Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей управления операционными рисками в банковской деятельности и разработка мероприятий по их снижению на примере Западно-Уральского банка Сбербанка России.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические положения управления рисками в банковской деятельности;
- выявить основные факторы возникновения операционных рисков в кредитных учреждениях
Введение 3
1. Теоретические основы управления операционными рисками 5
1.1 Операционные риски банковской деятельности 5
1.2 Управление операционными рисками 9
2. Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России» 13
2.1 Анализ и оценка базовых видов операционных рисков коммерческого банка «Западно-Уральский банк Сбербанка России» 13
2.2 Разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение операционных рисков коммерческого банка 17
2.3 Оперативный контроль над снижением операционных рисков коммерческого банка 24
Заключение 27
Библиографический список 30
Таблица 2.1. Основные операционные риски и последствия их реализации в Западно-Уральском банке Сбербанка России
Группы операционных рисков |
Угроза |
Последствия реализации |
Персонал банка |
Недостаточная компетентность и отсутствие опыта |
Ошибки в работе, занесение ошибочных данных |
Внутреннее мошенничество |
Хищение денег тем или иным способом | |
Процессы и внутренний контроль |
Использование некорректных данных, проводок и расчетов по финансовым операциям |
Ошибки в отчетности, ведущие к потерям банка |
Неадекватное распределение |
Передача больших полномочий сотрудникам, к которым нет доверия, или тем, у которых нет большого опыта работы. Может привести к хищениям, ошибкам в работе, злоупотреблению должностным положением | |
Информационные системы и технологии |
Сбои информационной системы и отказ оборудования |
Остановка всей работы банка на неопределенный период. Ведет к потерям банка. |
Неполное резервное |
Потеря данных без возможности восстановления. | |
Незащищенная обработка данных |
Хищение данных третьими лицами | |
Взлом информационной системы и заражение вирусом |
Потеря данных, уничтожение, намеренное внесение некорректных ошибок и т.д. |
После идентификации угроз оценим вероятность их осуществления в Западно-Уральском банке Сбербанка России, используя трехбалльную шкалу (табл. 2.2).
Таблица 2.2. Оценка вероятности осуществления операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России
Группы операционных рисков |
Угроза |
Вероятность | ||
низкая (1) |
средняя (2) |
высокая (3) | ||
Персонал банка |
Недостаточная компетентность и отсутствие опыта |
+ | ||
Внутреннее мошенничество |
+ |
|||
Процессы и внутренний контроль |
Использование некорректных данных, проводок и расчетов по финансовым операциям |
+ |
||
Неадекватное распределение |
+ |
|||
Информационные системы и технологии |
Сбои информационной системы и отказ оборудования |
+ |
||
Неполное резервное |
+ |
|||
Незащищенная обработка данных |
+ |
|||
Взлом информационной системы и заражение вирусом |
+ |
Таким образом, три вида угроз характеризуются низкой вероятностью осуществления, четыре – средней, а одна угроза имеет высокий уровень вероятности реализации. При этом, ни одной угрозе не установлен нулевой уровень вероятности, что характеризовало бы ее невозможностью реализации.
Далее необходимо установить максимальные потери от возникновения риска, для чего составим таблицу 2.3:
Таблица 2.3. Оценка потенциального ущерба от реализации операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России
Группы операционных рисков |
Угроза |
Оценка возможного ущерба | |
В баллах |
В тыс. руб. | ||
Персонал банка |
Недостаточная компетентность и отсутствие опыта |
2 |
5 100 |
Внутреннее мошенничество |
3 |
100 000 | |
Процессы и внутренний контроль |
Использование некорректных данных, проводок и расчетов по финансовым операциям |
2 |
2 000 |
Неадекватное распределение |
1 |
1 000 | |
Информационные системы и технологии |
Сбои информационной системы и отказ оборудования |
2 |
3 300 |
Неполное резервное |
1 |
1 000 | |
Незащищенная обработка данных |
2 |
6 000 | |
Взлом информационной системы и заражение вирусом |
3 |
50 000 | |
ИТОГО |
168 400 |
Примерная оценка ущерба от реализации операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России показала, что при реализации всех рисков банк может потерять 168400 тыс. руб. или 168,4 млн. руб.
На
основании приведенных выше
Таблица 2.4. Оценка ожидаемого ущерба от реализации операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России
Угроза |
Приемлемость риска (Вероятность × ущерб в баллах) |
Общая оценка риска |
Общая оценка риска (в баллах) |
Скорректированная сумма ущерба (1 балл – 33 % от суммы) |
Недостаточная компетентность и отсутствие опыта |
6 |
Высокий |
3 |
5100 |
Внутреннее мошенничество |
6 |
Высокий |
3 |
100000 |
Использование некорректных данных, проводок и расчетов по финансовым операциям |
2 |
Низкий |
1 |
670 |
Неадекватное распределение |
1 |
Низкий |
1 |
330 |
Сбои информационной системы и отказ оборудования |
4 |
Средний |
2 |
2200 |
Неполное резервное |
1 |
Низкий |
1 |
330 |
Незащищенная обработка данных |
2 |
Низкий |
1 |
2000 |
Взлом информационной системы и заражение вирусом |
6 |
Высокий |
3 |
50000 |
ИТОГО |
- |
- |
- |
160630 |
Ожидаемые потери оценивались исходя из величины 1 балла – 33,3% (0,333):
5100 тыс. руб. × 1,0 = 5100 тыс. руб.
