Пути решения проблем в банковской системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой помощью, значительным денежным капиталом.

Содержание работы

Введение.

Глава I. Коммерческие банки, как структурная единица банковской системы.
1.1 Структура банковской системы.
1.2 Виды коммерческих банков.
1.3 Роль коммерческих банков в создании кредитных денег.
1.4 Ликвидность коммерческих банков.
Глава II. Коммерческие банки в Российской экономике.

2.1 История развития коммерческих банков.
2.2 Концентрация капитала в коммерческих банков.
2.3 Коммерческие банки, как игроки на фондовом рынке.
Глава III. Пути решения проблем в банковской системе.

3.1 Общие проблемы современного этапа развития денежных и банковских систем.
3.2 Совершенствование денежной системы России.
3.3 Совершенствование банковской системы России.
Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

У такого перехода кроме этого важного  военного момента есть множество  и невоенных аспектов.

Один  мы уже указали. Принципиальная нестабильность и даже катастрофичность банковской системы основана именно на существовании наличной компоненты. Без нее банковская система как целое превращается в абсолютно надежную систему.

Существование наличной компоненты, особенно при  ее гипертрофированном использовании, как это имеет место в России, обескровливает банковскую систему, лишает ее кредитных ресурсов, делает кредитную функцию банков малоэффективной и дорогой, что приводит к перманентному кризису неплатежей, ибо именно дешевый кредит есть простейший и надежнейший способ борьбы с этим кризисом. А это, в свою очередь, замедляет экономическое развитие или даже приводит к экономической стагнации.

Наличное (бумажное) обращение обходится для  общества все дороже и дороже и  требует использования самых дефицитных природных ресурсов. Например, эмиссия денег требует затраты до тридцати процентов от величины самой эмитируемой суммы в случае бумажной эмиссии и практически не стоит ничего в безналичной счетной форме. Затраты на перевозку бумажных денег обходятся в сумму до двух процентов перевозимой суммы (в зависимости от расстояния) и имеют пренебрежимо малую стоимость при осуществлении подобной операции в безналичном виде. Кассовое и инкассовое денежное обслуживание в сфере розничной торговли и бытового обслуживания населения, особенно в крупных предприятиях, при использовании покупателями безналичных платежных средств удешевляется в два и более раза.

Наличные  деньги являются “дружественной”  и даже “поощряющей” средой для  подавляющей части преступности, не только терроризма. Наркобизнес в сколько-нибудь заметных размерах просто невозможен вне этой среды. Проблема спасения страны от катастрофы массовой наркотизации молодежи лежит не в борьбе с распространителями наркотиков или создания наркоцентров, а просто в ликвидации этой “поощряющей” среды. В среде безналичных денег почти невозможна коррупция. Похищение людей с целью выкупа, заказные убийства, нелегальная торговля оружием, драгоценными металлами, антиквариатом и любые иные нелегальные торговые сделки почти на сто процентов осуществляются в наличной денежной форме. Ограбление банков на сто, ограбление магазинов на восемьдесят, а людей на шестьдесят процентов осуществляется с целью завладения наличными деньгами. Уклонение от налогов и страховых сборов также преимущественно осуществляется с использованием наличных денег, например, неучтенной зарплатой в конвертах.

Наконец, наличные деньги могут стать средством  биологической войны еще более  эффективным, чем почтовые рассылки. Стоит заразить единственную купюру и отнести ее в магазин, как затем может оказаться зараженной значительная часть инкассированных денег в магазине, затем в банке, затем эти зараженные деньги могут пойти самым непредсказуемым образом по стране. А если это доллары или евро, то и по всему миру. Причем Россия окажется против такого вида терроризма особенно беззащитной ввиду того, что в стране практически все платежи физических лиц осуществляются наличными деньгами.

Таким образом, мы можем придти к заключению. Наличные деньги являются главным врагом современного мира и современной цивилизации. И чем быстрее человечество это осознает, преодолеет укорененный предрассудок, что истинные деньги — это бумажка, и примет соответствующие меры, тем лучше для него, а для России это верно стократно ввиду особо гипертрофированного развития бумажно-денежного обращения и почти полного отсутствия безналичных платежных технологий в денежном обслуживании физических лиц. Насколько этот предрассудок укоренен, особенно в России, можно судить по статье 29 федерального закона “О Центральном банке РФ”, в которой прямо говорится, что “единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации являются банковские билеты и монеты Банка России”. Эта статья делает незаконной не только банковскую деятельность, но даже самое существование всей банковской системы, в том числе и самого Банка России, так как главная функция банков — расчетное обслуживание — как раз и осуществляется путем платежей без использования банкнот и монет Банка России (в безналичной форме).

