Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей управления операционными рисками в банковской деятельности и разработка мероприятий по их снижению на примере Западно-Уральского банка Сбербанка России.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические положения управления рисками в банковской деятельности;
- выявить основные факторы возникновения операционных рисков в кредитных учреждениях

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления операционными рисками 5
1.1 Операционные риски банковской деятельности 5
1.2 Управление операционными рисками 9
2. Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России» 13
2.1 Анализ и оценка базовых видов операционных рисков коммерческого банка «Западно-Уральский банк Сбербанка России» 13
2.2 Разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение операционных рисков коммерческого банка 17
2.3 Оперативный контроль над снижением операционных рисков коммерческого банка 24
Заключение 27
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

Операционный риск.docx

— 89.81 Кб (Скачать файл)

- денежных  выплат клиентам и контрагентам, а также служащим кредитной  организации в целях компенсации  им во внесудебном порядке  убытков, понесенных ими по  вине кредитной организации;

- затрат  на восстановление хозяйственной  деятельности и устранение последствий  ошибок, аварий, стихийных бедствий  и других аналогичных обстоятельств;

- прочие  затраты, связанные с устранением  причин возникновения и реализации  риска.

2) Косвенных  потерь (не выражающихся напрямую  в денежном эквиваленте, но  косвенно влияющих на финансовый  результат):

- потеря  деловой репутации;

- недополученные  запланированные доходы;

- приостановка  деятельности в результате неблагоприятного  события (технологический сбой);

- отток  клиентов и т.д.9

В российской практике областью повышенного операционного  риска являются информационные технологии, которые составляют значительную долю в структуре общих расходов многих финансовых организаций.

Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного  риска являются:

- случайные  или преднамеренные действия  физических и (или) юридических  лиц, направленные против интересов  кредитной организации;

- несовершенство  организационной структуры кредитной  организации в части распределения  полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения  банковских операций и других  сделок, их документирования и  отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля;

- сбои  в функционировании систем и  оборудования;

- неблагоприятные  внешние обстоятельства, находящиеся  вне контроля кредитной организации.

Все события  операционного риска можно разделить на четыре основные группы в зависимости от фактора их происхождения (табл. 1.2).

Таблица 1.2 Группы и факторы операционного риска

Группы операционных рисков

Факторы риска

Персонал банка

-недостаточная компетентность и  отсутствие опыта; 

-операции с использованием конфиденциальной  информации;

-внутреннее мошенничество; 

-несанкционированная деятельность;

-трудовые иски.

Процессы и внутренний контроль

-ошибки в корпоративной деятельности;

-неадекватное распределение полномочий;

-использование некорректных данных, проводок и расчетов по финансовым  операциям; 

-ошибки в отчетности и налогообложении.

Информационные 

системы и технологии

-сбои информационной системы  и отказ оборудования;

-неполное резервное копирование  данных;

-незащищенная обработка данных;

-взлом информационной системы  и заражение вирусом.

Внешняя среда

-изменения в законодательстве;

-физический ущерб от стихийного  бедствия 

или некорректных действий внешних  сторон;

-внешнее мошенничество; 

-смена политического курса,  юридических, регуляторных или  налоговых условий;

-изменения в технологиях.


 

Перечисленные выше группы могут включать в себя факторы, которые воздействуют на операционную деятельность банка в зависимости  от специализации банка. Каждая из четырех  групп содержит факторы,  которые  определяют степень влияния операционного  риска.

Первые  три группы факторов зависят от внутренней политики банка,  управления и надзора.  Степень влияния каждого из факторов определяется внутренней политикой  банка и умением менеджеров подразделений  реагировать на происходящие события, в которых проявляются факторы  риска,  поэтому нет приоритетов  при определении наиболее влиятельных  или менее воздействующих факторов на деятельность банка, каждый банк должен определять иерархию воздействия факторов риска непосредственно в зависимости  от специфики деятельности.

Четвертая группа факторов не может быть спрогнозирована  банком,  но степень ее влияния  может быть уменьшена оперативным  реагированием на возникшие проблемы. Степень и характер контроля операционным риском в каждом банке будут разными, в зависимости от размера банка, специализации и характера проводимых операций.

Таким образом, перечень факторов, влияющих на риски  в банковской деятельности, достаточно разнообразен. В частности, факторами  операционного риска являются: недостаточная  компетентность и отсутствие опыта  персонала;  внутреннее и внешнее  мошенничество; использование некорректных данных, проводок и расчетов по финансовым операциям; сбои информационной системы  и отказ оборудования; незащищенная обработка данных и т.д.

1.2 Управление операционными  рисками

Управление  операционными рисками –  процесс  принятия и выполнения управленческих решений,  направленная на классификацию  рисков, идентификацию, анализ и оценку, разработку путей защиты от операционного  риска.

Управление  операционным риском в коммерческом банке должно включать в себя следующие  основные этапы10:

  1. выявление источников операционного риска
  2. идентификация операционного риска
  3. оценка операционного риска
  4. мониторинг операционного риска
  5. контроль и минимизация операционного риска

Процесс выявления операционного риска должен включать анализ всех условий функционирования банка на предмет наличия или возможности возникновения факторов операционного риска. Такой анализ должен проводиться банком на следующих уровнях:

  • анализ изменений во всех сферах деятельности общества, которые могут оказать влияние на эффективность деятельности банка;
  • анализ подверженности операционным рискам всех направлений деятельности банка с учетом его приоритетов;
  • анализ отдельных банковских операций и других сделок;
  • анализ внутренних процедур.

