Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей управления операционными рисками в банковской деятельности и разработка мероприятий по их снижению на примере Западно-Уральского банка Сбербанка России.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические положения управления рисками в банковской деятельности;
- выявить основные факторы возникновения операционных рисков в кредитных учреждениях

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления операционными рисками 5
1.1 Операционные риски банковской деятельности 5
1.2 Управление операционными рисками 9
2. Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России» 13
2.1 Анализ и оценка базовых видов операционных рисков коммерческого банка «Западно-Уральский банк Сбербанка России» 13
2.2 Разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение операционных рисков коммерческого банка 17
2.3 Оперативный контроль над снижением операционных рисков коммерческого банка 24
Заключение 27
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

Операционный риск.docx

— 89.81 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

1. Теоретические основы управления операционными рисками 5

1.1 Операционные риски банковской деятельности 5

1.2 Управление операционными рисками 9

2. Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России» 13

2.1 Анализ  и оценка базовых видов операционных рисков коммерческого банка «Западно-Уральский банк Сбербанка России» 13

2.2 Разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение операционных рисков коммерческого банка 17

2.3 Оперативный контроль над снижением операционных рисков коммерческого банка 24

Заключение 27

Библиографический список 30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее  время заметен всплеск интереса к вопросам измерения и управления операционными рисками. Этот интерес обусловлен введением нескольких регулирующих рекомендаций в области корпоративного управления и оценки достаточности капитала, а также распространившимся мнением о том, что риск менеджмент в масштабах организации при должном внимании к нему приносит только пользу. Волна корпоративных ошибок управления показывает, что банки сильнее страдают от операционного риска, чем от рыночного, кредитного или страхового, на покрытие которых выделяются определенные средства.

Для современного, качественно организованного банка именно операционные риски, возможно, представляют наибольшую опасность в плане возникновения катастрофических потерь. Анализ большого количества прошлых событий, связанных с потерями по тем или иным видам рисков, и внимательное изучение их деталей должны привести к созданию шаблонов, на основе которых можно будет предупреждать появление подобных событий. Скрупулезного изучения отдельно взятого события для построения наглядной картины часто бывает недостаточно

Потери  по процентному, кредитному и рыночному  рискам уже на протяжении нескольких десятилетий считаются существенными  и требующими минимизации. Но только в 1998-1999 гг., когда Базельский комитет выпустил свои рекомендации, управление операционным риском было признано отдельной задачей организации.

Если  каких-то видов риска банк может  избежать, то операционный риск сопровождает все операции банка. Получить выигрыш  от управления им в виде дохода не представляется возможным, поэтому зависимость  «риск-доходность» в этом случае отсутствует. Операционный риск чаще всего  является идиосинкратическим, то есть не зависит от таких же факторов на рынке, а образуется внутри фирмы.

Внимание  банковского сообщества к системам выявления и контроля операционного  рискам дополнительно увеличивается  по мере повышения степени открытости финансовых институтов. Раскрытие случаев  потерь банков из-за мошенничества, обмана, ошибок персонала и доступность  этих данных внешним пользователям  позволяют инвесторам и акционерам оценивать деятельность финансовых организаций еще по одному параметру  – эффективности системы внутреннего  контроля и управления рисками.

Актуальность  данной темы состоит в том, что  в настоящее время разработка систем оценки и мониторинга операционного  риска находится в начальной  стадии, что не даёт возможности  органам надзора утвердить положения, обязывающие соблюдать конкретные методики оценки или количественные ограничения уровня риска. Кредитные  организации Российской Федерации  только начинают применять инструменты  регулирования данного риска, позволяющие  строить процесс управления операционным риском в зависимости от принятой в кредитной организации стратегии.

Целью данной работы является изучение особенностей управления операционными рисками  в банковской деятельности и разработка мероприятий по их снижению на примере  Западно-Уральского банка Сбербанка России.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть  теоретические и методические  положения управления рисками  в банковской деятельности;

- выявить  основные факторы возникновения  операционных рисков в кредитных  учреждениях;

- изучить  особенности управления операционными  рисками в Западно- Уральском банке Сбербанка России;

- разработать  мероприятия по снижению операционных  рисков банковской деятельности.

Объект  исследования – операционные банковские риски.

Предметом исследования является система управления операционными рисками в коммерческом банке.

Методы  исследования: теоретический анализ источников литературы, анализ документов банка, сравнительный анализ.

 

 

 

 

1. Теоретические основы управления операционными рисками

1.1 Операционные риски банковской деятельности

Впервые операционный риск был упомянут в российском банковском законодательстве в 2005 г. Его определили как риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации, требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, нарушения этих требований служащими кредитной организации, иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий, бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик), применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и/или их отказов (нарушения функционирования), а также в результате воздействия внешних событий1.

Согласно  определению, данному Базельским комитетом по банковскому надзору, операционный риск – это риск потерь в результате неточных или ошибочных действий персонала, внутренних процессов, систем или внешних событий2. Примеров его возникновения достаточно много – нет ни одного банка, не столкнувшегося в своей практике с реализацией хотя бы одного операционного риска. В таблице 1.1 приведены потери ведущих компаний мира, возникшие в результате реализации данного вида риска3.

Таблица 1.1.Примеры финансовых потерь от операционного  риска, млн. долл.