Можно предположить, что новое радикальное  изменение мировой денежной системы  также будет происходить в  два этапа. На первом этапе произойдет переход на внутреннее безналичное  обращение, а на втором этапе создание на базе множества национальных счетных денежных систем единой общемировой счетной денежной системы. Этим самым процесс глобализации приобретет свою законченность.

Мы не будем делать предположения о  том, как пройдет второй этап, и  остановимся на первом, национальном этапе перехода к чисто счетным деньгам. Эти процессы идут весьма интенсивно в некоторых странах мира. В Сингапуре наличные деньги, де-факто, почти исчезли из обращения, и уже намечена национальная программа в течение пяти лет перейти уже и де-юре на чисто счетные деньги.

Интересно, что Европа утеряла свои великий шанс стать во главе мирового денежного развития. Почти два года она существовали без наличного евро и могла бы отказаться от его введения вообще. Но, увы, у них не хватило на это потенциала интеллекта и знания, что наглядно показывает, что Европа постепенно теряет свои позиции лидера мирового цивилизационного развития, центр которого медленно, но неуклонно смещается в тихоокеанский регион.

Процесс перехода на безналичные деньги идет в большинстве цивилизованных стран постепенно, но неуклонно. Можно ли надеяться, что и Россия включится в этот денежный мейнстрим? Увы, надежд, на наш взгляд, почти нет.

Дело  в том, что в России сложилась  особая политическая система с бандо-бюрократическим  правящим классом, в основе которой слияние власти с криминалом. Криминализированы органы государственной и местной власти, правоохранительные органы, денежные власти, банковский и производственный менеджмент. И никто не видит интереса в ликвидация наличного обращения. Даже Банк России, который, казалось бы, по своим задачам должен был бы стремиться к ограничению наличного обращения и максимальному внедрению безналичных расчетов, за последние десять лет ни сделал в этом направлении ничего. Наоборот, именно Банк России исправно создавал эту криминальную среду, насыщая денежную систему наличными деньгами сверх всякой меры. Это же факт, что за обезналичивание криминальных денег существует конкурентная борьба между банкам, а незаконное обналичивание денег в настоящее время стоит совершенно смешные деньги, порядка полпроцента, что показывает, насколько эта операция стала простой и безрисковой. Таким образом, надеяться на постепенное подавление в России наличного денежного обращения и переход к безналичным денежным технологиям не стоит.

Есть  единственная сила, которая может оказаться заинтересованной в переводе страны в цивилизационное русло. Эта сила есть высшая власть, фактически, Президент страны. И эта власть не может осуществить такой переход постепенно, а только сразу и скачком. И это возможно.

3.2 Совершенствование  денежной системы России

Дело  в том, что речь вовсе не идет о  физическом уничтожении и запрете  использования банкнот и монет  Банка России. Речь идет прежде всего  о юридическом их уничтожении.

Чтобы было более понятно, приведем пример с автомобилем. Можно уничтожить автомобиль физически, под прессом. А можно юридически, сняв с него номера государственной регистрации. И хотя физически автомобиль в полном порядке, на нем можно ездить, кататься во дворе или в поле, но как нормального автомобиля, на котором можно ездить на работу, на дачу, в отпуск, его уже не существует. В конце концов, он очень скоро и сам умрет естественной смертью без заботы и ухода, за ненадобностью.

Таким образом, речь идет не о физическом, а о юридическом уничтожение наличных денег, после чего они уже отомрут и сами.

Отметим, что юридическое уничтожение  осуществляется некоторым правовым актом, т.е. его можно осуществить, к примеру, одним президентским  указом.

Как же осуществить юридическое уничтожение  наличных денег?

Чтобы это понять, заметим, что главная  функция денег есть средство платежа. Но деньги отнюдь не единственное средство платежа. Существуют не денежные средства платежа. Простейший пример — автобусные абонементные билеты, с помощью которых  мы оплачиваем проезд в автобусе. Билет в кино, в театр, на поезд и самолет, чек в магазине и т.д. — все это есть не денежные средства платежа. Причем они могут быть одноразовыми, а могут быть и многоразовыми, как, к примеру, жетоны в метро или в автоматах.

Эти средства платежа мы покупаем за деньги, а уже потом используем для оплаты некоторых услуг или товаров.

Особенность не денежных средств платежа состоит  в их ограниченном характере. В отличие  от денег, которые являются универсальным  платежным средством, не денежные средства платежа имеют специализированный характер, их можно использовать исключительно на те цели, для каковых они созданы. Абонементный талон можно использовать для оплаты поездки в автобусе, трамвае, троллейбусе, но нельзя использовать для покупки колбасы или поездки в самолете.