Идентификация операционного риска должна происходить:

  • в процессе осуществления банковской деятельности непосредственно структурными подразделениями банка, осуществляющими операции и сделки, несущие вероятность возникновения операционных рисков;
  • в процессе проверок деятельности структурных подразделений банка;
  • в процессе рассмотрения внешней информации, поступившей в банк: писем надзорных органов, жалоб и претензий со стороны клиентов банка и пр.

Оценка операционного риска может быть качественной и количественной. Базой для создания количественной оценки операционного риска в эффективной модели управления риском может выступать basic indicator approach-BIA, который предусматривает оценку операционных рисков и поддержание капитала банка на достаточном для покрытия этих рисков уровне, используя только один индикатор — валовой доход. Валовой доход должен определяться в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору.

При таком  подходе минимальные требования по капиталу на покрытие операционных рисков определяются как:

 

где - требование к капиталу в рамках базового индикативного подхода;

GI - положительный  ежегодный валовой доход за  предыдущие три года (для целей  ежеквартального расчета показателя  используется понятие некалендарного  года — с января по декабрь  включительно, а предшествующих 12 месяцев);

n — количество  лет из предыдущих трех, в которые  валовой доход был положительным;

α — 15 %, данный показатель установлен Базельским комитетом по банковскому надзору и относится к отраслевому уровню требуемого капитала, а также к отраслевому уровню индикатора.

Показатели  за любой год, в котором ежегодный  валовой доход был отрицательным  или нулевым, должны исключаться  из расчета (как из знаменателя, так  и из числителя). Таким образом, подход базового индикатора предполагает поддержание  капитала для целей покрытия операционных рисков в размере 15 % от среднего годового валового дохода за три последних  года.

Качественные  показатели. Ряд направлений деятельности коммерческих банков довольно сложно оценить конкретными показателями. В таких случаях необходимо проводить  анкетирование сотрудников по специальным  анкетам, которые должны разрабатываться  в банке. Итоги анкетирования  должны быть обобщены, проанализированы, по результатам анкетирования банку  необходимо сформировать аналитическую  записку с описанием проблем  и «слабых мест», с указанием  вероятности возникновения новых  источников операционных рисков, рекомендациями по дальнейшему совершенствованию  управления операционными рисками.

Мониторинг операционных рисков. В целях мониторинга операционного риска российские банки должны использовать систему индикаторов уровня операционного риска. В качестве таких индикаторов могут использоваться:

  • количество несостоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделок;
  • увеличение частоты и объемов несостоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделок;
  • количество уволенных (уволившихся) сотрудников;
  • количество допущенных ошибок при проведении операций;
  • количество аварий, сбоев информационно-технологических систем.

Контроль и минимизация операционных рисков. Основным методом минимизации операционного риска является разработка банком организационной структуры, внутренних правил и процедур совершения банковских операций и других сделок таким образом, чтобы исключить (минимизировать) возможность возникновения факторов операционного риска.

Для минимизации  операционного риска в кредитной  организации могут применяться  следующие основные инструменты:

  • разграничение доступа к информации;
  • разработка защиты от несанкционированного входа в информационную систему;
  • разработка защиты от выполнения несанкционированных операций средствами информационной
  • системы;
  • настройка и подключение автоматических проверочных процедур для диагностики ошибочных действий;
  • автоматическое выполнение рутинных повторяющихся действий;
  • аудит (регистрация и мониторинг) действий пользователей.

Конечно, создание эффективной методики управление операционным риском возможно только с учетом особенностей каждого конкретного  банка (размер, основной вид деятельности и т. д.), но базой для создания хорошо работающей системы управления операционным риском может выступать  вышеописанная система, состоящая  из пяти описанных этапов.

 

2. Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России»

2.1 Анализ  и оценка базовых видов операционных рисков коммерческого банка «Западно-Уральский банк Сбербанка России»

 

Анализ  базовых видов операционных рисков коммерческого банка проводится по следующей методике:

1. Идентификация  рисков.

Первый  шаг в анализе рисков - их идентификация. Рассматриваемые виды угроз следует  выбирать исходя из соображений здравого смысла (исключив, например, землетрясения, однако, не забывая о возможности  захвата террористами), но в пределах выбранных видов провести максимально  подробный анализ.

Целесообразно выявлять не только сами угрозы, но и  источники их возникновения - это  поможет в выборе дополнительных средств защиты.

2. Оценка  вероятности осуществления.

После идентификации  угрозы необходимо оценить вероятность  ее осуществления. Допустимо использовать при этом трехбалльную шкалу (низкая (1), средняя (2) и высокая (3) вероятность).

3. Оценка  потенциальных (максимальных) потерь при наступлении события.

Кроме вероятности  осуществления, важен размер потенциального ущерба. Например, пожары бывают нечасто, но ущерб от каждого из них, как  правило, велик. Тяжесть ущерба также  можно оценить по трехбалльной шкале.

4. Оценка  ожидаемых потерь (приемлемости риска).

После того, как накоплены исходные данные и  оценена степень неопределенности, можно переходить к обработке  информации, то есть собственно к оценке рисков. Вполне допустимо применить  такой простой метод, как умножение  вероятности осуществления угрозы на потенциальный ущерб.

Если  для вероятности и величины ущерба использовать трехбалльную шкалу, то возможных произведений будет шесть: 1, 2, 3, 4, 6 и 9.

Первые  два результата можно отнести  к низкому риску, третий и четвертый - к среднему, два последних - к  высокому, после чего появляется возможность  снова привести их к трехбалльной шкале.

По этой шкале и следует оценивать  приемлемость рисков. Правда, граничные  случаи, когда вычисленная величина совпала с приемлемой, целесообразно рассматривать более тщательно из-за приближенного характера результата.

Проведение  анализа базовых видов операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России

В первой главе данной работы были приведены группы операционных рисков. Рассмотрим их подобно применительно к анализируемому банку (табл. 2.1).

Информация о работе Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России»