Пути повышения конкурентоспособности фирмы ООО Старательской артели «Кварц»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы – нахождение повышения путей конкурентоспособности ООО Старательской артели «Кварц», состоящая из восьми подразделений. Вид деятельности: добыча и переработка вольфрамовых, флюоритовых руд, добыча россыпного золота, вскрышные работы на угольных разрезах.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
анализ основных средств;
оценка трудовых ресурсов;
анализ финансового состояния;
анализ структуры себестоимости;
разработка мероприятий по улучшению конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение 7
1 КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И УСТОИЧИВОСТИ НА РЫНКЕ 8
1.1 Стратегическое планирование на предприятии 8
1.2 Понятие конкурентоспособности 19
1.3 Методы оценки конкурентной позиции предприятия на рынке 26
1.4 Характеристика отрасли 29
2 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ СТАРАТЕЛЬСКОЙ АРТЕЛИ «КВАРЦ» 34
2.1 Характеристика предприятия 34
2.2 Краткая характеристика участков и показатели деятельности артели
«Кварц» 35
2.3 Плановые показатели участков С/а «Кварц» 41
2.3.1 Гарсонуйский рудник (Флюоритовое месторождение) 41
2.3.2. Бом-Горхонский рудник (Месторождение вольфрама) 42
2.3.3 «Волокатуй», «Большая Дабиха» (Прииски) 43
2.4 Обеспеченность запасами Старательской артели «Кварц» 45
2.5 Анализ деятельности ООО с/а «Кварц» за период 2005-2007 гг. 48
2.5.1 Анализ наличия и использование основных средств 48
2.5.2 Анализ динамики производства и реализации продукции 48
2.5.3 Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности 52
2.6 Портфельный анализ подразделений С/а «Кварц» 56
2.7 Основные конкуренты Старательской артели «Кварц» 57
2.8 SWOT- анализ Старательской артели «Кварц» 58
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ КУРЕНТОСПОСОБНОСТИ С/А «КВАРЦ» 60
3.1 Проведение разведочных работ 60
3.2 Федеральная целевая программа экономического и социального
развития 62
3.3 Снижение текущих затрат 64
3.4 Мероприятия по стабилизации персонала 67
Заключение 70
Список использованныхисточников

Файлы: 1 файл

1.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

Кроме данных методов, главным  так же является изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли. Это  требуется предприятию для того, чтобы определять свои преимущества и недостатки и разрабатывать собственную стратегию успеха и поддержания конкурентного преимущества. Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет:

- разработать меры  по повышению конкурентоспособности;

- выбрать партнера (партнеров)  для организации совместного  выпуска продукции;

- привлечь инвестиции  в перспективное производство;

- составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки сбыта и др.

Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной  и объективной методики оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной позиции предприятия на рынке.

Среди наиболее известных  методов можно отметить матричный, разработанный «Бостонской консалтинговой группой». Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара (услуги). В  прямоугольной системе координат строится матрица: по горизонтали откладывается темпы роста  (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали – относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Однако применение этого метода не включает проведение анализа причин происходящего, что осложняет выработку управленческих решений.

Заслуживает внимание также  метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода – конкурентоспособность  производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции, критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества.

Показатели качества могут измеряться различными способами, например, по гарантированному сроку  наработки технически сложного изделия  на отказ, износостойкости тканей, сроку продолжительности действия лекарственного препарата.

Чем больше разница между  потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую  он за него платит, тем выше запас  конкурентоспособности товара для  потребителя. Достоинством этого метода по сравнению с другими является то, что он учитывает наиболее важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия, - конкурентоспособность товара. Как недостаток следует отметить отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает других аспектов деятельности предприятия.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление  о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе тремя группами показателей конкурентоспособности предприятия.

1.Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия:

- издержки производства  на единицу продукции в рублях;

- фондоотдача в стоимостном  выражении;

- рентабельность товара;

- производительность  труда в стоимостном выражении  на человека.

2. Показатели финансового положения предприятия:

- коэффициент автономии;

- коэффициент платежеспособности;

- коэффициент абсолютной  ликвидности;

- коэффициент оборачиваемости  оборотных средств.

3. Показатели эффективности  организации сбыта и продвижения  товара:

- рентабельность продаж;

- коэффициент затоваренности  готовой продукцией;

- коэффициент загрузки  производственной мощности;

Изложенные методы оценки конкурентоспособности предприятия  охватывают все наиболее важные направления  хозяйственной деятельности предприятия, что исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно оценить положение предприятия на отраслевом рынке.