Не денежные средства платежа имеют пониженную ценность. Потому они не могут служить  в качестве средства накопления. Кто  будет копить автобусные билеты? Они  не могут служить для выдачи заработной платы, ибо кто согласится получать ее автобусными билетами? Наконец, ограничения в их использовании, в объемах хранения, наценки при продаже и скидки при покупке выглядят вполне нормально и допустимо, чего не скажешь, когда речь идет о деньгах. Не могут эти платежные средства служить и криминальным целям. Неужели какой-то киллер захочет получить за свою “опасную работу” гору автобусных билетов? Или чиновник возьмет ими взятку? Или кто-то согласится за автобусные билеты подготовить и совершить террористический акт? Или наркодилер захочет продавать наркотики с риском попасть в тюрьму на большой срок за эти фантики?

Итак, мы продемонстрировали наглядно, как можно  юридически уничтожить наличные деньги, сохранив их физически, но резко уменьшив их привлекательность и возможности  их использования в криминальных и террористических действиях.

Таким образом, все, что требуется —  это понизить финансово-правовой статус существующих банкнот и монет  Банка России со статуса денег  до статуса законных неденежных платежных  средств ограниченного использования. А деньгами Российской Федерации, т.е. универсальными платежными средствами, объявить исключительно платежные средства, размещенные на счетах в банках России.

Какова  же должна быть область целевого использования  неденежных платежных средств? Она  должна быть такой, чтобы сам переход не произвел существенного изменения в финансовой и экономической жизни. Предполагается, что областью их использования должна стать розничная торговля предметами повседневного спроса и область повседневного бытового обслуживания населения. Но все предметы длительного пользования, бытовое обслуживание высокого класса, вся торговля валютой, выплата заработной платы и иных доходов должна происходить исключительно с помощью денег, т.е. по безналичному расчету, через банковский счет. Запрещается осуществление любых платежей между юридическими лицами с помощью неденежных платежных средств, более того, даже хранение их запрещается любым юридическим лицам кроме тех, которые непосредственно задействованы в указанном выше обслуживании населения с их помощью.

Так как  эти платежные средства уже не являются деньгами, то им уже нельзя оставить название “банкноты и монеты банка России”, так как Банк России по закону не имеет право эмитировать  неденежные платежные средства и  даже вообще работать с ними. Кто же может быть эмитентом этих неденежных средств? Так как это законные и даже общефедеральные платежные средства, то эмитентом и организатором работы с ними может быть только федеральный государственный орган. И таким органом может быть только Министерство финансов, которое постоянно имеет дело со всякого рода неденежными платежными средствами, например, векселями, ценными бумагами, налоговыми освобождениями и т.п.

Поэтому все средства работы с наличными  средствами Банка России должны быть переданы безвозмездно на баланс Министерства финансов, которое и будет руководить этой сферой, в том числе их печатать и уничтожать. Причем в первое время они будут оставаться такими, как есть, но в дальнейшем они должны быть снабжены соответствующими надписями. Сохраняется и номинал платежного средства.

В субъектах  Федерации основные средства работы с платежными средствами сосредоточены  в филиалах Банка России. Эти средства, в принципе, можно оставить за ними, а Минфин мог бы просто заключить  с ними агентское соглашение, по которому эти банки по совместительству исполняли функции хранения, перевозки, распределения наличных платежных средств сверх главной своей денежной деятельности.

Откуда  же граждане будут получать платежные  средства? Покупать в финансовых отделениях Минфина, в качестве каковых могут быть по договоренности со Сбербанком РФ использоваться все его отделения. Эти же отделения будут и покупать наличные средства от предприятий розничной торговли. А все остальные банки от работы с наличными платежными средствами отстраняются. Таким образом мы и создаем однокомпонентную, чисто счетную банковскую систему. Причем и Сбербанк также будет однокомпонентным банком, так как наличные средства, с которыми он работает, будут учитываться не в банковском балансе, а на счетах типа “Депо”. Это счета не денежных ценностей, например, марок, акций, лотерейных билетов и т.п., с которыми банки работает в качестве побочной деятельности по агентским соглашениям с владельцами этих ценностей. На изготовление и работу с этими платежными средствами Минфину потребуются затраты. Вряд ли стоит на эти цели тратить бюджетные средства, вполне логично, чтобы эти затраты покрывали те, кто их использует. Следовательно, Минфин должен их продавать с маржой, например, пять процентов от номинала, и покупать с дисконтом, например, те же пять процентов от номинала. А вырученные средства пойдут уже на финансирование этой деятельности, а если будет избыток, то и на пополнение федерального бюджета. Причем часть средств пойдет на оплату услуг банка. Использование этих средств физическими лицами становится этим самым достаточно накладным, и это приведет автоматически к бурному росту использования безналичных платежных технологий. А чтобы при этом не пострадали беднейшие слои населения, одновременно с переходом на эту платежную технологию можно повысить пенсии и пособия на величину маржи, т.е. пять процентов.

Информация о работе Пути решения проблем в банковской системе