2000 тыс. руб. × 0,333 = 666 = 670 тыс. руб.
Ожидаемая величина ущерба может составить 160630 тыс. руб.
Наибольшее внимание нужно уделить таким угрозам, как недостаточная компетентность и отсутствие опыта у персонала, внутреннее мошенничество, сбои информационной системы и отказ оборудования, взлом информационной системы и заражение вирусом. Рассмотрим основные причины, которые ведут к возникновению этих угроз в Западно-Уральском банке Сбербанка России (табл. 2.5).
Таблица 2.5. Причины возникновения угрозы операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России
Угроза |
Причины |
1.
Недостаточная компетентность |
- нехватка квалифицированных и опытных кадров на местном рынке; - банк не уделяет достаточного внимания обучению и повышению уровня квалификации сотрудников; - недостаточный период адаптации сотрудников перед вступлением в должность. |
2. Внутреннее мошенничество |
- непроработанная система отбора кадров, в результате чего на рабочие места попадают люди, склонные к мошенничеству; - слабая система внутренней безопасности, что способствует осуществлению незаконных операций. |
3. Сбои информационной системы и отказ оборудования |
- использование нелицензионных - неисправность сетевых кабелей
и соединительных разъемов (обрывы
кабеля, короткое замыкание и
физическое повреждение - слабые серверы. |
4. Взлом информационной системы и заражение вирусом |
- доступ к виртуальным ключам имеет несколько пользователей (к каждому); - Защита на сервере имеет только один уровень; - сотрудники вводят короткие пароли, которые легко подобрать внешним мошенникам; - подключение к сети неавторизованного оборудования. |
На основании проведенного анализа угроз, вероятности их возникновения и возможного ущерба необходимо разработать мероприятия по снижению операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России.
Таким образом, примерная оценка ущерба от реализации операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России показала, что при реализации всех рисков банк может потерять 168,4 млн. руб. Реальная величина ущерба может составить 160,63 млн. руб. Наибольшее внимание нужно уделить таким угрозам, как недостаточная компетентность и отсутствие опыта у персонала, внутреннее мошенничество, сбои информационной системы и отказ оборудования, взлом информационной системы и заражение вирусом.
Во первой главе данной работы были выявлены четыре основных вида рисков, которые оказывают максимальное воздействие на банковскую деятельность анализируемой кредитной организации. Поэтому необходимо разработать рекомендации по снижению этих рисков.
1. Недостаточная компетентность и отсутствие опыта
Анализ показал, что возникновение этих рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России происходит по следующим причинам:
Таким образом,
основными направлениями
1) Разработка системы обучения и повышения квалификации.
2) Отправлять
работников на
3) Стажировка молодых специалистов в других регионах системы Сбербанка РФ.
4) Разработка
системы адаптации новых
Для вновь нанятых работников целесообразно проводить «интервал- тренинг» (признанный в Европе наилучшей методикой безболезненного «врабатывания» нового работника в его обязанности). Он наиболее подходит для специалистов. Его можно проводить примерно по следующей программной схеме:
1 неделя:
информационная «экскурсия» по
необходимым для дальнейшей
2 неделя:
сопровождение и наблюдение
за работой молодого
3 неделя: сопровождение и наблюдение за работой опытного сотрудника;
4 неделя:
сопровождающая работа с
5 неделя: сопровождение и наблюдение за работой опытного сотрудника с клиентами и т.д.;
6-10 неделя:
замещение больного или
11 неделя:
передача в руки нового
12 неделя:
подведение итогов периода
Разумеется, эта программа может меняться как по срокам, так и по содержанию, в зависимости от задач банка. Главный принцип: вхождение в курс новых дел с подстраховкой со стороны опытных работников, но так, чтобы те при этом не отрывались от своих прямых обязанностей.
2. Внутреннее мошенничество
Для того, чтобы предотвратить или выявить внутреннее мошенничество в банке, рекомендуется, во-первых, проверить всех работающих банка, а, во-вторых, вновь поступающих на работу проверять на полиграфе (так называемый «детектор лжи»).
В последние годы в России многие крупные работодатели при подборе кадров в большей степени стали полагаться на информацию, полученную при проведении полиграфных проверок, чем на результаты анкетирования.
Популярность кадровых полиграфных проверок объясняется:
- высокой точностью проверок;
- возможностью
получения биографических и
При
проведении кадровой проверки
нередки случаи искажения
Полиграф поможет:
- установить
достоверность заполнения
- установить объективность информации, представленной в автобиографии обследуемого;
- выявить криминальное прошлое;
- установить
частоту употребления
- выявить частоту употребления крепких алкогольных напитков;
- установить
причину увольнения с
- установить мотивы поступления на службу;
- выявить криминальные связи;
- определить склонность к азартным играм;
- проверить психическое здоровье;
- проследить эмоциональную устойчивость.
Необходимость
активного использования