Эффективность тех или  иных методов оценки конкурентоспособности  находится в прямой зависимости  от качества системы информационного обеспечения.

В настоящее время  на рынке программных продуктов  существуют различные системы, реализующие  методы маркетинговых исследований рынка:

-SWOT – анализ, используемый для изучения преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами (сила, слабость, возможность, угроза);

- стратегия 4Р (Product, Price, Place, Promotion), позволяющая определять для каждой группы потребителей соответствующего товара цены, места продажи, способы продвижения товара;

-матрица Ансоффа, реализующая  позиционирование товара на рынке,  конечной целью которого является определение оптимальной позиции фирмы на рынке;

-модель Розенберга  – линейно-компенсационный метод  какого-либо  показателя.

Комбинирование программных  продуктов и методов эконометрического  моделирования открывает возможности  правильного выбора стратегии успеха.

 

1.4 Характеристика отрасли

 

Металлургические предприятия  находятся в сложном взаимодействии с предприятиями, снабжающими их целым комплексом сырья, в первую очередь железорудного, энергетическими  и другими ресурсами. Взаимодействие их с горно-обогатительными комплексами - наиболее существенная часть в данном процессе. В условиях рыночной экономики необходим новый подход, подразумевающий соответствие новым требованиям технико-экономических показателей работы предприятий, конкурентоспособность выпускаемой продукции, новые формы взаимодействия, которые призваны преодолеть несоответствие традиционных форм и новых целей и задач экономической деятельности. Важнейшими факторами повышения конкурентоспособности современной компании становятся управленческие процессы, в первую очередь - процессы управления проектами. В любом проекте в горнодобывающей и металлургической промышленности можно выделить разные роли участников. Группа компаний ПМСОФТ предлагает вам решение, позволяющее обеспечить потребности каждого участника в информации, предоставляя ему специализированный инструментарий для решения стоящих перед ним задач.

Если компания относится к горнодобывающей и металлургической отрасли, это вовсе не означает, что она реализует только проекты в горнодобывающей и металлургической промышленности. Она вполне может заниматься собственной реструктуризацией, внедрением новых информационных технологий, подготовкой к маркетинговым мероприятиям, проектированием новых сооружений

На горнодобывающих  и металлургических предприятиях применяется  много разных информационных систем, многие из которых могут и должны быть интегрированы с ИСУП. Например, к ним относятся CAD/CAM-системы, системы документооборота и электронные архивы, PDM/PLM-системы и т.д.

В условиях развития рынка  возрастает роль и значение экономического и социально-экономического планирования на рудниках различной добычи, задачей является тщательное и объективное обоснование программы действий на ближайшую и отдаленную перспективу.

Наряду с оценкой  производственных возможностей рудников по добыче руды, формированием плана добычи на основании договоров с потребителями, определении необходимой численности персонала, затрат на добычу руды, цены на руду и другими задачами планирования производственной, хозяйственной и финансовой деятельности рудников важное значение приобретают планирование прибыли и ее распределение.

В России действует около 630 горнодобывающих компаний. Из них 25 добывают большую часть золота – 75%. Всего за 2004 г., по данным российского  Союза золотопромышленников, РФ добыла 170,872 тонн золота с учетом попутного и вторичного. Основные ресурсы сосредоточены в традиционных золотодобывающих регионах России – Северо-Восточном, Восточно-Сибирском, Дальневосточном и Уральском. Наличие золоторудных месторождений прогнозируется также в Карело-Кольском и Таймырском регионах. Регионы – лидеры по добыче Магаданская область и Красноярский край. В них извлечением золота занимаются 430 предприятий. Все они производят 37% добываемого в стране золота.

В мировом табеле о  рангах Россия занимает второе место  по добыче полезных ископаемых. Бессменным мировым лидером уже много лет остается ЮАР. Эта республика ежегодно извлекает около 395 тонн драгоценного металла.

Сохраняя нынешние темпы  роста добычи (25– 35 % в год), через 5 – 6 лет Россия может занять первое место в мире. Заметив положительную динамику производства и цен, российские и иностранные инвесторы внимательно начали рассматривать активы золотодобывающей промышленности России. Все-таки Россия – вторая страна в мире по запасам ценного металла после ЮАР. И имеет все шансы выйти на первое место по добыче полезных ископаемых.

Россия является единственной в мире крупной горнодобывающей  страной, в которой в настоящее  время почти половина (45%) металла  добывается из россыпей. Руда добывать технологически просто и дешево, но качество  месторождений постепенно снижается, а себестоимость производства растет. Опыт главных горнодобывающих регионов России, как и весь мировой опыт, свидетельствует, что будущее отечественной горной добычи связано с освоением коренных месторождений.