Финансовый институт

Размер потерь

Причина

Barings Bank

1 400

Несанкционированная торговля деривативами

Allied Irish Bank

691,2

Несанкционированная торговля на валютном рынке

National Australia Bank

360

Несанкционированная торговля на валютном рынке

Daiwa Bank Ltd

1 400

Несанкционированная торговля на валютном рынке

Merrill Lynch

250

Иск за половую дискриминацию

Providian Financial Corp.

405

Неправильная  практика продаж и выставления счетов

Bank of New York

140

Террористический  акт 11.09.2001 в США

Solomon Brothers

303

Замена  компьютерных технологий


 

В настоящее  время эксперты выделяют несколько  причин особого внимания к операционному  риску4. Назовем некоторые из них:

  • существенный размер потерь;
  • характеристики, отличающие этот риск от других видов риска;
  • повышение роли систем внутреннего контроля;
  • расширение массовых банковских операций;
  • необходимость расчета капитала и резервов для покрытия потерь банка от всех видов риска.

Стоит отметить, что операционный риск включает в себя часть правового риска (в части несоответствия внутренних нормативных и юридических документов законодательной базе), но не включает стратегические, репутационные и финансовые риски.

В предложениях Базельского комитета операционный риск занимает особое место и привлекает всеобщее внимание банков и органов надзора в связи с глобализацией финансовых рынков, развитием информационных технологий и электронных форм расчётов.

Из определения  следует, что операционный риск связан с нарушениями процессов осуществления  видов деятельности и работы технологических  систем банка, отсутствием надлежащего  внутреннего контроля, управления или  неэффективностью (методической ошибочностью) процедуры или технологии осуществления  отдельного бизнес-процесса.

Отсюда  вытекает определение, что операционные риски, а точнее события операционного  риска – это любые идентифицируемые события или действия в процессах  банка, имеющие нерегулярный и нерегламентированный характер, следствием которых является получение прямых (денежных) или  косвенных (качественных) потерь или  повышение риска получения потенциальных, пока не реализовавшихся, потерь5.

Операционный  риск влечет за собой результаты событий  операционного риска, проявляющиеся  как возникновение убытков в  результате несоответствия характеру  и масштабам деятельности кредитной  организации и/или требованиям  действующего законодательства, внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения  служащими кредитной организации  и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых  организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Можно выделить следующие особенности операционного  риска от других видов риска:

  • он неизбежен;
  • это риск только потерь;
  • не предполагает премии за риск;
  • его трудно определить, измерить, оценить и перенести;
  • имеется мало эффективных инструментов его хеджирования;
  • прямо или косвенно вызывает неожиданные рыночные, кредитные или операционные потери;
  • распределение этого риска имеет более «толстые хвосты» по сравнению с кредитным риском;
  • является более эндогенным и часто идиосинкратическим, то есть не оказывает прямого влияния на другие институты.

Часто одно или несколько случайных событий  операционного риска являются причиной возникновения основного события, которое и привело к потерям. Поэтому очень важно идентифицировать операционный риск, а точнее его  причину, учитывая причинно-следственную связь событий. Таким образом, составной  частью процедуры идентификации  операционных рисков является выявление  причин (источников) их возникновения6.

Базельский комитет предлагает следующую классификацию источников операционного риска:

- персонал (намеренные действия сотрудников  компании, которые могут нанести  ущерб ее деятельности);

- процессы (ошибки и некорректное исполнение  операций в ходе осуществления  бизнес-процессов либо исполнения  должностных обязанностей);

- системы  (нарушение текущей деятельности  в результате сбоя информационных  систем или недоступности сервиса);

- внешняя  среда (атаки либо иные угрозы, исходящие из внешней среды,  которые не могут управляться  компанией и выходят за рамки  ее непосредственного контроля)7.

В Письме Банка России от 24.05.2005 г. № 76-Т «Об  организации управления операционным риском в кредитных организациях»  классификация риска предлагается с точки зрения возможных убытков  под влиянием внутренних и внешних  факторов, к которым может привести операционный риск8.

Внутренними и внешними источниками (причинами) операционного риска являются:

- случайные  или преднамеренные действия  физических или юридических лиц,  направленные против интересов  кредитной организации (риск недобросовестного  исполнения персоналом банка  своих служебных обязанностей, риск  перегрузки персонала, риск ошибок  при вводе данных, риск предоставления  клиентом неверной или неполной  информации и т.д.);

- несовершенство  организационной структуры кредитной  организации в части распределения  полномочий подразделений и служащих (риск неверной организационной  структуры банка); порядков и процедур  совершения банковских операций  и других сделок, их документирования  и отражения в учете (риск  методологии, правовой риск и  т.д.); несоблюдение служащими установленных  порядков и процедур; неэффективность  внутреннего контроля;

- сбои  в функционировании систем и  оборудования (технологический риск);

- неблагоприятные  внешние обстоятельства, находящиеся  вне контроля кредитной организации  (риск хищения активов, риск  несанкционированного проникновения  в процессы банка и т.д.);

- прочее.

Операционные  потери могут быть в виде:

1) Прямых  потерь:

- снижения  стоимости активов;

- досрочного  списания (выбытия) материальных  активов;

- денежных  выплат в виде судебных издержек, взысканий по решению суда, штрафных  санкций надзорных органов и  т.д.;

Информация о работе Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России»