выделяются четыре позиции:
Таблица 1.1 – Характеристика конкурентных стратегий
ПОЗИЦИЯ | |||
лидера на рынке |
бросающего вызов рыночному окружению |
последователя |
знающего свое место на рынке |
Реализация | |||
расширить общий рынок продукта |
захват дополнительных частей рынка |
отсутствие стремление атаковать лидера |
строгая специализация |
расширить свою долю на рынке |
четкое определение границ |
четкая охрана своего рынка |
внимательно изучать свой участок на рынке |
сохранить имеющуюся долю рынка | |||
Возможности | |||
придерживаться стратегии инновации |
атаковать лидера |
удерживать своих клиентов |
развиваться только в пределах четко выверенных допустимых темпов роста |
базироваться на ведущих позициях |
атаковать более слабого и мелкого конкурент |
иметь сильного и влиятельного руководителя | |
использовать стратегию закрепления |
|||
сохранять конкурентную силу | |||
Реализовать стратегию конфронтации | |||
целью доставить беспокойство конкуренту | |||
Окончание таблицы 1.1 | |||
Концентрируется | |||
на поддержании приемлемых цен и на обновление продукта за счет новых размеров |
установление на продукцию цен, более низких по сравнению с ценами на продукцию атакуемого; |
внимание на прибыли |
на поиске и захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса или временно не заняты более сильными конкурентами |
выведение на рынок нового продукта и создание новых потребностей; | |||
улучшение обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки товаров; | |||
улучшение и расширение систем сбыта и распределения | |||
улучшение и усиление рекламы и систем продвижения продукта |
В заключение следует указать, что иногда рынок характеризуется отсутствием ярко выраженных лидеров и наличием большого числа относительно небольших конкурентов.
Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке. Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
Обратимся к областям, через которые в основном определяются стратегии:
- установление более низких цен на продукцию, чем цены на продукцию атакуемого;
- выведение на рынок нового продукта и созданию новых потребностей;
- улучшение обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки товаров;
- улучшение и расширение системы сбыта и распределения;
- усиление и улучшение рекламы и систем продвижения продукта.
Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают к множеству различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом.
Реализация стратегии всегда является самой сложной стадией в любом процессе. Ключевая роль в выполнении стратегии принадлежит руководству организации, которая определяет две задачи для предприятия: проведение стратегических изменений и мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии.
Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.
Наряду с концентрацией
уровень конкурентоспособности
будет определяться такими факторами,
как развитие производства новых
видов продукции и стимулирован
Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность.
Для того чтобы в наиболее короткие сроки с минимальными вложениями и выйти на намеченные рубежи, многие компании собираются сосредоточить усилия на трех главных направлениях:
-комплексной автоматизации производственных процессов;
-совершенствование форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технологической базы;
-развитие кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, активности и лояльности каждого работника.
Именно такая конкуренция ресурсов считается наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения.
Для того чтобы компания стала конкурентоспособной необходимо:
1. Обеспечить конкурентоспособность
выпускаемой продукции в
2. Поднять потенциал
конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
1. Цена товаров и услуг.
2. Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта.
3. Уровень квалификации персонала и менеджмента.
4. Уровень развития технологии на предприятии.
5. Доступность источников финансирования.
6. Насыщенность рынка, спрос и предложение.
Цена товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
Основными факторами, влияющими на определение цены товара, являются:
- совокупные издержки производства;
- затраты общественного труда;
- функции и свойства товара;
- квалификация персонала;
- технологический уровень производства;
- налоговое законодательство страны;
- затраты, связанные
с транспортировкой и
- известность фирмы;
- маркетинговая деятельность фирмы;
- спрос и предложение на данную продукцию;
- торговая наценка фирмы.
При выборе стратегии ценообразования необходимо решить, какие цели будут преследоваться для конкретного товара. В основном преследуются следующие цели:
-обеспечение выживаемости
фирмы, например в случае
- максимизация текущей прибыли;
- завоевание лидерства по показателям доли рынка;
- завоевание лидерства по показателям качества товара, то есть создания определённого имиджа товара. В этом случае цена будет весьма высокой.
Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.
Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.
Доступность коммерческих источников финансирования. Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим. Таким образом, наиболее реальным и, более того, единственно возможным источником финансирования сегодня является размещение ценных бумаг, а точнее - частное размещение.
Следует учитывать, что структура капитала предприятия состоит как из заемных, так и из собственных средств. При этом соотношение собственного и заемного капитала существенно влияет на уровень дохода частных инвесторов, как российских, так и иностранных. Частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заемной части капитала при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов. То есть гарантия вступит в силу при условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов.
Учитывая, что профессиональные инвесторы обычно очень глубоко и серьезно изучают объект инвестирования, такой способ государственной поддержки может быть достаточно эффективным и обеспечит возвратность средств.
Насыщенность рынка, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения - один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее.
Конкретная потребность покупателя может быть более или менее настоятельной — это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности - важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем.
Конкурентоспособность фирмы определяется ее производственным, финансово - коммерческим потенциалом.
Конкурентоспособность - явление комплексное, оно включает в свою сферу и производственный, и торгово-сбытовой потенциал фирмы. Уровень конкурентоспособности зависит от наличия или отсутствия плодотворных идей и разработок, способности быстро воплотить их в жизнь, эффективности маркетинговой службы, действенности методов продвижения товара, экономического и финансового потенциала и, наконец, от ее имиджа. Важную роль в обеспечении конкурентоспособности фирмы играет ее интеллектуальный и научный потенциал. Одним из перспективных путей повышения конкурентоспособности является создание наукоемкой продукции за счет роста научно-технического уровня производства, внедрения методов логистики, а также сокращения времени производства и обращения, соблюдения дисциплины поставок. Поскольку для малых фирм большие вложения в НИОКР часто недоступны, им в целях выживания, на конкурентном рынке рекомендуется стратегия следования за лидером, использования возможностей франчайзинга и другие.
1.3 Методы оценки конкурентной позиции предприятия на рынке
Существуют различные методы оценки. Примером может послужить статистический контроль, для проведения исследования предлагается шесть статистических методов контроля: Гистограмма, расслаивание, контрольные карты, АВС-анализ, Диаграмма Парето, Диаграмма Исикавы.
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы ООО Старательской артели «Кварц»