Главные горнодобывающие  компании находятся в Магаданская  область, Красноярский край, Иркутская  область, республика Саха (Якутия), Амурская область, Забайкальский край.

В конце 90-х годов в  России началось внедрение новых  технологий добычи руд и извлечения золота.

Несколько предприятий  начали применять кучное выщелачивание  на мелких месторождениях. Однако возможности  этого метода извлечения золота ограничиваются климатическими условиями нашей  страны и необходимостью соблюдения экологических нормативов.

В Забайкальском крае сорок пять горнодобывающих предприятий продолжают наращивать объемы производства и сохраняют тенденции экономического роста.

Относительная экономическая  стабильность в стране и благоприятные  погодные условия позволили в 2004году добыть на 7% больше, чем в предыдущем году. Значительный объем горной добычи достигнут предприятиями, как ООО «Газимур», ООО «С/а Бальджа», ОАО «Ксеньевский прииск», ОАО «Прииск Усть-Кара», «С/а Кварц» и др. Их успешная работа стала возможной благодаря наращиванию производственных мощностей и значительного увеличения выполненных работ. Вместе с тем, предприятия сталкиваются с рядом трудно разрешимых проблем. Предельно изношены основные фонды предприятий, применяется отсталая технология добычи и переработки сырья. Отрасль переживает важный этап своего развития, где применение научных достижений и новых технологий становится острейшей необходимостью. Разработка рудных месторождений, где сосредоточены 80% всех разведанных запасов золота и руды области, пока остается на невысоком уровне. Горнодобывающая отрасль Забайкалья нуждается в государственной поддержке и привлечении инвестиций. Так с привлечением инвестиций наращивают темпы развития ОАО «Дарасунский рудник», ОАО «Ново-Широкинский рудник». Читинская администрация помогает развиваться золотодобывающему холдингу.

Окончание 2007 года запомнилось  мощным ростом мировых цен на цветные  металлы. Результат не замедлил сказаться: цветная металлургия России показала по итогам прошлого года заметную позитивную динамику (рост производства на +6,2%) особенно заметную по никелю (+8,9%) и алюминию (+3,8%).

Увеличение экспорта российских металлов в 2007 году в стоимостном  выражении составило около 15%. За счет хороших цен прибыль большинства  российских предприятий отрасли  выросла в разы.

Спрос на золото и руду вырос. Золото и руда снова стало  популярным среди инвесторов. Цепная реакция повышения цены на руду после  взлета цен на нефть вызвана в  первую очередь долгосрочными инфляционными  ожиданиями от высоких цен на энергоносители. Валютная сторона роста руды- это новое снижение курса доллара по отношению к евро. Но главная причина роста цен на руду в том, что в 2002г. впервые с 1994г. добыча металла в мире сократилась из-за закрытия рудников и как следствие снижения объемов добычи руды. Самое сильное сокращение произошло в США и Индонезии. Выздоровление экономики и рост благосостояния граждан может благотворно сказываться на цене. Вся уникальность состоит в том, что при нормальном самочувствии мировой экономики и при отсутствии геополитических рисков оно рассматривается как обыкновенный сырьевой товар, и цену на его рынке определяет соотношение между предложением и спросом (в основном, спросом со стороны предприятий, использующих его в промышленных целях). Но как только в мире назревает относительно масштабный военный конфликт, в который оказываются вовлеченными ведущие мировые державы или ухудшаются перспективы роста мировой экономики, то на руду начинает предъявляться инвестиционный спрос, т.е. спрос со стороны инвесторов, рассматривающих руду как надежный актив для "консервации стоимости". Инвестиционный спрос создает дополнительное давление на неизменное предложение и начинает толкать цену руду вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ СТАРАТЕЛЬСКОЙ АРТЕЛИ «КВАРЦ»

 

2.1 Характеристика предприятия

 

ТОО Старательская  артель «Кварц» создана в 1991 году  с целью добычи и переработки, вольфрамовых руд  Бом-Горхонского  месторождения. Зарегистрирована артель в пос. Новоорловский Агинского  района АБАО. 

В 1999 году Товарищество с  ограниченной ответственностью было преобразовано в общество с ограниченной ответственности.

В состав артели входит восьми обогатительных подразделения (участка):

- Бом-Горхонский рудник, находится в п. Новопавловка  Петровск-Забайкальского района. На  нем ведется  добыча и переработка вольфрамовых руд.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы ООО Старательской артели «Кварц»